Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Рынок парниковых выбросов

М. Юлкин,

 

директор АНО Центр экологических инвестиций

 

Главной особенностью Киотского протокола является заложенная в нем принцип. возможность торговать выбросами парниковых газов. То есть, разумеется, не самими выбросами как таковыми, а специальными углеродными единицами, которые дают право выбрасывать парниковые газы сверх установленных ограничений. Такими единицами являются квоты на выбросы - AAU, и единицы сокращения выбросов - ERU и CER. Соответственно, в Киотском протоколе предусмотрены и необходимые для этого механизмы - торговля выбросами (ст. 1 , совместное осуществление проектов по сокращению выбросов (ст. и механизм чистого развития (ст. 1 . На базе этих механизмов формируется международный углеродный рынок.

 

Россия, которая по всем прогнозам будет в первом периоде (2008-2012 гг.) иметь профицитный бюджет выбросов, может стать активным игроком на этом рынке - продавцом квот (AAU) и сокращений (ERU). Тем важнее представлять себе конъюнктуру этого рынка и место, которое Россия может на нем занять.

 

Контрагенты углеродного рынка - кто они?

 

На на данный момент в Киотском протоколе участвует 141 страна. Из них обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с Приложением В Киотского протокола имеют 34 государства. В том числе 22 страны, которые принято относить к промышленно развитым, и 12 так называемых стран с переходной экономикой, включая Россию1.

 

Эти 34 государства и являются главными действующими лицами на рынке выбросов. Им разрешено торговать выбросами, осуществлять совместно проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов, и приобретать сокращения выбросов в развивающихся странах в рамках механизма чистого развития.

 

Страны, не имеющие установленных количественных ограничений на выбросы парниковых газов, ничего такого не могут. Зато они могут привлекать инвестиции в рамках механизма чистого развития, стимулируя их приток выдачей сертификатов о сокращении выбросов парниковых газов в результате осуществления таких инвестиций.

 

Активность основных игроков на углеродном рынке будет, очевидно, зависеть от того, насколько они смогут выполнить свои обязательства по ограничению и сокращению выбросов. Поэтому, чтобы оценивать конъюнктуру углеродного рынка, нужно спрогнозировать, какими будут выбросы в различных странах в 2008-2012 гг., насколько и в какую сторону они будут отличаться от установленных для них количественных ограничений.

 

Выбросы в 2008-2012 гг.: мировой прогноз

 

Согласно расхожему мнению, промышленно развитые страны будут иметь проблемы с выполнением своих обязательств. Наоборот, страны с переходной экономикой таких проблем иметь не будут, и помогут развитым странам, продав им часть своей квоты - напрямую, в виде AAU, или через совместное осуществление проектов, в виде ERU.
м. тем на данный момент фактически все страны представили прогнозы своих выбросов на период до 2010 г. Некоторые представили даже по два прогноза - с учетом обычных и дополнительных мер по сокращению выбросов. На основе этих прогнозов нам удалось составить мировой прогноз выбросов по странам Приложения В и оценивать отклонения от установленных количественных ограничений (табл.).

 

Оказалось, что не все так просто и однозначно. Согласно прогнозам, некоторые развитые страны не будут, против ожиданий, иметь проблемы с выполнением своих обязательств. К ним относятся, например, Великобритания, Швеция и Исландия. При определенных условиях смогут справиться со своими обязательствами без посторонней помощи также Греция, Ирландия, Франция и Финляндия.

 

В то же время некоторые страны с переходной экономикой, судя по всему, с проблемами столкнутся (например, Венгрия, Болгария и Словения).

 

Одновременно выяснилось, что при одном сценарии развития событий (вариант , а именно в случае, если странам Приложения В не удастся в 2008-2012 гг. кардинально сократить или ограничить свои выбросы, избыток углеродных квот у одних стран не компенсирует их недостаток у других. Общий дефицит по всем странам Приложения В в расчете на весь период с 2008 по 2012 гг. составит 1,1 млрд т СО2-экв. Значит, для выполнения своих обязательств странам Приложения В непременно придется приобретать сертифицированные сокращения выбросов (CER) в рамках механизма чистого развития.

 

При другом, оптимистическом, сценарии (вариант совокупные выбросы стран Приложения В не превысят их суммарных обязательств, а общий профицит составит весьма внушительную величину - 4,9 млрд т СО2-экв. При этом сценарии рынок выбросов будет вялым, сделки на нем - редкими, эпизодическими, а оборот рынка - незначительным.
Если брать средние ожидаемые значения выбросов, которые, вероятно, точнее, чем крайние сценарии, отражают будущую ситуацию, то в целом по странам Приложения В выбросы будут все-таки ниже уровня их обязательств, но общий профицит составит всего 1,9 млрд т СО2-экв. Если учесть, что часть неиспользованных квот на выбросы будет зарезервирована и перенесена на последующие периоды, то налицо ситуация равновесия - спрос на дополнительные квоты со стороны одних стран Приложения В может быть покрыт их предложением со стороны других стран Приложения В. но в ситуацию могут вмешаться развивающиеся страны.

 

конкуренция на рынке выбросов обещает быть жаркой. Поэтому следует повнимательнее присмотреться к потенциальным покупателям, с одной стороны, и к потенциальным продавцам, нашим конкурентам - с другой.

 

При этом важно иметь в виду, что при различных сценариях одни и те же страны могут выступать на рынке то в качестве покупателей, то в качестве продавцов углеродных единиц. Более того, в спекулятивных целях, и в целях хеджирования рисков покупать углеродные единицы будут даже те страны, которые при всех условиях смогут самостоятельно выполнить свои обязательства. С учетом этого более корректно говорить не о продавцах и покупателях, а о нетто-продавцах и нетто-покупателях.

 

Покупатели: анализ спроса

 

При любом раскладе из стран Евросоюза нетто-покупателями на рынке будут Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Словения. При неблагоприятном для себя стечении обстоятельств к ним могут присоединиться также Греция, Ирландия, Финляндия, Франция и Венгрия. Следует ожидать, что все эти страны, кроме, Венгрии, будут в том или ином объеме покупать углеродные единицы для хеджирования рисков и для покрытия избыточных выбросов. Совокупный потенциальный спрос этих стран в расчете на весь бюджетный период с 2008 по 2012 гг. может быть оценен в диапазоне 563-1 818,5 млн шт.
Из других стран нетто-покупателями точно будут Швейцария, Норвегия, Канада, Япония и Новая Зеландия, и при определенных условиях Болгария. Их совокупный спрос в первом бюджетном периоде составит 978-1 869,5 млн штук.

 

совокупный потенциальный спрос на углеродные единицы в первом бюджетном периоде может составить от 1 541 до 3 688 млн шт., но, скорее всего, - около 2 500 млн шт. ( .

 

Основными игроками, определяющими спрос на рынке, станут, очевидно, Канада, Япония, Испания, Италия, Дания, Голландия, Португалия и Германия. На их долю будет приходиться от 78 до 91% совокупного спроса.

 

Впрочем, ситуация может кардинально измениться, если в Киотский протокол вернутся США. В этом случае лидерство среди покупателей заведомо отойдет им. но этот вариант развития событий, дабы не гадать по-пустому, здесь не анализируется.

 

Поставщики: кто еще, кроме нас?

 

Из развитых стран поставщиками углеродных единиц на международном рынке могут быть Великобритания, Швеция и в весьма ограниченном масштабе - Исландия.

 

При определенных благоприятных обстоятельствах компанию им могут составить Франция, Ирландия, Греция и Финляндия. Однако, учитывая неустойчивое положение этих стран как эмитентов парниковых выбросов и двойственный характер их поведения, следует ожидать, что на первых порах они не только не будут продавать свои квоты, но, наоборот, постараются приобрести на рынке некоторое количество углеродных единиц, чтобы застраховаться от возможных рисков невыполнения своих обязательств.

 

Из стран с переходной экономикой нашими основными конкурентами являются Украина, Румыния, Польша, Чехия, Словакия и страны Балтии. но в любом случае на долю России приходится фактически половина потенциального предложения углеродных единиц странами Приложения В ( .

 

Впрочем, не следует забывать, что поставщиками углеродных единиц на рынок могут выступать и развивающиеся страны. А их в Киотском протоколе на данный момент уже 107.
Так, на 10-й конференции сторон РКИК в декабре 2004 г. в Буэнос-Айресе Китай заявил о своей заинтересованности в привлечении инвестиций и современных технологий. Это нужно для повышения знергоэффективности экономики, чтобы содействовать глобальным усилиям по смягчению изменений климата. В переводе с дипломатического языка на сермяжный русский это означает, что Китай приглашает инвесторов из развитых стран вкладывать в свои энергоэффективные проекты, рассматривая их как проекты по сокращению выбросов парниковых газов.

 

Еще дальше пошел Казахстан. Он первым из развивающихся стран официально объявил о намерении взять на себя обязательства по ограничению парниковых выбросов. Фактически это означает, что Казахстан становится так же одной, 13-й, страной Приложения В Киотского протокола, со всеми вытекающими.

 

Как победить в конкурентной борьбе?

 

Чтобы при такой конкуренции занять свое место на рынке, мало обладать большим потенциалом. Надо обладать реальными конкурентными преимуществами, в том числе по-настоящему качественным, конкурентоспособным товаром, и целенаправленно, с умом продвигать свой брэнд и свой товар на рынок.

 

Все это азбучные истины, известные любому предпринимателю. Беда, однако, в том, что государство - в принципе плохой предприниматель, а российское государство - в особенности. м. тем квотами на выбросы изначально обладает именно государство.

 

Поэтому, прежде всего, нужно наделить правом торговать на углеродном рынке тех, кто сделает это лучше, а именно - бизнес. А государство должно взять на себя, главным образом, контрольные и регулирующие функции. Причем так, чтобы, выполняя эти функции, в пылу административного восторга не зарегулировать и не заадминистрировать бизнес до смерти.
Кроме того, государство должно обеспечить необходимые условия для торговли. Для этого нужно соблюсти те простые требования, которые предусмотрены в Киотском протоколе и в Марракешских соглашениях. В части создания системы инвентаризации выбросов, регистра и предоставления ежегодной отчетности в Секретариат РКИК.

 

Наконец, нужно предусмотреть четкие, прозрачные и некоррупционные процедуры в тех случаях, где для торговли требуется государственное согласование или одобрение. Прежде всего, это касается реализации совместных проектов по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов с участием иностранных инвесторов.

 

Без соблюдения этих условий никакой торговли выбросами не получится, а наш потенциал завянет на корню, оставаясь невостребованным. Не принося ни государству, ни бизнесу, ни стране в целом тех выгод, на которые мы вправе рассчитывать.

 

Но кроме благоприятных условий, нужен классный товар. Точнее, в данном случае не столько классный, сколько зеленый. Не надо забывать: мы говорим об особом рынке. О рынке экологических продуктов. И этот продукт должен отвечать всем самым жестким экологическим требованиям. В том числе, требованию экологической целостности. значит сокращение парниковых выбросов или увеличение стоков ни в коем случае не должно наносить вред окружающей среде, приводить к дополнительному загрязнению или иному негативному воздействию, в какой бы форме оно ни происходило.

 

никак нельзя также торговать и пустышками, горячим воздухом. Предлагать на рынке нужно такие углеродные единицы, за которыми стоят реальные сокращения выбросов или увеличения стоков в результате осознанных, целенаправленных действий. Это не значит, что только такие единицы, как ERU или CER, могут предлагаться покупателям. Хотя иные покупатели действительно предпочитают эти единицы всем остальным. Но это значит, что все предлагаемые на рынке углеродные единицы должныбыть подкреплены надлежащим образом верифицированными сокращениями выбросов (например, в форме аудиторских отчетов), а продавцы этих единиц - ограждены и застрахованы от малейших подозрений в недобросовестности (например, сертификатом соответствия международным стандартам).

 

Удастся нам соответствовать всем этим надо и крайне не желательно - дело пойдет, и от покупателей отбою не будет, нет - обижаться не на кого, сами виноваты. Рынок, однако.

 

1 Из развитых стран за бортом Киотского протокола остаются пока США, Австралия и Монако, из стран с переходной экономикой - Хорватия. Поставив свои подписи под протоколом, эти страны не торопятся его ратифицировать. Впрочем, Хорватия, вероятно, вскоре присоединится к протоколу.

 

Источник: http://www.worldenergy.ru

 



G-8. Энергоносители. В топочном вихре. Новая страница 1.

На главную  Энергопотребление 





0.1108
 
Яндекс.Метрика