Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Двусторонний Российско

Заключительный отчет

 

I. Введение

 

На двустороннем Российско-Американском семинаре по вопросам торговли квотами на выбросы парниковых газов, которая состоялась 1 - 2 июля в Москве (гостиница Мир), обсуждались экономические, технические и институциональные аспекты организации торговли квотами на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, двустороннем и международном уровнях. Финансирование семинара взяло на себя Агентство по международному развитию (АМР) США, а соучредителем семинара выступил государственный Комитет по охране окружающей среды - головное ведомство в правительстве Российской Федерации, курирующее проблемы изменения климата. Организационная поддержка семинара существлялась Гарвардским институтом международного развития и Высшей школой экономики.

 

В семинаре участвовало около 100 человек, представлявших целый ряд правительственных и неправительственных организаций, научных учреждений России и США. Делегации двух стран возглавляли соответственно доктор В. И. Данилов-Данильян, председатель Государственного комитета по экологии и природным ресурсам и Мелинда Кимбл, помощник госсекретаря США по проблемам мирового океана, окружающей среды и международного научного сотрудничества.

 

После анализа и обсуждения имеющихся результатов исследований и материалов участники семинара рекомендовали России и США образовать пять рабочих групп, чтобы продолжить после семинара совместную работу по следующим направлениям: организация систем регистрации сделок по торговле квотами на выбросы парниковых газов (КВПГ) (английский термин - assigned amount units - AAU), систем мониторинга и верификации, соблюдения национальных обязательств по сокращению выбросов ПГ ; идентификация необходимых элементов для создания системы торговли квотами на выбросы ПГ; создание каналов и механизмов осуществления ранних сделок; анализ юр. механизмов, способствующих осуществлению сделок и преодолению юр. препятствий для торговли квотами; улучшение качества долгосрочных прогнозов динамики выбросов ПГ на основе макроэкономических моделей.

 

Участники рекомендовали этим рабочим группам регулярно предоставлять результаты своей работы правительствам двух стран перед запланированными международными встречами по вопросам изменения климата, в том числе перед неофициальной встречей Российско-Американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (РАКЭТС). запланированной на 24 июля, перед встречей “зонтичной группы”, которая должна состояться в Веллингтоне в начале сентября, перед встречей министров природоохранных министерств в Токио 17 - 18 сентября, и перед четвертой конференцией стран-участниц рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК), которая должна состояться в Буэнос-Айресе 2 - 13 ноября 1998 г. Члены рабочих групп договорились начать работу сразу после семинара оперативно обмениваться электронными копиями оглавлений промежуточных рабочих документов. Участники семинара рекомендовали использовать существующую международную структуру, такую как группа по изменению климата в рамках РАКЭТС, для координации своей работы.
II. Контекст семинара

 

Двусторонний Российско-Американский семинар по вопросам торговли квотами на выбросы парниковых газов состоялась в Москве 1 - 2 июля 1998 года в контексте повышенного интереса, проявляемого в обеих странах к торговле квотами на выбросы как к экономически-эффективному механизму достижения глобального сокращения выбросов ПГ. Россия и США уже несколько раз обсуждали принцип. возможность совместных действий по предотвращению риска глобального изменения климата на двусторонних встречах в период м. 1992 годом (конференцией ООН по окружающей среде и развитию, на которой была подписана рамочная конвенция ООН по изменению климата) и декабрем 1997 года (третьей конференцией стран-участниц РКИК, на которой был подписан Киотский протокол). На этих встречах, проводившихся под патронажем РКИК и РАКЭТС (ранее комиссии Гора-Черномырдина) и других двусторонних и международных инициатив, обсуждались множественные технические вопросы, связанные с рыночными подходами к сокращению выбросов ПГ.

 

Принятие Киотского протокола, который юридически закрепляет обязательства сторон по сокращению выбросов ПГ и перечисляет четыре различных “гибких механизма” такого сокращения, привлекло внимание правительств двух стран к потенциальным возможностям (и обязательствам), связанным с торговлей квотами на выбросы и с другими рыночными механизмами сокращения выбросов ПГ, упомянутыми в Киотском протоколе. Принятие Киотского протокола также усилило интерес частного сектора к исследованию возможностей торговли квотами, и это,, стимулировало заинтересованность правительств в создании конкретных механизмов такой торговли. Значительный международный резонанс получило заявление третьей в мире по величине нефтяной корпорации Бритиш Петролеум о создании при сотрудничестве Фонда протекции природы США пилотной системы ограничения выбросов и торговли квотами на выбросы ПГ на десяти из ее девятнадцати подразделений. Также большой интерес к созданию стимулов к ранним сокращениям выбросов ПГ возник после заявления, сделанного 5 марта 1998 года американской компанией по производству электроэнергии Ниагара Мохавк о продаже до десяти миллионов тонн сокращения выбросов ПГ канадской нефтяной компании Санкор, при участии американской неправительственной организации “Фонд ресурсов окружающей среды”, которая должна будет подтвердить достигнутое сокращение выбросов, и последовавшего за ним заявления канадского правительства о начале национальной программы по торговле квотами на выбросы ПГ, предусматривающую кредиты за ранние сделки.

 

Решение группы восьми развитых стран (“большой восьмерки”) о создании рабочей группы по изменению климата в рамках подготовки к конференции сторон в Буэнос-Айресе, и решение Российского правительства об участии в “зонтичной группе” государств, которые координируют свои позиции по вопросам международной торговли квотами на выбросы ПГ, также повысило статус проблемы создания системы торговли квотами, особенно в России и США.

 

Двусторонний Российско-Американский семинар по вопросам торговли квотами на выбросы парниковых газов учла все эти обстоятельства развития международного цикла после Киото. На семинаре представители России и США получили так же одну принцип. возможность обсудить подходы к созданию ключевых элементов международной системы торговли квотами на выбросы ПГ, причем особое внимание было уделено особенностям торговли м. Россией и США. Семинар позволил изучить возможности выработки совместных подходов к указанным проблемам при подготовке к конференции в Буэнос-Айресе.
III. Участники семинара

 

Как США, так и Россия были представлены на семинаре делегациями, состоявшими из сотрудников высокого ранга различных министерств и организаций. Поскольку семинар не имел формального дипломатического статуса, то правительственные чиновники присутствовали в качестве частных лиц, как эксперты по проблемам изменения климата. Американскую делегацию возглавляла Мелинда Кимбл, исполняющая обязанности помощника Госсекретаря по проблемам мирового океана, окружающей среды и международного научного сотрудничества. В составе делегации работали эксперты из Госдепартамента, Департамента энергетики, Департамента коммерции, Агентства по охране окружающей среды, и Агентства по международному развитию.

 

Российскую делегацию возглавлял доктор В.И. Данилов-Данильян, председатель Государственного комитета по охране окружающей среды РФ. В ее состав входили эксперты Государственного комитета по охране окружающей среды, Министерства финансов, Министерства экономики (в том числе члены Бюро экономического анализа), Министерства иностранных дел, Министерства топлива и энергетики (в том числе представители Института энергетической стратегии), Министерства транспорта, Министерства науки, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственного комитета по статистике, Федеральной лесной службы, Международного института леса, Российской программы организации инвестиций (РПОИ).

 

Также в работе семинара принимали участие представители некоторых негосударственных организаций и научных учреждений из России и США. С американской стороны были представители Гарвардского института международного развития, Фонда протекции окружающей среды, Центра по охране атмосферного воздуха (Center for Clean Air Policy). С российской стороны участвовали представители Высшей школы экономики, Академии наук (Институт глобального климата и экологии, Институт географии, Центр экологии и продуктивности лесов), Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии.
IV. анализ пленарных заседаний

 

Семинар состоял из двух частей: полтора дня пленарных заседаний и полдня работы в нескольких рабочих группах, с последующей пленарной дискуссией о рекомендациях рабочих групп о будущей деятельности. Пленарные заседания начинались с презентаций по общим и международным вопросам и заканчивались презентациями по более частным вопросам организации системы торговли квотами на выбросы ПГ и по национальным, внутренним аспектам. у всех участников сформировалось общее понимание обсуждаемых проблем, которое подготовило почву для последующих обсуждений структуры рынка ПГ и шагов по его реализации в рабочих группах.

 

Ниже суммируются основные моменты презентаций и ключевые вопросы дискуссий. Настоящий отчет не является исчерпывающей стенограммой всех заседаний.

 

Первый день: утренние сессии.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕСИЯ I - В.И. Данилов-Данильян формально открывает семинар и приветствует ее участников. Для Госкомэкологии большая честь совместно с АМР США организовать такой форум - подчеркнул Данилов-Данильян. Второй докладчик - Джон Теффт, заместитель Посла США в Российской Федерации - отметил, что США приветствует активное участие международного сообщества в реализации рыночных механизмов сокращения выбросов ПГ, которые записаны в Киотском протоколе. Он подчеркнул важность организации прозрачной, развитой, стабильной системы международной торговли квотами на выбросы, которая будет использовать преимущества рынка для достижения максимального эффекта по сохранению окружающей среды с наименьшими затратами для экономики стран-участниц и которая обеспечит приток инвестиций в страны, продающие свои квоты. Он указал на важность целостности такой системы и предложил учесть опыт США в организации национальных программ торговли выбросами, особенно торговли квотами на выбросы сернистого ангидрида. Он также отметил, что уже осуществляются несколько двусторонних российско-американских программ в этой области, которые должныбыть продолжены.

 

Следующим выступила доктор Жанет Баллантайн, директор представительства АМР США в России. Она проинформировала слушателей о том, что АМР США выделило 1 миллиард долларов на программу глобальной помощи в области предотвращения изменения климата, и предполагает в течение следующих пяти лет выделять по 5 миллионов долларов в год на совместные программы с Россией в этой области. Она указала на важность энергетической и лесной политики в формировании баланса выбросов парниковых газов в России и на важность двусторонней помощи и сотрудничества в развитии инфраструктуры рынка квот на выбросы ПГ.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ II - Доктор Данилов-Данильян и г-жа Кимбл изложили свои взгляды на достижения конференции в Киото, на последующее развитие событий и на приоритетные вопросы при подготовке к следующей конференции сторон в Буэнос-Айресе. Доктор Данилов-Данильян подчеркнул необходимость срочного решения проблемы глобального потепления, указав на прогнозируемое повышение содержания парниковых газов в атмосфере в результате деятельности человека до уровней, ниразу ранее не наблюдавшихся в истории человечества. Он указал, что торговля квотами есть единственный долговременный механизм решения проблемы климата, совместимый с экологическими и экономическими приоритетами. Он заметил, что выбросы парниковых газов есть подходящий объект международной торговли, поскольку изменение глобального климата не зависит от того, в какой именно стране произошло сокращение выбросов или секвестрация углерода. Он порекомендовал государствам мира не тянуть с принятием юридически закрепленных обязательств по сокращению эмиссии ПГ, поспешить с разработкой экономических механизмов привлечения инвестиций в проекты по сокращению выбросов. Он также подчеркнул, что при хорошо разработанной системе торговли квотами рынок сам распределит финансовые ресурсы наиболее эффективным образом и обеспечит значительное сокращение выбросов ПГ. Он заявил о готовности Российской стороны использовать доходы от продажи квот только для инвестиций в меры по снижению выбросов ПГ и в связанные с этими мерами административные действия.

 

Наряду с вышесказанным доктор Данилов-Данильян также отметил существующие неопределенности, которые должныбыть разрешены государствами на пути к рынку квот. Во-первых, необходимо обеспечить как можно более широкое представительство участников на рынке: наряду с правительствами (“сторонами конвенции”) в качестве продавцов и покупателей должныбыть допущены на новый рынок “юридические лица” (то есть частные компании, негосударственные организации). Во-вторых, он подчеркнул важность минимизации юр. ограничений для торговли. Свободный рынок обеспечит наиболее эффективное и быстрое сокращение выбросов ПГ и создаст стимулы к поиску наиболее экономически приемлемых путей выполнения обязательств по контролю ПГ . Он подчеркнул необходимость скорейшего создания рынка квот сначала м. несколькими странами (две, пять, или пятнадцать стран), с последующим вовлечением новых членов.

 

Доктор Данилов-Данильян предложил заключить двустороннее соглашение в качестве первого шага, например на встрече РАКЭТС. Такое соглашение могло бы послужить основой для создания пилотной системы ранних сделок м. Россией и США и стать руководством при разрешении юр., финансовых и институциональных споров вокруг таких сделок.

 

Г-жа Кимбл рассказала об интенсивных дипломатических усилиях по решению проблемы глобального потепления. Она высоко оценила неожиданный для множественных прогресс в двусторонних отношениях м. Россией и США, достигнутый в Киото и подчеркнула, что Россия и США должны будут играть лидирующую роль в решении проблемы изменения глобального климата, учитывая экономическую мощь этих двух стран, их территорию, международное влияние, и большой технический потенциал. Она заметила также, что цикл, начатый в Киото, так же далеко не завершен и что Россия и США столкнутся со многими сложностями в ходе практической реализации открытого, прозрачного и эффективного рынка торговли квотами на выбросы, сначала среди стран Приложения I и в перспективе во всем мире. Она указала на важность выполнения обязательств по ограничению выбросов ПГ в будущем основными развивающимися странами. Г-жа Кимбл подчеркнула, что сейчас многие страны плохо представляют себе механизм торговли квотами на выбросы и относятся к ней скептически. Она призвала к совместной работе по укреплению доверия к системе международной торговли квотами, по освещению ее экономических и экологических преимуществ, по созданию систем регистрации, мониторинга, надзора за выполнением сделок, которые в совокупности будут способствовать международному доверию к системе торговли.

 

Г-жа Кимбл отметила, что Россия и США не одиноки в своих усилиях. Зонтичная группа включает семь других государств, которые способствуют международному признанию закрепленных Киотским протоколом рыночных механизмов. Она сослалась на доклад зонтичной группы о необходимых элементах системы торговли квотами на выбросы, который был представлен на июньской (199 сессии членов РКИК в Бонне. Зонтичная группа снова соберется в Веллингтоне в сентябре для обсуждения последующих шагов. Г-жа Кимбл также напомнила участникам о приближающейся встрече рабочей группы по изменению климата стран большой восьмерки 17 июля в Лондоне.

 

Г-жа Кимбл подчеркнула важность скорейшей практической реализации элементов рыночных механизмов сокращения выбросов, закрепленных Киотским протоколом. Это потребует совместной работы различных министерств и ведомств. Она согласилась с Даниловым-Данильяном в том, что весьма важно сделать рынок максимально открытым. Она выразила позицию США: основываясь на опыте торговли выбросами SO2, рекомендовать, чтобы в рынке квот на выбросы ПГ принципиальными участниками были частные фирмы, а не правительства. удастся использовать инициативу частного сектора, его опыт и энергию конкурентной борьбы. Она также указала на важность учета стоков углерода, напомнив о двух предстоящих международных конференциях по этой проблеме, из которых одна планируется до, а вторая после Буэнос-Айреса.

 

В ответ на замечание из зала о том, что предложение Данилова-Данильяна о создании пилотной системы ранних сделок м. Россией и США уже обсуждалось на пятой сессии группы по проблеме изменения климата РАКЭТС в марте 1998 г., г-жа Кимбл подтвердила, что США поддерживают идею создания пилотной системы торговли квотами, но в цикле реализации этой идеи приходится преодолевать трудности внутри политической системы самих США. Она отметила, что сделка м. компаниями Ниагара-Мохавк и Санкор свидетельствует о возникновении рынка ранних сделок в Северной Америке. Она заверила, что предложение Данилова-Данильяна будет обсуждаться в США после окончания семинара.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ III. - Дженифер Македония из Агентства по охране окружающей среды США и три российских эксперта, работающих в правительственных учреждениях - Л.М. Григорьев (Министерство экономики), В. Н. Бердин (Росгидромет) и О. Б. Плужников (Министерство топлива и энергетики) - сделали краткие презентации о прогнозируемых эмиссиях парниковых газов в США и России. Г-жа Македония представила прогноз общего выброса ПГ, поскольку так же нет окончательных данных об изменении содержания углерода в лесах и других стоках (см. Приложение). Прогнозируемая величина общего выброса не учитывает прямых действий США по выполнению Киотских обязательств и основывается на сценарии продолжения современной экономической политики (“business as usual”), при этом предполагается, что финансирование федеральной программы действий по предотвращению изменения климата останется на уровне 1993 года.

 

Прогнозируемый выброс ПГ в США увеличивается с 1583 миллиарда тонн углеродного эквивалента в 1990 году до 1946 миллиарда тонн в 2010 году, как показала г-жа Македония. Она отметила несколько источников неопределенности в этом прогнозе: v экономического роста, v роста потребления электроэнергии, динамика изменения реальных цен на энергоносители, уровень государственного финансирования программы по сокращению выбросов ПГ, v технологического прогресса, эффективность деятельности неправительственных организаций, погодные условия. Хотя неопределенность может быть существенно уменьшена при более детальном экономическом анализе и использовании уточненных данных, она все же остается значительной, особенно в отношении коэффициентов эмиссии (выброс ПГ на единицу продукции) - отметила г-жа Македония.

 

Все три российских эксперта отметили высокий уровень неопределенности в прогнозе экономических параметров, которые определяют будущие объемы выбросов ПГ в России. Г-н Григорьев, например, отметил, что Министерство экономики заложило в свой прогноз ожидаемую цену на нефть $20 за баррель, в то время как реальная стоимость в июне составляла всего $8 за баррель. Г-н Плужников сообщил, что Министерство топлива и энергетики основывало свой прогноз на простом предположении, что российский ВНП в 2010 году выйдет на уровень 1990 года. Как указал г-н Григорьев, это предположение подразумевает 4%-ный годовой экономический рост, что слишком оптимистично ввиду современного финансового кризиса. Он также отметил важность учета структурных изменений в российской экономике (уменьшение доли товаров и увеличение доли услуг) вместе с отрицательным эффектом современных финансовых трудностей и незавершенностью экономических реформ по замене старых технологий с высоким уровнем загрязнения атмосферы парниковыми газами. В ответ на последнее замечание г-н Плужников привел следующую цифру: в 1996 году энергоинтенсивность российской экономики была даже выше чем в 1990.

 

Презентации российских экспертов заставляют предполагать, что при отсутствии инвестиций в проекты по снижению выбросов ПГ Россия сможет предложить к продаже весьма незначительную долю своей квоты на выбросы (КВПГ) в первый отчетный период (2008 - 2012 годы). Хотя г-н Бердин привел оценки, согласно которым общее снижение выбросов в России составило 70% за период 1990-94 годы, и секвестрация углерода лесами увеличилась более чем на треть за этот же период. Согласно его прогнозу уровень выбросов в 2010 году действительно будет близок к уровню 1990 года, при этом прогнозы динамики выбросов разнятся от +4% до -8% от базового уровня 1990 года.

 

При обсуждении докладов выступил доктор Даниэл Дудек из Фонда протекции окружающей среды (США), который вновь перечислил множественные факторы неопределенности, которые влияют на прогноз выбросов ПГ. Неопределенности здесь даже выше, чем при прогнозе спроса и предложения на обычных товарных рынках, где обычно неопределенность весьма велика. Он отметил, что несмотря на миллионы долларов, вложенные американским правительством в исследование программы торговли квотами на выброс SO2, реальное сокращение выбросов оказалось значительно большим и стоимость квоты значительно ниже, чем предсказывали любые исследования. И в то же время программа торговли SO2 значительно проще, чем будущий международный рынок ПГ.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ IV - Опираясь на данные предыдущих докладчиков, доктор Питер Карпофф из Департамента энергетики США описал основные элементы международной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и основные политические проблемы, связанные с этим рынком (см. Приложение). Он указал на выгоды торговли - снижение стоимости сокращения выбросов ПГ путем выравнивания предельных стоимостей снижения выбросов во всем мире, приток капитала и технологий в страны - продавцы квот, увеличение вероятности ратификации Киотского протокола. Он кратко изложил выводы доклада зонтичной группы, представленного в Бонне: участие в торговле должно быть добровольным, участниками рынка должныбыть правительства стран-участников РКИК и/или юридические лица, система торговли должна быть прозрачной (публичное оповещение о сделках) и гибкой (для учета будущих неопределенностей) , система торговли потребует эффективного мониторинга, отчетности и механизмов обеспечения выполнения условий соглашений для обеспечения строгого контроля. По последнему пункту, он особо отметил необходимость создания международной системы контроля за выполнением обязательств в конце первого отчетного периода.

 

Доктор Карпофф ответил на ряд возражений против торговли квотами, которые выдвигались Европейским союзом, и привлек внимание аудитории к некоторым нерешенным проблемам. Европейский союз выражал озабоченность, что некоторые оценки Приложения Б слишком велики, и некоторые страны-продавцы квот не смогут выполнить свои обязательства, что покупатели квот не будут снижать выбросы ПГ у себя дома, и что страны-продавцы могут монополизировать рынок квот. В ответ на эти опасения, доктор Карпофф заметил, что обязательства Приложения Б не подлежат ревизии, в противном случае придется пересмотреть весь Киотский протокол, что сохранение права торговать на международном рынке квот послужит мощным стимулом к выполнению обязательств, что торговля на самом деле создает стимулы к снижению выбросов ПГ и в странах-покупателях, и что добровольность и открытость рынка квот минимизирует угрозу его монополизации. Относительно нерешенных вопросов, доктор Карпофф отметил необходимость прекратить споры о базовых линиях Киотского протокола и размерах квот, закрепленных в Приложении Б, установить процедуру мониторинга ПГ, обеспечить свободу торговли по аналитической статье 17 и договориться о формулировке о “дополнительности” торговли по отношению к внутренним мерам по снижению выбросов, а так же установить правила ответственности за торговлю нереализованными ни практике сокращениями выбросов. В качестве важных последующих шагов доктор Карпофф упомянул необходимость обеспечения выполнения обязательств, норм ответственности сторон, и содействие ранним сделкам.

 

В порядке дискуссии доктор Александр Голуб из Высшей школы экономики выразил согласие с позицией доктора Карпоффа и подчеркнул важность создания самых необходимых элементов механизма торговли, чтобы она началась как можно раньше.

 

Первый день - дневные сессии

 

ПРЕНАРНАЯ СЕССИЯ V - Первоначально планировалось посвятить эту сессию юридическим вопросам международной торговли квотами. Но поскольку приглашенные на семинар юристы из США и России не смогли присутствовать, на этой сессии развернулась дискуссия об институциональных аспектах торговли квотами на выбросы ПГ и о рыночных механизмах, перечисленных в Киотском протоколе. Две презентации были сделаны соответственно А. П. Метальниковым (Росгидромет) и В. К. Тепляковым (Федеральная служба лесного хозяйства). Комментировала их выступления Анни Петсонк из Фонда протекции окружающей среды (США).

 

Г-н Метальников описал международную ситуацию, сложившуюся в цикле подготовки к конференции сторон в Буэнос-Айресе. Он указал, что как зонтичная группа, так и Европейский Союз (и другие страны, разделяющие позицию ЕС) представили свои доклады в Бонне. Сравнивая оба доклада, г-н Метальников отметил много совпадений в позициях, в том числе по вопросам создания инфраструктуры, обеспечивающей прозрачность будущего рынка на международном уровне. Он также отметил расхождения по ряду вопросов, основным из которых является предложение ЕС ограничить использование механизма торговли для достижения странами своих обязательств по Приложению Б. Он отметил что это предложение ЕС появилось в ответ на так называемый вопрос о “горячем воздухе”.

 

Г-н Метальников обрисовал две категории выбросов, которые получили название “горячий воздух”. Первая категория - это значительный излишек выбросов России в 1994 году по сравнению с 1997 годом. За это “сокращение” выбросов россияне заплатили снижением своего уровня жизни - отметил г-н Метальников. Однако, такая экономия выбросов не подлежит продаже по аналитической статье 1 Вторая категория - это разница м. квотой России в первый отчетный период 2008- 2012 годы, которая определена на уровне выбросов 1990 года, и фактическими ожидаемыми выбросами России в этот отчетный период. Некоторые исследователи утверждают, что эти выбросы будут вероятно ниже, чем российская квота, и поэтому Россия не может продавать получившуюся в результате неиспользованную часть квоты на выбросы. но Россия по условиям Киотского протокола получила квоту на уровне 100% своих выбросов в 1990 году, и эта квота может подлежать продаже по аналитической статье 17 протокола. К тому же, сейчас невозможно точно предсказать выброс России в первый отчетный период.

 

Г-н Метальников предложил, чтобы небольшая группа юристов проверила соответствие законодательной базы России и США Киотским соглашениям, чтобы была обеспечена правовая поддержка и целостность международного рынка квот на выбросы ПГ, для полной реализации экологических и экономических преимуществ такого рынка.

 

Г-н Тепляков указал на ряд проблем, связанных со стоками углерода, которые вызывают озабоченность в России и на международном уровне. Он привел данные об общих площадях лесов в России, включая естественные леса, искусственные лесные плантации и земли, подлежащие облесению. Он подчеркнул важность стимулирования притока капиталовложений в охрану существующих лесов и облесение пустующих земель.

 

Г-жа Петсонк обрисовала ряд схем институциональной инфраструктуры, которые способствовали бы развитию рынка квот ПГ, как на международном, так и на двустороннем и национальных уровнях и обеспечили бы конкурентную борьбу на этих рынках, учитывая все виды сделок, в том числе и с участием стоков. В частности, она подчеркнула важность идентификации единиц снижения выбросов, чтобы можно было проследить страну и год их происхождения. Для сделок по механизму чистого развития тоже должна быть сохранена информация о конкретном проекте, который произвел сокращение выбросов. Для эффективной работы такой системы учета сделок она должна иметь юридическое и институциональное обеспечение, подобное системе регистрации передачи прав собственности на землю. Необходимо также обеспечить прозрачность сделок для обеспечения финансовой отчетности по расходованию средств, направленных на покупку квот. Она также подчеркнула, что установление прав собственности на новый “товар” и обеспечение соответствия операций на рынке квот нормам федерального законодательства и законодательства субъектов федерации или штатов увеличит прозрачность всей системы и эффективность операций на рынке, будет стимулировать перемещение капитала.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ VI - Семинару предшествовал двухдневный круглый стол под названием “Инвестиции в Россию - инвестиции в глобальный климат”, профинансированный совместно Агентством по охране окружающей среды США, Программой изучения зарубежных стран Департамента энергетики США, Министерством топлива и энергетики РФ, Государственным комитетом по экологии и природным ресурсам, и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающий среды РФ. На шестой пленарной сессии г-н Кен Андраско из Агентства по охране окружающей среды США подытожил задачи и результаты круглого стола. Г-н Роберт Волкотт, также представлявший это агентство, и господа Плужников из Министерства топлива и энергетики РФ и Кокорин из Института глобального климата и экологии сделали краткие презентации.

 

Г-н Андраско перечислил четыре задачи круглого стола: представить представителям деловых кругов важные для них результаты Киотского протокола ( в частности, резюме Приложения I о проектах совместного осуществления и торговле квотами на выбросы), обсудить замечания и соображения частных компаний о возможности проектов совместного осуществления и торговли с Россией, оценивать возможности инвестиций в глобальный климат в России и российские приоритеты, оценивать возможности для финансирования таких проектов в России. Как выяснилось на круглом столе, в России подготовлено много таких проектов. Проблема заключается в источниках финансирования. Решение этих проблем связано с поисками новых механизмов финансирования и уменьшении рисков, с которыми сталкиваются американские инвесторы в России. Пока эти риски высоки, Россия будет терять потенциальные источники финансирования, а инвестиции будут направляться в другие страны.

 

Участники круглого стола предложили несколько рекомендаций для улучшения инвестиционного климата в России для проектов, связанных с предотвращением глобального потепления, начиная с небольших, но результативных шагов (а не с больших инициатив, которые обречены на провал). Желательно получ. формальной политической поддержки со стороны РАКЭТС, образование Российско-американской рабочей группы по выработке институциональных условий для ранних сделок, мониторинга и выполнения обязательств, которая состояла бы из представителей частных компаний и государственных служащих. Такая рабочая группа могла бы ограничиться рассмотрением нескольких наиболее подготовленных и многообещающих проектов, что способствовало бы лучшему пониманию необходимых институциональных условий существования нового рынка.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ VII - На этой, последней пленарной сессии первого дня семинара г-н Брайн МакЛин из Агентства по охране окружающей среды США сделал презентацию об уроках программы торговли квотами на выбросы SO2, которые актуальны для организации международного рынка квот ПГ (см. Приложение). Учет накопленного американцами опыта важен в международном контексте по трем причинам: он дает пример последовательности шагов, необходимых для организации такого рода системы торговли, он позволяет проанализировать “жизнь” такой программы в течении нескольких лет ее существования, и наконец конкретная инфраструктура и дизайн рынка SO2 может быть прообразом будущего международного рынка ПГ.

 

Программа торговли квотами на выбросы SO2 прошла пять стадий в своем развитии: установление национального предела на выбросы SO2, первоначальное распределение квот по индивидуальным источникам (было принято решение о том, какие источники, в основном ТЭС, будут участниками рынка), определение “правил игры” на рынке квот SO2, организацию системы учета сделок, и наконец, управление деятельностью возникшего рынка.

 

Хотя роль правительства до сих пор была решающей на всех стадиях, наибольших усилий потребовали выработка правил программы и создание системы учета. Основные правила включали правила торговли (кто является держателем разрешений на выбросы, кто может ими торговать, какие процедуры торговли и формы отчетности необходимо выработать), правила мониторинга и регистрации (позиции отчетности, проверка качества информации, стандартизация форматов и цикла отчетности), и правила контроля за соблюдением соглашений (согласование норм выбросов и размеров квот, штрафы, апелляции, возмещения). При создании системы контроля потребовалось учредить национальный регистр для учета всех сделок по передаче квот на выбросы, и национальную систему по сбору и проверке данных о выбросах.

 

После того как такая система начала работать, роль государства уменьшилась. Функции государства ограничиваются теперь сбором, проверкой и публикацией данных о выбросах, официальной регистрацией сделок и утверждением бюджета выбросов, ежегодной проверкой выполнения обязательств сторон для согласования норм выбросов, и использование системы принуждения за неподчинение выработанным правилам. Правительство не должно утверждать индивидуальные сделки, и само не участвует в торговле. Источники выбросов взяли на себя обязательства по мониторингу и регистрации своих выбросов, поиску способов выполнения “правил игры”, обеспечения непревышения установленных норм выбросов, и сами принимают решения о степени участия в торговле квотами на выбросы.

 

Опыт с программой по торговле SO2 подтвердил, что торговля квотами на выбросы может сильно снизить стоимость сокращения выбросов для всей промышленности в целом. При традиционном регулировании выбросов введением одинаковой нормы выброса для всех источников годовые затраты для энергетического сектора на снижение выбросов составили бы 5 миллиардов долларов. Благодаря системе торговли квотами на выбросы, в 1994 году эти затраты составили всего 2 миллиарда долларов. Преимущества рынка: конкуренция, инновации, инициатива, гибкость графиков снижения выбросов (разрешено сохранять неиспользованные квоты на выбросы для будущего использования) обеспечили такую экономию средств. Затраты государства по обеспечению работы всей программы тоже оказались ниже, чем ожидалось.

 

Несколько уроков можно извлечь из американской программы торговли разрешениями на выбросы SO2 для организации торговли квотами на выбросы ПГ. Во-первых, практика доказала, что торговля снижает административные затраты и затраты на обеспечение выполнения обязательств. Торговля способствует строгой отчетности и получению прибыли отдельными предприятиями. Во-вторых, опыт демонстрирует, что система должна быть как можно более простой, вмешательство правительства минимальным (оно сводится к обеспечению экономической и экологической целостности всей системы). В-третьих, практика показала, что рынок лучше всего работает при отсутствии всевозможных ограничений. Государство не должно препятствовать сделкам, если не выявлено нарушений обязательств сторон, не должно ограничивать свободу действий участников рынка (брокеров, посредников) по созданию нужной им инфраструктуры рынка и минимизации рисков.

 

Г-н МакЛин в заключение заметил, что структура рынка ПГ несравненно более сложная, чем рынка SO2, потому что, во-первых, мониторинг и отчетность требуются для всех парниковых газов, многочисленных источников и стоков. Во-вторых, выполнение соглашений затруднено вследствие участия стран с различной экономической, политической и законодательной системами.

 

Прием

 

После окончания пленарных заседаний первого дня г-н Джон Теффт, заместитель Посла США в Российской Федерации, устроил прием для участников семинара в своей резиденции.

 

Второй день: утренние сессии

 

Утренние сессии были посвящены в основном внутренним проблемам торговли, которые были обозначены в первый день работы. В частности, проблемам первоначального распределения квот внутри страны, проблемам регистрирования сделок, мониторинга, и проверки соблюдения условий сделок.

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ I - Совместная презентация российской стороны была сделана господами С.Н.Кураевым и С.В.Маркиным из Государственного комитета по охране окружающей среды и доктором Е.Б.Струковой из Комиссии по природным ресурсам. Докладчики призвали использовать преимущества существующей в России системы контроля за загрязнением воздушной среды, которая предусматривает выдачу разрешений на выбросы для каждого источника. Потенциально эти разрешения могут стать объектом торговли. Во время дискуссии доктор Голуб заметил что такая торговля осуществляется в г. Алма-Ате (Казахстан) в рамках пилотного проекта по торговле квотами на выбросы не- парниковых газов, который осуществляется там при содействии Гарвардского института международного развития и АМР США.

 

Вторая презентация была сделана г-ном Дэвидом Феста из Центра по охране атмосферного воздуха США. Г-н Феста затронул две темы. Во-первых, он обрисовал различные системы распределения квот на выбросы м. участниками рынка. Во-вторых, он остановился на проблеме “кредитов” за раннее сокращение. Он сделал три вывода:

 

Если есть хорошо развитый рынок, то первоначальное распределение квот не весьма существенно для долговременного экономического эффекта торговли. Независимо от первоначального распределения квот, в цикле торговли единицы квот на выбросы распределятся чтобы предельные стоимости сокращения выбросов предприятий-держателей квот были не меньше, чем рыночная стоимость единичной квоты. Это и будет наиболее эффективное конечное распределение квот на выбросы. Поскольку загодя неизвестно как “правильно” распределить квоты, заметил г-н Феста, то нужно лишь позаботиться, чтобы система первоначального распределения была прозрачной, простой в администрировании, и политически-приемлемой.

 

Системы распределения квот и мониторинга должны основываться на уже существующих системах управления качеством окружающей среды. Это позволит существенно сократить временные и денежные затраты. Возможно, заметил г-н Феста, существующая в России система экологических паспортов предприятий может быть использована для распределения квот и мониторинга выбросов. Также можно воспользоваться плодами предпринимаемых сейчас усилий по улучшению контроля за использованием топлива в целях экономичности средств и улучшения собираемости налогов. Г-н Феста отметил, что в нескольких российских городах новые системы учета потребления топлива окупились всего за несколько месяцев. Информация, которую получают при работе таких систем, может быть легко адаптирована к требованиям мониторинга выбросов ПГ.

 

Участие России в международной системе торговли квотами на выбросы ПГ важно для успешного выполнения Киотского протокола, но необходима определенная осторожность. Многие страны выразили озабоченность трудностями торговли ПГ вообще и проблемой “горячего воздуха” в частности. Одним из способов повышения международного доверия к системе торговли могла бы стать разработка четкой программы ранних сокращений. Г-н Феста отметил, что есть несколько приемлемых вариантов такой программы. Она могла бы способствовать ранним сокращениям в период, когда будет разрабатываться более сложная система международной торговли. Ранние сделки могли бы привлечь новые инвестиции в чистые технологии, испытать на практике элементы полномасштабной системы международной торговли и повысить доверие к международной торговле с участием России.

 

Г-н Феста обрисовал два механизма первоначального распределения квот: административное назначение и аукцион. Административное назначение означает, что квоты распределяются по определенной формуле. обычно распределяются нормы выбросов не-парниковых газов. Поскольку квоты не покупаются, а получаются предприятиями бесплатно, такая система политизирована.

 

Административно может быть назначена квота на основании предыдущих выбросов. Размер квоты может быть определен с учетом используемой технологии, например с учетом выброса на единицу продукции или выброса на рубль прибыли. Распределение разрешений на выбросы SO2 в США дает пример смешанного подхода (учет предыдущих выбросов и используемой технологии).

 

На аукционе правительство продает разрешения предприятиям. Если доход с аукциона используется для уменьшения других налогов, то возможно увеличить ВВП при одновременном сокращении выбросов ПГ. По этой причине экономисты предпочитают использование аукциона. В Новой Зеландии правительство продает рыболовные квоты с аукциона, а в США правительство с помощью аукциона распределяет полосы вещания среди коммерческих радиостанций.

 

Потом г-н Феста остановился на проблеме ранних сокращений. Как записано в Киотском протоколе, сделки м. Россией и США, произведенные до 2008 года, не будут зачитываться. Поэтому возникает барьер, препятствующий торговле. Для преодоления этого барьера обе страны могли бы принять программу ранних сокращений. В рамках такой программы, российское правительство могло бы “вычесть” определенное количество тонн выбросов ПГ из бюджета выброса 2008 года и распределить их среди выбранных предприятий, которые могли бы немедленно начать торговлю ими.

 

Г-н Феста завершил свое выступление замечанием о том, что Центр по охране атмосферного воздуха способствовал проведению сделок по продаже квот на выбросы не-парниковых газов (SO2, пыли и др.) в ряде стран, и принципиальная выгода от сделки заключалась в уменьшении загрязнения в стране-продавце. Основная трудность при осуществлении сделок заключалась в преодолении бюрократических преград на национальном уровне. Поэтому г-н Феста предложил России обсудить принцип. возможность создания системы поощрения ранних сокращений, с распределением части кредитов за ранние сокращения среди городов (областей), которые могли бы распоряжаться ими по своему усмотрению. Такая мера могла бы упростить цикл создания системы торговли и увеличить v передачи новых технологий и поток инвестиций в механизмы чистого развития.

 

ПРЕНАРНАЯ СЕССИЯ II - На этой сессии, которой завершилось утреннее заседание, обсуждались вопросы регистрации, мониторинга, и обеспечения выполнения сделок. Дженнифер Македония сделала доклад с американской стороны (см. Приложение). Она определила проблему регистрации как первичную регистрацию и последующее отслеживание продаж всех единичных квот на выбросы ПГ, выпущенных странами-участницами РКИК. Регистрация преследует двойную цель: ( получ. информации об объеме разрешенного выброса с учетом торговли и других механизмов, в соответствии со аналитической статьей 3, к концу отчетного периода и ( предоставление информации на рынок квот для обеспечения целостности системы торговли и минимизации стоимости мер принуждения. Статья 7 Киотского протокола требует ежегодного оповещения обо всех международных сделках по передаче квот и о национальном балансе квот. Г-жа Македония отметила, что более частое оповещение может иметь преимущества, поскольку все расхождения будут раньше замечены и это, совместно с другими факторами, снизит неопределенность и риск и, следовательно, трансакционные издержки. Она заявила, что создание совместимых электронных баз данных минимизирует стоимость регистрации сделок. К тому же электронные БД труднее фальсифицировать, чем бумажную отчетность.

 

Г-жа Македония перечислила также три цели мониторинга и отчетности по сделкам: ( определить выполнение обязательств к концу отчетного периода,

 

( обеспечить принцип. возможность каждой страны проверить выполнение своих обязательств в промежуточный период 2008-2012 г.г. и ( помочь рынку правильно определить цену единичных квот. Статья 5.2 Киотского протокола предписывает использовать руководство Международной комиссии по изменению климата для определения объема выбросов. есть определенный выбор в степени детальности определения выбросов, м. более простыми и более точными методами.

 

Соблюдение обязательств стороной протокола означает, что ее выбросы не превышают уточненного согласованного уровня (национальной квоты). Проверка соблюдения означает сравнение фактического выброса (устанавливаемого с помощью системы мониторинга) с этим согласованным уровнем (устанавливаемым с помощью системы регистрации). Если фактический выброс превышает согласованный уровень, то страна получает период отсрочки для выполнения обязательств. С другой стороны, если фактический выброс оказался ниже уточненного согласованного уровня, то страна может продать излишек (неиспользованную часть квоты) тем странам, которые не выполнили свои обязательства по протоколу, или сохранить ее для использования в последующие отчетные периоды.

 

Г-жа Македония заключила, что национальные системы регистрации, мониторинга и проверки соблюдения условий соглашения должны охватывать все выбросы и все сделки, должны обладать необходимой точностью, прозрачностью, доступностью, эффективностью их администрирования, и должны удовлетворять всем международным требованиям для обеспечения однородности процедур для всех стран-участниц.

 

С российской стороны доклад сделали А.О.Кокорин из Института глобального климата и экологии и Г.Н.Коровин из Международного института леса, совместно с В.А.Родиным из Государственного комитета по статистике и А.С.Исаевым из Международного института леса. Для решения проблемы регистрации сделок российские докладчики предложили создать международный регистрационный орган, и наметили круг вопросов, связанных с созданием такого органа: его финансирование, влияние различных схем финансирования на его эффективность, другие возможные контрольные функции этого органа, кроме регистрации и оповещения о сделках. В частности, такой орган мог бы накладывать санкции на внутринациональных участников рынка, которые не выполняют своих обязательств.

 

Большая часть российской презентации была посвящена проблемам мониторинга. Докладчики отметили, что “Руководство по инвентаризации выбросов” Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) только в прошлом году было опубликовано на русском языке. есть всего несколько русских экземпляров, и многие организации не имеют возможности их приобрести. Поэтому эти организации не знакомы детально с Руководством. но в России на основе статистики энергопотребления уже собираются данные, которые должны соответствовать требованиям МГЭИК к вычислению выбросов CO В основном данные собираются Госкомстатом, при участии Министерства топлива и энергетики, Министерства транспорта, РАО “ЕЭС России” и других организаций, которые собирают данные по секторам экономики. Использование этих данных сейчас затруднено из-за недостатка средств для их анализа, и в некоторых случаях конфиденциальным характером этих данных. Российские докладчики предложили создать специальный центр по обработке и контролю таких данных.

 

Методология МГЭИК предполагает инструментальные замеры для других (кроме СО парниковых газов. Докладчики отметили, что существующая в России система нормирования выбросов не включает большинство этих газов, и что включение этих газов в существующую систему потребует весьма больших расходов. Они рекомендовали ограничиться выборкой предприятий для мониторинга (например, только теми предприятиями, которые получат квоту на выбросы ПГ), или ограничить число парниковых газов, подлежащих мониторингу.

 

Поскольку в России много лесов, то секвестрация углерода - важный фактор для Российской политики в области изменения климата. Как отметили выступающие, инвентаризация лесов в России сопряжена с большими неопределенностями, как и в других странах. но они признали, что возможно наладить систему мониторинга секвестрации углерода, связанной с облесением территорий.

 

По вопросу о проверке факта соблюдения соглашений российские докладчики предположили, что такая проверка должна осуществляться только в конце первого отчетного периода. По их мнению, ежегодные проверки будут весьма дороги и станут источником неточной, искаженной информации для рынка углерода.
V. Рекомендации на будущее

 

После обеда во второй день семинара участники разбились на две рабочие группы, для того чтобы сформулировать рекомендации для будущей работы. Одна рабочая группа, возглавляемая Владимиром Бердиным и Брайном МакЛином, обсуждала вопросы мониторинга, регистрации сделок и проверки соблюдения норм выбросов ПГ. Другая группа, под руководством Елены Струковой и Даниэла Дудека, сосредоточилась на исследовании структуры рынка ПГ.

 

После окончания работы в группах обе группы представили рекомендации по дальнейшей работе, которая предполагает образование пяти исследовательских групп для продолжения совместной работы после семинара. Целью этих пяти групп должна стать выработка четких практических рекомендаций для правительств двух стран. Исследовательские группы будут включать представителей как государственных, так и негосударственных организаций, в том числе частных компаний и исследовательских организаций и институтов.

 

Ниже приводятся предложенные участниками семинара названия, координаторы и круг задач для пяти рабочих групп:

 

Рабочая группа #1: Регистрация и мониторинг.

 

Задачи этой группы будут различны до и после Буэнос-Айреса. До Буэнос-Айреса российским организациям должна быть предоставлена дополнительная информация о системах регистрации сделок и оповещения о сделках, которая сформировалась в США в ходе выполнения программы по торговле квотами на выброс SO должныбыть проанализированы альтернативные методы мониторинга выбросов CO2 при сжигании топлива, которые учтут сильные и слабые стороны официальной статистики энергопотребления в России. должныбыть даны четкие определения для системы мониторинга секвестрации углерода лесами (например, как понимать термины афорестация, рефорестация, дефорестация).

 

Участники этой группы будут присутствовать на нескольких запланированных международных конференциях, где будут обсуждаться указанные вопросы.

 

После Буэнос-Айреса группа рекомендует провести несколько деловых игр, где будут “проиграны” различные варианты организации рынка квот, для изучения ключевых проблем мониторинга и регистрации. Группа также предлагает большее внимание после Буэнос-Айреса уделять другим парниковым газам (кроме СО , и балансу СО2 в других (кроме энергетики и лесного хозяйства) секторах.

 

Рабочая группа #2: Минимальный набор элементов системы торговли ПГ.

 

Основной ближайшей задачей этой группы будет подготовка “белой книги” по торговле квотами на выбросы. Книга, которая должна быть представлена на встрече РАКЭТС, разовьет рекомендации, изложенные в неофициальном докладе (“non-paper”) зонтичной группы, представленной в Бонне. В “белой книге” должна быть изложена четкая и ясная система принципов, которая поможет реализовать экономические и экологические преимущества торговли квотами.

 

Задачей на долгосрочную перспективу будет подготовка доклада по существующим во всем мире рыночно ориентированным программам по защите окружающей среды.

 

Рабочая группа #3: Каналы и механизмы ранней торговли.

 

Эта группа должна предложить систему механизмов и стимулов для ранних сокращений и ранних сделок, которая будет способствовать формированию институциональной системы торговли квотами на выбросов ПГ и создаст дополнительные стимулы для участников растущего рынка технологий, не разрушающих климат планеты. Участники семинара идентифицировали три возможных варианта механизма ранних сделок: создание резерва авансовых квот, форвардные сделки по продаже квот и создание кредитов ранних сокращений выбросов. Рабочей группе рекомендовано более детально обсудить эти механизмы. Рабочая группа также должна будет изыскать конкретные практические возможности привлечения частного сектора к ранним сделкам, которые должныбыть как можно более открытыми (прозрачными).

 

Рабочая группа #4: Юридические механизмы, способствующие и препятствующие созданию рынка ПГ.

 

Эта рабочая группа сконцентрируется на выработке юридической базы для сделок по продаже квот, в том числе для ранних сделок. Она займется проверкой соответствия таких сделок существующему законодательству, что позволит существенно ускорить цикл создания рынка ПГ. Эта группа в приоритетном порядке должна определить механизм установления права собственности на достигнутые сокращения выбросов ПГ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Группа должна исследовать юридические основания сделок на рынке ПГ в контексте будущего участия России во Всемирной торговой организации (WTO), так чтобы как резиденты так и нерезиденты могли участвовать в ранних сделках. Эта рабочая группа будет работать в тесном контакте с соответствующими ведомствами России и США. В долгосрочной перспективе, эта рабочая группа должна выработать юридическую процедуру решения спорных вопросов.

 

Рабочая группа #5: Долгосрочное прогнозирование выбросов ПГ на основе интегрированных макроэкономических моделей.

 

Эта рабочая группа займется исследованием надежности прогнозов выбросов ПГ, причем особое внимание будет уделяться влиянию этих прогнозов на национальную стратегию по стабилизации глобального климата и на участие России в международном рынке квот на выбросы ПГ. Будут проанализированы различные подходы к построению макроэкономических и секторальных моделей, различные сценарии экономического развития, особенно с учетом конкретных характеристик энергетического и лесного секторов.

 

Во время пленарного заседания, подытожившего результаты двух рабочих групп, участники семинара подчеркнули, что будущая работа пяти рабочих групп должна быть увязана с предстоящими международными встречами по проблеме глобального климата, как для координации с деятельностью на официальном уровне, так и с работой негосударственных организаций, на неофициальном уровне. Несколько выступавших также указали на важность сотрудничества с группой по политике в области изменения климата РАКЭТС.

 

Участники указали на ценность выработанных обеими рабочими группами рекомендаций, необходимость представить эти рекомендации накануне запланированной на 24 июля неформальной встречи РАКЭТС, и также встречи зонтичной группы в начале сентября в Веллингтоне, встречи министров по охране окружающей среды 17 - 18 сентября в Токио и Четвертой конференции сторон конвенции в Буэнос-Айресе. Планируется, что рабочие группы уже выполнят многие из поставленных перед ними задач до встречи в Буэнос-Айресе. Для этого им потребуется немедленно приступить к работе и как можно более оперативно обмениваться друг с другом по электронной почте промежуточными результатами своей работы (кратким м рабочих документов).

 

Завершая работу семинара, доктор Данилов-Данильян и г-н Джин Джордж, директор Отдела по экономике и окружающей среде представительства АМР США в России, приняли к сведению рекомендации рабочих групп и поблагодарили участников и руководителей рабочих групп, докладчиков и всех участвовавших в прениях, и российские и американские организации, участвовавшие в семинаре, и организационный комитет за плодотворную и успешную работу.

 

Источник: http://ceeri.ecoinfo.ru

 



Если я был бы МЭР. Новая страница 1. БУДУЩЕЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ В ГЕРМ. Формирование энергетической стратегии предприятия.

На главную  Энергопотребление 





0.0085
 
Яндекс.Метрика