Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Опасная игра

Сенсационная новость о том, что Украина может зарабатывать около $30 млн. в год на продаже квот выброса в атмосферу вредных газов, несколько дней назад пробежала по всем средствам массовой информации. так же один ист. пополнения бюджета чиновники откопали после вступления в силу с 16 февраля 2005 года Киотского протокола, в соответствии с которым устанавливаются квоты на вредные выбросы в атмосферу для различных государств пропорционально численности их населения. Чтобы понять, насколько такой заработок реален, необходимо углубиться в историю вопроса:

 

Подарок для бедных

 

Киотский протокол вызывает откровенные возражения со стороны экономически развитых государств. но большинство из них его подписали. В сущности, протокол открывает значительные перспективы для экономически слаборазвитых государств неплохо заработать на торговле отведенными их странам квотами на выброс вредных отходов. Под торговлей квотами, предусмотренной документом, подразумевается переуступка прав на выбросы парниковых газов (ПГ) в атмосферу. Если кто не в курсе, ПГ - это такие газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают инфракрасное излуч. и включают диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы, гидрофторуглероды с перфторуглеродами и т. п.

 

Документ составлен так, что какой-нибудь Непал или Бутан, в котором отродясь не было никакой индустрии и вряд ли в обозримом будущем появится, имеет примерно такие же квоты на выброс вредных веществ, как соответствующие им по населению Голландия или Дания. Понятно, что в их интересах - купить квоту у Непала, а в интересах того же Непала эту квоту продать и немного на этом заработать.

 

Не торопятся присоединиться к Киотскому протоколу США. И это понятно, поскольку нет такой вредоносной позиции, по которой американцы не превысили бы теоретически выделяемых им в случае присоединения к Киотскому протоколу квот. А значит, Вашингтону придется тратить огромные деньги на их покупку. Интересно, что присоединение к Киотскому протоколу крайне невыгодно и для стран с холодным климатом и развитой тепловой энергетикой, которые просто вынуждены отапливаться (а в цикле горения, как известно, образуются парниковые газы). Скажем, страдать от Киотских ограничений будет Финляндия. По самым оптимистическим прогнозам, расходы финской промышленности вырастут на 400 миллионов евро ежегодно, и наилучшим средством их сдерживания станет строительство так же одной атомной электростанции. Не случайно присоединение к Киотскому протоколу Российской Федерации вызвало ожесточенные споры среди ученых, в которых превалировали отрицательные оценки последствий.

 

В целом же в мировом масштабе положительным фактором внедрения квот Киотского протокола станет борьба за чистоту окружающей среды. При этом, конечно же, в экономически развитых государствах промышленные выбросы вследствие борьбы за экологию всяческих зеленых движений уменьшаются, но зато резко увеличиваются выбросы от сжигания бытовых отходов. экономически развитым государствам необходимо как-то расширить квоты, и сделать это они могут, купив недостающие объемы квот у слаборазвитых государств. Вот тут-то у некоторых наших государственных деятелей разгораются глаза.

 

Украинский интерес

 

Надо сказать, что в Украине климат, мягко говоря, несколько холоднее, чем на Таити. И тепловая энергетика у нас дает до половины вырабатываемой электроэнергии. Не говоря уже о том, что зимы у нас ненамного теплее, чем в Финляндии, а теплосбережение - гораздо хуже.

 

И все же, по мнению некоторых чиновников, Украина может неплохо заработать на торговле выделенными ей квотами. Так, заместитель председателя Госкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству Орест Лотоцкий заявил, что продажа квот на выбросы от сжигания метана способна принести в казну $30 млн. в год. Попробуем проанализировать, на чем базировался такой расчет.

 

Как известно, чем богаче страна, тем больше в ней перерабатывается мусора. В Украине цивилизация так же не достигла такого уровня, когда образуются огромнейшие массы твердых бытовых отходов, которые необходимо утилизировать (в частности сжигать). Посему есть зазор м. реальными объемами сжигания мусора (и выбросами вследствие этого метана) и квотами. На этом зазоре и попытаются заработать причастные к торговле квотами чиновники.

 

Наибольший интерес к вопросу приобретения украинских квот в рамках Киотского протокола проявляют Дания и Голландия. Так, датчане в течение предыдущего года вели подготовительную работу, рассылали анкеты городам и предприятиям, и на данный момент уже получили предварительное согласие на продажу квот от 12 городов. В рамках таких договоров предусматривается, что на полигонах хранения твердых бытовых отходов устанавливается специальная система отсоса газа метана, который там образуется, и дальнейшего его сжигания. При этом рассматриваются также различные проекты, в частности, получ. тепловой и электрической энергии. Украина теоретически может развернуть бойкую торговлю квотами.

 

но сложность представляет вопрос, сколько все-таки реально выбрасывают в атмосферу вредных веществ наши загрязнители. И тут опять начинается самое интересное. Официальные данные свидетельствуют, что по выбросам в атмосферу наша страна значительно отстает от развитых европейских государств. Впрочем, люди, живущие в промышленных центрах Украины и вынужденные дышать этими выбросами, так сказать, не могут делать бизнес на торговле квотами реально. Это возможно лишь в случае занижения количества вредных выбросов в атмосферу. Правда, транснациональная бюрократия уже нашла противоядие от такого поведения национальных борцов за чистоту окружающей среды. И здесь Украина может попасть в своеобразную экологическую квотовую ловушку: чтобы продать квоту - нужно пройти экспертизу. А чтобы пройти экспертизу, нужно заплатить деньги.

 

При этом результаты анализов не могут оказаться для нас огорчительными, учитывая уплаченную за них сумму. Международная экологическая экспертиза в ходе борьбы за экологию в глобальном масштабе постепенно приобретает черты жесткой наднациональной надзорной структуры, которая беспощадна к локальным национальным интересам отдельных государств и по своей строгости ненамного уступает знаменитой FATF, которая борется с отмыванием грязных денег. Поэтому вокруг продажи квот уже в ближайшем будущем могут возникнуть множественные коррупционные скандалы. Более того, легко проданные за живые деньги квоты могут дорого обойтись экономике страны, вплоть до закрытия со временем стратегических предприятий, не вписывающихся в оставшиеся после массовой распродажи куски. все - таки одно дело, если квоты продает какая-нибудь Бурунди, где промышленность отсутствует как явление и топить зимой хижины банановыми листьями незачем. И другое дело - Украина, являющаяся индустриальной державой и расположенная в достаточно прохладном климате.

 

Представим такую гипотетическую ситуацию: Украина распродала квоты, оставила себе по минимуму, а м. тем экономический рост продолжается, и, скажем, та же Криворожсталь решает нарастить производство, но квота превышается. Или так же хуже: приезжает на комбинат международная экологическая комиссия, выясняет, что де-факто комбинат уже давно превысил все квоты, и просто закрывают какое-нибудь производство как не вписывающееся или заставляют докупить квоты втридорога. А если в Украине случится холодная зима и одновременно в ремонте будут находиться несколько энергоблоков на АЭС, мы опять можем не вписаться в квоты.

 

Правда, международной экологической бюрократии, судя по всему, на первом этапе будут на руку всевозможные прегрешения украинских чиновников. все - таки на самом деле наша страна выбрасывает весьма много вредных веществ. А учитывая наше желание интегрироваться в Европу, может возникнуть требование к Киеву согласиться на комплексную экологическую экспертизу всех потенциально грязных объектов. И тут достаточно одной-двух острых публикаций в западной прессе об экологически грязной Украине, чтобы вопрос о сроках начала переговоров о возможном членстве Украины в ЕС вновь отложили на дальнюю полочку, требуя новых уступок от украинского правительства.

 

Вместо послесловия

 

Как мы уже выяснили, к бизнесу на квотах нужно относиться весьма осторожно. С политической точки зрения, весьма опасным является потенциальный скандал, который может возникнуть, если окажется, что украинское правительство торговало квотами, занижая реальные объемы выбросов. Это даст для экологически озабоченной евробюрократии железный козырь, чтобы в очередной раз указать Украине на ее место под солнцем. В экономическом плане международный экологический контроль и прохождение всяких экспертиз - довольно дорогостоящее удовольствие, которое в итоге может привести к закрытию тех или иных предприятий.

 



Газ в обмен на активы. Энергетика может стать тормозом развития экономики России. Белоцерковский металл без газа. Значение энергосбережения в Соединенных Штатах.

На главную  Энергопотребление 





0.0172
 
Яндекс.Метрика