Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Газовая арифметика

На прошлой неделе промышленные потребители ознакомились с первыми последствиями газового соглашения м. Россией и Украиной. Кабинет Министров в добровольно-принудительном порядке порекомендовал Национальной комиссии регулирования электроэнергетики установить предельный уровень цены на газ для всех категорий потребителей, который не должен превышать $110/тыс. куб. м. реальная стоимость топлива для метпредприятий составит около $140.

 

Подписанный 2 февраля договор о создании «УкрГаз-Энерго» стал очередным этапом в затянувшемся конфликте м. Киевом и Москвой. Напомним, что совместное предприятие «РосУкрЭнерго» и НАК «Нефтегаз Украины» будет заниматься поставками российского и среднеазиатского газа в Украину. По условиям договора, стоимость топлива в течение ближайших пяти лет составит $95/тыс. куб. м. Следует отметить, что предыдущий формат соглашения позволяли украинским властям устанавливать «щадящие» тарифы на внутреннем рынке. Так, промышленные потребители фактически платили за газ до четвертого квартала 2005 г. немногим более $60/тыс. куб. м.

 

Собственно повышение стоимости голубого топлива началось так же в прошлом году. Летом 2005 г. «Нефтегаз» перезаключил договор с Туркменистаном. Ранее, с начала года НАК закупал у Ашгабада газ по $58/тыс. куб. м, но при этом оплачивал 50% его стоимости деньгами, а 50% – товарными поставками. Но украинский холдинг задерживал отгрузку продукции в азиатское государство (не говоря уже про ее низкое качество), из-за чего лидер страны Сапармурат Ниязов потребовал пересмотреть условия сотрудничества.

 

И с 1 июля стоимость туркменского топлива снизилась до $44/тыс. куб. м, но рассчитывается украинский холдинг теперь исключительно деньгами. Это заметно увеличило валютную нагрузку на НАК. Кроме того, из-за отмены бартерных операций уплата налогов в госбюджет за минувший год выросла в два раза. Так, если в 2004-м объем фискальных обязательств «Нефтегаза» перед бюджетом составил 5,84 млрд. грн., то в 2005-м показатель увеличился до 11,25 млрд. грн.

 

Соответственно, «Нефтегаз» обратился в Национальную комиссию регулирования электроэнерогетики (НКРЭ) с требованием повысить граничные тарифы для всех категорий украинских потребителей: в частности, для промышленных предприятий – с 344 до 405 грн./тыс. куб. м. В итоге, согласно решению НКРЭ, с 1 октября выросла предельная стоимость топлива для промышленности до 361,2 грн./тыс. куб. м.

 

В начале этого года промышленники не сомневались, что их ждет новое, но уже более серьезное, повышение цен на газ. Несмотря на окончательное оформление 2 февраля документов по созданию «УкрГазЭнерго», реальная стоимость топлива для промпредприятий не была названа (стоимость на российско-украинской границе была озвучена так же 4 января в Москве).

 

Наконец, 8 февраля правительство приняло весьма неоднозначное решение, порекомендовав установить граничный тариф для всех категорий потребителей в размере $110/тыс. куб. м, а фактически обязав НКРЭ к принятию такого решения. Как говорится в постановлении Кабмина, стоимость $110 получена как сумма $95 – цены покупки газа на границе Украины и России, $5 – условные расходы на реализацию газа потребителям по аналогии с расходами «Нафтогаза Украины» и $10 – 10%-ный уровень рентабельности предприятия по поставке природного газа как средний уровень рентабельности за два последних года. Причем в данном тарифе не учтены НДС и затрат на его транспортировку и доставку потребителю.

 

По словам экспертов, тариф на транспортировку газа внутри Украины является фиксированным и не зависит от расстояния доставки с российско-украинской границы. В прошлом году он составлял $10 (без НДС), но в этом месяце было предложено повысить его до $1 При стоимости газа в $95/тыс. куб. м НДС на него составит $1 Исходя из такой калькуляции, реальная стоимость газа для промпотребителей будет в диапазоне $139-146.

 

Теперь же 16 февраля НКРЭ официально определит стоимость топлива. Необходимо отметить, что, скорее всего, «рекомендованный» правительством тариф сохранится, так как политическое решение было принято. Также Кабмин отказался от предоставления промышленникам дифференцированных тарифов на газ.

 

Примечательно, что сложившаяся ситуация носит, как минимум, три фактора, которые могут негативно отразиться на промышленности, и металлургии в частности. Причем, речь идет не о самой стоимости газа.

 

Во-первых, потенциально есть принцип. возможность дальнейшего роста цен во втором квартале 2006 г., в виду того, что московские соглашения от 4 января сего года определяют стоимость топлива на этот период. И заявления правительства Украины о том, что стоимость $95/тыс. куб. м установлена на пять лет, не могут служить надежной гарантией от этого.

 

Во-вторых, на заседании Кабмина от 8 февраля прозвучало предложение взимать с промышленности плату за газ не с февраля, а я с 1 января 2006 г., несмотря на то, что НКРЭ определила на первый месяц года тарифы, действовавшие в прошлом году. Отметим, что, несмотря на новогодние праздники, когда метпредприятия снизили производство, объемы потребления газа были значительными в силу ударивших в конце января сильных морозов. если такие планы правительства будут реализованы, то это неизбежно повлечет конфронтацию с металлургами.

 

В третьих, по словам министра экономики Арсения Яценюка, для промышленников планируется выделить квоты, в пределах которых они будут потреблять газ по цене $95/тыс. куб. м (на российско-украинской границе). Но если предприятия будут перебирать газ, тут же будут вводиться штрафные санкции, и дополнительные объемы будут продаваться по $230/тыс. куб. м. В принципе, решение, на первый взгляд, рациональное, но пока неизвестно, на какой основе и в соответствии с какой калькуляцией будут выделяться квоты. Наиболее приемлемым вариантом было бы предоставление предприятиями в правительство информации о необходимом им объеме газа согласно расчетам.

 

Сейчас доля газа в себестоимости металлопродукции составляет 7-8% (для сравнения доля кокса – 21%). но непродуманные действия власти в сфере оплаты газа промпотребителями могут привести к стагнации тех отраслей, которые являются базовыми для экономики Украины. Также властям необходимо не дистанцироваться от отрасли, а, напротив, всячески поддерживать ее, предоставляя фискальные преференции, не противоречащие нормам ВТО.

 



Рынок квот на эмиссию. Новое лицо энергетического ауд. Новая страница 1. Тепловизионное обследование не м.

На главную  Энергопотребление 





0.0051
 
Яндекс.Метрика