Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

О проблемах энергосбережения в п

Копсяев А.П., заместитель Генерального директора ЗАО «ЦДР ФОРЭМ»,

 

Директор Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей

 

средств коммерческого учета электроэнергии» (НП «АСКУЭ»), к.т.н.

 

Основной задачей энергосбережения является реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергоресурсов., эффективное использование энергоресурсов обеспечивается, с одной стороны, внедрением и реализацией энергосберегающих технологий при существующем развитии науки и техники, а с другой – организацией контроля, ограничением и прекращением непроизводительного расхода энергоресурсов [1].

 

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 утверждены «Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» [2], которые кардинально изменяют взаимоотношения участников рынка электроэнергии, принципы расчета и измерений объемов поставляемой электрической энергии и мощности, и порядок оплаты потерь электрической энергии в секторе свободной торговли.

 

Проведем анализ структуры, уровня и причин роста непроизводительного расхода электроэнергии в действующих условиях и прогноз его изменения при запуске конкурентного рынка электроэнергии в соответствии с упомянутыми выше Правилами.

 

Основным показателем непроизводительного расхода электроэнергии являются потери электроэнергии при производстве, передаче и потреблении электроэнергии. В структуре потерь электроэнергии в ЕЭС РФ можно выделить следующие составляющие:

 

Потери в сетях РАО «ЕЭС России»;

 

Потери в сетях АО-энерго и энергоснабжающих организаций;

 

Потери на нужды электростанций;

 

Потери в сетях потребителей электроэнергии.

 

Ответить на вопрос – какого уровня достигли потери электроэнергии при производстве, передаче и потреблении электроэнергии в сетях ЕЭС РФ - невозможно, так как отсутствует система отчетности, учета уровня потерь электроэнергии по всем составляющим; нет организации, которая ведет статистическую отчетность, учет и контроль уровня потерь электроэнергии в целом в сетях ЕЭС РФ.

 

Для анализа изучим структуру потерь электроэнергии при производстве, транспорте и потреблении электроэнергии:

 

Wп = Wтп + Wкп [1], где

 

Wтп – технические потери электроэнергии;

 

Wкп - коммерческие потери электроэнергии.

 

В свою очередь, технические потери определяются [3]:

 

Wтп = W нп + W ст + Wк [2], где

 

Wнп – нагрузочные потери на нагрев проводов при передаче по ним энергии (условно-переменные потери);

 

Wст – потери в стали за счет вихревых токов и конденсаторных батареях (условно-постоянные потери);

 

Wк – потери на корону на линиях высокого напряжения.

 

Уровень Wтп зависит от режима работы, состава работающего оборудования и климатических условий. Уровень технических потерь Wтп можно получить расчетным способом. Способы расчета технологических потерь весьма сложные, так как требуют применения целых систем математических методов расчета и значительного объема исходных данных. С целью контроля и управления непроизводительными расходами на потери - эти потери ( Wнтп ) должны нормироваться не только для каждого элемента электрооборудования и по границам электросетей в целом. При этом для каждого предприятия электросетей должно соблюдаться условие W п Wнтп .

 

Нормативы технологического расхода электроэнергии в настоящее время установлены ФЭК России для отдельных элементов оборудования [4], но они весьма относительны и условны, они не стимулируют энергосбережение и не ограничивают непроизводительный расход электроэнергии.

 

Процедуры расчета норм технических потерь электроэнергии должны жестко регламентироваться и осуществляться специализированными организациями под контролем государственных органов. А процедура контроля и надзора за непревышением норм технических потерь электроэнергии, должна осуществляться специальными надзорными органами за эффективностью энергосберегающих технологий. но на территории России не осуществляется регулирование норм потерь электроэнергии с учетом требований энергосбережения, и контроль и надзор за уровнем этих потерь.

 

Проведем анализ второй составляющей потерь электроэнергии –

 

Wкп. Коммерческие потери электроэнергии в практике имеют следующие составляющие:

 

Wкп = Wни + Wти + Wпх [3], где

 

Wни – потери за счет эксплуатационной недостоверности измерений;

 

Wти – потери за счет точности измерений;

 

Wпх – потери за счет прямых хищений.

 

Величина Wни зависит от уровня и организации эксплуатации систем измерений. К этой составляющей можно отнести потери, вызванные перегрузкой токовых цепей измерительных трансформаторов тока, переводом цепей напряжения на другое первичное напряжение, ошибками при съёме и передаче информации и т.д.

 

Потери за счет точности измерений ( Wти) обусловлены производством измерений приборами и системами, точность измерений которых по паспортным данным оборудования или систем не соответствует требуемым регламентам. Например, потери, обусловленные несоответствием класса точности трансформаторов тока, трансформаторов напряжения и электросчетчиков ПУЭ, государственным и отраслевым нормам и стандартам и др.

 

Потери за счет прямых хищений ( Wпх) обусловлены умышленными изменениями в цепях измерительных трансформаторах тока, напряжения, измерительных цепях и электросчетчиках, и изменением данных в информационных системах, с целью искажения величины измерений. Эта составляющая может быть обусловлена из-за отсутствия организации и контроля несанкционированного доступа к измерительным и информационным системам учета объемов электроэнергии.

 

В существующих условиях на оптовом рынке электроэнергии создалась благоприятная среда для бесконтрольного роста составляющих Wкп. Так, эксплуатация систем измерений находится в состоянии «самообслуживания» и «самоконтроля», контроль достоверности и точности практически не осуществляется, на всех уровнях измерений и передачи информации об измерениях имеется принцип. возможность несанкционированного доступа, анализ величины потерь и статистическая отчетность о потерях не ведется.

 

изучим на примере АО-энерго последствия расточительного отношения к потерям электроэнергии. Уровень потерь электроэнергии в сетях АО-энерго в 1992-1993 годах составлял 8,2% от отпуска электроэнергии в сети, при этом рост этого показателя до 1992 года не превышал сотых долей прцентажа в год. Однако, начиная с 1993 года, среднегодовой прирост показателя потерь в сетях АО-энерго составляет по 0,5% в год по ЕЭС РФ (на порядок выше). При этом в 23-х регионах за последние 10 лет потери электроэнергии возросли более чем в 2 раза, а в Калмэнерго, Севкавказэнерго, Дагэнерго, Сахалинэнерго и Хабаровскэнерго уровень потерь достиг третьей части отпуска электроэнергии в сети.

 

Проведем качественный анализ возможного поведения отдельных составляющих Wп. Изменение тенденции роста технических потерь электроэнергии Wтп возможно за счет трех его составляющих: Wнп, Wст и Wк. Так, Wнп зависит от токовой нагрузки электросетей, которая снижалась за счет спада электропотребления за последние 10 лет, значит эта составляющая должна была снизиться. Wст характеризуется составом работающего генерирующего оборудования, включенных силовых трансформаторов и конденсаторных батарей. Состав упомянутого оборудования практически остался без изменения, или уменьшился. То есть, данная составляющая не могла в течение 10-ти лет иметь ощутимые приросты. Потери на корону ( Wк) характеризуются количеством линий высокого и сверхвысокого напряжения, состав которых за 10 лет не изменился, а погодные условия сохраняют среднестатистическую стабильность. То есть, составляющая Wк также не может дать приросты. Wп за последние 10 лет не имела прироста, а наоборот, технические потери должны были снизиться в значительной степени за счет снижения Wнп.

 

Следовательно, ежегодное повышение потерь электроэнергии в электросетях обусловлено только коммерческими потерями электроэнергии. Оценочный уровень абсолютной величины прироста коммерческих потерь электроэнергии в сетях и на производственные нужды АО-энерго за последние 10 лет по ЕЭС РФ составляет около 25 30 млрд. кВт-час, что соответствует непроизводительной работе двух мощнейших электростанций с суммарной мощностью около 4000 мвт.

 

Отношение государства и подразделений электроэнергетики ЕЭС РФ к непроизводительному расходу электроэнергии можно оценивать как бесконтрольность и поощрение расточительства, так как отсутствуют важнейшие механизмы и системы в этой области, в том числе:

 

Нет системы отчетности по потерям электроэнергии;

 

Нет системы и механизмов ответственности за потери электроэнергии;

 

Отсутствует система нормирования потерь электроэнергии;

 

Отсутствует система регулирования норм потерь электроэнергии;

 

Инструментальный коммерческий учет электроэнергии осуществляется по принципам самообслуживания, самоконтроля и самоучёта;

 

Нет организации, осуществляющей управление, регулирование и контроль потерь электроэнергии на уровне государства.

 

изучим влияние реформ электроэнергетики на динамику роста потерь электроэнергии. Реформы энергетики характеризуются, с одной стороны, образованием множества новых участников конкурентного рынка электроэнергии (генерирующих и сетевых компаний, покупателей и др.), а с другой, необходимостью построения Модели измерений у участников рынка электроэнергии. базовой особенностью конкурентного рынка электроэнергии, создаваемого в соответствии с новыми «Правилами…» [2], является отсутствие Модели измерений конкурентного рынка электроэнергии и кардинальное изменение принципов измерений на переходном этапе построения рынка электроэнергии. изучим влияние этих факторов на динамику роста потерь электроэнергии более подробно.

 

Модель измерений переходного периода образована на основе действующей модели регулируемого рынка.

 

Эта Модель (см. представляет собой территориальную структуру без участия сетевых компаний в торговле электроэнергией, т.е. прежнюю территориальную систему, в которой потери и услуги сетевых компаний учитываются по факту и относятся на покупателей электроэнергии. Эта система позволяет произвольно «прикреплять» любого поставщика электроэнергии к любому «покупателю», независимо от удаленности. В этой Модели измерений отсутствуют системы измерений, позволяющие осуществлять коммерческий учет электроэнергии по условиям конкурентного рынка электроэнергии.

 

Основными характеристиками действующей Модели рынка электроэнергии переходного периода являются:

 

Исключение компаний (ФСК, РСК) из торговой инфраструктуры рынка (торговля без учёта услуг и потерь в сетях);

 

Неопределенность границы ФСК, РСК и новых электростанций и отсутствие системы измерений по новым границам;

 

Неопределенность границы м. выделенными электростанциями, РСК и ФСК;

 

Неосознанность и несформулированность требований участников рынка к коммерческому учету;

 

Отсутствие системы ответственности за потери электроэнергии в электросетях;

 

Отсутствие финансовых средств у реформируемых АО-энерго на создание современных систем коммерческого учета электроэнергии (СКУЭ).

 

Кроме того, в упомянутых выше Правилах кардинально изменены принципы измерений, а именно:

 

Предусмотрен переход от месячного к почасовому учёту электроэнергии, независимо от участия субъекта в секторе свободной торговли;

 

Разрешено использование всех действующих несовершенных систем КУЭ субъектов ФОРЭМ в течение 2-х лет;

 

Отсутствуют мотивации участников рынка по совершенствованию систем измерений и организации учета;

 

Участникам рынка предоставлена принцип. возможность использования суррогатных методов измерений (телеметрия, ОУИК и др.) для расчета почасовых объемов, и использования математических методов для определения фактических почасовых объемов.

 

действующие условия нового конкурентного рынка электроэнергии являются благоприятной средой для резкого всплеска роста потерь электроэнергии с непредсказуемыми последствиями.

 

Модель измерений, отвечающая требованиям конкурентного рынка электроэнергии (см. предполагает построение новых его элементов (ГК, ФСК, РСК и др.) и новых систем измерений, которые так же не созданы.

 

Модель измерений конкурентного рынка электроэнергии

 

Законом об энергосбережении определены основные принципы и механизмы отчетности, эффективного регулирования, нормирования, контроля и управления энергосбережением. Значительная работа в области энергосбережения начата Минэнерго РФ [5]. Разработаны и определены способы государственного стимулирования энергосбережения [6]. но для подготовки благоприятной почвы развития энергосберегающих технологий необходимо, в первую очередь, осуществлять государственное управление, регулирование, надзор и контроль за уровнем непроизводительного расхода электроэнергии при его производстве, передаче и потреблении.

 

ВЫВОДЫ:

 

В сфере производства, передачи и потребления электроэнергии созданы идеальные условия для энергорасточительства и хищений электроэнергии;

 

Темпы роста потерь в сфере электроэнергетики катастрофичны для электроэнергетики;

 

Государство, отраслевые министерства, регуляторы и организаторы рынка электроэнергии самоустранились от контроля и управления непроизводительным расходом при производстве, передаче и потреблении электроэнергии;

 

Новые «Правила оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода» и действующая Модель измерений не отвечают условиям энергосбережения и требуют экстренного пересмотра и доработки.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 

Разработать и внедрить государственную систему управления, регулирования, статистического наблюдения, информационного обеспечения, контроля и надзора за энергосбережением;

 

Разработать и внедрить новую Модель измерений и Правила конкурентного рынка электроэнергии, отвечающих требованиям энергосбережения и обеспечивающих снижение непроизводительного расхода электроэнергии в ЕЭС РФ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный Закон «Об энергосбережении» от 03.04.1996г. № 28-ФЗ.

 

«Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» /Утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003г. № 643.

 

Железко Ю.С. «Принципы нормирования потерь электроэнергии в электрических сетях и программное обеспечение расчетов»: «Электрические станции», 2001г., № 9.

 

«Нормативы технологического расхода электрической энергии (мощности) на её передачу (потерь), принимаемые для целей расчета и регулирования тарифов на электрическую энергию»: Информационный бюллетень ФЭК РФ, 2000г., № 11.

 

Яновский А.Б., Варнавский Б.П. «Основные задачи ФЦП «Энергосбережение России и ход её выполнения»»: ЭСКО «Экологические системы», 2002г.,№ 9.

 

Дэвид Л. Конник «Пять способов государственного стимулирования энергосбережения в США»: ЭСКО «Экологические системы», 2002г.,№ 2.

 



Делегація європейської комісії в. РАО. Новинки в области отопления. Корпорация.

На главную  Энергопотребление 





0.0111
 
Яндекс.Метрика