Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергопотребление Энергия сбережения
выявление резервов энергосбережения в коммунальном комплексе,
сокращение нерациональных потерь энергии при транспортировке и потреблении населением,
создание демонстрационного комплекса для отработки решений и их дальнейшего тиражирования.
Для почина был выбран типичный микрорайон Скатертный, состоящий из 21 здания разных лет постройки, находящийся на территории Управы района Пресненский. Все здания суммарным объемом около 190 тыс. м3, в которых проживают 680 человек и располагаются офисно-торговые помещения, снабжаются теплом от одного ЦТП № аб. 739/015 с расчетной нагрузкой 3 Гкал.ч. по отоплению и 1,1 Гкал.ч по горячему водоснабжению.
Для выполнения комплекса задач были привлечены специалисты различного профиля, инновационные предприятия по выпуску и монтажу приборов учета энергоресурсов.
На первом этапе, в течение первого полугодия 2001 года, после проведения комплексного энергетического обследования зданий, тепловизорной съёмки зданий, были уточнены тепловые балансы зданий, баланс микрорайона в целом, выявлены основные резервы энергосбережения.
Во втором квартале 2001 года в зданиях были смонтированы системы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды на комплексе зданий, охватывающем свыше 85% общего объема зданий и 84% населения.
На основе информации от датчиков приборов учёта смонтирована система мониторинга и диспетчеризации с выводом информации на центральный компьютер в диспетчерской ДЕЗ.
В 2002 году специалистами МЭИ завершен монтаж системы частотного привода и управления насосами горячей и холодной воды на ЦТП, проведен эксперимент по уточнению теплоэнергетических характеристик зданий, разработаны методики определения энергетической эфф. ограждений, систем отопления, скорректированы энергетические паспорта зданий, создана и функционирует демонстрационная зона энергетической эффективности.
Полученные результаты можно разделить на три группы:
Технические демонстрационные результаты показали реальные затраты энергоресурсов, воды населением в типичном фонде строений города, выявлены расхождения договорных и фактических значений тепловых нагрузок, несбалансированность гидравлических режимов.
Научно-методические результаты связаны с выявлением типичных резервов энергосбережение в зданиях, разработкой комплекса показателей, номограмм оценки энергетической эфф. домов, созданием методик уточнения и коррекции тепловых нагрузок.
Определены функции энергосервисных компаний. Предложена структура нового механизма расчетов с энергоснабжающими компаниями за отпущенные теплоэнергоресурсы[2].
Осуществляется подготовка и переподготовка специалистов для тиражирования полученных решений.
Подобная работа развернута в 2002 году во всех остальных районах Центрального административного округа. В рамках проведения работ на 70 объектах установлены 36 узлов учета тепла отопления, 28 узлов учета по ГВС, 43 узла учета потребления холодной воды.
Мониторинг данных узлов учета тепла отопления, горячей и холодной воды микрорайоном показал существенные расхождения договорных, расчетных и реальных цифр.
Фактическое потребление тепла зданиями составило около 60% от договорных значений. По результатам реальных измерений очевидна коррекция договорных величин теплопотребления зданиями практически на 45-50 процентов.
Уменьшение расчетно-договорных значений потребления тепла на отопление зданиями даёт существенную бюджетную экономию дотации на тепловую энергию, потому крайне необходим действенный работающий механизм поощрения подобных работ по экономичности ресурсов и бюджета.[3]
Даже для действующих ценовых соотношений на топливо рентабельность подобных работ составляет от 50 до 65 процентов.
Проблема заключена в принятии соответствующих организационно-политических и правовых решений, в их последовательной и безусловной реализации[4]. Тиражирование ответственности
«Тиражирование ответственности». Эти слова стали ключевыми в докладе Префекта ЦАО города Москвы в рамках XX конференции «Москва - энергоэффективный город» и III Международного симпозиума «Энергетика крупных городов».
В докладе «Комплексный подход территории в коммунальной реформе, как важнейший элемент государственного решения социально-экономической проблемы надёжного энергообеспечения населения», хорошо освещены не только разработанные подходы, но и результаты политики территориальной администрации за три года работ по внедрению энергосберегающих технологий.
Доклад предоставляет читателю принцип. возможность оценивать серьёзность и глубину, порой – непредсказуемых, проблем, с которыми постоянно приходится сталкиваться коллективу единомышленников в работе. По этой причине текст данного доклада приводится с незначительными сокращениями.
«Уникальность столицы России, крупнейшего северного мегаполиса мира, предъявляет особые требования к коммунальным системам энергообеспечения, передовым решениям в плане повышения их надежности и эффективности….
Центральный административный округ начал системно заниматься энергоресурсосбережением два года назад, начиная с пилотных проектов демонстрационных зон и переходя к их постепенному и поэтапному тиражированию в районах.
Успешно реализовать демонстрационный проект, иллюстрирующий возможности приборов учета, регулирования нагрузки, системы мониторинга энергопотребления – только начало. Сделать учет и контроль энергопотребления каждодневной реальностью – задача другого уровня. Демонстрационные проекты показали, что территория может сделать самостоятельно и достаточно оперативно, а что требует анализа и согласованных действий.
Тиражирование проектов и решений, «ноу-хау» и оборудования – полдела. Тиражирование заинтересованности и ответственности[5] возможно лишь в случае создания соответствующих условий, продуманной и кропотливой работы, и только так можно добиться прорыва, сдвинуть с мертвой точки маховик коммунальной реформы.
Мы полагаем, что только единый территориальный подход, затрагивающий все аспекты проблематики ресурсосбережения, даст необходимые результаты.[6]
Наша цель: смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов населением, совершенствование взаимоотношений м. поставщиками услуг и их потребителями, рассматривая экономию как ресурс для возвращения возможных инвестиций в развитие ЖКХ.
Важнейшее звено в этом ряду – организационно-экономические решения, стимулирующие перспективные работы. Мы уже столько времени обсуждаем проблему возможного использования экономичности бюджетных средств для дальнейшего энергосбережения, что были абсолютно уверены – в этом заинтересованы практически все стороны.
Скажем прямо – распоряжение Правительства города № 1258 «О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию», подписанное Мэром Москвы Ю.М.Лужковым 17 июля 2003 года, не вызвало большого энтузиазма у теплоснабжающих организаций. В рамках этого документа решено в качестве эксперимента передать полномочия по кропотливому определению бюджетной дотации на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию префектурам нескольких округов Москвы.
В развитие этого Постановления мы разработали Порядок организации работ по его выполнению, утвержденный распоряжением Префекта в августе 2003 года.
Эта работа предусматривает два блока: точное определение количества поступающих энергоресурсов поставщиками, Дирекциями единого заказчика районов и энергосервисными компаниями, и на этой основе оптимизацию расходования бюджетных средств на основе взаимодействия районов, единого расчетного Центра и казначейского управления ЦАО.
Существенные расхождения выявились на обоих уровнях этой работы. Технические расхождения в числе полученных Гкал тепла нам удастся в скором времени устранить с помощью информационно-методических инструментов. Следующий момент связан с учетом всего количества теплоты по поставщикам. Если у «Мосгортепла» счетчиками тепла оборудованы 770 ЦТП из 970 (80%), у «Мостеплоэнерго» – около половины. Крайне мало счетчиков тепловой энергии на ЦТП, находящихся на балансе ДЕЗ-ов, поэтому именно там мы в первую очередь наводим порядок с учетом.
на конец 2003 года работы закончены на 25 ЦТП, охватывающих теплоснабжение 198 зданий с суммарной расчетной нагрузкой 95 Гкал.час., в которых проживают около 25 тысяч человек. Высвободившиеся суммы бюджетной дотации мы планируем направить на дальнейшее развитие энергосбережения в округе.
За прошедшее десятилетие нередко доводилось слышать о катастрофически негодных ограждениях городских зданий, т.е. попросту говоря – о плохих стенах домов, крышах и т.д. Мягко говоря, они не вполне соответствуют действительности, в ряде случаев направлены на активное освоение рынка строительных материалов импортными материалами, непригодными для наших климатических условий.
Анализ ситуации на объектах энергоэффективности во всех районах округа убедительно показал: достаточное число зданий ЦАО потребляет энергии на отопление в пересчете на климатические особенности менее, чем это требуют суровые Европейские нормативы 2003 года.
Проблема в том, что этим зданиям поставляется через единые сети чрезмерное количество тепловой энергии, которое, в конечном счете, все равно приходится оплачивать бюджету. Переходя[7] от простой установки приборов учета к различным системам регулирования, мы уже сейчас реально экономим так же 10-15% энергопотребления: и установка таких регулирующих систем окупается за 4,5 – 5 лет.
Информацию об этом проекте разместило на своем сайте немецкое Агентство по энергосбережению DENA[8].
Сравнение наших результатов с тем, как реконструировался коммунальный комплекс в Восточных землях Германии, показало единство методических и инженерных подходов. Помимо реконструкции зданий и сооружений, проходила активная модернизация сетевого хозяйства, оснащение всего комплекса регулирующими приборами и устройствами на разных уровнях.
Но, если часть наших зданий вполне конкурентоспособны по отопительным затратам с немецкими, то по расходам воды на душу населения мы потребляем в 5-7 раз больше.
В этом плане недостаточно ведется информационно-пропагандистская работа в районах, отсутствует опыт привлечения ТСЖ, кондоминиумов к реализации территориальной программы энергосбережения.
Считаем принципиально важной задачей экстренную паспортизацию муниципального жилого фонда города, с занесением результатов в базу данных, что позволит достаточно точно определять потребное зданиям количество тепла на отопление при прогнозируемых параметрах отопительного периода. Этот комплекс вопросов должен найти свое отражение в новых нормативных документах: Концепции внедрения новых энергоэффективных технологий в городском хозяйстве, Федеральном Законе о теплоснабжении.
Помимо положений о том, что именно теплоснабжающие организации обязаны устанавливать приборы учета и проводить анализ потерь тепловой энергии, необходимо вести речь о механизмах приведения в соответствие подачи энергии запросам потребителей. Именно так поставлен вопрос в Гражданском Кодексе: население, использующее энергию для бытового потребления, вправе использовать её в необходимом количестве.
Целесообразно дополнить Проект Федерального закона «О теплоснабжении» разделом об общих территориальных принципах и подходах к организации теплоэнергоснабжения территории.
В будущем году мы планируем продолжить работу по всем трем выбранным направлениям: технологические мероприятия энергосбережения; информационно-аналитический инструментарий; организационно-экономические решения.
Будем активно развивать опыт эксперимента, закрепленного вышеупомянутым распоряжением Правительства Москвы № 1258 о передаче нам бюджетных ассигнований для возмещения разницы в тарифах на тепло. Думаем о проведении межрегиональных научно-практических конференций и семинаров в рамках ЦФО.[9]
На прошлой конференции здесь, отвечая на вопросы об условной эфф. децентрализованных источников энергии, мы говорили, что в крупных городах мы в какой-то степени «обречены» на централизованные системы теплообеспечения.
Ясно, что оптимальная степень централизации определяется климатическими, территориальными условиями, социально-экологическими ограничениями и должна давать принцип. возможность потребителям регулировать потребление ресурсов и, естественно, оплату за это. Только мы вправе рассчитывать на тиражирование заинтересованности в энергосбережении и ответственности за потребление энергии. Развитие ЖКХ - стержень подъема экономики.
Энергосбережение является ключевой задачей коммунальных преобразований и во многом детерминируется социально-экономическими причинами, особенностями культуры потребления, региональной, общефедеральной политикой государства в этом направлении.
Государственная политика – это ресурсы бюджета, правовое обеспечение и кадры. Это - целенаправленная рекламно-информационная работа, обмен опытом м. территориями и регионами, поддержка науки и инновационной деятельности ресурсосбережения.
Государственная политика - это налоговые льготы и субсидии, государственный или муниципальный заказ на обеспечение жизнедеятельности населения, активная роль и позиция органов государственного энергетического надзора в повышении эфф. использования энергоресурсов. Именно согласованных и скоординированных действий, поскольку многоплановость проблематики энергосбережения приводит к разносторонним и разноплановым результатам.
Если технические и демонстрационные результаты очевидны и показывают нам направления, куда двигаться дальше, то нерешенность организационно-экономических вопросов и социальных аспектов зачастую просто парализует дальнейшие усилия
Нам понятно, что проблемы надежности эксплуатации оборудования, использование результатов мониторинга в практике договорных отношений и финансовых расчетах, неотлаженность нормативных документов, противоречивое отношения населения, эксплуатационников, работников муниципальных служб к инновациям в коммунальном хозяйстве – сами собой не разрешатся. Эти вопросы требуют пристального внимания и системной проработки с учетом накопленного опыта[10]..
[1] Из Доклада Префекта ЦАО города Москвы Г.В. Дёгтева на заседании Правительства Москвы, 2002 год
[2] Летом 2001 года специалисты Научного парка МЭИ установили такие системы измерений в 14 московских школах. За первый отопительный период экономия от снижения затрат на оплату тепла только по 14 школам составила 0,86 млн. рублей, при капвложениях в систему измерений в размере 1,6 млн. рублей и затрат на техническое обслуживание систем в размере 320 тысяч рублей.
[3] Важно понимать, что для выработки надёжно функционирования механизма поощрения и практического применения стимулов необходимо прямое участие органов исполнительной и законодательной государственной власти, так как только они имеют право на регулирование бюджетных и межбюджетных отношений.
[4] Эту проблему прекрасно понимают в Центральном административном округе города Москвы, поэтому информация об опыте, полученном за четыре года системной работы, предоставляется заинтересованным партнёрам с полным перечнем возникших организационных, технических и социальных проблем.
[5] Эта фраза Префекта – действительно ключевая. Именно осознание личной ответственности рабочего коллектива чиновников и учёных за благополучие населения данной территории стало базовой причиной, благодаря которой энергосберегающие технологии продуманно и кропотливо, поэтому - эффективно внедряются в ЦАО города Москвы.
[6] Команда действует последовательно. Ещё в 2001 году Префект ЦАО подчёркнул: «никак нельзя сводить целевую городскую программу по энергосбережению только к технической стороне дела. Кто на данный момент реально заинтересован в экономичности ресурсов: поставщик ресурсов или их потребитель?
Формировать энергосберегающую политику снизу должна территория, а не поставщики энергоресурсов. Реальное потребление ресурсов значительно меньше, чем нам выставляют по расчетам. Пока поставщики, как монополисты, диктуют свои условия, у территории не остается другого выбора, кроме инициативного поиска новых подходов к решению вопросов по ресурсосбережению».
[7] Внедрение многоуровневых регулирующих систем не только экономически выгодное мероприятие, но и стратегически верное. Использование различных систем регулирования позволяет устранить сейчас и предупредит в будущем противоречия м. крупными, средними, мелкими производителями теплоэнергоресурсов.
В мегаполисе без использования всех возможностей производителей энергии, без рационального сложения, а не дробления их экономического потенциала, теплофикация не может быть выгодной отраслью. Выгодной, не в смысле извлечения сверхприбылей, а в смысле максимально полного удовлетворения потребностей добросовестных потребителей.
[8] А наши свободные журналисты, наши информационные агентства где?
[9] Надо не просто думать о проведении таких конференций, а немедленно заняться их проведением, в том числе с привлечением правозащитных организаций потребителей! В ряде регионов нет даже надежды на улучшение ситуации с теплоснабжением населения. Пример тому – срыв начала отопительного сезона 2004-2005 года в ряде городов Свердловской области. То же – в Ульяновске и области.
Цепная реакция тиражирования безответственности измучила Россию.
В новое смутное время именно столица должна генерировать объединительные идеи. Что за идея может быть более объединяющей, чем идея «С теплом и светом в общем доме»?
В сфере теплоснабжения и ЖКХ есть место и для внедрения новых технологий (например, при разработке альтернативных источников энергии) и для совершенствования давно используемых (например, автоматизация систем учёта и управления на базе современных компьютерных сетей).
[10] на данный момент бичами практически любого социально значимого проекта стали: правовой нигилизм населения, подсознательное неприятие людьми практически всего нового.
Это закономерно: последние 20 лет власть, затевая перемены, обманывала фактически всегда. Этот «Комплекс недоверия» в данном случае можно преодолеть только с помощью системной просветительской работы среди массового потребителя и материальной заинтересованности непосредственных исполнителей работ, в том числе - территорий в целом.
Это закономерно и потому, что при обсуждении, внедрении конструктивных социальных проектов их освещение либо отсутствует вовсе, либо ведётся вяло и необъективно.
Мы уже упоминали о давлении отдельных СМИ на отечественных производителей строительных материалов в пользу зарубежных кампаний. Подобное отношение ко всему передовому отечественному, в том числе и в сфере инноваций, становится фактически системным.
Використання деревної біомаси. Проект ПРООН/ГЭФ BYE/03/G31 в Бе. Квота России. Битва за киловатты. На главную Энергопотребление 0.0091 |
|