Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Новая страница 1

В 2007 г. Украина не будет потреблять российский газ, отдав предпочтение более дешевому среднеазиатскому топливу. Такой компромисс дает «Газпрому» принцип. возможность высвободить объемы своего ресурса для экспорта в Западную Европу, сохраняя при этом практически льготный тариф за украинский транзит. Украина же гарантирует свой газовый баланс, продлевая переход на среднеевропейскую цену на газ, как минимум, до 2008-2009 гг.

 

Пока все идет к тому, что эксклюзивным поставщиком импортного газа останется РосУкрЭнерго, при этом туркменский газ будет закупаться у «Газпрома», а казахстанский и узбекский – непосредственно у «Казмунайгаза» и «Узбекнефтегаза». Согласно уже заключенным РУЭ контрактам, Узбекистан поставит украинским потребителям 7 млрд. м3 газа, Казахстан – 8,5 млрд. м3, а Туркменистан – 42 млрд. м Стоимость будущих пост * узбекского и казахстанского газа пока не определена, но ожидается, что она может быть ниже стоимости туркменского, законтрактованного ранее «Газпромом» по $100/тыс. м По словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, среднеазиатский газ будет более чем вдвое дешевле российского.

 

стоимость «голубого топлива» для промышленных потребителей Украины с учетом налоговой и транспортной составляющей, и торговой наценки, может составить в 2007 г., по оптимистическим прогнозам, до $150/тыс. м3, а по пессимистическим – до $190/тыс. м Что касается более отдаленной перспективы, то ожидается, что максимум к 2008 г. стоимость газа так же раз удвоится, достигнув «средней восточноевропейской» стоимости в $230-260/тыс. м Это косвенно свидетельствует о том, что переговоры относительно долгосрочного (до 5 лет) закрепления условий газового импорта Украины, о которых ранее неоднократно сообщалось, не достигли успеха.

 

Даже при соблюдении среднеазиатских контрактов в газовом балансе Украины на следующий год просматривается, согласно некоторым оценкам, «дыра» в 2-2,5 млрд. м3, которую сможет перекрыть только существенный прирост добычи собственного газа либо закупка дорогого российского газа. Несмотря на это, ряд участников газового рынка не исключают возможности возобновления реэкспорта среднеазиатского газа, поскольку это не запрещено действующими договоренностями и позволит «Нафтогазу» существенно оздоровить свои финансы.

 

На эти же цели направлены и инициативы топливно-энергетического блока правительства по уменьшению налогового давления на «Нафтогаз». По словам Бойко, «от «Нафтогаза» требуют то же количество налогов, что и до того времени, когда продавать газ начали другие организации. значит в данное время газом торгуют одни организации – они же и платят налог, но количество налогов «Нафтогаза» от этого не уменьшилось, хотя газом он не торгует». Впрочем, крайне не желательно также исключить и того, что фискальная нагрузка в результате будет перераспределена не столько «в пользу» «других организаций» (которые, согласно официальным отчетам, и так работают на грани рентабельности), сколько «в пользу» остальных бюджетообразующих отраслей промышленности.

 

Учитывая достаточно жесткие параметры «среднеазиатского» баланса газа, дополняемого реальной перспективой реэкспорта части этого топлива и ужесточением контроля за «целевым» (т.е. для бытовых потребителей) использованием газа внутренней добычи, в следующем году можно ожидать достаточно жесткого лимитирования промышленного потребления «голубого» топлива. Недостающие объемы газа украинские потребители будут вынуждены закупать по гораздо более высокому «газпромовскому» тарифу, что может в ряде случаев привести к сокращению производства и/или резкому снижению его рентабельности.

 

В этих условиях Ассоциация газовых трейдеров Украины, объединяющая 29 организаций с совокупным объемом годовых продаж в 3 млрд. м3 газа, в очередной раз выступила с инициативой дальнейшей либерализации газового рынка Украины. Организация предлагает расширить число покупателей газа у РУЭ, создав конкурентную среду для «УкрГаз-Энерго», остающегося монопольным продавцом импортного газа. Это позволит несколько удешевить стоимость топлива для конечных потребителей, поскольку, по словам главы Ассоциации Романа Сторожука, «если поставщиков газа в страну несколько, то торговая наценка определяется рынком», и такая наценка может быть гораздо меньше максимально разрешенной законодательством наценки в $15/тыс. м3, применяемой сейчас «УкрГаз-Энерго». Реализация такого подхода может быть интересной и для отечественных горно-металлургических бизнес-групп, большинство из которых получили лицензии на поставку газа по нерегулируемому тарифу для собственных нужд.

 

В то же время это вопрос не столько внутренней, сколько внешнеэкономической политики. По словам Сторожука, «законодательные возможности есть, но в данный момент, согласно договоренностей, так же никто не покупал газ, кроме СП «УкрГаз-Энерго». Соответственно, здесь потребуется добрая воля со стороны РУЭ (точнее, стоящего за ним «Газпрома»), который вряд ли откажется от приносящего дополнительную прибыль монопольного статуса «УкрГаз-Энерго» без соответствующей компенсации.

 

В данном контексте необходимо отметить, что пока остается неясным, насколько украинские власти и бизнес готовы реализовывать предлагаемую россиянами схему «дешевый газ в обмен на активы». Так, комментируя на прошедшей неделе предложения россиян оптимизировать стоимость топлива в обмен на увеличение присутствия в Украине российского капитала, министр экономики Владимир Макуха затруднился с прямым ответом, но отметил, что «…мы приветствуем иностранные инвестиции. Когда мы говорим об иностранных инвестициях, мы почему-то считаем, что эти инвестиции должны приходить только из Европы и Америки. Если они приходят из России, они такие же желанные, как и все остальные».

 

В целом, для наиболее газоемких отраслей отечественной промышленности продолжает оставаться актуальной проблема внедрения энергосберегающих технологий. При этом эффективность соответствующих мероприятий во многом будет зависеть от гибкости политики правительства, которому при всей его занятости вытягиванием «Нафтогаза» из долговой ямы, никак нельзя забывать и о необходимости тарифного и налогового стимулирования инвестиций в энергосбережение

 



Возможные состовляющие энергонез. Российский газ хватило бы самим. К 2050 году Россия может стать и. Глава 3.

На главную  Энергопотребление 





0.0077
 
Яндекс.Метрика