Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Позиция экологических НПО по социальным и экологическим проблемам производства и передачи энергии

Введение

 

История документа

 

С 2005 года по инициативе РАО «ЕЭС России» (далее РАО ЕЭС) ведется диалог м. неправительственными организациями и руководством РАО ЕЭС. В результате серии встреч была достигнута договоренность о необходимости разработки общей позиции неправительственных организаций по экологическим вопросам в энергетике.

 

Планируется, что в июле 2008 завершится цикл реорганизации РАО ЕЭС. Для сохранения преемственности в экологической политике дочерних компаний и передачи наработок в области определения экологических и социальных проблем и возможностей их решения, руководство РАО ЕЭС проявило заитересованность в оставшееся время провести трехсторонний переговорный цикл м. НПО, РАО ЕЭС и дочерними компаниями и Правительством.

 

В этой связи позиция неправительственных организаций может стать одним из инструментов для обеспечения преемственности экологической политики РАО ЕЭС и экологизации деятельности независимых энергокомпаний.

 

Поскольку настоящая позиция вырабатывались в переговорах с РАО ЕЭС, она не включает вопросы атомной энергетики. Подавляющее большинство подписавших позицию организаций выступают против развития атомной энергетики как опасной и не способной принципиально решить социальные и экологические проблемы.

 

Почему важны общая позиция неправительственных организаций и переговорный цикл?

 

Внимание к российской энергетике, особенно после ее рыночной перестройки, будет расти в силу ее значения для энергетической безопасности страны, и экономической и экологической значимости.

 

Общественные организации будут играть важную роль в формировании общественного и делового мнения об энергетических компаниях. Выполнение консолидированных общественных требований весьма важно для устойчивого, экологически ответственного развития российской энергетики, соответствующего лучшим международным стандартам (например, отчетность по системе GRI; применение передовых технологий снижения удельной углеродоемкости производства).

 

На постсоветском пространстве российские компании могут сыграть значительную роль не только как источники инвестиций и технологий, но и как примеры экологически ответственного поведения.

 

Практическое применение документа

 

Заинтересованная энергетическая компания или любая другая организация, согласившаяся с Позицией неправительственных организаций, принимает соответствующие обязательства по выполнению задач, относящихся непосредственно к этой компании или организации.

 

Например, отказ от строительства крупных равнинных ГЭС напрямую не относится к сетевым компаниям, равно как и требование о доведении доли возобновляемых источников до 20% от вновь вводимых мощностей к 2020 году., к генерирующим компаниям напрямую не относится требование о предотвращении гибели птиц на ЛЭП.

 

Позиция неправительственных организаций не требует моментального достижения предлагаемых целей, но НПО настаивают на том, чтобы компании и организации стремились к выполнению задач, сформулированных в Позиции, в обозримые сроки и планировали соответствующие действия. Это стремление должно быть предметно и конкретно отражено в планах и политиках компаний и организаций.

 

Выполнение задач, зафиксированных в настоящей позиции, может быть проблематично в силу, например, различия позиций менеджмента, инвестора и собственника энергетической компании. Неправительственные организации осознают ограничения возможностей менеджмента компаний, но в конечном итоге их работа будет оцениваться на основе конечного результата.

 

Предлагаемые критерии оценки соответствия деятельности компаний положениям настоящего документа достаточно вариабельны и требуют уточнения в каждом отдельном случае.

 

Энергетика и глобальное изменение климата

 

Отказ от увеличения выбросов парниковых газов (ПГ) за счет оптимизации топливного баланса и повышения эфф. выработки энергии.

 

Комментарий

 

В перспективе есть риск активного ввода в строй новых мощностей традиционной энергетики, основанной на сжигании ископаемого топлива, при сохранении и эксплуатации старых, неэффективных мощностей. Это приведет к быстрому наращиванию выбросов парниковых газов и скорому достижению уровня выбросов 1990г.

 

Чтобы избежать этой ситуации, мы считаем, что ввод новых мощностей должен вестись одновременно с интенсивным выводом устаревших мощностей. Например, на множественных старых электростанциях за счет установки нового оборудования на основе передовых технологий при сохранении исходного количества потребляемого топлива можно увеличить выработку электроэнергии в 1,5 раза и более. При условии реализации мер в области энергосбережения на стадии энергопотребления у конечного потребителя (п. 1.2.) это позволит безболезненно выводить из эксплуатации старые неэффективные мощности.

 

Учитывая, что традиционные формы сжигания угля дают примерно двукратное увеличение выбросов ПГ на 1 т.у.т. по сравнению с сжиганием газа, с позиции энергетического баланса отказ от увеличения потребления ископаемого топлива, и прежде всего угля, означает фиксацию существующего баланса с доминирующей долей газа с ростом доли возобновляемых источников энергии в перспективе.

 

Критерии выполнения

 

1.Ввод новых мощностей исключительно с использованием наиболее передовых технологий.

 

2.Обновление морально и технически устаревшего оборудования на действующих энергообъектах.

 

3.Ввод новых мощностей сопровождается выводом старых.

 

4.Ввод новых мощностей, работающих в режиме когенерации (с учетом наличия и близости потребителя тепловой энергии).

 

5.Снижение или, как минимум, сохранение существующего уровня удельных выбросов ПГ.

 

Содействие мерам по повышению эфф. распределения энергии и ее использования конечным потребителем.

 

Комментарий

 

Настоящее требование может не относиться к энергетическим компаниям, которые теоретически заинтересованы в росте спроса на энергию, но оно имеет прямое отношение к сетевым компаниям, заинтересованным в оптимизации транспортировки и распределения энергии.

 

Производители энергии должны работать с потребителями. В противном случае риски перегрузки энергосистем и аварийных отключений будут расти, в частности в связи с отсутствием экономической мотивации энергосбережения. Кроме того, в результате декларируемого роста спроса на электроэнергию могут приниматься и уже принимаются экономически и экологически необоснованные долгосрочные политические решения о необходимости наращивания мощностей вместо рационального использования энергии, получаемой при современной установленной мощности.

 

Согласно оценкам Международного энергетического агентства, вложение одного доллара в энергоэффективность экономит два доллара. В Российской Федерации, имеющей потенциал энергосбережения в объеме, превышающем 40% от общего энергопотребления, этот показатель может быть так же выше.

 

Помимо огромных экономических затрат, к которым ведет необоснованное наращивание производства энергии при ее неэффективном использовании, это наносит значительный экологический ущерб.

 

Содействие мерам по повышению эфф. энергопотребления может включать:

 

– переговоры с региональными и муниципальными органами власти с целью оптимизации системы подачи и использования электроэнергии и тепла на уровне потребителя, сокращения/стабилизации объемов потребляемой энергии и в итоге закрытия старых неэффективных энергомощностей;

 

– инициирование и/или помощь в разработке региональных программ энергосбережения на уровне потребителя;

 

– инициирование создания фондов энергосбережения;

 

– инвестирование в энергосбережение, энергоаудит на уровне конечного потребителя;

 

– пропаганда энергосбережения (например, через выставки, демонстрационные проекты, конкурсы).

 

Критерии выполнения

 

1.Наличие и реализация плана действий по рационализации энергопотребления на стадии конечного потребителя.

 

2.Постоянное и значительное снижение удельного энергопотребления в регионе действия компании.

 

МВт-час и Гкалорий на единицу валового регионального продукта в сопоставимых ценах.

 

Доведение доли производства энергии из возобновляемых источников до 20% от вводимых мощностей к 2020 году (в том числе за счет реализации потенциала децентрализованного энергоснабжения) и предоставление возможности потребителям покупать такую энергию.

 

Комментарий

 

В действующей экологической политике РАО ЕЭС зафиксирована цель доведения доли возобновляемых источников энергии (без учета крупных ГЭС) с 0,5% в 2002 году до 1,5% к 2015 году. Согласно данным Международного энергетического агентства, в настоящее время доля возобновляемых источников (без учета крупных ГЭС) в выработке электроэнергии в мире составляет около 2% и к 2030 году может достигнуть 4%.

 

В ряде регионов мира эти показатели существенно выше. Весной 2007 года руководством Евросоюза было принято решение о доведении к 2020 году доли возобновляемых источников до 20% от общего объема энергопотребления.

 

В настоящее время в России отсутствует законодательная база, система государственной поддержки и даже благоприятная деловая среда для развития возобновляемых источников энергии. Существующая налоговая система не благоприятствует развитию рынка «зеленой энергии». Неправительственные организации готовы участвовать в решении этих проблем.

 

Компании должны демонстрировать готовность производить и продавать «зеленую энергию» заинтересованным потребителям. Это значительно облегчит решение проблемы развития возобновляемой энергетики в России.

 

Кроме того, необходимость ввода новых мощностей традиционной энергетики, целесообразность эксплуатации старых мощностей, и строительство новых сетей должны оцениваться с позиции потенциала децентрализации энергетики на основе ВИЭ для снижения уровня сверхцентрализации энергоснабжения. В советское время гигантомания привела к созданию огромных генерирующих мощностей (часто «самых больших в мире»), что требовало создания систем передачи энергии на значительные расстояния. Это вело к большим неэффективным затратам как при создании энергетических систем, так и в цикле их эксплуатации, снижало надежность их работы. Например, строительство новой ЛЭП к удаленным потребителям, расположенным на территории с высоким потенциалом ветровой, геотермальной, малой гидро- и солнечной энергетики, возможностями использования древесного топлива, часто является нецелесообразным.

 

Децентрализация энергетики не означает призыва к прекращению профильного бизнеса энергетических компаний. но должен быть проанализирован, и, в случае его наличия, реализован потенциал децентрализации для снижения сверхконцентрации производства, что будет способствовать как повышению экономической эффективности, так и надежности работы энергосистем.

 

Децентрализация означает ввод новых мощностей вне сетей, требующих диспетчеризации на федеральном уровне, как на объектах, подключенных к сетям (автономизация объектов), так и на объектах, расположенных вне сетей (удаленные территории).

 

Критерии выполнения

 

1.Наличие и реализация краткосрочных и долгосрочных планов по развитию возобновляемой энергетики.

 

2.Готовность компании информировать потребителя об экологичности поставляемой ему энергии.

 

3.Наличие оценки потенциала децентрализованной энергетики на основе ВИЭ.

 

4.Наличие и реализация плана по вводу мощностей децентрализованной энергетики.

 

экологичность

 

Наличие у энергетических компаний современной экологической политики.

 

Комментарий

 

Современная экологическая политика подразумевает: информационную открытость и ведение диалога с заинтересованными сторонами; планы экологизации производства и механизмы их исполнения; обязательство проведения экологических экспертиз; обязательство приостановки реализации проекта при наличии острого социального или экологического конфликта до его разрешения.

 

Под информацией понимается открытая экологическая отчетность с указанием как положительных, так и отрицательных последствий деятельности компании.

 

Информационная открытость подразумевает:

 

- размещение информации о деятельности компании в доступном виде в Интернет;

 

- размещение информации о деятельности компании в открытом годовом отчете;

 

- наличие системы обращений граждан и организаций и ответов на них;

 

- наличие механизма выявления заинтересованных сторон;

 

- наличие площадки для постоянного диалога с НПО.

 

Для организации диалога с заинтересованными сторонами потребуется выявление природоохранных неправительственных организаций, заинтересованных в диалоге, как по отдельным проектам, так и по экологической политике компании в целом.

 

Диалог по отдельным проектам подразумевает, что наряду с оценкой коммерческой эфф. заказчик инвестиционного проекта обязан в рамках расчетов его общественной эфф. оценивать воздействие проекта на смежные отрасли экономики (традиционное природопользование, туризм и рекреации и др.), упущенную выгоду и компенсации за экологические ущербы природным экосистемам в результате затопления земель с временным лагом не менее 100 лет. Заказчик обязан сделать расчеты налоговых поступлений и платежей от будущего проекта в бюджеты муниципальных образований и субъектов РФ, на территории которых может произойти затопление земель или будут проявляться признаки косвенного воздействия затопления. должныбыть представлены и оценены альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, в том числе «нулевой вариант» (полный отказ от деятельности).

 

Общественность, как в России, так и в других странах деятельности компаний, должна быть ознакомлена с материалами и результатами общественных обсуждений проектов.

 

Критерии выполнения

 

1.Наличие экологической политики, учитывающей предложения НПО, и открытой экологической отчетности (включая размещение на сайтах компаний материалов статистической отчетности по формам 2-ТП).

 

2.Наличие обязательства проведения общественных экологических экспертиз и ОВОС по проектам с привлечением экспертов, предложенных Коалицией экологических НПО.

 

3.Поддержка постоянного диалога с неправительственными организациями.

 

4.Наличие обязательства приостановки реализации проекта в случае серьезного экологического конфликта.

 

5.Наличие и реализация плана сокращения сбросов-выбросов загрязняющих веществ, соотносящегося с показателями наиболее передовых технологий.

 

6.Наличие и реализация плана по снижению влияния энергетических объектов на природные территории и биоразнообразие.

 

7.Результаты оценок общественной и бюджетной эфф. инвестиционного проекта с учетом его воздействия на смежные отрасли экономики, упущенной выгоды и иных факторов представлены на общественных или публичных слушаниях в томе проектной документации «Эффективность инвестиций», и в банковских ТЭО. При подготовке инвестиционных проектов, предусматривающих строительство плотин и других гидротехнических сооружений, необходимо проводить оценки общественной и бюджетной эфф. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в строгом соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эфф. инвестиционных проектов» (вторая редакция, исправленная и дополненная; утв. Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 47 . Результаты этих оценок должны быть доведены до сведения заинтересованной общественности в соответствии с российским законодательством и международным правом.

 

8.Проведенные курсы повышения квалификации для сотрудников компании в области рационального природопользования и сохранения окружающей среды.

 

Отказ от строительства крупных объектов, прежде всего ГЭС, в «no go» (социально-экологически запретных) зонах, либо в непосредственной близости от них, даже если это допускается действующим законодательством.

 

Комментарий

 

К “no go” зонам (социально-экологически запретным) относятся следующие территории и объекты:

 

- существующие и проектируемые особо охраняемые природные территории и акватории (ООПТ) федерального уровня, и территории, зарезервированные или включенные в перспективные планы и схемы развития ООПТ федерального уровня;

 

- территории традиционного природопользования (ТТП);

 

- прилегающие охранные зоны и буферные территории, предохраняющие ООПТ и ТТП от негативных воздействий хозяйственной деятельности человека;

 

- объекты всемирного природного и культурного наследия и их буферные или охранные зоны;

 

- ООПТ регионального и местного значения в части, предусмотренной положения-ми конкретных ООПТ;

 

- ключевые орнитологические территории (КОТР);

 

- малонарушенные лесные территории (МЛТ);

 

- прочие лесные территории, определенные как леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ);

 

- ключевые ботанические территории (КБТ);

 

- водно-болотные угодья (ВБУ) международного значения и угодья, внесенные в национальный Перспективный список Рамсарской конвенции.

 

Кроме того, экологические НПО считают недопустимым строительство крупных энергообъектов в пределах следующих ценных и уязвимых природных территорий или в непосредственной близости от них:

 

- территории, покрытые высокоуязвимыми горными лесами;

 

- территории с типичными степными сообществами, подлежащие повсеместному сохранению в связи с высокой степенью нарушенности степной зоны;

 

- районы с выраженной вечной мерзлотой, разрушение которой приведет к изменениям мерзлотного режима на соседних территориях или станет причиной выброса в атмосферу значительных объемов парниковых газов;

 

- бассейны рек, гидрологический режим и экосистемы которых не нарушены крупными гидротехническими сооружениями.

 

Критерии выполнения

 

1.Отсутствие планов по строительству ГЭС и прочих крупных энергетических объектов в «no go» зонах в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

 

2.Отсутствие в планах строительства горных ГЭС, несущих многозначительные социально-экологические последствия, и крупных равнинных ГЭС.

 

Экологизация действующего производства энергии и систем ее транспортировки, снижение ущерба, наносимого природным территориям, объектам и биоразнообразию, реабилитация нарушенных экосистем.

 

Комментарий

 

В настоящее время существуют доступные решения по экологизации производства и транспортировки энергии, среди которых технологии, позволяющие:

 

– сокращать гибель птиц на ЛЭП,

 

– повышать эффективность рыбопропускных сооружений,

 

– минимизировать воздействие водохранилищ на особо ценные природные территории и объекты.

 

Реабилитация нарушенных экосистем предполагает наличие механизмов оценки ущерба природным комплексам, и согласованных с заинтересованными сторонами и реализуемых планов по их восстановлению.

 

Критерии выполнения

 

1.Проведение оценки ущерба, наносимого живой природе.

 

2.Наличие и реализация планов реабилитации нарушенных экосистем, включающих программы экологического мониторинга.

 

3.Наличие и реализация планов внедрения технологии протекции птиц на ЛЭП и снижение числа гибнущих птиц.

 

4.Наличие и реализация планов действий по снижению негативного влияния энергетических объектов на водные экосистемы, предусматривающих в том числе внедрение современных и эффективных рыбопропускных систем.

 

5.Наличие и реализация планов действий по снижению выбросов, сбросов, образования твердых отходов.

 

6.Наличие и реализация планов по оптимизации паводковых, сезонных и суточных попусков воды, регулирования ее уровня в водохранилище, учитывающих социальные и экологические условия в зоне его влияния.

 

Социально-экологические вопросы

 

Наличие и реализация энергетическими компаниями политики социальной ответственности, включающей обязательство информационной открытости и ведение конструктивного диалога с заинтересованными сторонами.

 

Комментарий

 

Комментарии относительно информации, информационной открытости и организации диалога см. в разделе 2.1.

 

Ввиду разнообразия социальных групп и слоев при организации диалога с заинтересованными сторонами целесообрано использовать определение основных групп населения, упомянутых в «Повестке дня на XXI век», а именно: женщины, молодежь, коренные народы и местные общины, неправительственные организации, местные власти, профсоюзы, бизнес, ученые, фермеры. Число социальных групп, участвующих в диалоге и их состав, зависят от готовности каждой группы к обсуждению конкретных проблем. В любом случае каждая из групп должна иметь доступ к необходимой информации и участию в социальных программах.

 

Критерии выполнения

 

1.Наличие согласованной с НПО политики социальной ответственности и конкретных планов по ее воплощению на практике.

 

2.Наличие механизма выявления заинтересованных сторон и их списка, отражающего все потенциально заинтересованные стороны.

 

3.Наличие диалога со всеми заинтересованными сторонами.

 

Наличие и реализация механизма согласования интересов всех заинтересованных сторон на стадии проектирования, текущей работы и вывода из эксплуатации энергетических объектов (составная часть политики социальной ответственности). Механизм должен включать принцип. возможность изменения проектов с учетом мнения заинтересованных сторон, и принцип. возможность приостановки проекта в случае острого социального конфликта вплоть до его разрешения.

 

Комментарий

 

Механизм согласования интересов не должен ограничиваться только общественными слушаниями. В случае, если одних общественных слушаний недостаточно, необходимы другие формы согласования проектов, например консультации с представителями заинтересованных сторон.

 

Крайне важно, чтобы компании были готовы корректировать проект с учетом мнения заинтересованных сторон или отказываться от проекта в случае неразрешимости острого социального конфликта.

 

Критерии выполнения

 

1.Наличие механизма учета мнения заинтересованных сторон при проектировании энергетических объектов, предусматривающего принцип. возможность внесения изменений в проект на стадии проектирования;

 

2.Отсутствие острых социальных конфликтов на стадии проектирования.

 

3.В случае, если острый социальный конфликт имел место – наличие документов (протоколов, переписки), подтверждающих его конструктивное разрешение.

 

4.Наличие обязательства по приостановке реализации проекта в случае возникновения серьезного социального конфликта.

 

Наличие и реализация механизмов мониторинга социально-экологических последствий деятельности в области энергетики, выплаты компенсаций сторонам, которым наносится ущерб и проведение реабилитационных работ по снижению социально-экологического ущерба (составная часть политики социальной ответственности).

 

Комментарий

 

Результаты мониторинга должныбыть открыты. В качестве одной из возможных форм мониторинга социальных последствий (как отрицательных, так и положительных) могут быть опросы общественного мнения.

 

Компенсационные механизмы особенно актуальны для снижения ущерба в связи с деятельностью крупных ГЭС, и крупных угольных и мазутных электро- и теплостанций.

 

Компенсации по результатам деятельности гидроэлектростанций должны включать выплаты переселенцам, помощь с переселением, и адекватную поддержку жизнеобеспечения населения подтопляемых территорий.

 

Механизмы по реабилитации природных территорий, объектов и экосистем, которым нанесен ущерб, особенно актуальны для гидросооружений, имеющих крупные водохранилища с подтопляемыми территориями.

 

Критерии выполнения

 

1.Осуществление мониторинга социально-экологических последствий в зоне влияния энергетических объектов и открытый доступ к его результатам.

 

2.Проведение оценки социально-экологического ущерба, в том числе признание ответственности компании за ущерб, нанесенный ее предшественниками.

 

3.Наличие механизмов принятия решений о выплате компенсаций и проведении реабилитационных работ с целью снижения социального ущерба. Выплата компенсаций и проведение реабилитационных работ.

 

4.Отсутствие социальных конфликтов в связи с выплатой компенсаций и проведением реабилитационных работ.

 

Глоссарий

 

1.Банковское ТЭО - это перечень таблиц (отчетов) по реализуемому проекту, по которому запрашивается кредит у банка. Традиционно таблицы бывают трех видов: отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли и убытках и прогнозные балансы (часто последнее не требуется). Это необходимо для доказательства эфф. проекта и проверки банком возможности возврата кредита. Набор документов, представляемых в ТЭО определяет каждый банк самостоятельно.

 

2.Водно-болотные угодья (ВБУ) международного значения – угодья, имеющие международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, согласно Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарской конвенции). Россия (в составе СССР) присоединилась к Рамсарской конвенции в 1975 г. В рамках выполнения Рамсарской конвенции в настоящий момент в России есть 35 водно-болотных угодий международного значения. Помимо этого, в соответствии с Конвенцией каждой страной-участницей должен быть подготовлен Перспективный («Теневой») список Рамсарских угодий для включения в конвенцию. В России такой список из 166 территорий был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы по запросу Госкомэкологии России (Водно-болотные угодья, внесенные…, 200 .

 

3.Возобновляемые источники энергии (ВИЭ):

 

a. энергия солнца;

 

b.энергия ветра;

 

c.энергия водных потоков, за исключением крупных ГЭС и ГАЭС;

 

d.энергия морских приливов;

 

e.волновая энергия;

 

f.геотермальная энергия;

 

g. низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха и воды;

 

h.биомасса и отходы, за исключением получаемых в результате использования углеродного сырья и топлива.

 

4.Ключевая ботаническая территория (КБТ) - природный участок с высоким ботаническим разнообразием и/или участок, который по оценке экспертов поддерживает уникальное сообщество редких, находящихся под угрозой исчезновения и/или эндемичных видов растений, и/или растительное сообщество с большой ботанической ценностью.

 

5.Ключевая орнитологическая территория России (КОТР) – территория или акватория, имеющая важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и остановок на пролете. В первую очередь к ним относятся места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения; места с относительно высокой численностью других редких и уязвимых видов (подвидов, популяций), в том числе занесенных в Красную книгу РФ и региональные Красные книги; места обитания значительного числа эндемичных видов, и видов, распространение которых ограничено одним биомом; места формирования крупных гнездовых, линных, пролетных, зимовочных и других скоплений птиц.

 

6.Крупные ГЭС - согласно отчету Всемирной комиссии по плотинам (WCD Dams and Development: A New Framework for Decision Making, http://www.dams.org/report/) выделяются крупные и сверхкрупные плотины. Крупные - более 15 м высотой, причем Международная комиссия по крупным плотинам считает крупными и те, чья высота находится в пределах от 5 до 15 м, если объем водохранилища больше 3 млн. кубометров. Сверхкрупные - высота больше 150 м, объем плотины более 15 млн. кубометров, объем водохранилища более 25 млн. кубометров, мощность более 1000 Мв.

 

7.Леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) (в понимании Лесного попечительского совета, FSC) — леса, принадлежащие к одной или нескольким из ниже перечисленных категорий:

 

a. участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах: из-за высокого биологического разнообразия (уникального эндемизма, богатства исчезающими видами, наличия большого количества рефугиумов и т.д.) (тип ЛВПЦ ;

 

b. и /или представляют собой крупные лесные ландшафты (расположенные внутри хозяйственной единицы управления лесами или содержащие ее), в пределах которых могут в естественном состоянии существовать жизнеспособные популяции большинства, если не всех биологических видов, встречающихся на данной территории (ЛВПЦ ;

 

c.участки леса, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы (ЛВПЦ ;

 

d.участки леса, имеющие ключевое средообразующее или ресурсоохранное значение (водоохранное и противоэрозионное и т.д.) (ЛВПЦ ;

 

e. лесные территории, имеющие особо важное значение для выживания местного населения (для добычи средств к существованию или поддержания здоровья) (ЛВПЦ ;

 

f.и/или играющие ключевую роль в сохранении национально-культурного самосознания местного населения (ЛВПЦ .

 

В ряде регионов России (Архангельская и Кировская области, республика Коми, Приморский и Хабаровский края, Еврейская АО) выполнены специальные исследования по ЛВПЦ, уточняющие эти критерии.

 

8.Малонарушенные лесные территории (МЛТ) - целостные природные территории в пределах лесной зоны площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри крупных постоянных поселений, действующих транспортных коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью (определение дано по «Атлас малонарушенных лесных территорий России», Москва, 200 . Малонарушенные лесные территории также относятся к ЛВПЦ.

 

9.Особо охраняемая природная территория (ООПТ) — участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти эти территории и акватории полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального достояния.

 

10.Отказ от строительства энергетических объектов - объекты не должны строиться в «nogo» зонах, и их строительство даже вне этих территорий не должно отрицательно влиять на состояние окружающей среды в них (например, они не должны попадать в зону влияния водохранилищ ГЭС).

 

11.Парниковый газ (ПГ) - газ, имеющий парниковый эффект, значит поглощающий в атмосфере тепловое излуч. Земли. Рост концентрации в атмосфере СО2 и дру­гих подобных газов в результате хозяйственной деятельности человека приводит к повышению температуры и изменению климата. Шесть газов (или групп газов) контролируются Киотским протоколом: СО2, СН4, N2O , ГФУ, ПФУ и SF Кроме перечисленных ПГ является водяной пар (важнейший парниковых газ атмосферы Земли), но он не анализируется в протоколе ввиду природного происхождения и отсутствия данных о росте его концентрации в атмосфере.

 

12.Повестка дня на XXI век - программа конкретных действий в сфере социально-экономического развития с целью рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды для обеспечения процветания человечества. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.

 

13.Современная экологическая политика – это политика, которая подразумевает: информационную открытость и ведение диалога с заинтересованными сторонами; планы экологизации производства и механизмы их исполнения; обязательство проведения экологических экспертиз; обязательство приостановки реализации проекта при наличии острого социального или экологического конфликта вплоть до его разрешения.

 

14.Территории традиционного природопользования (ТТП) – территории с особым режимом природопользования и охраны, обеспечивающим ведение традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и представителями иных этнических общностей, чья жизнедеятельность неразрывно связана с таким традиционным природопользованием и образом жизни в местах их проживания и хозяйственной деятельности.

 

15.Удельные выбросы ПГ – гСО2-эквивалента на КВт-ч или Гкал выработанной энергии и тепла в компании в целом.

 

16.Формы 2-ТП - Формы Федерального государственного статистического наблюдения, ежегодно предоставляемые индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их обособленными подразделениями в органы государственной статистики и/или органы надзора

 

Форма 2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды, используется для характеристики объемов использования воды и для показателя отведения (сброса) загрязненных сточных вод.

 

Форма 2-ТП (воздух) – сведения об охране атмосферного воздуха, используется для характеристики выбросов загрязнений в атмосферу от стационарных источников.

 

Форма 2-ТП (отходы) – сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, используется для характеристики объема образовавшихся отходов (I-V классы опасности).

 

17.Global Reporting Initiative (GRI) – международная система отчетности, используемая для оценки показателей устойчивого развития.

 

18.«No go» зона — участки земли, водоемы, природные комплексы, сообщества и объекты, и их совокупности, где по социально-экологическим причинам недопустимо строительство крупных энергетических объектов.

 



Подземные сокровищницы. Газ в обмен на активы. Энергетика может стать тормозом развития экономики России. Белоцерковский металл без газа.

На главную  Энергопотребление 





0.0092
 
Яндекс.Метрика