Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Россия и ОПЕК

1.1 Общая характеристика ОПЕК и цели, связанные с её созданием.

 

Организация стран-экспортеров нефти - картель, образованный в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля над мировыми ценами на сырую нефть. ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

 

Это добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой также является координация и унификация нефтяной политики своих членов – государств.

 

Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий, развивающиеся страны-экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную.

 

В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок - Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия - основали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №636 .

 

Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились множественные изменения и дополнения.

 

На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти.

 

Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Инициатором создания организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий.

 

Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

 

В сентябре 2005 года Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) отметит 45-летие своего существования. 40-летие ОПЕК в 2000 году было встречено очередным скачком цен на нефть, достигших в результате своих исторических максимумов и напомнивших участникам рынка об энергетических кризисах, потрясших индустриальный мир несколько десятилетий назад. 1.2 Структура и основные функции ОПЕК

 

Первоначально в ОПЕК вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 гг. было принято так же 8 новых членов: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон.

 

Основными целями создания Организации являются:
• Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
• Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
• Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
• Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
устойчивых доходов стран-производителей нефти;
эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
сотрудничество со странами - не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

 

Структуры ОПЕК проводят комплексные исследования ключевых факторов, оказывающих воздействие на развитие мировых нефтяных рынков, и формируют прогнозы тенденций развития мирового нефтяного рынка. 1.3 Экономическая характеристика ОПЕК

 

Несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти. Однако страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых запасов нефти. Страны, не входящие в ОПЕК, (Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США) добывают около 60% нефти, но при этом их собственные запасы быстро истощаются. В результате в последние десятилетия все острее ощущается необходимость освоения альтернативных источников энергии.

 

Суммарные запасы нефти стран-членов ОПЕК в настоящее время оцениваются в 1 трлн 265 млрд баррелей, резервы России и других стран СНГ составляют 447 млрд баррелей, Северной Америки - 381 млрд баррелей, а не входящих в ОПЕК развивающихся стран - 282 млрд баррелей.

 

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита м. странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот.

 

Разбивка по доле добываемой нефти среди стран-членов картеля представляет собой следующую картину: Саудовская Аравия — 32,4%, Иран — 14,6%, Венесуэла — 11,8%, ОАЭ — 8,7%, Нигерия — 8%, Кувейт – 7,9%, Ливия — 5,3%, Индонезия — 5,1%, Алжир —3,1%, Ирак — сейчас не квотируется, Катар — 2,5%. 1.4 История развития ОПЕК

 

В период с 1960 по 1973 гг. ОПЕК так и не смогла изменить расстановку сил на нефтяном рынке. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х гг., когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти. Например, США, так же в 1950г. бывшие самодостаточными по добыче нефти, теперь были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала все жестче отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке.

 

Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война м. Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

 

17 октября ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,1 (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,6 . Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса стоимость галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

 

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, но все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, но эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал фактически на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

 

В течение 70-х годов стоимость нефти продолжала расти, также как и стоимость цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

 

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

 

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления.

 

Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

 

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году стоимость на нефть достигла $40 за баррель.

 

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия м. членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. стоимость на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя так же совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля.

 

Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были. История взаимоотношений ОПЕК и России

 

То время, когда Организация стран–экспортеров нефти и Россия - крупнейший мировой производитель нефти - находились в конфликтных отношениях, осталось в прошлом.

 

В 90-ые годы организация экспортеров нефти погналась за двумя зайцами. С одной стороны, опековцы, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким ценам. С другой - на практике высокие цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации).

 

Однако если Мексика и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет.

 

В июле 2002 года м. ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.

 

Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в нее.

 

На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК г-ном Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.

 

на данный момент ОПЕК легко идет на контакт не только с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики.

 

Например, 29 октября 2004 г. состоялся международный семинар «Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков». Организаторами семинара выступили Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России и Секретариат Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

 

Семинар открыли Исполняющий обязанности Генерального секретаря ОПЕК доктор Майзар Рахман и директор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, вице-президент Международной академии топливно-энергетического комплекса, член-корреспондент Российской академии наук, профессор В.И.Салыгин. Перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК

 

на данный момент самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.

 

Нефть останется наиболее важным первичным энергоносителем в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам участников международного семинара «Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков» (Организаторы семинара Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России и Секретариат Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК)) потребление сырой нефти в 2005 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки.

 

Мир стоит перед угрозой продолжительного нефтяного кризиса и должен быть готов к тому, что цены на нефть будут высокими в течение длительного периода, сообщил Международный валютный фонд.

 

Это - самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали в рамках долгосрочных прогнозов для энергетических пост * . Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых пост * за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: Мы должныбыть готовы к жизни при высоких ценах на нефть. А дорогая нефть будет продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики, добавил он.

 

В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью – стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

 

Поэтому заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус на сессии ОПЕК в сентябре 2004 подчеркнул, что Россия и ОПЕК « должны стремиться к налаживанию постоянного диалога, а не встречаться лишь , когда возникают проблемы и потрясения. Вероятно, именно это является одним из способов избежать проблем и потрясений или хотя бы демпфировать их. В медицинской терминологии это называется профилактикой, в отличие от лечения. При этом хорошо известно, что лечение предполагает больной организм, а профилактика – здоровый».

 

Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанной логики и Энергетической стратегии Российской Федерации, которую недавно приняли и сделали открытой для мировой общественности.

 

Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

 

На сентябрьской сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло - 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с ОПЕК.

 

Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.

 

16 марта 2005 Организация стран-экспортеров нефти принимает решение увеличить квоты на добычу и экспорт. И российские официальные власти это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если стоимость на нефть уменьшится, увеличить квоту так же больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока стоимость на нефть на мировых рынках не опустится до приемлемого уровня. Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами стоимость нефти не изменится, то игру прекратят.

 

Интересно, что такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые.Чем же выгодно для России новое решение стран-экспортеров нефти? Российская экономика страдает от высоких нефтяных цен не меньше, чем экономики государств-импортеров нефти.Высокий уровень цен на российскую нефть привел к серьезному притоку в Россию иностранной валюты и увеличению издержек при производстве отечественных товаров с большей добавленной стоимостью. Советник российского президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, описывая такую ситуацию, даже применил термин венесуэлизация российской экономики. И такой взгляд подтверждается данными Минэкономразвития. В прошлом году зависимость России от экспорта энергоресурсов продолжала увеличиваться, и это увеличение составило фактически 3%. Хотя до аналогичного показателя Венесуэлы в 80% нашей стране так же далеко, такая динамика не может не настораживать российское правительство.

 

Справится с зависимостью от экспорта энергоресурсов, России пока не позволяет не только постоянное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, но и наличие Стабилизационного фонда. По состоянию на 16 марта в нем уже накоплено 707,5 млрд рублей. но полностью стерилизовать поступающие в Россию нефтедоллары правительству все равно не удается, и реальный эффективный курс национальной валюты с 1 января этого года вырос уже фактически на 3%. Таким образом, принятое в марте решение ОПЕК будет явно на руку и российской экономике.

 

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

 

Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.

 

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в загодя оговорённых пределах.

 

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности.

 

Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.

 

Источник: http://neftegaz.ru/analit

 



О критериях сведения водных бала. Второе национальное сообщение Ук. Перспективы мирового энергопотребления. Новая страница 1.

На главную  Энергопотребление 





0.408
 
Яндекс.Метрика