Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Россия

А. Матвеева

 

1 - 2 декабря в Москве проходило пятое собрание Круглого стола промышленников России и Европейского союза. На нем присутствовали официальные представители Правительства России: заместители председателя Правительства В. Христенко и Б. Алешин, министр финансов А. Кудрин, министр экономического развития и торговли Г. Греф. С европейской стороны - Комиссар ЕС Э. Лийаканен, руководитель Генерального директора КЕС по промышленности Д. Уайт, руководитель Генерального директора КЕС по энергетике и транспорту К. Клетингс, и Вице-президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) С. Нинисто и директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по России и Центральной Азии Х. Пандза. Председательствовали на этом собрании Анатолий Чубайс - председатель Правления РАО «ЕЭС России» и Матио Вуория - председатель Правления «Фортум корпорейшн».

 

В форуме приняло участие около 250 человек, представляющих деловые круги и официальные органы России и ЕС. Они обсудили наиболее актуальные проблемы делового сотрудничества, включая вступление России в ВТО, последствия расширения ЕС для двусторонних отношений, возможности для прямых иностранных инвестиций в России и ЕС и перспективы сотрудничества в приоритетных секторах, включая энергетику, транспорт, телекоммуникации и информационные технологии, и другие отрасли промышленности. Особое внимание было уделено проекту создания общего экономического пространства в Европе (ОЕЭП) и роли бизнеса в этом цикле.

 

Программа работы Круглого стола строилась что кроме обсуждения проблем на пленарных заседаниях их активная, всесторонняя и углубленная проработка шла на заседаниях пяти рабочих групп: торговля и инвестиции, промышленное сотрудничество, энергетика, информационное общество, транспортная инициатива деловых кругов.
По итогам двух дней обсуждения актуальных проблем и камней преткновения, не позволяющих России и ЕС прийти к полному взаимопониманию, участниками круглого стола был выработан итоговый документ Совместные выводы.

 

В этом документе зафиксировано, что многие российские участники выразили серьезную озабоченность по поводу возможных отрицательных последствий расширения ЕС для налаженных торгово-экономических отношений России со странами Центральной и Восточной Европы. Так, глава Минэкономразвития Герман Греф уверен, что расширение Евросоюза приведет к сокращению российского товарооборота с новыми членами ЕС на сотни миллионов долларов. И хотя он согласился с тем, что общий уровень тарифной нагрузки снижается, но выразил свое мнение о том, что это снижение происходит по тем группам товаров, которыми Россия не торгует. По мнению Г. Грефа, происходящее можно назвать дискриминацией России, а так же он заявил, что, декларируя открытость, на практике каждая из сторон делает все возможное для протекции своих производителей. В частности, он сказал о том, что у российских предпринимателей тоже имеются свои требования по защите российского рынка от ряда товарных групп, производство которых дотируется в ЕС, к примеру, сельхозпродукции.

 

Европейские же участники охотно говорили о преимуществах доступа к расширенному рынку ЕС с унифицированными правилами и стандартами для всех видов продукции, поставляемой на международные рынки. Россия, как второй по значению торговый партнер этих стран, по их мнению, находится в хорошей позиции, чтобы выиграть от присоединения к ЕС.

 

От расширения ЕС мы все выиграем, — оптимистично заявил комиссар Еврокомиссии Эркки Лийаканен. Представители российских деловых кругов почему-то восприняли это утверждение без ликования. Зато очевидным выигрышем может стать приход в Россию Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), о приходе которого было объявлено на Круглом столе. Что это даст? Российское правительство и промышленники могут получать займы по ставкам ниже, чем у Европейского банка реконструкции и развития, и на более мягких условиях, чем у Всемирного банка.

 

Глава Минэкономразвития вспомнил так же об одном неприятном моменте в отношениях с европейцами — переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые затормозились из-за требований ЕС о повышении внутрироссийских цен на энергоносители.

 

Он не был одинок в этой обиде. Президент России Владимир Путин, уже не раз публично этим возмущавшийся, также не обошел эту тему во время продолжения Круглого стола в Кремле. Он заявил, что если Евросоюз боится последствий вступления России в ВТО, для протекции у ЕС есть конкретные механизмы. А отказываться от естественных преимуществ, значит обилия природного топлива, по словам нашего президента, так же глупо, как ставить в вину благоприятный климат странам с ориентацией экономики на сельское хозяйство.

 

У нас стоимость на газ на внутреннем рынке в 3-4 раза дешевле, чем на европейском. но у нас и в 3-4 раза выше энергоемкость ВВП. Поэтому Россия пойдет по пути повышения цен на энергоносители своими темпами, — заявил Герман Греф. Он в очередной раз назвал требования Еврокомиссии по энерготарифам неприемлемыми, добавив, что это хорошо известно тем, кто эти требования выдвигал.

 

Будь Россия в ВТО, мы могли бы требовать компенсации за ущерб от расширения ЕС, — припугнул европейцев заместитель гендиректора компании Русский алюминий Александр Лифшиц, — А так как расширение намечено на май 2004 года и вступить до этого срока мы все равно не успеваем, ЕС могло бы предоставить компенсацию как жест доброй воли. А то все друзья, пока до денег не доходит.

 

Это были не единственные камни в огород европейцев. В качестве иллюстрации текущего состояния торгово-экономических отношений с Европой Греф и Христенко напомнили об антидемпинговом расследовании Евросоюза в отношении пост * российского кремния. При проведении расследования Еврокомиссия использовала в расчетах данные об издержках на электроэнергию в Канаде, а документы нашей стороны не были приняты во внимание. Христенко с сожалением отметил, что, несмотря на признание ЕС рыночного статуса экономики России, на практике это не выполняется. Это беспрецедентный пример дискриминационного отношения к нам, — заключил Герман Греф.

 

Принципиальный вопрос, вокруг которого ведутся дискуссии — отказ России от ратификации Киотского соглашения. В канун встречи за Круглым столом советник президента Андрей Илларионов сказал, что Россия не будет вступать в ВТО на любых условиях и не будет ратифицировать Киотский протокол в его нынешнем виде, причем заявление это было представлено в качестве официальной позиции российского руководства.

 

У члена-корреспондента РАН, директора института водных проблем Российской Академии наук Виктора Данилова-Данильяна иная точка зрения на данный вопрос. По его мнению, вступление в Киотский протокол было бы ошибочно связывать только со вступлением в ВТО: Я прекрасно понимаю позицию, согласно которой можно было бы поторговаться. Но торговаться о вступлении в Киотский протокол надо в открытую, предлагая несколько вариантов Европейскому союзу и, в частности, такой, по которому Европейский союз просто предлагает свой вариант прогноза инвестиций по проектам совместного осуществления и объема покупки квот Российской Федерации и в подтверждение серьезности этих намерений создает, например, финансовый фонд, в который вкладываются деньги европейскими инвесторами, а начинают тратить эти деньги после того, как Россия Киотский протокол ратифицирует. Это только одна из возможностей. Если торговаться с Европой, то нужно торговаться всерьез, а не перед вступлением в ВТО.

 

Дальнейшие утверждения ученого также шли вразрез с официальной точкой зрения на проблему. В частности, он сказал следующее: Все домыслы о том, что Киотские соглашения могут оказаться сдерживающим фактором развития российской экономики — это просто полная чепуха. На самом деле, все обстоит как раз наоборот. Есть весьма многозначительные подозрения, что без Киотского цикла мы не сможем свернуть с экстенсивного пути развития, а дальнейшее движение по этому пути приведет нашу экономику к кризису, и произойдет это не позже 2012 года. То, что темпы роста потребления энергии в России недопустимо высоки за последние два года, это известно. Необходимо перестраивать всю структуру народного хозяйства на энергосбережение. Если это делать, то все будет в порядке. Собственной энергии нам хватит, а Киотские обязательства автоматически будут выполнены. А если развиваться экстенсивным путем, мы, конечно, загоним себя в очередную ловушку, из которой, вполне возможно, выбраться уже не удастся.

 

Трудно было в зале проследить реакцию участников Круглого стола на эти заявления. Эмоциональных всплесков в ходе встречи проявлено не было. Аплодисменты, правда, были, но ими награждался каждый выступающий.

 

Учитывая сложный характер разговора, принятый документ — Совместные выводы, в большой степени можно назвать дипломатическим. В нем, по сути, не отражен драматизм момента. По всей видимости, в наибольшей мере его авторами выступали представители европейской стороны, потому-то за рамками осталась вся эмоциональная сторона дела, а как раз она-то, как известно, и является основным носителем особенности нашего менталитета. Хотя в данном случае это, видимо, не принципиально.

 

Участники совещания в данном документе обратились к руководству ЕС и России с призывом предложить решения, отражающие интересы обеих сторон, и обеспечить условия, при которых расширение ЕС происходило бы без создания правовой неопределенности в отношении России с присоединяющимися странами.

 

Несмотря на все сложности этого цикла, собравшиеся выразили общее мнение о том, что расширение общих границ и общих интересов России и ЕС придаст новый импульс для более тесного сотрудничества, усилит взаимную зависимость и создаст новые возможности для взаимной торговли и инвестиций.

 

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на разделе Совместных выводов, отражающих энергодиалог России и ЕС, поскольку, как известно, энергетический сектор является приоритетом российско-европейского сотрудничества. В нем, в частности, говорится: Участники общего собрания Круглого стола дали высокую оценку работе российско-европейской Группы высокого уровня по Энергетическому диалогу. Группа провела содержательные консультации и обсуждения, которые позволили обозначить ключевые вопросы и определить пути решения основных проблем. Наиболее очевидным положительным результатом является формирующееся взаимопонимание по вопросам долгосрочных контрактов на поставки газа и их роли в будущем российско-европейском сотрудничестве.

 

В интересах такого сотрудничества обе стороны должны принять на себя конкретные обязательства по реорганизации энергетического сектора на рыночных принципах и реформе крупных естественных монополий в этой области.

 

В контексте работы над Транзитным протоколом и ратификацией Договора к Энергетической хартии на условиях, учитывающих конкурентные и стратегические интересы России, нужно также решить вопросы безопасности энергоснабжения и спроса, сотрудничества в ядерной области, создание механизмов гарантий некоммерческих рисков и разрешения арбитражных споров, взаимной протекции и поддержки инвестиций, развития новых форм сотрудничества.

 

В целом же участники Круглого стола настаивают на том, что пора переводить энергодиалог из концептуальной плоскости в стадию формирования и реализации конкретных проектов и программ энергетического сотрудничества. Они выразили уверенность в том, что новая, более конкретная программа проведения таких реформ, которая может возникнуть после выборов в России, значительно повысит вероятность успешной модернизации и реконструкции российской экономики и обеспечит более широкую международную поддержку таких усилий.

 

Источник: http://www.electroinfo.ru

 



При удвоении ВВП не обойтись без. Новая страница 1. Нефтяная зависимость. Реанимация газовой.

На главную  Энергопотребление 





0.0054
 
Яндекс.Метрика