Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергопотребление Используем энергию разумно
Ни для кого не секрет, что проблема энергосбережения в Украине стоит особенно остро. Так, в нашей стране уровень потребления тепловой энергии для отопления и ГВС зданий в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах с такими же климатическими условиями. И это несмотря на то, что Украина испытывает ощутимую нехватку теплогенерирующих мощностей, в то время как цены на энергоносители непрерывно растут. В результате ежегодно переплачиваются миллионы долларов, которые при правильной постановке вопроса могли бы тратиться на нужды других первоочередных социальных госпрограмм. Поэтому не удивительно, что государство проводит политику поддержки и внедрения энергосберегающих проектов как местного, так и государственного масштаба.
30июня 2005 года завершилась пятилетняя программа по внедрению уникального широкомасштабного проекта по энергосбережению в более 1500 административных и муниципальных учреждениях города Киева.
Международный проект «Энергосбережение в административных и общественных зданиях города Киева» был организован Государственным комитетом Украины по энергосбережению и Киевской городской государственной администрацией при технической поддержке Департамента энергетики США, с одной стороны, и при финансовой поддержке Международного банка реконструкции и развития, и правительства Швеции, с другой стороны.
Датой рождения проекта можно считать 25 апреля 2000 года, когда в Вашингтоне (США) был подписан «Договор о займе» м. Украиной, в лице Министерства финансов и Международным банком реконструкции и развития. В том же году был подписан договор о субкредитовании м. Министерством финансов Украины и Киевской городской государственной администрацией. Согласно соглашению, Мировой банк предоставил украинскому правительству кредит на сумму 18,29 млн долларов, на условиях 18-летнего срока погашения долга, включая шестилетний льготный период (срок реализации проекта). Кроме того, правительство Швеции предоставило грант в размере 2 млн долларов США для финансирования институционной поддержки проекта со стороны шведских консультантов. В рамках проекта шведское Агентство международного развития Sida стало посредником по предоставлению консалтинговых услуг ведущими шведскими компаниями.
Украинская сторона договора в лице Киевской городской государственной администрации (КГГА) также инвестировала в проект 10,1 млн долларов США. В реализации проекта принимали участие и другие организации. Так, основным условием для вступления «Договора о займе» в силу было создание Группы внедрения проекта (ГВП), отвечающей за организационное руководство роботами. Общее же руководство реализацией проекта осуществляло Главное управление топлива, энергетики и энергосбережения КГГА. Управление также выступало в качестве заказчика по контрактам,финансируемым Мировым банком.
Созданное на правах юридического лица как отдельное подразделение КГГА в 1999 году и к настоящему моменту реорганизованное в коммунальное предприятие, ГВП взяло на себя основные обязанности по реализации проекта, среди которых:
О проекте
Проект «Энергосбережение в административных и общественных зданиях города Киева» предусматривал внедрение энергосберегающих мероприятий, обеспечивающих экономию тепловой энергии, использующейся для отопления помещений. Так, в рамках данного проекта планировалось модернизировать 1302 административных и общественных зданий города Киева, среди которых детские садики, школы, интернаты, поликлиники, музеи и др. общественныездания коммунальной собственности. Так как вышеуказанные здания содержатся за счет средств городского бюджета, реализация проекта позволит существенно сократить бюджетные затраты на теплоснабжение, а сэкономленные средства направить на возврат займа и покрытие других важных статей бюджета.
По предварительным данным, в указанных административных объектах общей площадью больше 5,1 млн м кв. ежегодно потребляется около 1015 тыс. Гкал тепловой энергии стоимостью более 20,3 млн долларов США. По прогнозам экспертов, при таких масштабах общий энергосберегающий потенциал в результате реализации проекта приблизительно составит не менее 16%, что позволит ежегодно экономить более 3,2 млн долларов США.
Кроме финансовых выгод данный проект обеспечит ряд экономических, экологических и социальных преимуществ для государства. Данная программа содействует улучшению внешнеторгового баланса страны за счет снижения количества импортируемого топлива. При этом импорт газа приблизительно снизится на 41 млн куб. м, а мазута — на 8 тыс. тонн в год. В результате снижения потребления топлива объем выброса вредных веществ в атмосферу снизится на 238 тонн NOx и 166 тонн SO2 в год.
Реализация данного проекта обеспечит также снижение уровня заболеваемости, будет способствовать увеличению эфф. работы, учебы, лечебного цикла благодаря соблюдению нормативных условий тепловой комфортности в зданиях.
И наконец, данный проект обеспечит создание дополнительных рабочих мест и инфраструктуры предоставления услуг по энергосбережению, повышению надежности системы теплоснабжения.
Технические составляющие проекта
Основными составляющими мероприятиями, предусмотренными в ходе реализации проекта, являются:
Компании — участницы проекта
В период реализации проекта всего было проведено 30 тендерных торгов и заключено 72 контракта на поставку оборудования, проведение работ/предоставление услуг. 34 из них финансировались за счет займа Мирового банка, 2 — за счет гранта правительства Швеции, и 36 — за счет КГГА. Киевские средства тратились главным образом на поставку и установку теплосчетчиков, проведение технических аудитов и выполнение проектных разработок, оплату налогов и импортных пошлин, обслуживание долга.
Кроме того, были проведены конкурсные торги на дополнительные компоненты, не предусмотренные в плане внедрения проекта, направленные на улучшение надежности работы оборудования (смесители воды 37 °С в дошкольных учреждениях, сантехнические приборы в больницах, запорная арматура).
Всего к исполнению проекта было привлечено около 50 подрядных организаций.
Финансовые показатели проекта
В целом можно утверждать, что проект прошел успешно.
В таблице приведены показатели общего состояния выполнения проекта c учетом сокращения суммы займа на 2 млн дол. США, связанной с экономией средств на оборудование и работы (в результате проведения тендеров украинские фирмы предложили цены ниже мировых, которые планировались).
Оценка энергосбережения
Проект «Энергосбережение в административных и общественных зданиях г. Киева» привнес значительный вклад в общее снижение теплопотребления в бюджетной сфере Киева. Так, теплопотребление зданий, задействованных в проекте, составляет около 94 % общего количества муниципальных сооружений Киева. Например, общее теплопотребление в административных и общественных зданиях Киева в 2001 году составляло 1 331 000 Гкал, а базовое теплопотребление зданий, задействованных в проекте, — 1 270 792 Гкал. Приведенное к «нормативному» году теплопотребление задействованных в проекте зданий составило 1072 015 Гкал. Иными словами, снижение использования тепловой энергии в рамках проекта составило 198 777 Гкал или 15,6 % в год.
но это так же не предел. По мере завершения модернизации МИТП в 2005 году (261 МИТП) и внедрения других компонентов показатели энергоэффективности в 2005 и 2006 годах будут улучшаться и достигнут прогнозированного результата — 26 %. Анализ теплопотребления 632 зданий с модернизированными МИТП, которые эксплуатировались фактически весь 2004 год, показал, что эффективность энергосберегающих мероприятий в среднем составляет 18- 19 % и сопровождается одновременным улучшением комфортных условий. Так, годовая экономия средств за 2004 год, при снижении затрат тепловой энергии в зданиях на 198777 Гкал и тарифе 15,38 долларов США за 1 Гкал тепла, составила около 3,06 млн долларов США.
Пока индивидуальными теплопунктами оборудованы только админздания Киева. Если же распространить программу на всю Украину, экономия может составить порядка 4 млрд грн. Это чуть больше той суммы, которая ежегодно выделяется из бюджета на дотации льготникам за коммунальные услуги, и чуть меньше, чем тратят бюджеты всех уровней на финансирование энергопотребления и водоснабжения.
Негативные факторы влияния
Являясь пилотным проектом, организаторы и исполнители мероприятия столкнулись с рядом проблем и препятствий на пути реализации проекта. Основные из них можно разделить на две группы.
Факторы задержки сроков внедрения проекта
Особенностью данного проекта является то, что он объединяет большое количество участников, от скоординированных действий которых зависит общий успех его реализации. Так РГА г. Киева и главные управления КГГА, которым принадлежат административные и общественные здания, отвечают за организацию обслуживания оборудования и техническое состояние внутренних систем теплоснабжения. Теплоснабжающие организации («Киевэнерго», «УкрКан Пауер») отвечают за соблюдение параметров теплоносителя, работу тепловых сетей и надежное теплообеспечение зданий. Генподрядчики и субподрядчики изготовляют оборудование и отвечают за их качество и надежную работу, за соблюдение графиков завершения работ и сдачу объектов в эксплуатацию. В результате случилось так, что при составлении «идеализированного» графика внедрения проекта не были учтены возможные бюрократические задержки, связанные с вопросом финансирования, взаимоотношениями с теплоснабжающими организациями, и ц. принятия в эксплуатацию модернизированных тепловых пунктов.
Так произошла задержка начала внедрения проекта из-за решения организационно-финансовых вопросов на государственном уровне. В результате финансирование контрактов за средства займа Мирового банка из специального счета в банке Societe General началось лишь в мае 2001 года.
Также значительным испытанием для коллектива ГВП стал 2004 год, когда на протяжении восьми месяцев не осуществлялось финансирование проекта изза закрытия расчетных счетов в Госказначействе, связанного с реорганизацией ГВП из бюджетной организации в коммунальное предприятие.
Кроме того, негативное влияние на сроки исполнения проекта оказала смена ответственных лиц, которые имели право подписи на снятие средств займа. В период внедрения Проекта поменялось 5 лиц в КГГА и 3 в Министерстве финансов Украины.
Также к задержке сроков внедрения проекта привели непредвиденные технические трудности модернизации МИТП, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием помещений тепловых пунктов и оборудования внутренних систем теплоснабжения здания. Проблемы, которые замалчивались или недооценивались ранее, потребовали безотлагательного и срочного решения. Так возникла необходимость установки металлических дверей для предотвращения несанкционированного доступа в помещение посторонних лиц, установки дополнительных балансировочных и подпорных клапанов, ремонта изоляции действующих внутренних трубопроводов и т.д.
Факторы снижения эфф. внедрения проекта
В ходе реализации проекта ГВП столкнулась с серьезной проблемой, а именно несоответствием технических решений на модернизацию теплопунктов реальным теплонагрузкам. Дело в том, что теплоснабжающие организации часто не придерживаются графика тепловых нагрузок, который принят за основу расчетов необходимой мощности МИТП. Это они аргументируют недоплатой за потребленный газ. Так, принятый при разработке проекта температурный график работы тепловых сетей составил 150-70 °С. Реальный же недогрев в зимних условиях составил 25-30 %, что снизило регулирующие возможности автоматизированных МИТП из-за ухудшения комфортных условий в помещении. Далее следует упомянуть неудовлетворительное состояние тепловых сетей, техническое состояние и гидравлический режим внутренних систем теплоснабжения зданий, низкую эффективность приборов отопления в результате их загрязнения, что приводит к уменьшению эфф. внедрения проекта.
Одной из абсолютно новых проблем, с которыми пришлось столкнуться — обслуживание современных теплопунктов в рамках данной программы. Недостаточный профессиональный уровень обслуживающих организаций, неспособных качественно обслуживать современное микроциклорное оборудование, и отсутствие отработанной системы стимулирования персонала потребителей, работников КГГА и РГА за экономию энергии, привело к тому, что в настоящий момент не достигнут максимально ожидаемый уровень.
Недостаточный уровень технического обслуживания и контроля за работой модернизированного оборудования может создать угрозу срыва расчета за кредит, поскольку неработоспособная система не гарантирует ожидаемой экономичности энергоносителей. В настоящее время активно решается вопрос создания в городе сервисных центров с высококвалифицированным персоналом, имеющих долгосрочные отношения с производителямиоборудования на поставку запасных частей. Со своей стороны ГВП после окончания проекта возьмет на себя обязанности координации и инспекции сервисного обслуживания оборудования МИТП. Это,, открывает новые перспективы в области энергосбережения, а именно внедрение муниципальной централизированной системы учета энергоснабжения.
Сделав уже первые масштабные шаги на пути к энергосбережению, Украина должна и дальше принимать меры по внедрению подобных энергосберегающих программ с привлечением мировых или отечественных инвесторов. Полученные в ходе реализации проекта ценный опыт и квалификация ни в коем случае не должныбыть потеряны, так как являются уникальными и дают принцип. возможность осуществлять подобные энергосберегающие проекты в государственных масштабах.
Источник: http://www.c-o-k.com.ua
18. Отзывы о применении покрытия. Единственный способ спасти эконо. анализ рынка компрессорного обору. На главную Энергопотребление 0.0086 |
|