Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

КЛЮЄВ А

КЛЮЄВА.П., голова Комітету Верховної Ради України зпитань паливно-енергетичного комплексу, ядерної політики таядерної безпеки (виборчий округ №46, Донецька область).

 

Уважаемый Адам Иванович! Уважаемые коллеги! Уважаемые участники парламентских слушаний! Топливно-энергетический комплекс Украины — наиболее значимый сектор национальной экономики, поскольку никакая хозяйственная деятельность, особенно в современных условиях, без надежного энергообес­печения невозможна. Предприятия ТЭК являются градо­образующими во множественных регионах Украины. От уровня развития энергетического сектора зависит потенциал социально-экономи­ческого развития страны, а стабильная работа этой отрасли — это так же и залог энергетической безопасности нашего государ­ства. Этим, конечно, и обусловлен такой большой интерес, ува­жаемый Адам Иванович, к этим парламентским слушаниям. Поэтому мы собирались с председателями подкомитетов нашего комитета и приняли решение провести на эту тему так же и“круглый стол”. Всех, кто на данный момент не сможет выступить, пригла­шаем принять участие в “круглом столе”.

 

на данный моментшние парламентские слушания являются логи­ческим продолжением системного цикла формирования Энер­гетической стратегии Украины, инициированной Комитетом Вер­ховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Им пред­шествовали парламентские слушания и ряд тематических фору­мов, проведенных за последние несколько лет комитетом либо при его участии. От имени комитета благодарю всех их участ­ников, большинство которых находится в этом зале.

 

Сценарий развития ТЭК Украины выстраивается с учетом выбранного внешнеполитического курса, направлений и пара­метров развития отечественной экономики. Возможности их реализации определяются имеющимся ресурсным потенциалом, и степенью открытости и инвестиционной привлекатель­ностью нашей экономики. должен остановиться на нескольких, на наш взгляд, важных моментах.

 

Первое. Энергоэффективность украинской экономики. Более высокая энергоемкость ВВП Украины по сравнению сдругими странами обусловлена наличием преимущественно энергоемких отраслей в структуре экономики, их техническим итехнологическим уровнем, недозагрузкой мощностей, низкой заработной платой, наличием убыточных предприятий и другими факторами. Они взаимосвязаны. В результате обслуживающий экономику топливно-энергетический комплекс не имеет возмож­ности освободиться от долгов и перекрестного субсидирования. Он вынужден, как уже отмечалось, в течение длительного вре­мени удерживать низкие цены и тарифы на энергетическую продукцию и услуги.

 

Перспективы развития ТЭК по любому сценарию, учитывая современное его состояние, требуют значительных инвестиций. Для этого прежде всего необходимо привести в норму систему текущих взаиморасчетов и разрешить долговую проблему на за­конодательном уровне, учитывая сложность и многообразие хозяйственных связей топливно-энергетического комплекса.

 

С этой целью комитетом ко второму чтению подготовлен законопроект №5476, в котором предусмотрено разрешение этойпроблемы, разработаны организационно-правовые механиз­мы погашения задолженности. Его принятие позволит избежать банкротства и развернуть инвестиционную деятельность не только предприятиям ТЭК, но и предприятиям всех других отраслей.

 

Второе. Энергосбережение, которое должно стать главным приоритетом Энергетической стратегии. Экстенсивное использо­вание невозобновляемых источников энергии (нефть, газ, уголь идругие) в дальнейшем уже не допустимо, поскольку изжила себя прежняя модель развития экономики. Дефицит энергоноси­телей и в дальнейшем при обострении ситуации на мировом рын­ке может сдерживать социально-экономическое развитие нашего государства. Поэтому важно добиться понимания обществом исчерпаемости собственных энергетических ресурсов и необхо­димости бережного их использования.

 

Осознание необходимости энергосбережения будет способ­ствовать, как это происходит во всем мире, появлению высоких технологий, сокращению потребления и поиску альтернативных источников энергии, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни. На это, в частности, нацеливает Энергетическая хартия, нормы которой должныбыть заложены в основу нашей стратегии, поскольку так же в 1998году Украина взяла на себя обязательства осуществить переход на общемировые принципы истандарты в энергетике.

 

Реализация политики энергосбережения в различных отрас­лях экономики и в быту требует создания соответствующей системы управления и научно-технического обеспечения. Нужна детализированная система законодательных актов, норм и пра­вил, предусматривающая разработку не только запретительных, но и поощрительных мер, в том числе и фискального характера. Закон Украины об энергосбережении, принятый в 1994году, фактически не сработал прежде всего из-за отсутствия гибкой системы таких мер.

 

Приоритетность политики энергосбережения относительно использования традиционных энергоресурсов ведет к расшире­нию использования попутно извлекаемых и вторичных энерго­носителей, поиску и освоению источников возобновляемой энер­гии. С этой целью приняты законы Украины об альтернативных видах жидкого и газового топлива, об альтернативных источниках энергии, о комбинированном производстве тепловой и электри­ческой энергии. Совсем недавно принят Закон о теплообес­печении, направленный на рациональное использование тепловой энергии и экономию первичных энергоносителей.

 

Подготовлен ряд проектов других правовых актов. Особого внимания заслуживает законопроект №4451 о газе (метане) угольных месторождений, принятие которого позволит за счет дегазации шахт повысить безопасность ведения горных работ идополнительно включить в хозяйственный оборот экологически чистый энергоноситель.

 

Предметом пристального внимания в законотворчестве должно стать стимулирование масштабного притока инвестиций всферу энергосбережения, что в последнее время, к сожалению, было либо ослаблено, либо вообще приостановлено.

 

Не менее серьезны вопросы управления государственным имуществом и дальнейшей приватизации объектов топливно-энергетического комплекса. В целях сохранения регулирующей роли государства в развитии ТЭК целесообразно оптимизировать размеры доли государства в уставных фондах энергокомпаний ипредприятий и обеспечить содействие их приватизации. Приэтом схемы продажи национальных компаний должны преду­сматривать участие миноритарных акционеров. Все это требует совершенствования действующего законодательства и государ­ственных программ приватизации.

 

Особенно актуальным становится вопрос привлечения ин­вестиций в угольную промышленность. Незавершенность струк­турных и институциональных преобразований в угольной промы­шленности в силу тяжелейшего финансового состояния самой отрасли и недостатка средств господдержки на развитие шахт­ного фонда, а в последние годы — и на компенсацию издержек обуславливает необходимость изменения системы управления. Нужна принципиально новая, научно обоснованная и восприни­маемая населением угольных регионов концепция организации угледобычи в Украине.

 

Надо сказать, что в этой связи многие положения Горного закона Украины, который был принят в 1997году, устарели и тре­буют с учетом перспективных задач развития угледобычи серьез­ной переработки.

 

Особого внимания заслуживают вопросы социальной защи­ты работников угольной промышленности в первую очередь при закрытии шахт. Это нашло отражение в законопроекте №7352 оликвидации горных предприятий.

 

Определяя перспективы развития отраслей топливно-энер­гетического комплекса, мы должны исходить из того, что Украина осознанно стала на путь рыночных преобразований. Поэтому надо совершенствовать рыночные механизмы, институциональ­ные преобразования в сфере реализации энергетических продуктов.

 

Рынки электроэнергии и газа в Украине уже созданы, адаптирована британская модель энергорынка и электроэнер­гетики, апробированы механизмы. Этот опыт в дальнейшем целесообразно использовать в организации и развитии оптовых рынков всех видов энергоносителей при соответствующем нор­мативно-правовом обеспечении. В первую очередь нужен закон оНациональной комиссии регулирования энергетики и регулиро­вании отношений м. субъектами энергорынка. Это даст воз­можность установить степень и меры государственного влияния на субъектов рынка на долгосрочный период.

 

Требуют законодательного урегулирования вопросы лицен­зирования, рентных отношений, отвода земли для недропользо­вания. Определенные наработки в комитете уже есть.

 

Третье. Диверсификация источников энергии. Более поло­вины наших потребностей в исходном топливе покрывается за счет импорта. Эта тенденция сохраняется. Структура импорта энергоносителей, их происхождение известны, и, безусловно, ситуация обязывает вести интенсивный поиск новых источников. Варианты есть.

 

Диверсификацию можно обеспечить за счет освоения новых месторождений нефти и газа, более энергичного использования транзитных возможностей Украины, участия в изучении и освое­нии запасов углеводородов на территориях других стран, участия в инвестиционных проектах по развитию международной газо­транспортной системы и за счет использования энергии воды, ветра, солнца. но эти варианты требуют в основном больших капитальных затрат, отдача от них наступит по прошествии неменее 10лет, а страну надо обеспечивать энергоресурсами ежедневно.

 

Поэтому на данный момент, на наш взгляд, надо взвешенно подходить к вопросам развития взаимоотношений с традицион­ными поставщиками нефти и газа в Украину. Такая энерге­тическая политика не противоречит основному политическому курсу и нацелена на обеспечение устойчивого развития всей экономики и соответствующих стандартов жизни населения Украины.

 

Теперь остановлюсь на вопросах ядерной и радиационной безопасности, к которым не может оставаться равнодушным ниодин украинец, переживший вместе со всей страной Черно­быльскую трагедию.

 

С учетом стратегической задачи повышения энергетической независимости Украины атомная промышленность в текущем столетии для развития отечественной электроэнергетики будет играть определяющую роль. По масштабам использования ядер­ной энергии Украина занимает восьмое место в мире и пятое — вЕвропе.

 

За последние годы в Украине сформированы основы ядер­ного законодательства, осуществлены структурные реформы всфере использования ядерной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Уже в рамках нового законо­дательства завершено строительство и сдано в эксплуатацию дваэнергоблока, ведется реабилитация гидроаккумулирующих электростанций, реализуются другие крупные проекты.

 

Для решения серьезных проблем атомной энергетики раз­работаны программы и проекты, связанные с созданием ядерно-топливного цикла, строительством национального хранилища радиоактивных отходов, продлением ресурса и выводом атомных электростанций из эксплуатации, созданием соответствующих фондов. но из-за отсутствия системного подхода к стратеги­ческому планированию развития отраслей ТЭК эти программы неимеют достаточного финансового обеспечения, а по некото­рым из них отсутствуют и рациональные организационные и тех­нические решения.

 

В этой связи первоочередными задачами являются созда­ние единой государственной системы обращения с отработанным ядерным топливом и единой государственной системы обраще­ния с радиоактивными отходами, как этого требуют ядерное законодательство и международные обязательства Украины.

 

Кроме того, для принятия более взвешенных решений относительно размещения новых объектов атомной энергетики ихранилищ радиоактивных отходов, и повышения уровня защищенности персонала АЭС и населения, проживающего в зоне наблюдения, комитетом подготовлен ряд соответствующих, логически связанных м. собой законопроектов №5753 и№5336.

 

Обращаю внимание на важный момент законотворчества. Законодательство должно быть унифицированным, давать воз­можность выстраивать стратегию, а для достижения стратеги­ческих целей — реализовывать отраслевую политику, внедрять разнообразные программы и проекты. В таком случае не будет необходимости в пожарном порядке принимать важные решения.

 

Если при наличии Энергетической стратегии Украины мы усовершенствуем законодательство, страна получит современ­ное, отвечающее международным стандартам энергетическое право. С этой целью целесообразно:

 

Первое. Решить проблему долгов за потребленные энерго­ресурсы и упорядочить финансово-расчетную систему в сфере ТЭК.

 

Второе. Упорядочить имущественные отношения, способ­ствовать активному развитию циклов приватизации и демоно­полизации в отраслях.

 

Третье. Четко разграничить сферы государственного управ­ления и государственного регулирования в энергетическом секторе, обеспечить определенную децентрализацию функций управления, уточнить полномочия управляющих и регулирующих структур.

 

Четвертое. Способствовать созданию и совершенствованию оптовых рынков энергоносителей.

 

Пятое. Строить внешнеэкономическую деятельность в энер­гетическом секторе только на принципах экономической целесо­образности и взаимной выгоды в долгосрочном периоде.

 

Шестое. Способствовать дальнейшей либерализации цено­вой, тарифной политики, поддерживая паритет цен на энерге­тическую продукцию и продукцию других отраслей по мере воз­растания покупательной способности населения.

 

Седьмое. Содействовать повышению уровня капитализации доходов в отраслях топливно-энергетического комплекса соот­ветствующим совершенствованием амортизационной, налоговой, инвестиционной, и денежно-кредитной и валютной политики.

 

Подводя итоги сказанному, так же раз акцентирую ваше внимание на серьезности вопроса, ради которого мы здесь собрались.

 

Благодарю всех за внимание.

 



Утилизиция низкопотенциального т. Ініціатива з енергоефективності. НПП. Структура Контракта и его необходимые Элементы.

На главную  Энергопотребление 





0.0038
 
Яндекс.Метрика