Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Газовый рычаг

8 ноября Днепропетровский Хозсуд запретил УГЭ ограничивать поставки газа «ДнепроАзоту» до принятия решения по сути. по крайней мере, до конца текущего месяца СП вынуждено поставлять газ этому предприятию, несмотря на свое нежелание заключать соответствующие договора. При этом, по словам менеджеров «Днепроазота», на предприятие поставляется только минимально необходимое количество газа.

 

В связи с этим контролируемые «Приватом» газотрейдеры «Индэко» и «Энергоальянс» все же начали поставки собственного газа из ПХГ на предприятия группы. По информации «Укртрансгаза», «голубое» топливо предназначено для «Днепроазота» (до 60 млн. м3) и ДМЗ им. Петровского (до 16 млн. м3). В то же время, руководство «Петровки» отмечает, что эти поставки перекрывают только четверть ее газовых потребностей. Перешли на собственный газ Николаевский глиноземный завод и «Запорожсталь», чьи владельцы решили не ввязываться (по крайней мере, пока) в судебную тяжбу.

 

В свою очередь, УГЭ одобрило факт перехода «некоторых частных промпредприятий на потребление природного газа из собственных ресурсов или ресурсов аффилированных с ними компаний». В целом, вышеупомянутые газовые проблемы можно рассматривать как частный случай очередного бизнес-конфликта с привлечением госорганов. но тревогу вызывает то обстоятельство, что при таком сценарии заложниками являются работающие промпредприятия, чье газообеспечение становится разменной картой и может быть принесено в жертву «высшим интересам». Более того, промышленников должен насторожить факт использования УГЭ своего монопольного положения в качестве весьма эффективного газового рычага в собственных интересах.

 

По оценке секретаря СНБОУ Виталия Гайдука, ситуацию в газовой сфере необходимо рассматривать, как процедуру давления с позиции смены собственников, корпоративных изменений и тому подобного». «Подтверждая» вышеизложенное, УГЭ обещает перекрыть газ в том числе и химкомбинату «Лисичанская сода», являющемуся конкурентом «Крымской соды», контролируемой совладельцем РУЭ Дмитрием Фирташем. Сложившаяся ситуация позволяет предправления «Лисичансксоды» Сергею Литвиненко утверждать, что «теперь любое предприятие, которое находится вне обоймы господина Фирташа, может быть моментально остановлено ввиду неподачи газа».

 

Безусловно, вышеприведенная оценка является достаточно субъективной и вряд ли такое обобщение справедливо для всей промышленности в целом. Тем не менее, в условиях фактического отсутствия на на данный момент госрегулирования цикла монополизации рынка промышленного газа, когда украинским потребителям остается надеяться только на добрую волю УГЭ и формирующегося сейчас координационного комитета РУЭ, объективные предпосылки для сомнений в конкурентной безупречности РУЭ остаются.

 

Поэтому создание четкого и максимально прозрачного механизма взаимодействия трейдера и покупателя, затрагивающее и проблематику «права на отказ» от пост * газа, является задачей не менее важной, чем вопросы обеспечения физического объема газового баланса и удешевления газа для конечного потребителя. Причем эти механизмы должныбыть прописаны не только в коммерческих договорах, но и межгосударственных документах. Тем более что РУЭ наконец-то публично признало за «Газпромом» «авторство» схемы пост * газа через эту структуру, что дает дополнительные шансы на взаимовыгодную легитимацию сложившейся практики газовых пост * через пересмотр украино-российских межправительственных протоколов.

 

Ожидается, что после анализа состояния «межправа» по поставкам газа (которых было заключено более 20-ти) в них будут уже к І кварталу следующего года внесены изменения, соответствующие тем реальным условиям, которые сложились к настоящему моменту в практике закупок газа.

 

Однако уже ясно, что о возвращении привязки ст * транзита к стоимости газа речь не идет. Во всяком случае, премьер Виктор Янукович законодательных оснований для возобновления такой практики не видит. Более того, по мнению руководителя Минтопэнерго Юрия Бойко, проблематичным может оказаться и вопрос регулирования деятельности «эксклюзивного поставщика» газа в лице РУЭ и УГЭ, поскольку министр не знает прецедентов, когда в межправительственных протоколах закреплялись решения, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов на рынке газа. «Это может быть только в соглашениях по возможностям: по транзитным, по реализационным», - констатировал чиновник.

 

в ближайшее время будет предпринята очередная попытка ревизии украинско-российских газовых отношений. но вопрос о том, станет ли этот пересмотр простым упорядочиванием старых соглашений или его удастся превратить в эффективное средство закрепления (или хотя бы обозначения) украинских интересов, остается открытым. Для Киева важно в рамках этой ревизии добиться со стороны РФ правительственных (а не «коммерческих») гарантий газового баланса и выработать действительно прозрачную формулу формирования «рыночной» стоимости газа. При этом хотя и опосредовано, но должен учитываться тот факт, что Украина сохраняет фактически льготные ставки на транзит по своей территории. А задачей-максимум украинских переговорщиков остается хотя бы частичная демонополизация импорта и прямой допуск отечественных трейдеров к закупкам среднеазиатского и/или российского газа.

 

Что касается проблемы контроля за ГТС и создания газотранспортного консорциума, то она, вероятно, останется пока за скобками этой ревизии, поскольку публичные позиции украинской и российской сторон остаются противоположными. Учитывая очередной перенос личной встречи Ющенко и Путина, сохраняется принцип. возможность того, что определенные газовые российско-украинские договоренности принципиального характера могут быть заключены и на президентском уровне.

 

Источник: http://ugmk.info

 



Глава 2. НАСАЛИК І. Россию заставят экономить энерго. Ринок ілюзій або ілюзія ринку парникових газів О.

На главную  Энергопотребление 





1.1004
 
Яндекс.Метрика