Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Твердое топливо 

Правовое регулирование в сфере э

В.В. Григоровский

 

Председатель Ликвидационной комиссии

 

Госкомэнергосбережения Украины,

 

Основной задачей законодательства по энергосбережению является создание благоприятных условий для эффективного использования энергоресурсов, избегая непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. Для реализации этой задачи, прежде всего, необходима действенная взаимосогласованная и прозрачная система законодательства по энергосбережению. Такая система должна содержать правовые нормы, которые бы предусматривали адекватное соединение инструментов государственного регулирования и поощрения субъектов хозяйствования и населения относительно эффективного использования энергоресурсов.

 

Законодательство в сфере энергосбережения, как область национального законодательства, была основана принятием Закона Украины “Об энергосбережении”. Этот закон был принят в период кризисных явлений в экономике в 1994 году. Он должен был бы предусматривать систему институционных, регулятивных и стимулирующих мероприятий по внедрению режима экономного использования энергоресурсов и т.п., но этот закон, как и большинство законов принятых в то время, не является законом прямого действия, большинство его норм носят декларативный или бланкетный (отсылочный) характер.

 

обеспечение правового регулирования отношений в сфере энергосбережения и внедрение механизмов государственного регулирования в этой сфере на протяжении последних лет осуществлялось, большей частью, через принятие подзаконных нормативно-правовых актов: указов Президента Украины, постановлений и распоряжений правительства и приказов Госкомэнергосбережения.

 

На на данный момент в сфере энергосбережения действуют приблизительно 100 нормативно-правовых актов, система стандартов и значительное количество нормативно-методических документов.

 

Эти акты и документы, путем прямого или опосредствованного правового влияния на отношения в сфере энергосбережения, дали принцип. возможность создать структуру государственного управления и контроля в сфере энергосбережения, ввести систему нормирования топливно-энергетических ресурсов, понятие энергетического аудита, систему государственной экспертизы по энергосбережению и национальных стандартов энергосбережения, установить санкции за нарушение законодательства в сфере энергосбережения.

 

Тем не менее, следует заметить, что, не считаясь с проведенной на протяжении последнего десятилетия работой по созданию правовой базы энергосбережения, на на данный момент основным законом, который регулирует отношения в сфере энергосбережения в Украине остается Закон Украины “Об энергосбережении”. Определяющим недостатком этого закона является отсутствие четко определенных методов правового регулирования в сфере энергоэффективности и средств его внедрения.

 

Несовершенство правовых норм высшей юридической силы влечет за собой неэффективность подзаконных актов по вопросам энергосбережения и порождает функционально не структурированную, аморфную систему государственного управления в этой сфере.

 

В условиях действующего правового регулирования вопрос повышения энергоэффективности экономики фактически зависит от добросовестности собственников, а фактическое состояние энергоэффективности на энергоемких предприятиях доказывает, что собственники таких предприятий разными способами, иногда путем политического давления, добились переложения бремени обеспечения прибыльности своих предприятий на плечи Государства, через списание долгов за энергоресурсы, льготные тарифы (цены) на энергоресурсы, налоговые и таможенные льготы, злоупотребление монопольным положением и т.п. экономическая эффективность работы этих предприятий, на на данный момент, достигается не с помощью внедрения энергоэффективного оборудования и технологий, а путем компенсации неоправданно высоких энергозатрат за счет льготных режимов хозяйствования.

 

Достижение интенсивного снижения энергоемкости ВВП возможно при условии создания правовых оснований, которые бы обязывали субъектов хозяйствования обеспечить соответствующий уровень энергоэффэктивности во всех областях общественного производства, избегая непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

 

Наиболее эффективным путем достижения этой цели является принятие новой редакции Закона Украины “Об энергосбережении” - проекта Закона Украины “Об энергоэффективности”, в котором, в частности, необходимо предусмотреть:

 

Создание правовых оснований для внедрения механизмов государственного регулирования эфф. использования ТЭР.

 

Среди наиболее эффективных механизмов государственного регулирования в сфере энергосбережения следует выделить нормирование удельных затрат энергоресурсов на единицу продукции. С целью внедрения действенного влияния системы нормирования энергоресурсов на эффективность использования энергоресурсов в общественном производстве Украины, должныбыть созданы соответствующие правовые основания. Существуют несколько основных направлений усовершенствования законодательства из нормирования удельных затрат энергоресурсов, в частности:

 

Показатели норм удельных затрат энергоресурсов оказывают непосредственное влияние на объем налоговых поступлений в государственный бюджет, поскольку соответственно с Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, затраты на потребление и приобретение топливно-энергетических ресурсов относятся к валовым затратам налогоплательщика. на на данный момент неэффективность использования энергоресурсов (завышенные показатели норм удельных затрат энергоресурсов) компенсируется для субъектов хозяйствования отнесением неэффективно использованных энергоресурсов на валовые затраты.

 

С целью создания экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в эффективном использовании энергоресурсов необходимо внести в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” (ст. изменения, которые бы предусматривали запрет отнесения на валовые затраты энергоресурсов, потребленных ими, свыше норм удельных затрат ресурсов, установленных в соответствии с законодательством.

 

Требует изменений порядок согласования и утверждение норм удельных затрат, путем внедрения обязательной государственной экспертизы разработанных норм. Также необходимо создать систему сертификации предприятий, учреждений и организаций, которые имеют право разрабатывать нормы и методики нормирования удельных затрат ТЭР.

 

Необходимо снизить границу годового потребления энергоресурсов, которая влечет за собой необходимость согласования норм удельных затрат ТЭР с центральным органом исполнительной власти в сфере энергосбережения и определить круг должностных лиц ответственных за такое согласование.

 

Для обеспечения безусловного соблюдения порядка нормирование удельных затрат энергоресурсов необходимо установить адекватную юридическую ответственность за нарушение должностными лицами и субъектами хозяйствования законодательства относительно нормирования удельных затрат энергоресурсов. В частности, целесообразно предусмотреть, что в случае отсутствия норм удельных затрат, весь объем энергоресурсов, потребленных за период отсутствия норм, считается их перерасходом. Неподобающе согласованные или утвержденные нормы, считаются такими, что отсутствуют.

 

К регулятивным средствам влияния государства на эффективность использования ТЭР относится и система государственной экспертизы энергосбережения.

 

Для эффективного функционирования этого механизма необходимо:

 

- пересмотреть перечень объектов, которые подлежат обязательной государственной экспертизе энергосбережения;

 

- усовершенствовать порядок проведения государственной экспертизы энергосбережения.

 

Мировой опыт свидетельствует что, значительное влияние на эффективность использования энергоресурсов имеет создание правовых оснований для внедрения системы обязательных энергетических стандартов и проведение государственного контроля за их соблюдением. В частности требует развития правовое регулирование энергетического маркирования продукции.

 

Для обеспечения объективного мониторинга эфф. использование энергоресурсов в общественном производстве необходимо правовое обеспечение обязательной статистической отчетности субъектов хозяйствования относительно объемов использованных ими энергоресурсов.

 

Создание правовых оснований для экономического стимулирования эфф. использования энергоресурсов.

 

Правовое регулирование государственной экономической поддержки эффективного использования энергоресурсов должно отвечать принципам рыночной экономики, бюджетного цикла, быть прозрачным и действенным.

 

На основании анализа мирового опыта и учета особенностей налоговой и бюджетной системы Украины предлагается законодательно закрепить такой механизм экономического стимулирования энергосбережения:

 

Отнесение, потребленных субъектами хозяйствование ТЭР на валовые затраты допускается лишь в границах установленных норм удельных затрат. За перерасходы ТЭР свыше установленных показателей норм удельных затрат ТЭР субъекты хозяйствования платят сбор за перерасходы энергетических ресурсов (энергетический сбор) в размере 200% от стоимости перерасходованных энергоресурсов. К объему перерасходов ТЭР, на которые начисляется энергетический сбор, не включается объем ТЭР, выработанных из альтернативных источников энергии.

 

Энергетический сбор направляется в государственный бюджет и используются на погашение процентов по программе льготного кредитования проектов энергосбережения. Льготному кредитованию в первую очередь подлежат субъекты хозяйствования, продукция или услуги которых имеют стратегическое значение или социальное направление.

 

Для создания правовых оснований функционирования вышеупомянутого механизма необходимо:

 

Внести изменения в Закон Украины “О системе налогообложения”, в части включения в перечень налогов и сборов, которые справляются на территории Украины, сбора за перерасход ТЭР.

 

Включить в новую редакцию Закона Украины “Об энергосбережении” - Закона Украины “О энергоэффективности” правовые нормы относительно ставки и порядка взыскания сбора за перерасход энергоресурсов.

 

Разработать порядок льготного кредитования проектов по энергосбережению.

 

Как механизм стимулирования эффективного использования ТЭР, можно применять проведение сертификации предприятий относительно соответствия требованиям энергосбережения. Предприятия, которые прошли сертификацию, могут быть освобождены от проверок эфф. использование ТЭР на период до 5 лет, или для таких предприятий показатели нормы удельных затрат устанавливаются на три года.

 

К стимулирующим механизмам следует отнести установление адекватной хозяйственной ответственности субъектов хозяйствования и административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение законодательства об энергосбережении. В частности, есть необходимость значительного увеличения размеров административных штрафов за нарушение законодательства об энергосбережении, и введение юридической ответственности субъектов хозяйствования за несоблюдение требований законодательства о энергосбережении, относительно обязательности государственной экспертизы энергосбережения, энергетических стандартов, порядка энергетического маркирования продукции и т.п.

 

Усовершенствование правового регулирования в сфере учета энергоресурсов.

 

Особое внимание в цикле развития законодательства по энергосбережению необходимо уделить развитию правового регулирования в сфере учета энергоресурсов. Нынешнее состояние дел в сфере учета ресурсов существенным образом тормозит развитие рыночных отношений в экономике страны, оказывает содействие наличию прямых потерь, разворовыванию и неэффективному использованию ресурсов. Преодолеть критическое состояние дел в этой сфере возможно при условии внедрения обязательности учета ресурсов в цикле их купли-продажи через принятие Закона Украины “О коммерческом учете ресурсов, передача которых осуществляется сетями”.

 

Законопроект, в частности, предусматривает:

 

обязательность учета при добыче, производстве, передаче, снабжении, хранении, использовании и закупке ресурсов;

 

осуществление продавцами ресурсов (собственниками сетей) за собственные средства приобретения, монтажа, технического обслуживания, ремонта и поверки приборов учета;

 

включение в цену (тариф) на ресурсы или в договор о предоставлении услуг относительно снабжения ресурсов расходы на приобретение, монтаж, техническое обслуживание, ремонт и поверку приборов;

 

определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере учета ресурсов;

 

установление ответственности за нарушение законодательства в этой сфере.

 



Ініціатива з енергоефективності. Энергетический аудит и состояние. Співпраця на перспективу. Газовый базар Туркменистана.

На главную  Твердое топливо 





0.003
 
Яндекс.Метрика