Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Формирование энергетической стратегии предприятия

Мельник Александр Николаевич

 

Результаты предыдущих лет реформирования экономики подтверждают непринцип. возможность адаптации прежней системы управления деятельностью предприятий к быстро меняющимся условиям рынка. Этим объясняется необходимость разработки новых подходов, адекватным образом отображающих происходящие перемены и наполняющих принципиально иным м функции управления деятельностью предприятий.
Влияние энергетического фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности

 

Можно выделить целый ряд факторов, существенным образом осложняющих и даже сдерживающих циклы реформирования не только отдельных предприятий, но и в целом всей отечественной экономики. Среди них особое место занимает стремительный рост цен на энергоресурсы. В результате перехода к свободному ценообразованию на энергоносители резко поднялись тарифы на электрическую и тепловую энергию для промышленных предприятий, причем темпы роста цен на энергоресурсы превышают темпы роста цен на продукцию других отраслей хозяйства.

 

Это явилось одной из важнейших причин увеличения удельного веса затрат на энергию в себестоимости продукции. Как показал проведенный анализ деятельности ряда обследованных нами предприятий машиностроительного комплекса, доля затрат на электрическую и тепловую энергию в себестоимости продукции выросла с 1-2% в 1990 году до 16-20% в 1999 году. Аналогичная тенденция наблюдается и на предприятиях легкой промышленности, где проведенное обследование позволило установить увеличение доли затрат на электрическую и тепловую энергию в себестоимости продукции с 8-9% в 1995 году до 17-19% в 1999 году.

 

Особо следует подчеркнуть, что при уменьшении выпуска промышленной продукции в 3-4 раза потребление энергии на предприятиях сократилось всего лишь в 1,5-2 раза. Использование в производстве морально и физически устаревшего оборудования, объясняемое, прежде всего, отсутствием у большинства промышленных предприятий средств на его замену или модернизацию, приводит к нерациональному расходу энергетических ресурсов и лишь усугубляет ситуацию.

 

Между тем, нереализованный потенциал энергосбережения весьма велик. Так, по расчетам специалистов, в Республике Татарстан он оценивается экономией около 8,9млрд кВт/ч электроэнергии и 13,4 млн Гкал тепловой энергии в год, что составляет около 40% всего энергопотребления [1]. Ряд крупных предприятий в Республике Татарстан уже провел некоторые мероприятия по энергосбережению, что позволило, например, ОАО Татнефть за период с 1994 по 1999 гг. уменьшить удельные нормы расхода электроэнергии на 16,4% и снизить электропотребление на 17,3%. Причем эти результаты достигнуты при стабилизации добычи нефти. [2]

 

Однако большинство предприятий не уделяет этой проблеме должного внимания, хотя от ее решения во многом зависит эффективность их производственно-хозяйственной деятельности и адаптация к условиям рыночных отношений.

 

Увеличение доли энергетических затрат в себестоимости выпускаемой продукции оказывает все более значительное влияние, прежде всего, на уровень устанавливаемых цен. А рост тарифов на тепловую и электрическую энергию существенно ограничивает конкурентоспособность выпускаемой продукции.

 

Хотя в последние годы как на федеральном, так и на региональном уровнях принят целый ряд законодательных актов, направленных на активизацию циклов энергосбережения, существенных сдвигов в направлении разработки энергосберегающей политики так и не произошло.

 

Проблемы создания системы энергетического менеджмента

 

На Западе широкое развитие получила концепция энергетического менеджмента, предполагающая радикальный пересмотр существующих точек зрения относительно функционирования энергетических структур на предприятиях различных отраслей.

 

Осознание важности такого подхода и в России привело в конце 1995 года к созданию Ассоциации энергоменеджеров (АСЭМ), объединяющей главных энергетиков и других специалистов, отвечающих за эксплуатацию энергетического хозяйства предприятий. Главной задачей АСЭМ является консолидация усилий для повышения эфф. управления энергетическим хозяйством и снижения энергетических издержек производства.

 

Представителями АСЭМ в последнее время активно пропагандируется западный опыт проведения работ в области энергетического менеджмента с целью его внедрения на отечественных предприятиях, пересмотра места и роли энергетических служб в повышении эфф. их деятельности.

 

Создание и функционирование системы энергетического менеджмента предполагает решение целого ряда проблем.

 

Во-первых, система энергетического менеджмента должна быть органически вписана в систему управления деятельностью предприятия. С ее позиций должна решаться и проблема финансирования наиболее эффективных направлений внедрения энергосберегающих мероприятий.

 

Во-вторых, особую актуальность приобретает обоснование задач, которые должны решаться в системе энергетического менеджмента, с определением алгоритмов решения, программного обеспечения и организационной структуры энергетических служб.

 

В-третьих, не меньшую актуальность имеет решение проблемы кадрового обеспечения энергетических служб предприятий, и проблемы мотивации экономичности энергетических ресурсов.

 

В-четвертых, необходимость в реализации концепции энергетического менеджмента должна быть осознана на высшем уровне управления экономикой.

 

Проблема формирования энергетической стратегии предприятия

 

Центральное место в системе энергетического менеджмента занимает разработка энергетической стратегии. Но пока исследования проблемы формирования энергетической стратегии предприятий, несмотря на всю их значимость, находятся на самом начальном этапе своего развития. До настоящего времени отсутствует даже устоявшаяся терминология, относящаяся к этой проблеме, не решены вопросы, связанные с определением ее места в реализации общей стратегии развития предприятия, принципов построения, этапов разработки и т.д.

 

В последние годы, правда, появился ряд научных трудов по проблемам стратегического управления деятельностью различных субъектов хозяйствования. но проблема формирования энергетической стратегии в них практически не анализируется и вопросы построения эффективной системы энергетического менеджмента остаются вне поля зрения хозяйственников. Проблемы энергетической стратегии рассматриваются только с позиции условий функционирования энергетического комплекса. Влияние энергетического фактора на результаты функционирования отдельного предприятия, вопросы формирования энергетической стратегии на микроэкономическом уровне так же ждут своих исследователей.

 

Влияние окружающей среды на формирование энергетической стратегии

 

Формирование энергетической стратегии предприятия зависит от факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.

 

Макроокружение определяет общие условия, в которых должна формироваться энергетическая стратегия. Оно характеризуется политической, правовой, экономической, социальной и технологической составляющими. Особенности каждой из них достаточно хорошо известны и подробно описаны в специальной литературе [3-5]. но оценка макроокружения может и должна быть расширена, за счет оценки энергетической составляющей, которая предопределяет политику государства в области формирования энергетической стратегии.

 

У предприятия пока не имеется возможности оказывать активное влияние на характер циклов в макроокружении. Но изменения в правовой, экономической, энергетической областях, направленные на совершенствование действующих правовых и экономических механизмов, могут оказывать серьезное стимулирующее воздействие как на производителей, так и на потребителей энергоресурсов и способствовать энергосбережению.

 

На микроуровне окружение предприятия формируют потребители, поставщики сырья, материалов, электрической и тепловой энергии, и конкуренты.

 

Например, основным видом сырьевых ресурсов для тепловых электрических станций Республики Татарстан является природный газ, поступающий из других регионов страны и прогнозируемое повышение цен на природный газ приведет к существенному увеличению тарифов на отпускаемую промышленным потребителям и населению электрическую и тепловую энергию.

 

Возможная замена природного газа на мазут, производимый в республике, не сдержит роста энергетической составляющей в составе затрат промышленных предприятий, поскольку мазут для производства энергии всех видов обходится примерно в 3 - 4 раза дороже природного газа. К тому же экологические последствия его применения потребуют выделения дополнительных средств на их ликвидацию.

 

По этой причине при формировании тарифов на 2001 год в ПЭО Татэнерго было предложено для рассмотрения несколько вариантов. В случае приобретения газа и мазута по рыночным ценам тарифы могут возрасти на 70-75% , в случае же сохранения особых условий оплаты их пост * возможное увеличение ограничилось бы 30-35% .

 

Конечно, энергетическая стратегия конкретных предприятий должна соответствовать основным направлениям реализации энергетической стратегии на федеральном и региональном уровнях, что сейчас обусловлено и монопольным характером всей электроэнергетики, отсутствием конкуренции на рынке электрической энергии.

 

В этих условиях разрабатываемые мероприятия ограничиваются, только поиском путей и резервов снижения себестоимости производимой продукции за счет сокращения энергетических затрат.

 

Лишь предлагаемые в последнее время мероприятия по реструктуризации энергетической системы России могут расширить возможности предприятия в формировании его энергетической стратегии и улучшить использование внутренних ее факторов, которые определяются, прежде всего, финансовым положением предприятия, удельным весом энергозатрат в себестоимости выпускаемой им продукции, и возможностями функционирующей на предприятиях системы учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов.

 

Соответственно энергетическая стратегия должна ориентироваться на реализацию общей стратегии развития предприятия, способствовать ее выполнению, оцениваться с позиции использования факторов, имеющих решающее значение для перспектив развития предприятия.

 

К вопросу об этапах разработки энергетической стратегии

 

На первом этапе на основе финансово-экономического анализа должны оцениваться эффективность деятельности предприятия при реализации выбранной стратегии развития, степень достижения поставленных целей, влияние энергетических затрат на конечные результаты функционирования предприятия, потенциальные возможности их улучшения при реализации энергосберегающих мероприятий.

 

До сих пор есть весьма много нерешенных вопросов, связанных с оценкой достоверности влияния энергетического фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности, оптимизацией технических решений, принимаемых при формировании энергетической стратегии предприятия (6, .

 

Разумно организованное стратегическое планирование поэтому должно обеспечить построение современной системы информационного обеспечения

 

На втором этапе должна обосновываться энергетическая стратегия с позиции реализации общей стратегии развития предприятия и определяться ее целесообразность.

 

Третий этап предполагает оценку влияния макроокружения и непосредственного окружения предприятий на формирование энергетической стратегии.
Анализ макроокружения требует использования информации о прогнозах развития экономики страны и региона, в том числе о перспективах развития энергетической отрасли.

 

Для анализа непосредственного окружения и оценки его влияния на формирование издержек производства по различным видам выпускаемой продукции может быть привлечена информация, полученная на основе исследования реальных и потенциальных потребностей рынка, мнений экспертов по различным аспектам деятельности конкурентов и т.д. К сожалению, сейчас практически нет организаций, специализирующихся на деятельности такого рода.

 

На четвертом этапе для выявления внутрипроизводственных резервов снижения энергетических затрат самим предприятием или же специалистами сторонних организаций должен проводится энергетический аудит. базовой его целью является оценка эфф. использования всех видов топливно-энергетических ресурсов, электрической и тепловой энергии, сжатого воздуха, воды для определения потенциала энергосбережения.

 

На пятом этапе по результатам проведения аудита определяются мероприятия по повышению эфф. использования энергетических ресурсов, направленные на разработку наиболее эффективных способов реализации выявленного потенциала.

 

На шестом этапе необходимо разрабатывать систему показателей для экономической оценки эфф. реализации энергосберегающих мероприятий, которая может быть использована при экономическом обосновании выбора наиболее предпочтительных вариантов.

 

На седьмом этапе формирования энергетической стратегии на основе использования разработанной системы показателей должна осуществляться экономическая оценка ожидаемой эфф. предложенных мероприятий.

 

Восьмой этап предполагает выбор наиболее эффективных мероприятий, которые будут положены в основу формирования энергетической стратегии предприятия при различных сценариях изменения тарифов на топливно-энергетические ресурсы.

 

На девятом этапе должна решаться задача по согласованию выбранной энергетической стратегии с общей стратегией развития предприятия.

 

Заключительный десятый этап - обобщение всей предшествующей работы, и мониторинг реализации энергетической стратегии.
Использование предложенного подхода к формированию энергетической стратегии, на наш взгляд, будет способствовать проведению эффективной энергосберегающей политики, обеспечению конкурентных преимуществ предприятия, что может стать одним из важных факторов повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными производителями.

 

Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант N 00-02-00191а).

 

Литература

 

Когогин С.А. Основные направления государственной политики в области энергосбережения и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2000.- № - С.6-9.
Ибрагимов Н.Г. Нефть и энергосбережение // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2000.- № 1.- С. 24- 25.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и агресс. маркетинга, 199 - 208 с.

 

4.Винокуров О.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и агресс. маркетинга, 199 - 160 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.:Гардарика, 199 - 296 с.
Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 199 - 102 с.
Мельник А.Н. Трансформация системы планирования на предприятиях России //Международный журнал Проблемы теории и практики управления.- 1998.- №4.- С. 35 - 37.

 

Источник: http://www.m-economy.ru

 



Волшебные слова. Трансформаторы тепла. В. Стенограмма Круглый стол «Угольная отрасль и тепловая электроэнергетика в России пути развития. Схема размещения ТЭС до 2030 г.» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 апреля 2007 г..

На главную  Энергопотребление 





0.0124
 
Яндекс.Метрика