Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Энергосбережение и современная т

Существовавшая до последнего времени нормативно-правовая база энергосбережения носила главным образом директивный характер и не давала каких-либо реальных механизмов (в первую очередь экономических) для внедрения энергоэффективного оборудования и материалов. Данная причина явилась одной из основных, которые определили недостаточные темпы освоения потенциала энергосбережения муниципальных образований. Вступающий в силу с 2006 года Федеральный Закон от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» должен, на наш взгляд, изменить данную устоявшуюся тенденцию к лучшему.

 

цикл модернизации жилищно-коммунального хозяйства, направленный на дальнейшее повышение его эффективности, для муниципальных образований является одним из важнейших аспектов социальной и экономической политики. В 2005 – 2006 годах изменяется законодательная база отрасли, что требует от специалистов на местах и органов местного самоуправления выполнения конкретных мероприятий по приведению договорных, административных и социальных взаимоотношений в соответствие новыми современными подходами. изучим данный вопрос более подробно в части тарифообразования применительно к энергосбережению.

 

Закон №210-ФЗ предполагает развитие коммунальной инфраструктуры с применением программно-целевых методов, разграничил полномочия всех уровней власти в области регулирования тарифов, установил два вида тарифов. При этом важными элементами являются:

 

для федерального уровня:

 

–определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надб * ;

 

–установление порядка условий деятельности коммунальных организаций, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций;

 

для органов государственной власти субъектов Федерации:

 

–установление системы критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций;

 

–установление тарифов на товары и услуги коммунальных организаций;

 

для органов местного самоуправления:

 

–установление надб * к ценам (тарифам) для потребителей и на товары и услуги коммунальных организаций с учётом положений инвестиционных программ данных организаций по развитию систем инфраструктуры.

 

Очевидно, закон установил два вида тарифов. Первый – операционные, за их счет предприятия решают текущие проблемы и предоставляют ресурсы потребителям. Второй– тарифы и надбавки для развития существующих систем, их модернизации, реструктуризации и т.д.

 

Регулирование тарифов осуществляется на основании производственной программы организации, обеспечивающей поступление денежных средств в объёме, необходимом для её выполнения. Утверждая операционный тариф, муниципалитет должен изучить производственную программу, которую в качестве обоснования своего тарифного предложения представляет ему предприятие. И если муниципалитет придет к заключению, что тарифы, рассчитанные в соответствии с производственной программой, не могут быть оплачены потребителями, то она должна быть пересмотрена. Так устанавливается баланс м. потребностями предприятия и средствами, которые оно запрашивает и получает.

 

Что касается второго вида тарифов – на развитие инфраструктуры, то муниципалитет может финансировать их тремя способами: из бюджета, или устанавливая надбавки к тарифам для потребителей, или же устанавливая тарифы для заинтересованных лиц за подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры. используя эти источники, муниципалитет обязан обеспечить потребности в развитии инфраструктуры, и в обеспечении застройщиков земельными участками, оснащенными коммунальными сетями.

 

Новый закон вводит систему обязательного мониторинга результатов выполнения инвестиционных и производственных программ, которые формируют тариф. Если выясняется, что средства были использованы не по целевому назначению, то отвечать за это будут должностные лица по Кодексу об административных правонарушениях и отпущенные средства могут вычитаться из тарифов будущего года. Отметим так же одну важную особенность закона. Он регулирует тарифы организаций коммунального комплекса, а так же надбавки к тарифам, но тарифы для потребителей – остаются вне его компетенции.

 

Важно иметь в виду, что раннее в обсуждении проблем энергетического и коммунального комплексов акценты преимущественно смещались в сторону производства, переработки и транспорта энергии. При этом уделялось недостаточное внимание главному – как в современных условиях будет формироваться использование конечных видов энергии, т.е. потребителю. Эти вопросы особенно значимы для определения рационального обеспечения энергией населения и социальных нужд общества при рыночном хозяйствовании. Правильный выбор доминант энергетической политики в этих сферах существенно способствует созданию благоприятных условий жизнедеятельности общества, так как без надёжного электро-, тепло- и топливоснабжения резко возрастают экономические, социальные и политические риски и затраты, связанные с их преодолением. В этой связи оценки расходов семей на энергию и топливо могут служить индикаторами при определении социальной и ценовой политики в стране.

 

Затраты на энергию в составе оплаты населением услуг ЖКХ являются доминирующей составляющей, так что повышение тарифов на энергию прямо влияет на бюджеты населения. но принцип. возможность объективного измерения действительных объёмов энергетических услуг по существу отсутствует. Это позволяет их производителям весьма произвольно определять размеры поставляемой в дома энергии, которые, далеки от реальных. Особенно такое несоответствие проявляется при оплате энергии по осреднённым нормативам расходов, а не по данным измерительных приборов, которые, кроме счётчиков электроэнергии, в жилищах, отсутствуют.

 

Расходы населения на оплату централизованно предоставляемых энергетических услуг за 1997-2003гг. в среднем выросли в неизменных целях более чем в 8 раз. Они растут быстрее инфляции и оказывают всё большее давление на семейные бюджеты населения. В составе внутреннего потребления топлива и энергии в России на долю населения в 2003г. приходилось 13,3% электроэнергии, 38,3% тепла, 10,6% сетевого газа. В то же время признаётся, что сейчас примерно одна треть тарифов на услуги ЖКХ – это деньги за неполученные энергетические и другие услуги. На рисунке показано, что уровни всех тарифов на централизованно предоставляемую домохозяйствам энергию быстро преодолели спад, вызванный кризисом экономики в 1998г., и выросли к 2003г. по сравнению с 1997г. в 4,5–6,4 раза, как реальные располагаемые доходы населения относительно незначительно превзошли первоначальный уровень. Это способствовало устойчивому наращиванию доли затрат на энергию в бюджетах семей. очевидно, что на данный момент наблюдается несоответствие м. высокой стоимостью энергоресурсов для домохозяйств и относительно низким уровнем среднедушевых доходов, которые имеют большинство населения.

 

Анализируя приведённую информацию не трудно увидеть, что интенсивные темпы роста тарифов на энергоресурсы обусловлены тем, что они устанавливаются в зависимости от затрат генерирующих компаний на их производство, причём данные компании не мотивированы оптимизировать и модернизировать свои производственные фонды (так как есть принцип. возможность списывать свои потери на потребителей) и заинтересованы в максимальных объёмах продаж своего товара по максимальной цене. Реализация инвестиционных программ муниципалитетов позволит оптимизировать энергопотребление потребителей, и, тем самым, по цепочке вынудит энергоснабжающие организации сокращать свои затраты на производство энергоресурсов, что должно привести к снижению темпа роста тарифов и сокращению норм потребления энергии.

 

Закон о тарифном регулировании вступит в силу с 1 января 2006 года, а норма об инвестиционных надбавках к тарифам на электро- и теплоснабжение - два года спустя. До этого момента необходимо создать не только эффективную методику его реализации, но и изменить менталитет его исполнителей.

 

Принятие Закона №210-ФЗ заложило основу соблюдения баланса интересов производителей и потребителей коммунальных услуг, что позволяет производителям обеспечивать финансовые потребности коммунальных организаций, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в коммунальной сфере для частных операторов и повышает заинтересованность во внедрении новых технологий, в т.ч. энергоресурсосберегающих, реализация которых в перспективе приведёт к снижению тарифов на коммунальные услуги.

 

Источники:

 

А.А. Аболин, Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», 2005г., №7.

 

Информационный отдел ORSN.RU

 

А.С. Некрасов, В.В. Семикашев. «Затраты на энергию в бюджетах российских семей». Журнал «Энергия: экономика, техника, экология» №10 за 2005г.

 



Зменшення втрат електроенергії в лініях електропередач. Анализ рынка торговли выбросами. Ініціатива з енергоективності в. Делегація європейської комісії в.

На главную  Энергопотребление 





0.015
 
Яндекс.Метрика