Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Субъективные заметки о ценах на

А. Гридасов

 

В последнее время внимание общественности сконцентрировано на болезненной теме — ценах на энергоносители. Проблемы накладываются одна на другую, совпадая или не совпадая по времени. Бензиновый, газовый, угольный кризисы будоражат общественное мнение, вызывая обоснованное беспокойство по поводу стабильности функционирования топливно-энергетического комплекса, энергетической безопасности страны.

 

Цены не являются обособленным сегментом экономической или энергетической политики, это отображение социально-экономической обстановки страны, места ее экономики в международном разделении труда.

 

Сложившиеся на на данный момент уровни цен на энергоносители, конечно, вряд ли можно признать благоприятными для развития экономики страны.

 

По значимости в энергетическом балансе Украины ведущая роль принадлежит нефти и нефтепродуктам. Поставки нефти в страну крайне монополизированы и осуществляются практически только из России. Уровень собственной добычи (4 млн. т) относительно ограничен и не может оказать существенного влияния на рынок нефти. Соответственно и уровень цен на нефть формируется условиями ее поставки из РФ.

 

Политика правительства России по изъятию у нефтеперерабатывающих компаний разницы м. внутренними ценами и ценами мировых рынков в виде экспортных пошлин и платы за использование природных ресурсов оказывает непосредственное влияние и на нефтяной рынок Украины.

 

Принимая во внимание, что в цены закладываются усредненные нормативы для европейских рынков, стоимость на нефть для нашей страны, по мнению автора, оказывается, как минимум, завышенной на разницу в стоимости транспортировки м. заводами Украины и европейских стран. Возможно, этим и объясняется наличие периодически появляющихся сообщений о том, что стоимость российской нефти в Украине выше, чем в странах ЕС.

 

С учетом складывающегося спроса и предложения стоимость российской нефти оказывает влияние и на цену реализации украинской нефти в сторону ее удорожания. Отечественный рынок нефтепродуктов более конкурентный, чем рынок нефти, вследствие наличия большего количества субъектов хозяйственной деятельности и источников пост * продукции. Поэтому цены на нефтепродукты подвержены влиянию большего количества факторов.

 

На цену нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Украины, кроме стоимости нефти, существенное влияние оказывает уровень использования мощностей и глубина переработки нефти. К сожалению, по этим показателям отечественные заводы значительно отстают от западноевропейских и лишь немногим уступают российским заводам.

 

В результате украинская нефтепереработка оказывается неконкурентоспособной как по стоимости, так и по качеству продукции. Например, по состоянию на конец декабря прошлого года стоимость 1 т бензина марки А-95 (при худших показателях отечественного бензина) на западноевропейских рынках составляла порядка $490, а на Кременчугском и Лисичанском НПЗ стоимость франко-завод превышала указанный уровень более чем в 1,5 раза, на Шебелинском газоперерабатывающем заводе — фактически на 1/3, а стоимость франко-граница Украины Мажейкяйского НПЗ только в 1,1 раза.

 

Естественно, что после снятия Украиной ввозной пошлины на нефтепродукты, доля их импортной составляющей увеличилась до 1/ Как следует из заявлений менеджеров Лисичанского и Кременчугского заводов, производство нефтепродуктов на этих предприятиях в последнее время убыточно и они рассматривают вопрос прекращения или дальнейшего сокращения нефтепереработки. Следовательно, если не в ближайшее время, то в период посевной кампании в нашей стране может возникнуть острый дефицит нефтепродуктов.

 

Ситуация складывается довольно напряженная, и как выход нефтепереработчики предлагают не только восстановить ввозную пошлину на нефтепродукты, но и увеличить ее многократно по сравнению с ранее действовавшей.

 

Интересно, что и предлагаемый размер пошлины не совсем устраивает НПЗ: они требуют все новые льготы и условия работы, что, впрочем, объяснимо, учитывая их конкурентоспособность.

 

Конечно, время для модернизации НПЗ в значительной мере упущено. При сложившемся, главным образом, мазутном направлении переработки нефти и реализации мазута по $200 за тонну при цене нефти $330-400 и удельном весе мазута в нефтепереработке более 35% обеспечить рентабельную работу заводов достаточно проблематично, и они дружно остановились или останавливаются.

 

Украина вновь оказывается на уровне производства периода предприватизационной подготовки заводов 90-х годов прошлого столетия, на основании чего можно сделать вывод о неэффективности или даже отсутствии государственного регулирования рынков нефти и нефтепродуктов. И уж к таковому, конечно, невозможно отнести административное вмешательство в циклы ценообразования.

 

Учитывая напряженность ситуации, государству совместно с собственниками заводов следует принять адекватные меры краткосрочного и долгосрочного характера.

 

Прежде всего, исходя из потребности страны в первом полугодии текущего года Министерству топлива и энергетики Украины и Государственному комитету Украины по государственному материальному резерву необходимо получить как обязательства заводов по объемам производства, так и зарубежных поставщиков топлива относительно объемов и сроков его пост * на рынок нашей страны и, в случае необходимости, привлечь кредитные ресурсы для гарантированного обеспечения отечественных потребителей.

 

Конечно, владельцы заводов должны предоставить четкий бизнес-план хотя бы на двух-, трех-, пятилетний период с тем, чтобы сообщить о своих намерениях относительно объемов переработки, ее глубины, и качества нефтепродуктов. И, что не менее важно, об источниках финансирования, поскольку предложение о финансировании главным образом за счет цен для потребителей Украины, разумеется, не может быть поддержано.

 

Ухудшение положения на рынках нефти и нефтепродуктов сопровождается негативными тенденциями также и в транспортировке нефти магистральными трубопроводами. Постоянное уменьшение объемов транспортировки, к сожалению, является закономерным ц. и отражает политику России по диверсификации пост * нефти.

 

Что касается трубопровода Одесса — Броды, то его ввод в эксплуатацию был тактическим ходом, что подтверждается как его неполной загрузкой, так и общим уменьшением объемов транспортировки нефти, вместо обещанного увеличения.

 

С экономической позиции ввод в эксплуатацию нефтепровода Одесса — Броды при определенных условиях возможно и был оправдан. При технико-экономическом обосновании запуска исходили, насколько можно понять из сообщений, из его полной загрузки в объеме 9 млн. т. Но, в конечном итоге, по настоянию российской стороны, в соглашении была принята обтекаемая формулировка объема прокачки до 9 млн. т. Это стало ключевым моментом, позволившим осуществлять фактическую прокачку даже менее 6 млн. т, который перечеркнул экономику проекта. По данным компании «Укртранснефть», доход от эксплуатации этой системы ниже, чем налоговые и амортизационные отчисления, и платежи по привлеченному у ТНК-ВР кредиту.

 

Такая же неопределенность в объемах транспортировки нефти по нефтепроводу «Дружба» при реанимации проекта «Дружба — Адрия» может свести на нет экономику транспортировки для Украины.

 

Цены не являются обособленным сегментом экономической или энергетической политики, это отображение социально-экономической обстановки страны

 

При рассмотрении проблем экономики транспортировки необходимо, прежде всего, исходить из чисто экономических, а не политических факторов. Постоянные затраты на эксплуатацию трубопровода должны составлять базовую основу цены, а переменные — зависеть от объемов прокачки нефти. при уменьшении объемов транспортной работы переменная часть тарифа увеличивается, а при увеличении — соответственно уменьшается. Только так могут быть обеспечены условия для нормальной эксплуатации трубопроводов.

 

Игнорирование принципа «транспортируй или плати» при согласовании стоимости транспортировки, установление фиксированной цены на многие годы без учета инфляционной составляющей приводит к необоснованным и необъяснимым потерям стороны, обеспечивающей транспортировку.

 

Цены на природный газ представляют собой взрывоопасную смесь геополитики, монополизма и популизма. Стараниями Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» рынок этого энергоносителя в последние годы практически полностью монополизирован, усилив тем самым значение геополитического фактора. Поставки на рынок небольших объемов продуктов несколькими независимыми поставщиками газа не могут оказать на него сколько-нибудь серьезного влияния.

 

Монополизация проходила под предлогом обеспечения гарантированных пост * газа населению и бюджетным организациям, установленные цены для которых были ниже реальных затрат на его добычу и транспортировку. Исходя из этого же аргумента единый рынок газа искусственно, административно разделен на 2 сектора: якобы рынок газа собственной добычи для реализации газа населению, коммунальным и бюджетным организациям и рынок импортного газа для остальных потребителей.

 

Ошибочность представления о дешевизне газа, реализуемого населению, и популизм являются прочным основанием для блокирования цен, которые не изменяются с 1999г. И это несмотря на рост затрат газовых компаний, и на увеличившиеся доходы населения. Уже в текущем году Верховной Радой Украины принято так же одно постановление о запрете изменения цен на энергоносители, и соответственно Национальная комиссия регулирования электроэнергетики отменила свое постановление об изменении цен на газ и электроэнергию с 1 января 2006г.

 

Кроме огромного вреда, субсидирование населения за счет промышленности ничего полезного не дает экономике страны. все - таки суммы, недоплаченные населением, перекладываются на стоимость промышленной продукции и услуг и, пройдя по цепочке от сырья до готовой продукции, неизбежно увеличиваются не только на размер дотации, но и на стоимость обслуживания привлекаемых кредитных ресурсов. Поэтому не приходится удивляться, что стоимость множественных потребительских товаров в столицах зарубежных стран ниже, чем в Киеве.

 

Занижение стоимости энергоносителей не стимулирует энергосбережение, уменьшает стоимость рабочей силы и тем самым препятствует внедрению новой техники и повышению производительности труда.

 

Учитывая, что социально незащищенным слоям населения компенсируются потери от удорожания газа, необходимо срочно начать приведение к паритету реальной стоимости газа для населения и его цены.

 

Изменение цен для населения позволит стабилизировать уровень цен для промышленности после увеличения стоимости импортируемого газа примерно на уровне $110 за 1 тыс. м3 и тем самым смягчить ценовой шок для экономики.

 

Понятна необычно резкая оценка председателя совета директоров корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергея Таруты изменения действовавших долгосрочных соглашений с Россией о ценах на газ на период до 2010г. («Экономические известия», 12 января 2006г., с. 1, . Но все - таки и реальной помощи исполнительной власти от отечественного бизнеса в обосновании цен на газ, его транспортировку, хранение и, наконец, в информационном сопровождении переговоров с РФ не было.

 

Заявление российских официальных лиц о том, что стоимость на газ для Украины ($50 за 1 тыс. м3) занижена и не соответствует мировому уровню, не имело под собой реальных оснований, кроме формально меньшей величины цены по сравнению с ценой поставляемого газа в другие страны. все - таки плата за услуги Украины как транспортного звена доставки газа также была в разы меньшей, чем в соседних странах. По расчетам аналитиков East European Gas Analysis, повышение Россией цен на газ вполне компенсируется в рамках существующих в Европе транзитных ст * .

 

реальной компенсацией повышения цен на импортируемый газ может стать изменение ставки на транзит газа и его хранение в подземных хранилищах.

 

Принятая в результате переговоров украинской стороной ставка платы за транзит в размере $1,6 за 1 тыс. м3 на 100 км, да так же и на многолетний период, по нашему мнению, не соответствует реалиям на данный моментшнего дня. все - таки уже в 90-х годах прошлого столетия в договорных отношениях с ОАО «Газпром» фигурировало соотношение цен на газ и транспортировку как $80 и $1,75.

 

Тем более непонятна стабильность цен транспортировки при динамике цен на газ, т.к. только на производственно-технические нужды магистральных газопроводов расходуется десятая часть от общего потребления газа Украиной. Каждый доллар повышения цен на газ будет приносить прямые потери магистральным газопроводам в сумме $7,6 млн. и газораспределительным компаниям — $1,1 млн.

 

Кроме того, крайне не желательно не учитывать инфляционные циклы, происходящие в стране и мире. По самым скромным подсчетам, потери от инфляции за пятилетний период составят 1/3 от полученного дохода. Неужели к 2030г. Украина должна остаться без трубопроводов?

 

Суровые условия нынешней зимы заставляют по-новому оценивать роль и значимость подземных хранилищ газа. Газ в хранилищах — это не только компенсатор пиковых суточных или месячных режимов потребления, но и страховой запас в форс-мажорных обстоятельствах. При наличии в украинских хранилищах 30 млрд. м3 газа и отечественные, и зарубежные потребители не испытывали бы его нехватку, а премьер-министр и министр топлива и энергетики страны не выступали бы в роли просителей дополнительных пост * газа в страну.

 

Конечно, в таких условиях стоимость за хранение газа должна быть самостоятельной экономической категорией, а не довеском к цене транзита. Поэтому исходя из экономических обстоятельств ее уровень должен составлять не 10-12 грн., а 100-120 грн. за сезон хранения. все - таки надежность пост * того стоит.

 

Горно-геологические условия месторождений каменного угля в Украине, как и его качество и цена, не способствуют развитию угольной промышленности. но резкое удорожание природного газа изменяет соотношение цен газ — уголь в пользу последнего и позволяет по-новому оценивать перспективы отрасли.

 

Уже сейчас отдельные предприятия отрасли являются вполне конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынках, что в минувшем году позволило экспортировать более 3,5 млн. т угля и 1 млн. т кокса.

 

Реальной компенсацией повышения цен на импортируемый газ может стать изменение ставки на транзит газа и его хранение в подземных хранилищах

 

В то же время затянувшиеся циклы реорганизации и модернизации не способствуют преодолению кризисных явлений в отрасли. Она остается в целом убыточной, а по предприятиям с государственной формой собственности себестоимость угля превышает его цену примерно на 22% («Энергобизнес», №51, 2005г., с. 63-6 . Вместе с тем только в 2005г. стоимость на энергетический уголь повысилась на 28% (до 215,5 грн.), в январе нынешнего года она уже составляла 236 грн., а к концу года по прогнозу достигнет 263 грн. («Экономические известия», 9 февраля 2006г., с. .

 

последняя из приведенных цен будет в точности соответствовать цене, сложившейся на мировых рынках в размере $52 за тонну угля калорийностью 7 тыс. ккал/кг («Энергетическая политика Украины», №11, 2005г., с. . Учитывая калорийность и другие качественные показатели украинского угля, можно утверждать, что его стоимость превысит мировой уровень в 1,4-1,7 раза.

 

Представляется, что без внедрения конкуренции (а предложение об этом руководство отрасли считает просто бессмысленным) и рыночных отношений м. поставщиками топлива и потребителями, развития местной сырьевой базы при ее открытой разработке обеспечить устойчивое функционирование и развитие угольной промышленности будет невозможно.

 

Принятая в результате переговоров украинской стороной ставка платы за транзит в размере $1,6 за 1 тыс. м3 на 100 км, да так же и на многолетний период, не соответствует реалиям на данный моментшнего дня

 

Увлеченность административными методами руководства, директивным установлением цен без четкой концепции развития отрасли, ее разгосударствления, рыночных отношений не выведут отрасль из тупика. И как это может произойти, если для лучших предприятий отрасли, таких как «Свердловскантрацит» и «Ровенькиантрацит», закупочные цены на уголь не изменялись так же с конца прошлого столетия. Применение расчетных цен, когда у лучших предприятий изымается доход и перераспределяется в пользу отстающих, ни к чему кроме стагнации привести не может.

 

В результате отсутствия в стране целостной политики развития сырьевой базы ядерной отрасли цены на закупаемое ядерное топливо также превышают мировой уровень. Украина приобретает ядерное топливо по ценам «не только в 2 раза превышающим цены для российских АЭС, но и уровень, рассчитанный по принятой в международной практике методологии, исходя из стоимостных параметров, зафиксированных правительством РФ до 2010г.».

 

В качестве итога можно констатировать, что только энергичная, динамичная энергетическая политика, направленная на повышение эфф. производства, передачи и поставки энергоносителей, диверсификация источников их импорта позволят преодолеть негативные тенденции в формировании цен на энергоносители.

 

Источник: http://www.epu.kiev.ua

 



Газовая экспансия. Металлургия. Основные положения и инвестиционные возможности Киотского протокола. Владимир Путин осуждает эгоизм в.

На главную  Энергопотребление 





0.0159
 
Яндекс.Метрика