Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Чем вызвана необходимость преобр

Чем вызвана необходимость преобразований всфере коммунальной энергетики

 

В. С. Шучев

 

Генеральный директор ООО Управляющая компания Жилэнергокомплекс, советник президента Федерального Индустриально-Финансового Союза по реализации Президентских Программ

 

на данный момент принцип естественных энергомонополий стал демонстрировать свою историческую исчерпанность. У энергомонополий отсутствует природная основа для обеспечения должного обслуживания населения. Энергомонополиями не обеспечивается снижение затрат, повышение эфф. производства и выявление скрытых резервов.

 

При регулируемой энергомонопольной системе, независимо от того, ограничивается ли действие этих монополий территориями регионов или территорией страны, размеры издержек производства, закладываемых для возмещения в тарифы на энергию, формируются в совокупном порядке, т.е. с учетом затрат и размеров имущества всех трех упомянутых структур. Это естественно, т.к. принцип безубыточной оплаты услуг энергомонополии требует окупать капиталовложения во все свои структуры.

 

Такой тип регулирования, по существу, поощряет сооружение более мощных электростанций в сочетании с увеличением потребления энергии. Сохранение существующего монополизма влекло за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно и стоимости на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными.

 

В условиях рыночных взаимоотношений - каждый уровень его иерархии отвечает за свою экономику, что избавляет генерирующую часть энергетического цикла от затрат других уровней. В результате вся система больше поощряется к экономии, как капиталовложений, так и издержек на всех уровнях.

 

Реформа РАО «ЕЭС России» и глобальные изменения на энергетическом рынке

 

Перемены, ставшие постоянным признаком российской общественной жизни на протяжении последних лет, безусловно, охватили такую базовую отрасль, как энергетика. В то же время, признаки серьезных перемен в основном коснулись построения и развития крупнейшей энергетической компании страны - РАО ЕЭС России.

 

Позиция РАО ЕЭС России - это реформирование российской энергетики и создание конкурентного рынка электрической энергии. Концепция реформы РАО не случайно подвергается активной критике, поскольку она не затрагивает вопросы теплоснабжения регионов и сектора коммунальной энергетики. Реформа большой энергетики не решает проблему света и тепла в квартирах жителей. Это компетенция и прерогатива региональных, муниципальных властей всех уровней, отвечающих за положение дел на территориях и функционирование коммунальной инфраструктуры.

 

За свет и тепло в квартирах жителей в большей степени отвечает малая - коммунальная энергетика и местные органы исполнительной власти. Вопросы обеспечения теплом и светом жителей, несомненно, связанны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, и относятся в соответствии с законодательством к ведению муниципальных образований.

 

По мере развития реформы местного самоуправления, рынок потребительских услуг муниципальной энергетики и вопросы протекции интересов потребителей энергии, должныбыть отнесены к ведению органов местного самоуправления. Большая и малая энергетики на территориях связаны единым технологическим ц. и целым рядом экономических, общественных, управленческих, и даже политических отношений и функций. Они являются взаимозависимыми.

 

циклы реформирования электроэнергетической отрасли страны и ЖКХ не должны противоречить друг другу, иметь общие цели повышения уровня и качества услуг, предоставляемых конечному потребителю. Вместе с тем существуют многозначительные проблемы в их взаимоотношениях. Одним из принципиальных и наболевших вопросов для администраций городов и регионов России является увязка реструктуризации энергокомпаний и реформирования отрасли ЖКХ.

 

На Западе правовым мотором постепенного, рассчитанного на годы, вхождения стран в энергорынок являются законодательная и исполнительная власть. У нас РАО ЕЭС России, являющееся абсолютным энергомонополистом, само устанавливает себе правила энергетического поведения, само их исполняет и само намечает планы осуществления своего понимания реформации энергетики России.

 

Надеяться на самореформирование монополиста в рыночном (а не псевдорыночном) направлении все равно, что рассчитывать на самонационализацию олигархом его собственности. Особенно, если принимать во внимание печальный опыт проведенной в России приватизации и «историческое ваучерное недоразумение». В результате реализации Программы реструктуризации РАО «ЕЭС России» возникает реальная угроза тяжелого энергетического кризиса с непредсказуемыми последствиями. Предпосылки появления такого кризиса связаны с катастрофическим старением основных фондов при отсутствии необходимых инвестиций в течение 10–12 последних лет.

 

Выход из создавшегося положения руководство РАО «ЕЭС России» видит в выделении энергогенерирующих предприятий из-под государственного контроля и перевод их на свободные рыночные отношения. Предполагается, что в этом случае появится инвестор, в том числе и зарубежный. Для сохранения производства электроэнергии в стране на существующем уровне, необходимо вводить ежегодно около 7 млн. кВт установленных мощностей, что требует ежегодных инвестиций в размере 5 млрд. долл. США в год.

 

В то же время, стоимость генерируемой электроэнергии в России, включающая эксплуатационные расходы и разумную, контролируемую энергетическими комиссиями прибыль, в связи с необходимостью увязывать темпы роста тарифов с уровнем доходов населения, искусственно поддерживается на низком уровне. Не трудно предугадать в этом случае ситуацию, в которой будет находиться энергетика России: ссылаясь на отсутствие инвестиций из-за низких тарифов, последние будут постоянно расти, а получаемые дополнительные средства будут в лучшем случае частично расходоваться на поддержание работоспособности существующего оборудования (ни одна электростанция не в состоянии самостоятельно вводить новые крупные энергоустановки).

 

Потребитель энергии будет находиться в жесткой зависимости от монопольных производителей в условиях постоянно растущего дефицита. Рост цен на тепловую и электрическую энергию неизбежен. Для руководства столицы весьма важно в ходе реформирования энергетики сохранить систему энергообеспечения и в целом энергетическую безопасность столицы, любого муниципального образования. В то время как большая энергетика в лице РАО ЕЭС России определялась с основными принципами реформирования, в Москве реформа ЖКХ уже шла полным ходом, обеспечивая, в первую очередь, задачи энергетической безопасности города, удешевления систем жизнеобеспечения, стабилизации ситуации и вывода отрасли из системного кризиса.

 

В Москве с 1992 года началась реформа структуры управления жилищным фондом. В каждом районе города созданы государственные унитарные предприятия - Дирекции единого заказчика (ДЕЗ), которым были переданы функции по управлению жилищным и нежилым фондом. Ремонтно-эксплуатационные управления, управления дорожного хозяйства и благоустройства, ранее являвшиеся подразделениями производственных ремонтно-эксплуатационных объединений районов, были преобразованы в самостоятельные унитарные государственные предприятия.

 

В 2000 году практически завершилась работа по демонополизации жилищно-коммунального хозяйства. Разделение функций по управлению жилищным фондом и его эксплуатации создало принцип. возможность развития конкуренции в сфере содержания и ремонта жилья, и в сфере управления жилищным фондом. Создан рынок подрядных организаций по эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Весь городской жилищный фонд Москвы передан по договорам на обслуживание эксплуатационным предприятиям, отобранным на конкурсной основе.

 

Одной из наиболее острых проблем, с которыми столкнулось руководство города в 2001-2003 годах, были огромные суммы бюджетных дотаций на тепло, электроснабжение, и хронически ослабленная система ЖКХ и неудовлетворительное состояние жилого фонда. Поэтому все усилия Правительства Москвы были направлены на вывод коммунальной энергетики из кризиса, интенсивный поиск путей удешевления энергоснабжения, ремонта жилого фонда не за счет бюджетных денег, а за счет инвестиционных программ, применения новейших технологий в технике и в системе управления, особенно в управлении финансами.

 

Необходимость преобразований в секторе коммунальной энергетики города связана не только с реструктуризацией РАО ЕЭС России, но и реформированием газовой отрасли.

 

Газовый энергетический рынок. Его влияние на городской коммунальный рынок энергообеспечения.

 

Конфликт двух монополий (газовой и РАО «ЕЭС России» определяется тем, что низкие цены на тепловую и электрическую энергию возможны только при выработке ее на газе. Ограничения в продаже газа либо рост цен на него моментально сокращают рентабельность их производства и делают нерентабельным производство электроэнергии на крупных теплоэлектростанциях (ТЭС).

 

Энергетика стала заложником РАО Газпром. А для Газпрома энергетика является самым крупным и самым невыгодным покупателем.

 

В свою очередь, коммунальная энергетика стала заложником и РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром». Газ на на данный моментшний день является самым привлекательным энергоресурсом. Это связано с его низкой ценой, и технологичностью (удобство при сжигании и транспортировке) и безвредностью с экологической точки зрения.

 

Низкие цены на газ и электроэнергию помогали удержать промышленность от полного развала и удерживать энергетические тарифы для населения ниже уровня платежеспособности. В то же время, низкая стоимость на газ способствует ажиотажному спросу на него, газ все больше становится положительной альтернативой для замещения других видов топлива. Разрабатываемые запасы газа постепенно истощаются, а новые месторождения находятся в труднодоступных районах. Тем не менее, в России в настоящее время нет дефицита газа, а есть желание Газпрома продавать его дорого. При продаже газа в убыток его будет не хватать.

 

В России нет совершенной топливно-ресурсной базы. Главный сектор энергопроизводства - газовый - базируется на все более трудноизвлекаемых газовых запасах и в настоящее время есть только на имитационно-рыночной тарифной основе. Российское энергопотребление более чем на 50% держится на экономическом плаву только за счет директивного установления тарифов на газ - в разы меньших, чем его истинная рыночная цена. Под рынком подразумевается его существо как организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Энергорынок, в котором 100% его участников являются акционерными обществами с контрольным пакетом акций у государства, и в котором более 50% товара дотируется правительством, - это не рынок по определению.

 

Все энергорынки, образованные дерегулированием энергетик стран с регулируемыми или освобожденными от этого горизонтальными уровнями конкуренции (генерация), соблюдают конституционирующее условие рынка - рентабельность товара. Формула сохранения обязательной для регулирующих органов Запада рентабельности при установлении тарифа на электроэнергию - средние издержки плюс прибыль. Иного быть не может.

 

Вынужденная большая глубина тарификации российского газа делает его использование псевдорентабельным. А основанный на нем российский энергорынок - псевдорынок, в лучшем случае - его имитация. Как быть? Отказаться от создания энергорынка по принципиальным соображениям? Нет. Он необходим даже в имитационном виде по ряду причин. Запад, находясь в благоприятной энерготопливной ситуации, подошел к энергоисторической необходимости смотреть больше в глубь своей энергетики, осуществляя ее дерегулирование. Россия, не имеющая такой ситуации, находится в более трудном положении. Перед ней стоит сложный, усугубленный постсоветскими тяжестями выбор. Она вынуждена смотреть и в энергоуправленческую глубь, и в энергопроизводительную ширь. Поэтому России энергорынок нужен вдвойне.

 

Основной принцип политики газового концерна в области ценообразования можно сформулировать следующим образом: Ценовая политика в газовой отрасли должна исходить, прежде всего, из существующей и перспективной потребности экономики страны в ее продукции и услугах. Такая формулировка значится в тексте документа Основные принципы политики ценообразования на газ.

 

Рост цены на голубое топливо зависит от ряда положений, среди которых можно выделить нижеследующие: необходимость возмещения организациям газовой отрасли всех экономических затрат и прибыли, обеспечивающих устойчивое газоснабжение российских потребителей в необходимых объемах и исполнение международных обязательств по экспортным поставкам газа; создание в перспективе равновыгодных условий для поставки газа российским и зарубежным потребителям; ликвидация перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других; постепенный переход к формированию рыночных механизмов ценообразования на газ вместо директивных; объективный учет в ценах на газ его качественных характеристик по сравнению с альтернативными видами топлива, обеспечивающий его рациональное использование.

 

Исходя из этих положений, ОАО Газпром предлагает в качестве основы для перспективной ценовой политики программу поэтапного совершенствования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке. Программа рассчитана на период до 2010 г. и состоит из трех этапов.

 

Первый из них определял действия газового концерна на 2002-2003 гг. Предложения, касающиеся политики Газпрома на этом этапе, являлись теми рекомендациями, которые были предоставлены правительству в рамках общего плана по обеспечению потребителей топливом и энергией на следующий год. Планировалось осуществить возмещение... затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа, и ранее взятых кредитов на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, программа предусматривала расширение нерегулируемого сегмента рынка, в том числе за счет биржевой торговли, частью объемов газа по свободным ценам.

 

На втором этапе (2004-2006 гг.) будет введена дифференциация цен на газ для конечных потребителей в зависимости от режима и сезона потребления. К варьированию потребительских цен Газпром приступит в 2004 г., а к 2005 г. планируется вообще ликвидировать перекрестное субсидирование как по категориям потребителей, так и по регионам страны. Насколько можно судить, указанное положение определит переход на договорные цены для юр. лиц. Вместо государственного регулирования цен на газ Газпром планирует перейти на государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке по магистральным газопроводам. По соображениям экспертов концерна, будут внедряться рыночные механизмы ценообразования на голубое топливо. Тем самым к 2006 г. может быть достигнуто самофинансирование газовой отрасли.

 

Третий этап, начинающийся, согласно разработанной программе, в 2007 г., предполагает ввод специального налога на газ, взимаемый с потребителей, использующих газ в качестве топлива. А с 2008 г. изменится ценообразование на транспортировку газа – формирование тарифов переведут от принципа затраты плюс прибыль к принципу нормы возврата на вложенный капитал. В 2010 г. программа завершится обеспечением рациональных соотношений цен на топливно-энергетические ресурсы, с учетом основных качественных характеристик, технологических особенностей и степени воздействия на окружающую среду.

 

Собственно, потребность в разработке программы была связана напрямую с невозможностью единовременного масштабного повышения оптовых цен до экономически обоснованного уровня (то есть фактически в три раза). но увеличение тарифов необходимо для нормального развития газовой отрасли. Поэтому для нейтрализации негативных последствий было решено распределить цикл повышения цен на этот вид топлива на 8 лет. Представители газового монополиста считают, что такие сроки вполне реальны, хотя и могут быть по мере выполнения программы скорректированы.

 

Предполагалось, что за период 2003-2006 гг. цены на газ будут подниматься ежегодно до 25% (без учета инфляции). Среди негативных последствий низкого уровня оптовых цен на газ на внутреннем рынке Минэкономразвития выделяет сохранение дисбаланса м. ценами на отдельные виды топлива и отсутствие стимулов к энергосбережению в экономике.

 

Обозначенное повышение уровня оптовых цен на газ в 2005-2007 годах, по мнению экспертов Минэкономразвития, будет способствовать увеличению предложения газа на внутреннем рынке, особенно со стороны независимых производителей, стимулировать рациональное использование газа, прежде всего в качестве топлива, и использование других альтернативных видов топлива, прежде всего угля. Предполагается, что к 2007 году цены на газ в основных газопотребляющих регионах выйдут на уровень межтопливной конкуренции.

 

Тем не менее, Минэкономразвития рекомендовало правительству допустить рост тарифов на газ в 2005 году в размере 20%. средняя стоимость газа при оптовых поставках в России в будущем году составит $ 35,1 за тысячу кубометров. Министерство считает целесообразным допустить такой высокий рост тарифов на газ, вдвое превышающий рост инфляции, в связи с тем, что реальная потребительская стоимость газа в стране выше существующей, в результате чего искажаются стимулы хозяйствующих субъектов.

 

Значительный рост цен на газ станет сигналом для изменения структуры затрат на энергоносители, необходимости внедрения энергосберегающих технологий. В целях ухода от перекрестного субсидирования в отрасли Минэкономразвития предлагает перейти от существующих семи ценовых поясов к 11.

 

В первом поясе - на расстоянии от 0 до 200 км от места добычи газа - оптовая стоимость газа в 2005 году будет составлять $20,3 за тысячу кубометров.

 

В 11-м поясе - на Северном Кавказе, где удаленность от места добычи превышает 3 тыс. 952 км, стоимость газа составит $38,2 за тысячу кубометров.

 

Основная масса потребителей газа приходится на 8-й и 9-й пояса, где расположены соответственно 16% и 32% потребителей. стоимость газа в 8-м поясе составит $34,7 за тысячу кубометров, в 9-м - $35,9 за тысячу кубометров. К 8-му поясу, в частности, относится и Москва.

 

В 2006 году Минэкономразвития предлагает установить предельный рост тарифов на газ в размере 11%, а его среднюю цену по стране прогнозирует в размере $38 за тысячу кубометров. В дальнейшем в период до 2010 года цены на газ должны расти с темпом 8-10% в год, считают в министерстве.

 

В 2010 году средняя стоимость газа прогнозируется в размере $51,2 за тысячу кубометров. Внутренние цены на газ к 2010 г повысятся до 51-52 доллара за 1 тыс. кубометров на границе со странами Европейского союза, что соответствует текущей рыночной цене, по которой Россия продает топливо на западные рынки. Это предельные уровни.

 

Тарифы на тепловую и электрическую энергию и тарифы на газ для частных потребителей будут расти более высокими темпами, чем для промышленных потребителей для того, чтобы через 4 года можно было ликвидировать перекрестное субсидирование в этих отраслях. В ближайшие 6-7 лет в России следует ожидать повышения цен на газ и роста тарифов на тепловую и электрическую энергию. В среднем они увеличатся в 2-2,5 раза.

 

На на данный моментшний день электроэнергия в России примерно в два раза дешевле, чем в Европе. А стоимость на газ - в 3-4 раза. Приведение цен в соответствие с европейскими необходимо для вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Время для постепенного вхождения в энергорынок заканчивается. Энергорынок и переход к нему – циклы революционные со всеми вытекающими из этого определения последствиями.

 

Ситуация, сложившаяся в энергокомплексе столицы

 

Прошедший осенне-зимний максимум нагрузок 2002–2003 годов показал, что ОАО «Мосэнерго» достигло технического предела по покрытию максимума потребления электрической мощности. Анализ суточных графиков нагрузок осенне-зимнего максимума демонстрирует, что дефицит мощности сохраняется практически в течение всего дня на уровне 1 500–2 000 МВт. При этом возможности высоковольтных электрических сетей, как межсистемных, так и распределительных, также находятся на пределе своих технических возможностей.

 

Так, 25 декабря 2002 года при среднесуточной температуре наружного воздуха -11,4 °C и работе всех электростанций с максимально возможной нагрузкой, при дефиците 1 700 МВт возникали массовые перегрузки в высоковольтных распределительных сетях 110–220 кВ и отдельных автотрансформаторах 500 кВ. Вместе с этим электропотребление в Московском регионе в течение последних лет растет от 2 до 4 % ежегодно.

 

В Москве продолжается интенсивное жилищное строительство. Обеспечение новостроек необходимой тепловой и электрической энергией требует выработки новых принципов энергообеспечения из-за больших потерь, характерных для старого, централизованного способа снабжения. Старая схема с низким коэффициентом полезного использования первичного топлива, используемая для обеспечения новых микрорайонов точечной и массовой застройки приводила к ежегодному росту расхода газа до 307 млн. кубометров, при этом 50 % природного газа сжигалось бы «на ветер».

 

Выполненная институтом Генерального плана развития г. Москвы схема теплоэлектроснабжения Москвы до 2002 года подтвердила дальнейший рост теплоэлектропотребления. На период до 2010 года прогнозируется прирост потребления электрической мощности в размере 3,9 млн. КВт. Предложенные ОАО «Мосэнерго» объемы ввода новых генерирующих мощностей даже в случае их реализации покрывают ожидаемый прирост нагрузок приблизительно на 20 %.

 

Надежды на покупку недостающей мощности на ФОРЭМ могут оказаться несостоятельными. Высоковольтная распределительная сеть ОАО «Мосэнерго» 110–220 кВ, межсистемные линии электропередачи 220 кВ и отдельные элементы сети 500 кВ практически исчерпали свои возможности по приему и передаче дополнительных нагрузок.

 

Вопросы формирования и перераспределения энергетической собственности

 

Вопрос формирования и перераспределения собственности в рыночных условиях является основополагающим. Требуется разработка новых подходов и механизмов в отношении права собственности в отрасли коммунальной энергетики с ориентацией на законы рыночной экономики.

 

Все инвестиции в энергетику будут оплачиваться населением и предприятиями через оплату за потребляемую тепловую и электрическую энергию, включение энергозатрат промышленных предприятий в стоимость производимой продукции.

 

В соответствии с исторически сложившейся практикой и регламентами взаимодействия в отрасли энергетики, схемы организации инвестиционных проектов в новом строительстве предполагают использование финансовых средств потребителей, которые осуществляют безвозвратные инвестиции в развитие предприятий АО-энерго. По своей сути, население ввиду исторически сложившихся регламентов взаимодействия строителей и энергетиков вынужденно выступает инвестором реконструкции и расширения действующих энергоснабжающих предприятий-монополистов, осуществляет безвозвратные инвестиции в их развитие.

 

Условия, выдвигаемые поставщиками электрической и тепловой энергии для подключения к электрическим и тепловым сетям, часто ведут к значительным безвозвратным расходам инвесторов строительства и даже к пересмотру этих же подключений.

 

Для широкого внедрения рыночных взаимоотношений недостаточно нормативной базы. Требуется уточнение и усиление нормативной базы в вопросах формирования собственности с ориентацией на законы рыночной экономики. Мораль такова: если строительство энергетических мощностей произведено на средства инвесторов-застройщиков с привлечением средств соинвесторов (населения), полностью оплачено собственниками нового жилья при покупке квартир, - то население и должно являться собственником энергетического хозяйства, обеспечивающего энергоснабжение квартир и являющегося составной частью единого комплекса - кондоминиума.

 

Тем более, что населению не надо окупать свои инвестиции в покупку жилья через продажу себе же тепловой и электрической энергии. Инвестиции возвращаются из прибыли после уплаты всех налогов. Население может обеспечивать свои потребности путем создания потребительского кооператива собственников или иной некоммерческой организации. Только лишь правильная организация работы в этом направлении может существенно сократить стоимость коммунальных услуг для населения.

 

Принцип социальной справедливости требует разработки механизмов формирования муниципальной собственности в отрасли коммунальной энергетики. Наряду с муниципальной собственностью, так же необходимо создавать нормативно-правовые условия для формирования частной и городской собственности. В новых рыночных условиях так же возможно создание и потребительских кооперативов собственников инженерной инфраструктуры и локальных энергоцентров, обслуживающих как пару домов, так и квартал.

 



ЕвроЭнергоинтеграция вместо ассо. Пассивный и активный дом. Сценарии развития энергетики как. Тарифы по-ужгородски.

На главную  Энергопотребление 





0.0119
 
Яндекс.Метрика