Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Жилищно

Иногда задаешься вопросом: а в странах, на которые мы смотрим, задрав голову, и бежим, задрав штаны, не знакомы с трудами великого англичанина? Конечно, знакомы. Но там помнят и другое, более древнее изречение omne nimium nocet (все излишнее вредно, или все хорошо в меру), в России очевидно неизвестное. Поэтому во Франции и в Италии в руках государства снабжение электричеством и газом, в Британии - телевидение, в Швейцарии - железные дороги. Что касается жилищно-коммунальных предприятий, то они повсеместно находятся в руках муниципалитетов.

 

Неуместная мода
Российское правительство говорит о хроническом недофинансировании отрасли. А единственное якобы спасение - отказ от государственного контроля над ЖКХ и приватизация в этой сфере. В России уже были тотальные коллективизации, кукурузации, индустриализации и прочие -зации. Итог известен. Ничего крайне не желательно в государственной машине менять тотально. История доказала, что революции для общества страшнее эволюций.

 

на данный момент преобладающей стала теория о том, что надо все передать в частные руки - и деньги потекут рекой. Что вместе с приватизацией в ЖКХ хлынут инвестиции. Это системная ошибка. А может статься - сознательное подталкивание страны к социальной катастрофе. Средств, оплачиваемых населением за услуги ЖКХ, и выделяемых государством и субъектами федерации, вполне хватает на жилищно-коммунальной сферы в надлежащем порядке. Более того, тарифы на услуги завышены как минимум на 25-30%. Предприятия ЖКХ имеют скрытую прибыль более 20%, хотя многие из них убыточны по официальным балансам.

 

К примеру, только за 2004 год по предприятиям ЖКХ Ставропольского края отвлечение средств по результатам проверки КРУ Министерства финансов Ставропольского края составило около 400 млн. рублей (10% от объема реализации услуг предприятиями ЖКХ). Недавняя история в Туле показала, что людей обсчитывали на сотни миллионов рублей. Ситуация с поставкой топлива на Камчатке - так же один из множества примеров, и не самый показательный.

 

В России среднее потребление воды - 82 л в сутки на человека при нормативном потреблении в 250 л в сутки. Для Москвы эти цифры так же красноречивее: 82 л в сутки - реальное потребление, 384 л - оплачиваемая норма, в Туле - 108 и 240 л , в Самаре - 125 и 325 л , в Санкт - Петербурге - 95 и 300 л . Независимые исследования показали, что реальное потребление воды в домах и квартирах намного - от 1,5 до 7 раз - меньше, чем установлено нормативами. мы видим, что переплачиваем за воду не менее чем вдвое, значит водоканалы работают с рентабельностью более 100%. Плюс к этому предприятия водоканала дотируются из бюджета. Такая же картина в электрообеспечении, теплоснабжении.

 

Так какие так же инвестиции нужны сектору, который работает с такой рентабельностью? Да никаких. На самом деле получается, что большая часть средств бюджетов и населения, перечисляемых ЖКХ в виде оплаты за услуги, банально разворовывается.

 

Мы много общаемся с региональными руководителями разного уровня, и все без исключения пишут о размахе воровства в ЖКХ. Естественно, что при таких нелегальных прибылях воровство в коммунальной сфере неискоренимо.

 

Частные монополии хуже государственных
Коррупция в ЖКХ представляется так же более страшной, если учесть, что вся эта сфера является наиболее монополизированным сектором экономики. Реального рынка услуг здесь нет, и пока не наблюдаем ничего, что предвещало бы его появление. Финансируемые из бюджета ГУПы, которые должны сами проводить работы, нанимают в качестве подрядчиков аффилированные фирмы, которые завышают стоимость на 35-40%, а материалы и комплектующие приобретают по ценам в 1,5-2 раза дороже рыночных.

 

На протяжении последних нескольких лет мы были свидетелями настоящих коммунальных катастроф в целом ряде российских регионов. Это и город Судогда во Владимирской области, и Тула, и наиболее вопиющий пример - замерзшая Корякия. Мы наблюдаем постоянное (и ускоряющееся) ухудшение ситуации, что в конечном итоге создает угрозу жизни миллионов людей.

 

И хотя денег в ЖКХ, как мы уже выяснили, предостаточно, из года в год мы наблюдаем рост тарифов. В Москве, где из бюджета выделяется 72 млрд. рублей, с 2001 года тарифы выросли в 2,5-3 раза! так же в июне эксперты утверждали, что этой осенью население столкнется с новым витком повышения тарифов, а зимой и весной, основательно намерзшись, начнет массовые акции, по сравнению с которыми январские выступления по поводу монетизации могут оказаться легкой разминкой. Приватизация же предприятий ЖКХ в том виде, как она планируется, обязательно приведет к резкому обострению социальной ситуации, так как поставщики услуг получат право самостоятельно устанавливать тарифы. Как это произойдет на практике - нетрудно представить.

 

Сначала поставщики услуг под предлогом необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ и замены изношенного оборудования повысят тарифы так же в несколько раз. Всем понятно, что население ни финансово, ни психологически не готово оплачивать такие счета. Более того, у меня создается впечатление, что такой реформой население сознательно подталкивают к массовым выступлениям. Поэтому, когда население откажется платить, жилищно-коммунальные фирмы начнут шантажировать неминуемым социальным взрывом все уровни власти, требуя субсидий на удовлетворение своих аппетитов. В результате правительству надо будет либо заплатить нуворишам из жилищно-коммунальных фирм миллиарды долларов из стабфонда (и похоронить мечты о 10-процентной инфляции), либо подавлять коммунальные бунты, жертвуя доверием и стабильностью.

 

Пресечь воровство
Я убежден, что реформировать комплекс ЖКХ в масштабах всей страны, опираясь только на частный бизнес, сейчас невозможно. Никакие коммерческие структуры без участия государства ниразу не станут инвестировать в такие дорогостоящие системы, как отопление или водопровод. Прибыль или возврат средств с этих инвестиций можно получить только при поддержке и участии государства.

 

Речь о серьезных инвестициях может идти только в том случае, когда инвестор имеет дело с серьезным и прозрачным бизнесом. Если государство, которое на данный момент владеет предприятиями ЖКХ, наведет в отрасли элементарный порядок, сократит воровство хотя бы процентов на пятьдесят, то получаем исходные 15-18% средств от оборота предприятий, которые им нужны в качестве инвестиций для реконструкции комплекса. Затем надо будет демонополизировать рынок жилищно-коммунальных услуг. И только можно будет говорить о поэтапном привлечении частного бизнеса, используя, в том числе, и механизмы приватизации.

 

на данный момент же я не вижу иного выхода, кроме как наложить мораторий на приватизацию в ЖКХ - до наведения там элементарного порядка.

 



Россию заставят экономить энерго. Ринок ілюзій або ілюзія ринку парникових газів О. Жизнь после крыницы. Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

На главную  Энергопотребление 





0.0219
 
Яндекс.Метрика