Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Регулятор против экономики

НКРЭ является ключевым звеном в формировании тарифов и регулировании сбыта в ТЭК. Вместе с тем, деятельность комиссии до сих пор законодательно не урегулирована. Вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев и народный депутат, глава парламентского комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Алексей Кучеренко подали на рассмотрение парламента соответствующие законопроекты, которые до сих пор не приняты.

 

Законодательная неурегулированность деятельности НКРЭ на протяжении последних лет привела к возникновению ряда конфликтов между регулятором энергорынка и продавцами энергоресурсов.
Комментируя отказ установить экономически обоснованный тариф на электроэнергию в апреле 2005 года, глава «Энергоатома» Ю.Недашковский назвал данное постановление НКРЭ «отечественным ноу-хау» регулирующего органа, которое предусматривает существенное увеличение расходной статьи бюджета НАЭК «Энергоатом» без внесения соответствующих изменений в структуру тарифа. По словам Ю.Недашковского, данное решение НКРЭ поставило под сомнение принцип. возможность выполнения ряда программ, запланированных на 2005 год. Руководство компании заявило, что фактическое снижение тарифа отразится на плане мероприятий комплексной программы по модернизации и повышению безопасности АЭС. По данным компании, недофинансирование АЭС в 2005 году составило около 600 млн. грн.

 

В октябре 2006 года конфликт возник м. профсоюзами энергопоставляющих компаний и НКРЭ в вопросе необходимости увеличения фонда оплаты труда сотрудникам облэнерго в тарифах на передачу и поставку электроэнергии. При тотальном росте цен и тарифов, по темпам повышения уровня заработной платы энергопоставляющие компании на данный момент занимают последнее, 23 место среди всех видов промышленной деятельности. С сентября 2005 года тарифы для этой отрасли не пересматривались. Отсутствие в нормативных документах НКРЭ принципов определения ставки заработной платы и неучтение отраслевых подходов при формировании фонда оплаты труда привели к нынешнему напряжению в среде энергетиков.

 

Зависимая от регуляторной политики НАК «Нефтегаз Украины», согласно данным международного аудита, 2005 год закончил с убытком в 1,8 млрд. грн. Получ. убытка в компании ожидают и по результатам текущего года. Главная причина – непродуманная регуляторная политика в вопросе установления внутренних тарифов на природный газ.

 

Только в 2005 году «Нефтегаз Украины» более 45 раз обращался к различным органам исполнительной власти с просьбой привести к экономически обоснованным цены на природный газ для всех категорий потребителей. Изначально предполагалось повысить с 1 июля 2005 года на 25% цены на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики, а для бюджетных учреждений установить с 1 января 2006 года цены, равные себестоимости. стоимость для населения должна была составить 343,6 грн. за 1 тыс. куб. м с НДС, для бюджетных организаций – 371,6 грн. за 1 тыс. куб. м, для предприятий теплоэнергетики – 302,1 грн. за 1 тыс. куб. м. По расчетам экспертов, подобное повышение незначительно повлияло бы на расходы населения, поскольку на тот момент в перерасчете на одного человека размер платы за газ составлял 7,84 грн в месяц. Кроме того, никто не отменял систему предоставления льгот и субсидий для незащищенных слоев населения, которая бы дополнительно смягчила негативные последствия от повышения цен.

 

Однако соответствующего решения НКРЭ в 2005-м компания не дождалась. Несмотря на то, что НКРЭ на протяжении 2005 года повышала цены на природный газ для промышленных потребителей, убытки компании в 2005 году от реализации природного газа этой категории потребителей составили около 1 млрд. грн. В случае сохранения действовавших тарифов, в 2006 году общие потери НАК «Нефтегаз Украины» превысили бы 6 млрд. гривен.

 

Отказ НКРЭ пересматривать тарифы реализации газа с одновременным ростом тарифа на транспортировку, привел к тому, что стоимость газа, как товара, в структуре тарифа снизилась в 1999-2005 гг. на 23%. Это происходило на фоне ежегодного солидного роста цен на продукцию украинской промышленности и инфляционных циклов, которые не стояли на месте.
Цены на газ для населения НКРЭ повысила только с 1 июля 2006 года. До этого они оставались неизменными на протяжении семи лет. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере ценообразования на газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики и бюджетных организаций. Они не менялись с апреля 1999 года по 1 января 2006 года. Все эти годы «Нефтегаз Украины» фактически субсидировал потребителей социальной и бюджетной сфер на сумму около 4,0 млрд. грн. ежегодно. В 2005 году они возросли до 4,3 млрд. грн.

 

В конечном итоге аргументы «Нефтегаза Украины» были восприняты специалистами НКРЭ. По словам начальника управления НКРЭ по регулированию и ценовой политике нефтегазового комплекса Сергея Волоса в интервью журналу «Профиль-Украина», снижение цены газа в течение 6 лет на 73 грн. за 1 тыс. куб. м противоречит законам экономики и объясняется исключительно политическими причинами. Г-н Волос также добавил, что в Украине на тот момент был самый дешевый газ в Европе. Если подобная тенденция сохранится, то Украина может скоро остаться без собственных запасов.

 

Свою лепту в ухудшение финансового состояния НАК «Нефтегаз Украины» внесло и Министерство экономики, которое, заявляя об угрозе роста инфляции, на протяжении нескольких месяцев блокировало рассмотрение предложений компании по установлению экономически обоснованных цен. в жертву политическим лозунгам о необходимости борьбы с инфляцией было принесено финансирование программ по увеличению добычи газа в стране и общая финансовая стабильность крупнейшего налогоплательщика, которым является «Нефтегаз».
В конечном итоге непродуманная регуляторная политика на рынке реализации природного газа привела к тому, что НАК «Нефтегаз Украины» только в 1-м полугодии 2006 года понесла убытки на сумму 3,7 млрд. грн.

 

Причиной формирования столь значительных убытков компании стала разница м. ценой закупаемого импортного газа и ценой его реализации потребителям внутри Украины. После повышения с 1 января 2006 году цены импортируемого газа до 479 грн. за тыс. куб. м (или 95 долл.), он продолжал продаваться предприятиям ТКЭ по 209 грн. за тыс. куб. м. в первом полугодии компания на продаже каждой тысяи кубометров теряла фактически 300 грн. А общие убытки достигли 1,9 млрд. грн.

 

Параллельно НАК “Нефтегаз Украины” с начала текущего года несла убытки от несоответствия закупочной цены на газ собственной добычи (110 грн. за тыс. куб. м) и цены газа, как товара, в действующем тарифе для населения (96 грн. за тыс. куб. м). А поскольку для удовлетворения потребностей населения компания была вынуждена докупать недостающие объемы импортного более дорогого газа, совокупные убытки от его реализации населению в первом полугодии превысили 1,8 млрд. грн.

 

Подобные финансовые эксперименты представителей исполнительной власти над крупнейшей компанией страны привели к лавинообразному росту кредиторской задолженности НАК «Нефтегаз Украины». Только в 2005-первой половине 2006 года объем привлеченных иностранных кредитов вырос фактически до 2 млрд. долл. Если и в дальнейшем привлеченные кредиты будут использоваться компанией для покрытия убытков от реализации газа на внутреннем рынке, то под угрозой окажется стабильная работа нефтегазовой отрасли в целом.

 

Источник: http://62.149.14.150/oil

 



Краткое пособие по энергосбережению. Карта будущего. Альтернативные источники водосна. Если я был бы МЭР.

На главную  Энергопотребление 





0.0086
 
Яндекс.Метрика