Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Основные положения и инвестиционные возможности Киотского протокола

А.Кокорин Основные факты, говорящие об антропогенном изменении климата (ВМО, ВОЗ, ЮНЕП, МГЭИК)

 

Факт 1 Антропогенное изменение химического состава атмосферы – рост концентрации парниковых газов: СО2, СН4, N2O

 

Факт 2 Усиление радиационного прогрева атмосферы (парникового эффекта) и антропогенный рост средней температуры

 

Факт 3 Рост числа отрицательных явлений. Изменение углеродного баланса. Но пока нет четко прописанной связи с Фактом 2

 

Факт 4 В будущем будет “жарче”, но что это значит? Прогноз на будущее неблагоприятен, но весьма неопределен.

 

Проблема серьезная, но пока рано идти на экономические «жертвы» История создания, цель и принципы Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК)

 

1988 г. ВМО и ЮНЕП учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК)

 

1992 г. РКИК открыта к подписанию на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро.

 

1994 г. Российская Федерация ратифицировала РКИК

 

1995 г. Второй доклад МГЭИК, – необходимость серьезных действий по снижению выбросов.

 

1997 г. На третьей Конференции Сторон РКИК принят Киотский протокол.

 

1999 г. Российская Федерация подписала Киотский протокол.

 

2001 г. Третий доклад МГЭИК, – подтверждение факта в основном антропогенного потепления климата, изменения более сильные, чем считалось ранее.

 

2006 г. Четвертый доклад МГЭИК Киотский протокол - принятие и вступление в силу

 

2001г. На седьмой Конференции Сторон РКИК единогласно одобрены «Марракешские соглашения», - подзаконные акты протокола.

 

2003 г. Киотский протокол ратифицирован всеми странами ЕС, Японией, Канадой, Китаем, Индией (на февраль 2005 г. 141 страна). Отказались только США и Австралия

 

2004 г. Россия ратифицировала протокол

 

2005 г. 16 февраля вступление Киотского протокола в силу

 

28 ноября – 9 декабря, Монреаль, Канада, проведение Первого совещания сторон протокола, принятие “Марракешских соглашений” (16 -27 мая, Бонн, промежуточные переговоры)

 

Начало переговоров об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов с 2013 г., вероятно, новое международное соглашение, но с теми же принципами и механизмами. Киотский протокол: идеи и результаты

 

Есть понимание будущей угрозы, но нет прямой причинно-следственной связи: снизил выброс – получил эффект

 

Надо начинать с пилотного, отладочного этапа: выбран 5 летний период с 2008 по 2012 гг. включительно

 

Предложен основополагающий принцип торговли квотами (для развитых стран) и проектные механизмы:

 

Проекты совместного осуществления (ПСО) для развитых стран

 

Механизм чистого развития (МЧР) для развивающихся стран

 

Использована «структура» стран ООН,

 

все обязательства в зависимости от статуса страны в ООН (в частности, Россия развитая страна, а Китай, Бразилия, Аргентина и т.п. - нет)

 

Подход, - обязательства какие «страна хочет» :

 

как государство хочет повлиять на национальный бизнес и помочь ему;

 

каковы политические амбиции лидеров ведущих стран.

 

Ориентация протокола на развитие энергетики

 

Политические амбиции, привели к драматическому финалу для США

 

Решено перестраховаться и не принимать никаких финансовых санкций к нарушителям

 

Ограничить выбросы парниковых газов (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 гг.) уровнями в процентах от выброса страны в 1990 г.:

 

ЕС - 92 % (с внутренним перераспределением)

 

США - 93%

 

Япония, Польша, Венгрия, Канада - 94%,

 

Россия, Украина - 100%

 

Норвегия - 101%

 

Австралия - 108%

 

Исландия -110%

 

Создать и отладить механизмы

 

Торговля квотами (Статья 1

 

Совместного осуществления (ПСО), (Ст.

 

Механизма чистого развития (МЧР), (Ст. 1

 

Динамика эмиссии ПГ в развитых странах

 

Европейская торговая система

 

Закрытая торговая система с обязательным участием всех крупных предприятий - источников выбросов: энергетика, металлургия, химия, цемент, но не транспорт.

 

2 этапа до 2008 г. и 2008-2012 гг.

 

Финансовые санкции: 40 и 100 евро за тСО2-экв.

 

Вход «со стороны» только через «окно проектов совместного осуществления»

 

Не «проходят в окно» ядерные и лесные проекты

 

Работает с 2005 г. , цены 6-9 евро за т СО2-экв.

 

Планы покупки квот европейскими странами (кроме участия в торговой системе ЕС) согласно национальным планам «размещения квот»

 

Австрия 35 МтСО2-экв.

 

Бельгия 41 МтСО2-экв.

 

Дания 18,7 МтСО2-экв.

 

Финляндия – вероятно, но пока не определено

 

Греция – не известно

 

Ирландия 18,7 МтСО2-экв.

 

Италия 162,5 – 300 МтСО2-экв.

 

Люксембург 15 МтСО2-экв.

 

Нидерланды 100 МтСО2-экв.

 

Португалия – вероятно, но пока не определено

 

Испания 100 МтСО2-экв.

 

Швеция – вероятно, но пока не определено

 

Вероятные сроки – конец периода обязательств – 2012 – 2013 гг.

 

Потенциал продажи квот странами с переходной экономикой (оценка Всемирного банка)

 

Обязательства России по Киотскому протоколу

 

По выбросам парниковых газов: не превысить в среднем за 2008 –2012 гг. уровень 1990 г.

 

Кадастр выбросов (Inventory) парниковых газов и отчетность в строгом соответствии и правилами РКИК

 

Кадастр поглощения СО2 лесами и соответствующая отчетность

 

Создать Национальный Реестр (Registry) принадлежности, купли-продажи и передачи единиц учета выбросов парниковых газов

 

__________

 

Участие в международной торговле квотами, проектах совместного осуществления, равно как и создание национальной системы торговли – не является международным обязательством России

 

Учет (кадастр) выбросов ПГ

 

Контроль ведется не за концентрацией газа около предприятия, а за только абсолютным значением выброса

 

Выбросы рассчитываются, а не измеряются (за редким исключением)

 

Важно кумулятивное действие всех парниковых газов

 

Имеется четко определенный список категорий источников

 

Особенность: использование продуктов или отходов древесины в качестве топлива не является выбросом.

 

Учет поглощения СО2 наземными экосистемами

 

Простое “присутствие” углерода исключается из учета, нужна деятельность, способствующей накоплению углерода: посадка новых лесов или прогрессивное ведение лесного хозяйства

 

Не учитывается абсорбция из-за динамического изменения возрастной структуры лесов в результате деятельности, имевшей место до 1990 г.

 

Статья 3.3 : облесение, лесовосстановление и обезлесение составляют деятельность по Киотскому протоколу (посадка новых лесов на участках, где леса не было)

 

Статья 3.4 : управление лесным хозяйством

 

Введены специальные Единицы Абсорбции (ЕА)

 

Крупномасштабная «лесная» деятельность маловероятна

 

Выбросы СО2 в России

 

Киотский протокол не несет угрозы экономическому развитию России. Ни в одном из сценариев (включая удвоение ВВП за 2003 – 2012 гг.), Россия не превысит уровня выбросов парниковых газов 1990 г. (Минэкономразвития России, Институт энергетических исследований РАН, 200

 

Рост ВВП и выбросы парниковых газов

 

Рост ВВП и выбросы парниковых газов

 

Изменение структуры экономики. Вместо энергоемких оборонных производств в ВВП все больший вклад дает сфера услуг и торговля, что не связано в большими выбросами.

 

ВВП во многом зависит от цен на нефть, но добыча нефти не приводит к существенным выбросам парниковых газов

 

“Сырьевой” вклад в ВВП на практике определяется объемом мировых рынков. Резкие изменения здесь маловероятны

 

Развитие энергетики и подразумевает не наращивание валовых мощностей, а более четкую и эффективную работу имеющихся (при слабо растущей численности населения)

 

Карбоноемкость ВВП в зависимости от ВВП на душу населения

 

Инвестиционные потоки (зарубежный опыт)

 

Деятельность фондов по организации проектов и покупке квот

 

Деятельность частных компаний по организации проектов и покупке квот

 

Оценка объемов проектной деятельности
в развивающихся странах (МЧР) и проектов/покупок в развитых странах
(данные Всемирного банка, декабрь 2004 г.)

 

Виды деятельности Всемирного банка

 

80% средств поступает от правительств

 

Распределение деятельности по регионам

 

Распределение по видам деятельности

 

Потенциал продажи больше спроса –> доп. требования (экологизация квот)

 

Фонды ЕУК преимущества для продавцов

 

Фонды ЕУК преимущества для покупателей

 

Общая сумма углеродных проектов (млн. долл. США, номинальная стоимость)

 

Продавцы

 

Покупатели

 

Что продали (деятельность по секторам)

 

Экономические показатели

 

Цены

 

Европейская торговая система 6-9 евро за т СО2 экв.

 

КАРТА МИРОВЫХ РЫНКОВ СОКРАЩЕНИЙ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

 

План действий по реализации Киотского протокола в РФ

 

I. Реализация политики и мер, направленных на сокращение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов (статьи 2, 10 Киотского протокола)

 

II. Формирование и обеспечение функционирования национальной системы для оценки ежегодного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (статьи 5 и 7 Киотского протокола)

 

III. Обеспечение участия Российской Федерации в механизмах в соответствии со статьями 6, 12, 17 Киотского протокола

 

IV. Участие в международной деятельности, связанной с реализацией Киотского протокола

 

I. Реализация основных мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в энергетике, промышленности и строительстве

 

Снижение энергоемкости ВВП на 8% за 4 года

 

Увеличение доли возобновляемых источников энергии

 

Нефтяной попутный газ

 

Шахтный метан

 

Потери газа в газовой промышленности

 

Эмиссии парниковых газов по отраслям

 

Планируемые структурные изменения в ВВП будут содействовать уменьшению эмиссии парниковых газов – повышение эфф. транспорта, ЖКХ, энергогенерации и др.

 

I. Реализация основных мер, направленных на увеличение абсорбции парниковых газов на землях Государственного лесного фонда и в сельском хозяйстве

 

I. Постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и пошлин, и субсидий, противоречащих цели Конвенции, во всех секторах - источниках выбросов парниковых газов, и применение рыночных инструментов

 

Доля муниципальных образований, завершивших перевод субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные социальные счета граждан, с 1 до 100 % (согласно проекту Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.)

 

Объем частных инвестиций в коммунальный сектор с 14 до 20%

 

Минрегион, Росстрой, ФАС

 

II. Формирование и обеспечение функционирования национальной системы для оценки ежегодного кадастра антропогенных выбросов

 

Росгидромет , МПР России, Росстат, Минпромэнерго России

 

Организация системы

 

Утверждение установленного количества выбросов в 1990 г. (базового уровня)

 

Нормативно – правовые акты

 

Разработка прогноза выбросов

 

Подготовка Национальных Сообщений РФ по РКИК (Государственных докладов)

 

III. Обеспечение участия РФ в механизмах в соответствии со статьями 6, 12, 17 Киотского протокола

 

1.Законодательные акты (перечень)

 

Доклад в правительство

 

Минэкономразвития России и др. 2 квартал 2005 г.

 

«Порядок утверждения, регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления ….»

 

Минэкономразвития России и др. 2 квартал 2005 г.

 

Нормативно правовой акт Правительства РФ об организации и ведении реестра

 

МПР, Минэкономразвития, Росгидромет 3 квартал 2005 г.

 

Взаимодействие с инвесторами, Минэкономразвития, постоянно

 

Методические рекомендации для российских компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, по применению механизма чистого развития

 

Минэкономразвития России 3 квартал 2005 г.

 

Ежегодный доклад в Правительство Минэкономразвития России

 

IV. Участие в международной деятельности, связанной с реализацией Киотского протокола

 

Участие в Конференциях и др. мероприятиях РКИК и Киотского протокола

 

Ведение переговоров

 

Выработка позиции на переговорах по ограничению выбросов ПГ на период после 2012 г.

 

Росгидромет, МИД России, заинтересованные федеральные органы исполнительной

 

Глобальная роль Киотского протокола

 

Пилотный этап глобального соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Собственно климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008–2012 гг.) не велик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

 

Подтверждение роли ООН, как единственного глобального инструмента решения всемирных проблем.

 

«Катализатор» для поддержки научных исследований по проблеме изменения климата, экологических и экономических работ

 

Роль Киотского протокола для экономики России

 

Дополнительный стимул для повышения энергоэффективности и энергосбережения. В масштабах всей экономики эффект невелик (несколько млрд.долл. за 2008 –2012 гг.), но положителен

 

Значительная поддержка «пионерам» деятельности по снижению выбросов парниковых газов (крупных компаний, ряда регионов)

 

«Пионерная» деятельность тем или иным образом будет замыкаться на проекты и зарубежные инвестиции

 

В «пионерной» деятельности большое значение будут иметь «добровольные» соглашения и «опережающие время» действия.

 

Значение Киотского протокола для на данный моментшних экологических и социальных проблем

 

«Катализатор» всей экологической деятельности в целом, включая рост источников финансирования экологических, исследовательских и образовательных проектов.

 

принцип. возможность привлечения дополнительных инвестиций для модернизации социальной инфраструктуры, посадки лесов и т.п. (зависит от национального законодательства, пока проблематично)

 

При снижении выбросов парниковых газов уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости (важно для небольшой части населения страны)

 

Выводы

 

Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем.

 

Прямое влияние Киотского протокола на жизнь людей в России невелико, но оно положительно.

 

Региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться его дополнительными возможностями.

 

Источник: http://rpvita.ru

 



Цена. Газ после газа. Министерство промышленности и эн. Газовая война.

На главную  Энергопотребление 





0.0162
 
Яндекс.Метрика