Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Министерство Промышленности и Энергетики Российской Федерации Институт Энергетической Стратегии Концепция Энергетической стратегии России на период до 2030 г.,проект,

(проект)

 

Москва · 2007 г.

 

УДК (622.323+622.324+622.33+621.3 2030(47

 

ББК 31

 

ГЛАВА Формирование и поддержка стратегических инициатив в энергетике

 

В топливно-энергетическом комплексе России и ее природном энергетическом потенциале имеется группа ключевых практических задач перспективного развития каждой из отраслей, которая формируется стратегическими отраслевыми проектами. Осуществление этих инициатив является определяющим в реальном создании таких производственных возможностей энергетического сектора страны, которые будут обеспечивать удовлетворение внутреннего и экспортного спроса на энергоносители, адекватного требованиям развивающейся экономики страны и возрастающему уровню жизни ее населения.

 

К основным таким перспективным стратегическим инициативам относятся следующие масштабные проекты, реализация которых может потребовать государственной поддержки.

 

Освоение газовых месторождений полуострова Ямал. В условиях спада добычи газа на основных разрабатываемых месторождениях ЯНАО (Уренгойское, Ямбургское, Вынгапуровское, Медвежье) главным источником для обеспечения необходимого прироста добычи газа будут являться месторождения его на п/о Ямал (Бованенковское, Харасовейское и др.). Снижение добычи газа на действующих месторождениях ЯНАО оценивается в 2030 г. в размере 400 млрд м3/год — 80% современной его добычи в этом автономном округе. Без освоения месторождений газа на полуострове Ямал страна не может быть обеспечена этим энергоносителем и не сможет сбалансировать свою потребность в ТЭР. Необходимо обеспечить создание инфраструктуры в районах добычи, в том числе структуру транспорта газа — как трубопроводного, так и, возможно, морского (СПГ). Начало добычи газа на п/о Ямал необходимо осуществить уже в 2010-2011 гг.

 

Освоение Штокмановского морского газового месторождения должно обеспечить прирост добычи газа уже к 2020 г. в объеме 100 млрд м3 или около 15% суммарной его добычи в стране.

 

Освоение запасов углеводородов Северо-Западного федерального округа. В условиях падения добычи нефти на действующих месторождениях, освоение геологических запасов нефти на северо-западе России (Архангельская область, Ненецкий АО, арктический шельф) может обеспечить прирост добычи нефти на 60…70 млн т или обеспечить 11…13% суммарного прогнозируемого объема добычи ее по стране.

 

Освоение запасов углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах должныбыть сформированы новые центры добычи углеводородов, необходимые как для обеспечения Востока России собственными ресурсами, так и для экспорта углеводородов в страны АТР. Значимость этого проекта вытекает из возможностей обеспечить добычу в Восточной Сибири и Якутии около 65…70 млн т нефти в год и на шельфе о. Сахалин так же около 25 млн т/год, т.е. в сумме фактически 17% суммарной прогнозируемой добычи нефти по стране. Кроме того, в этих регионах объем добычи газа может быть увеличен к 2030 г. фактически на 100 млрд м3 и достигнуть 10…13% от суммарного по стране.

 

Эти проекты имеют большое социально-политическое значение, поскольку они будут являться основой ускорения развития восточного региона России.

 

Развитие атомной энергетики. Атомная энергетика имеет экономический и экологический приоритет в районах с дальним транспортом органического топлива и прежде всего – в европейской части страны, где ее развитие адекватно балансовым ограничениям использования газа в электроэнергетике. Оценки показывают, что с учетом режимных требований энергосистемы и реалий энергетического строительства установленная мощность АЭС к 2030 г. может достигнуть 60…75 млн кВт, а производство электроэнергии на них — 400…500 млрд кВт·ч или 25…30% от суммарного ее производства в России (40…45% всего годового прироста производства). Реализация этого проекта органически связана с одной из ключевых инновационных задач ЭС-2030 — масштабным освоением АЭС с реакторами на быстрых нейтронах и созданием промышленности полного ядерного цикла, которые в совокупности позволят обеспечить программу строительства АЭС ядерным топливом.

 

Развитие гидроэнергетики. Экономически эффективный потенциал гидроресурсов рек России, составляющий 852 млрд кВт·ч в год, в настоящее время используется лишь в объеме 205 млрд кВт·ч в год или на 24%. Оценки показывают, что к 2030 г. производство электроэнергии на ГЭС (в основном в Сибири и на ГАЭС в европейской части) может быть увеличено на 40…42% (со 185 до 260 млрд кВт·ч) или обеспечить около 10% всего прироста производства.

 

Развитие использования нетрадиционных возобновляемых и других новых источников энергии и энергоносителей. Значимость данного инициативного проекта определяется как важностью повышения эфф. функционирования ТЭК, так и замедлением темпов роста добычи углеводородных ресурсов и последующей ее стабилизацией, что требует вовлечения в топливно-энергетический баланс инновационных источников энергии, таких как геотермальная, солнечная, ветровая, биоэнергия, водородная энергетика, газогидраты, а впоследствии — термоядерная энергия. Оценки показывают, что уже после 2020 г. для удовлетворения спроса на российские энергоресурсы необходимо будет использовать указанные инновационные энергоисточники в объеме около 7% от суммарного энергопотребления в стране.

 

Развитие и территориальная диверсификация энерготранспортной инфраструктуры. Освоение новых газовых и нефтяных месторождений и развитие объемов и направлений экспортных пост * , в том числе их восточного коридора, требует создания новых составляющих газотранспортной, нефтепроводной и нефтепродуктопроводной систем, а также соответствующих портовых сооружений. Значимость этих инициативных проектов связана с тем, что без их осуществления экономика России не сможет опереться на развитие возможностей и потенциала ТЭК и наращивать свое геоэнергетическое и геополитическое влияние в мире.

 

Важнейшими стратегическими инфраструктурными проектами в сфере энергетики, реализация которых уже началась или планируется в ближайшем будущем, являются:

 

· строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО);

 

· строительство нефтепровода Бургас-Александропулис;

 

· строительство нефтепровода Харьяга-Индига;

 

· строительство нефтепродуктопроводной системы «Север»;

 

· строительство газопровода «Северный поток» (СЕГ);

 

· строительство газопровода «Алтай»

 

При последующей разработке ЭС-2030 перечень необходимых стратегических инициатив в энергетике может быть дополнен (нефтепереработка, угольная промышленность, теплоэнергетика).

 

Для обеспечения реализации указанных стратегических инициатив, учитывая их важность для экономики России, могут потребоваться меры государственной поддержки: кредитование, инвестиционное бюджетное участие и др.

 

ГЛАВА Основные направления и государственная политика развития отдельных секторов энергетики

 

В ЭС-2030 должныбыть проанализированы все основные отраслевые аспекты развития ТЭК:

 

· формирование сырьевой базы первичных ТЭР (в целом, в региональном разрезе по отдельным видам полезных ископаемых по опорным годам пятилеток);

 

· объемы добычи нефти, газа, угля в целом по опорным годам пятилетних периодов, в региональном разрезе и по основным месторождениям;

 

· объемы производства электроэнергии по опорным годам пятилетних периодов в целом по стране, в региональном разрезе и по структуре производства;

 

· развитие транспортной системной инфраструктуры нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, угольной промышленности и электроэнергетики по пятилетним периодам, с выделением экспортной его составляющей;

 

· отраслевые направления научно-технического прогресса и их эффективность;

 

· динамика цен энергоносителей на внутренних рынках;

 

· оценка необходимого ввода новых, реконструкции и модернизации действующих мощностей по добыче, переработке, производству и транспорту энергоносителей, необходимых инвестиций и их источников для каждой из отраслей по опорным годам пятилетних периодов;

 

· оценка прогнозных экономических показателей функционирования секторов ТЭК по опорным годам пятилетних периодов.

 

Разработка этих аспектов ЭС-2030 должна осуществляться с участием специализированных отраслевых институтов и ведущих отраслевых компаний. В Концепции ЭС-2030 выполнены только самые общие оценки перспективных показателей развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса России на перспективу до 2030 г., прогнозируемые с учетом сырьевого и производственного потенциала и экономических приоритетов развития страны в разных сценарно-ситуационных вариантах развития экономики и энергетики.

 

Развитие сырьевой базы ТЭК

 

Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье, угле и уране.

 

Структура и величина запасов ископаемых энергоносителей, их качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны, социальное развитие регионов.

 

Стратегическими целями развития сырьевой базы ТЭК являются:

 

· обеспечение динамически устойчивого расширенного воспроизводства запасов углеводородов, угля и урана;

 

· совершенствование геологоразведочных работ, направленное на вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов топливно-энергетических ресурсов (тяжелые нефти, ресурсы низконапорного газа, «жирный» газ);

 

· развитие геологоразведочных работ на континентальном шельфе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

 

· вовлечение в промышленный оборот мелких и средних месторождений углеводородов;

 

· развитие ресурсной базы местных топлив.

 

Нефтяной комплекс

 

Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:

 

· стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки;

 

· обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета;

 

· обеспечение геополитических и геоэкономических интересов России в мире;

 

· обеспечение устойчивого спроса на продукцию смежных отраслей российской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и т.п.).

 

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

 

· рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;

 

· развитие новых экономически эффективных технологий добычи, повышение коэффициента извлечения нефти (КИН) из пласта, освоение новых районов нефтедобычи арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока;

 

· ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического цикла при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти;

 

· экономически обоснованное углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных в ней компонентов;

 

· формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей;

 

· развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эфф. экспорта нефти и нефтепродуктов, ее диверсификация по направлениям, способам и маршрутам пост * на внутренние и внешние рынки;

 

· своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах;

 

· расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.

 

Газовая промышленность

 

Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:

 

· стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;

 

· развитие единой системы газоснабжения и её расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;

 

· совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов её деятельности и формирования либерализованного рынка газа;

 

· обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета и стимулирование спроса на продукцию смежных отраслей (металлургии, машиностроения и других);

 

· обеспечение геополитических и геоэкономических интересов России в Европе и сопредельных государствах, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач:

 

· рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;

 

· ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь и снижение затрат на всех стадиях технологического цикла при подготовке запасов, добыче и транспорте газа;

 

· комплексное извлечение и использование всех ценных компонентов попутного и природного газа;

 

· формирование и развитие новых крупных газодобывающих районов и центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и на шельфах арктических и дальневосточных морей;

 

· развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности;

 

· развитие газотранспортной инфраструктуры для использования возможности освоения новых газодобывающих районов и диверсификация экспортных пост * газа.

 

Угольная промышленность

 

Стратегическими целями развития угольной промышленности в рассматриваемой перспективе являются:

 

· надёжное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твёрдым топливом и продуктами его переработки;

 

· увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны и в топливном балансе российской электроэнергетики;

 

· развитие обогащения угля и создание стандартизированных энергетических углей;

 

· устойчивое и безопасное развитие угольной отрасли на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.

 

Для достижения этих целей предусматривается:

 

· создание правовых и экономических условий для обеспечения потребностей России в твёрдом топливе на основе эффективного использования потенциала отрасли;

 

· развитие базовых угледобывающих районов и месторождений Сибири, Дальнего Востока и европейской части России, расширение разработки месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями;

 

· повышение качества угольной продукции на основе увеличения глубины обогащения коксующихся углей, внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетических углей;

 

· развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для пост * сибирской угольной продукции на тепловые электростанции Урала и Центра, строительство портов и терминалов для экспорта угля.

 

Учитывая неизбежное повышение в перспективе цен на основные взаимозаменяемые энергоносители — нефтепродукты и газ, спрос на уголь, резкого роста цен на который прогнозировать нет оснований, должен возрастать опережающими темпами. В то же время эти темпы будут ограничиваться более высокими, по сравнению с использованием газа и нефтепродуктов, затратами у потребителей и ограничениями, которые будут накладывать экологические требования, поскольку выбросы СО2 от сжигания угля фактически в 1,7 раза выше, чем газа, и транспортные издержки на доставку угля к отдаленным от угольных месторождений потребителям. но необходимо учитывать также принцип. возможность в перспективе энерготехнологического использования углей с получением из них жидких и газообразных энергоносителей, а также развития углехимических производств.

 

Электроэнергетика и теплоснабжение

 

Стратегическими целями развития электроэнергетики и теплоснабжения являются:

 

· надёжное энерго- и теплоснабжение экономики и населения страны электроэнергией;

 

· сохранение целостности и развитие единой энергетической системы страны, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте;

 

· повышение эфф. функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики и теплоснабжения на базе новых современных технологий;

 

· максимально эффективное использование возможностей когенерации и развитие децентрализованного энерго- и теплоснабжения;

 

· снижение вредного воздействия на окружающую среду.

 

Для достижения этих целей предусматривается:

 

· завершение реформирования электроэнергетики, разработка программы реформирования теплоснабжения и создание государственной системы управления циклами теплоснабжения;

 

· обеспечение инвестиционной соблазнительности электроэнергетики и теплоснабжения, привлечение частных и государственных инвестиций в модернизацию отрасли;

 

· опережающая модернизация и снижение темпов износа основных фондов электроэнергетики и теплоснабжения;

 

· обеспечение развития энергомашиностроения для удовлетворения потребностей электроэнергетики и теплоснабжения в части решения задач технического перевооружения отрасли;

 

· повышение маневренности электроэнергетики и снижение удельных расходов топлива в тепловой генерации;

 

· реализация газозамещения в электроэнергетике через развитие угольной генерации и атомной энергетики, и внедрение парогазовых установок (ПГУ), обеспечивающих более эффективное и экономное потребление газа в отрасли;

 

· развитие генерации на местных видах топлива и возобновляемых источниках энергии;

 

· повышение пропускной способности электрических сетей.

 

Атомная энергетика

 

Стратегическими целями развития атомной энергетики являются:

 

· увеличение доли АЭС в производстве электроэнергии в Европейской части России и на Урале; реализация потенциала газозамещения;

 

· повышение КИУМ атомных электростанций;

 

· повышение эфф. и конкурентоспособности российской атомной энергетики;

 

· снижение уровня удельных затрат на воспроизводство и развитие мощностей при обеспечении соответствия уровня безопасности современным нормам и правилам;

 

· увеличение экспортного потенциала ядерных технологий России: развитие экспорта атомных электростанций, ядерного топлива и электроэнергии.

 

Для достижения этих целей предусматривается:

 

· обеспечение ускоренного строительства атомных энергоблоков после 2010-2015 гг.;

 

· опережающее развитие российского атомного машиностроения с учетом возрастающих потребностей российской экономики и международного сообщества в атомной генерации;

 

·развитие новых технологий ядерно-топливного цикла, включая разработку реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом;

 

· согласованное развитие всех видов генерации и электрических сетей для своевременного ввода в эксплуатацию новых атомных энергоблоков;

 

· повышение технической и экологической безопасности эксплуатации АЭС.

 

Возобновляемые источники энергии и новые виды энергии и энергоносителей

 

В перспективе возможно масштабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ветровой, солнечной, геотермальной, приливной, биологической, низкотемпературной). й).

 

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются:

 

· сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

 

· снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

 

· обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива;

 

· снижение расходов на дальнепривозное топливо.

 

При проведении региональной энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

 

Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении следующих проблем:

 

· обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;

 

· обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, предотвращение ущерба от аварийных и ограничительных отключений;

 

· снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, и в местах массового отдыха населения.

 

Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обусловливают необходимость их интенсивного использования. По имеющимся оценкам, технический потенциал возобновляемых источников энергии составляет порядка 4,4 млрд т у.т. в год, значит в 5 раз превышает объём потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 237 млн т у.т. в год, что немногим более 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране. В настоящее время экономический потенциал возобновляемых источников энергии существенно увеличился в связи с подорожанием традиционного топлива.

 

В предстоящее 25-летие имеется весьма высокая вероятность вовлечения в топливно-энергетический баланс новых источников энергии и энергоносителей. В числе этих инновационных энергетических направлений такие как: водородная энергетика, топливные и химические элементы, освоение газогидратов, а позднее — термоядерные технологии и др.. Без вовлечения в перспективе этих инновационных энергоресурсов в сбалансировании спроса на ТЭР могут возникнуть трудности, которые приведут к резкому росту цен на энергоносители.

 

Вовлечение этих инноваций в сферу энергетического сбалансирования анализируется на данном этапе как потенциальный ресурсный энергетический резерв, использование которого должно начаться уже в рассматриваемом периоде времени.

 

ГЛАВА Интерфейсные отношения в энергетике

 

Для интенсивного и полноценного развития ТЭК России необходимо совершенствовать механизмы его эффективного взаимодействия с предприятиями смежных отраслей, институтами исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровне, и с международными энергетическими компаниями.

 

Взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов ТЭК

 

Интерфейсные отношения государства и хозяйствующих субъектов ТЭК должны быть направлены, прежде всего, на достижение ключевых общенациональных целей. Государство должно обеспечивать стратегическое планирование в отрасли, направленное на объединение усилий всех ее субъектов. Вместе с тем необходимо четко очертить возможные границы государственного вмешательства в тактическое планирование компаний и их текущую деятельность. в ЭС-2030 должны получить отражение следующие принципиальные направления государственной политики:

 

· улучшение предпринимательского климата в ТЭК, создание ясных и стабильных правил экономической деятельности компаний на основе стабильного и сбалансированного законодательства;

 

· совершенствование государственной ценовой политики в естественно-монопольной сфере;

 

· обеспечение эффективного взаимодействия государственных и частных компаний ТЭК на основе принципов честной конкуренции и равного доступа к инфраструктуре.

 

Энергетическая стратегия ЭС-2030 должна также в полной мере учитывать дробную структуру российского энергетического сектора с наличием в нем как государственных, так и частных компаний общефедерального и регионального уровня.

 

Взаимодействие энергетики и смежных отраслей

 

Интенсивное развитие ТЭК России является основой для непрерывного и инновационного развития целого ряда смежных отраслей российской экономики: энергетического машиностроения, химической промышленности, металлургии, строительно-монтажного комплекса, железнодорожного, морского и речного транспорта и др. м. тем эффективное взаимодействие энергетики и смежных отраслей возможно только при осуществлении постоянной организационной поддержки со стороны государства. Меры государственной поддержки должныбыть направлены на стимулирование ориентации предприятий ТЭК на производственную базу отечественной промышленности, и на повышение рыночной конкурентоспособности и качества продукции смежных отраслей ТЭК. Основными задачами ЭС-2030 в этой связи являются:

 

· совершенствование конструирования и технологии изготовления различных видов энергетического и горнотранспортного оборудования;

 

· расширение сортамента и улучшения свойств конструкционных материалов и стандартных продуктов;

 

· создание эффективных АСУ ТП;

 

· развитие транспорта топлива и энергии на большие расстояния;

 

· стимулирование размещения заказов хозяйствующих субъектов ТЭК на предприятиях смежных отраслей;

 

· согласование планов строительства новых объектов генерации и возможностей строительно-монтажного комплекса страны;

 

· эффективное взаимодействие энергетики и железнодорожного транспорта в сфере транспортировки энергетических углей и пр.

 

В целом, одна из наиболее насущных задач государства состоит в корреляции стратегических программ развития ТЭК и его смежных отраслей.

 

Взаимодействие хозяйствующих субъектов ТЭК с региональными и местными властями

 

Ключевой проблемой при взаимодействии хозяйствующих субъектов ТЭК с государством остается несогласованность действий местных, региональных и федеральных властей. В этой связи перед государством в среднесрочной и долгосрочной перспективе стоят две основные задачи:

 

· обеспечение высокой степени корреляции программ местного и регионального развития с ЭС-2030;

 

· формирование эффективной законодательной и нормативно-правовой базы, четко разграничивающей полномочия местных и региональных властей и хозяйствующих субъектов ТЭК и создающей предпосылки к их обязательному взаимодействию.

 

Взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов ТЭК с международными энергетическими компаниями

 

Одним из следствий усиливающейся интеграции России в мировой энергетический рынок является привлечение иностранных инвестиций в отечественный энергетический сектор, включая переход части российский энергетических активов в введение транснациональных корпораций. Другой стороной интерфейсных взаимоотношений с международным энергетическими компаниям является заключение долгосрочных соглашений о транзите и импорте российских энергоносителей, допуске российских компаний к национальной инфраструктуре других стран и на их энергораспределительные рынки. Зачастую как на внутреннем, так и на внешнем рынках государству и хозяйствующим субъектам российского ТЭК приходится взаимодействовать с одними и теми же компаниями. м. тем цели и задачи, которые ставят перед собой международные компании, не редко вступают в противоречие со стратегическими интересами России. В этой связи в ЭС-2030 необходимо учесть:

 

· пути совершенствования нормативно-правовой базы в сфере участия иностранных инвесторов в строительстве объектов добычи, производства и транспортировки топливно-энергетических ресурсов;

 

· оценку положительных и отрицательных аспектов влияния деятельности ТНК на национальную безопасность России (степень внимания к национальным интересам России, строгое соблюдение условий лицензионных соглашений, интенсивность внедрения в производство результатов новейших научно-технических открытий и передача знаний российским специалистам; социальная ответственность компании перед своим персоналом и населением территории, на которой базируются ее производства; соблюдение всех экологических норм природоохранного законодательства).

 

ГЛАВА ТЭК и экология

 

Функционирование и развитие энергетики наталкиваются на ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды.

 

Поэтому ЭС-2030 уделит большое внимание экологическим проблемам, возможным путям их решения и мерам, которые может и должно принять государство для оптимизации воздействия ТЭК на экологическое состояние окружающей среды. В ЭС-2030 будут изложены основные мероприятия организационного, технологического и научно-технического характера для предотвращения роста негативного влияния на окружающую среду по секторам ТЭК.

 

Одной из крупнейших экологических проблем в ТЭК, особенно острой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаются низкими, планы крупномасштабного использования отходов не реализуются.

 

Серьезной проблемой является негативное воздействие деятельности предприятий ТЭК в энергодобывающих и энергопроизводящих регионах. Следует иметь в виду также недостаточный уровень экологической безопасности технологических циклов, высокий моральный и физический износ основного оборудования, недостаточную развитость природоохранной структуры (систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду).

 

Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, полуостров Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, месторождений Каспийского и Балтийского морей требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих регионов с суровыми природно-климатическими условиями.

 

В этой связи целью энергетической политики в области обеспечения экологической безопасности должно стать последовательное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к самым высоким мировым экологическим стандартам в этой области.

 

Для реализации указанной политики предусматриваются следующие меры государственного регулирования:

 

· экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов за счет установления жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК;

 

· создание системы компенсационных выплат государству за их нарушение (принцип организации системы таких компенсаций будет закреплен законодательно и носить характер экономических платежей, в том числе в страховые фонды превентивных мероприятий);

 

· рационализация размеров платежей за пользование природными ресурсами;

 

· введение правовой регламентации принципов экологического страхования;

 

· ужесточение контроля над соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов;

 

· совершенствование системы государственной экологической экспертизы;

 

· создание экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;

 

· последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод;

 

· увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в цикле строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

 

· экономическое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращение практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет создания экономически выгодных условий для переработки и использования такого газа);

 

· развитие экологически чистых технологий сжигания угля как условие реализации прогнозов роста его потребления электростанциями и другими промышленными объектами;

 

· улучшение качества угольного топлива (в том числе развитие обогащения, переработки, брикетирования и др.);

 

· увеличение объемов использования шахтного метана и водоугольного топлива;

 

· увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам, совершенствование нормативной базы качества нефтепродуктов и уровней выброса загрязняющих веществ;

 

· разработка программы минимизации экологического ущерба от деятельности гидроэлектростанций; организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств; организация обучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности.

 

Решение указанных задач потребует создания гармонизированной законодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и регламентирующей обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, отвечающей современным экологическим требованиям и уровню научно-технических достижений, и формирования единой информационной системы экологического мониторинга.

 

Особое внимание в ЭС-2030 отводится проблеме ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов и международному сотрудничеству в этой сфере. По предварительным оценкам, выполненным при разработке настоящей Концепции ЭС-2030, выбросы парниковых газов в благоприятном варианте при максимальном потреблении энергоресурсов в 2020 г. составят 99% от уровня соответствующих выбросов в 1990 г., а в 2030 г. превысят их на 3…4%.

 

ГЛАВА Ожидаемые результаты реализации Энергетической стратегии

 

Предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2030 г., должны соответствовать основным целям и направлениям социально-экономического развития страны на перспективный период.д.

 

В результате реализации мероприятий, предусмотренных ЭС-2030, должныбыть обеспечены:

 

· рост эфф. использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны;

 

· стабильное и эффективное удовлетворение внутренних потребностей экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах;

 

· повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке.

 

Основные ожидаемые результаты:

 

· гарантированное обеспечение национальной и глобальной энергетической безопасности;

 

· снижение удельной энергоёмкости валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности экономики;

 

· эффективное удовлетворение экономически обоснованных внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах;

 

· рост финансово-экономической устойчивости предприятий топливно-энергетического комплекса и их бюджетной эффективности;

 

· рост эффективного экспорта российских энергоресурсов и диверсификация направлений экспортных пост * ;

 

· завершение формирования внутреннего энергетического рынка

 

· создание условий для развития межтопливной конкуренции и формирования рационального топливно-энергетического баланса страны;

 

· достижение инвестиционной и инновационной обеспеченности российского энергетического сектора;

 

· обеспечение экологической безопасности функционирования ТЭК.

 

ГЛАВА Система реализации Энергетической стратегии

 

Предлагаемая система реализации ЭС-2030 исходит из следующих принципов:

 

· взаимосвязанное осуществление двух циклов - воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;

 

· создание механизма опережающего мониторинга (на основе индикаторов выполнения целей каждого из этапов линии развития ТЭК) и оценки рисков невыполнения поставленных целей ЭС-2030, включая эффективные механизмы корректировки и адаптации ЭС-2030 к меняющимся внешним и внутренним условиям;

 

· выделение на каждом этапе реализации ЭС-2030 важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении.

 

Система реализации ЭС-2030 предусматривает:

 

· включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию ЭС-2030;

 

· создание «дорожной карты» действий Правительства по реализации положений ЭС-2030 (на основе данных опережающего мониторинга);

 

· разработку системы показателей результативности государственной энергетической политики;

 

· формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга ЭС-2030 с использованием государственного информационного ресурса.

 

Система мониторинга ЭС-2030 предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной долгосрочной энергетической политики, и получ. оперативной информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны.

 

По результатам мониторинга в Правительство Российской Федерации ежегодно должен представляться доклад о ходе реализации ЭС-2030.

 

Доработка и уточнение ЭС-2030 должны осуществляться не реже чем один раз в 5лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осуществлен анализ важнейших факторов и вызовов развития мировой экономики и энергетики, выявлены текущие и перспективные структурные, инновационные, балансовые, экономические и экологические трансформации в энергетике России. Проведен анализ новых факторов влияния и структурных ограничителей перспективного развития российского энергетического сектора в связи с решением стратегических задач периода после 2020 г.

 

Сформулирована мотивационная основа, идеологическая и методологическая база, необходимая для разработки проекта новой Концепции Энергетической стратегии России на период до 2030 г., определены качественные и количественные целевые ориентиры Концепции ЭС-2030, сформулированы и обоснованы основные положения перспективной энергетической политики страны.

 

Проведенный анализ показал, что базовой проблемой российского энергетического сектора в перспективе до 2030 г. будет сохранение устойчивого баланса м. производством и потреблением основных энергоресурсов. Острота данной проблемы будет напрямую зависеть от степени недоинвестированности развития отраслей энергетического сектора, а соответственно от уровня обновления основных фондов и создания новых производственных мощностей. Особую тревогу вызывает положение дел в электроэнергетике и газодобыче, где инвестиционный цикл длительный, а необходимые строительные заделы в настоящее время отсутствуют. Достижение необходимого объема капитальных вложений в наращивание и модернизацию мощностей в отраслях ТЭК станет основным определяющим фактором энергетического развития России до 2030 г. Сложившаяся тревожная ситуация с инвестициями в ТЭК требует принятия мер со стороны государства по поддержке формирования и целевого использования инвестиционных ресурсов, прежде всего в отраслях с естественно-монопольными видами дея­тельности, где цены и тарифы регулируются государством, и где необходимо осуществление цено­вой и налоговой политики с учетом обеспечения перспективной энергетической безопасности.

 

С другой стороны, сбалансированное развитие российской энергетики потребует опережающего снижения удельной энергоемкости ВВП в условиях прогнозируемого ускорения экономического роста. Достижение этой цели возможно путем активного внедрения энергоэффективных технологий, позволяющих рационально использовать невозобновляемые источники энергии. Суммарный потенциал технологического и организационного энергосбережения достигает в настоящий момент 40…45% от всего энерго­потребления России. но для его использования необходимо осуществить меры по повышению экономи­ческой заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении, в том числе меры по соответствующему стимулированию инвестиций в этой сфере деятельности. Несомненно, что данная проблема останется одной из наиболее актуальных и в перспективе до 2030 гг.

 

В свете дальнейшего обострения и усиления влияния экологического фактора и приближающейся стабилизации углеводородных ресурсных возможностей в мире и в России, неизбежно появление новых источников энергии, энергоносителей и энерготехнологий, меняющих сложившиеся экономические, балансовые и экологические представления. В их числе ядерная энергетика на быстрых нейтронах с полным топливным циклом, водородная энергетика, сверхпроводимость, нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы, топливные элементы, а позже, возможно, и термоядерная энергетика, использование газогидратов и др.

 

Финансово-экономическая и производственная устойчивость субъектов энергетического сектора России в перспективе до 2030 г. будет зависеть, прежде всего, от эфф. проведенных институциональных преобразований и реформирования ТЭК, его структуры, рынков и совершенствования механизмов взаимоотношений в топливно-энергетической сфере. В случае успешного реформирования получит развитие экономически обоснованная рыночная конкуренция, и сформируются конкурентные цивилизованные рынки энергоносителей.

 

При активной государственной политике в сфере межтопливной конкуренции есть принцип. возможность преодоления деформированного характера топливно-энергетического баланса экономики России. но диверсификация ТЭБ продолжится и после завершения «газовой паузы» путем постепенного повышения доли альтернативных возобновляемых источников энергии. При сохранении ключевой роли традиционных энергоресурсов (нефти, газа, угля, гидро- и атомной энергии), все большее значение будут приобретать ветровая, геотермальная, солнечная энергия, гидравлическая энергия незарегулированных стоков рек, биогаза и низкопотенциальная тепловая энергия.

 

В перспективе до 2030 г. ключевое место в энергобалансе России сохранят углеводородные ресурсы, но их доля должна существенно снизиться. базовой проблемой для нефтегазовой отрасли станет падающая добыча на традиционных месторождениях и необходимость освоения новых трудно извлекаемых ресурсов. Это, , требует уже на данный момент опережающего развития российских научных исследований, которые позволили бы в дальнейшем внедрять инновационные технологии в нефте- и газодобыче.

 

Заметное место в газовом балансе России до 2030 г. может занять газ каменноугольных пластов, и попутный нефтяной газ, степень утилизации которого должна существенно повыситься. Это,, потребует опережающего развития газоперерабатывающих предприятий в основных регионах добычи угля и нефти.

 

Существенное влияние на развитие газовой отрасли в перспективе до 2030 гг. будет оказывать также развитие и распространение технологий сжижения природного газа, что приведет к изменению мировых газотранспортных потоков и диверсификации экспорта российского газа за счет освоения новых рынков сбыта. Одновременно России следует ожидать усиления конкуренции на традиционных для нее рынках Евразии.

 

Угольная промышленность в перспективе до 2030 г. будет расти темпами, опережающими на данный моментшние, за счет увеличения доли ее продукции в топливно-энергетическом балансе России. м. тем базовой проблемой угольной отрасли, по-прежнему останется дефицит транспортных мощностей в Европейской части России и на Урале, острота которого будет снижаться в зависимости от степени проведения последовательной государственной политики в железнодорожной отрасли.

 

В российской электроэнергетике в перспективе до 2030 г. прогнозируется увеличение доли атомной промышленности при сохранении стабильной доли гидрогенерации и снижении доли тепловой энергии. Внутри тепловой энергетики произойдет смещение баланса со стороны природного газа к углю. Активное развитие получат нетрадиционные возобновляемые источники энергии, которые в перспективе 2020-2030 гг. могут составить до 1% от суммарного потребления энергии в России, достигая до 30% от общего спроса по отдельным регионам. но данный показатель не является пределом, и при условии проведения целенаправленной государственной политики возможно увеличение доли НВИЭ до 4…5% за указанный период. Возобновляемая энергия и малая генерация займут важное место в развитии электроэнергетики в неблагоприятных в ресурсном отношении областях.

 

но ключевой проблемой для российской электроэнергии в перспективе до 2030 г. останется необходимость привлечения масштабных инвестиций в развитие генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. Для атомной энергетики важной проблемой будет являться также преодоление отставания в развитии строительно-монтажного комплекса.

 

Кроме того, в целях дальнейшей оптимизации взаимоотношений ТЭК с окружающей средой необхо­димо совершенствование соответствующих технологий, системы нормативов природопользования, и механизмов реализации Киотского протокола и экономической его адаптации, в хозяйственной повседневной практике.

 

для комплексного решения проблем улучше­ния инвестиционного климата, повышения бюджетной эфф. и эфф. дея­тельности хозяйствующих субъектов, привлечения необходимых объемов инвестиций, оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, снижения экологической нагрузки на окружающую среду и выполнения социальных обязательств энергетического сектора страны требуется совершенствование государственной экономической, налоговой, ценовой, экологической и социальной политики в энергетической сфере.

 

В целом, проект Концепции может быть использован при разработке «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», и служить основой для уточнения приоритетных направлений государственной поддержки развития отраслей топливно-энергетического комплекса и принятия соответствующих управленческих решений.

 



Проектные материалы совещания. Роль когенерации в исполнении Киотского протокола. Экодом. Используем энергию разумно.

На главную  Энергопотребление 





0.0049
 
Яндекс.Метрика