Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергопотребление 

Об основах энергетической страте

Россия обладает достаточным энергетическим потенциалом. Так, например, производство электроэнергии уже составляет 6 МВт.ч/чел, что сопоставимо с уровнем обеспечения индустриальных стран Мира [1].

 

Проблема заключается в эфф. использования электроэнергии, которая существенно ниже, нежели в развитых странах. Методы и технологии повышения энергоэффективности известны. Конкуренция как внутренняя, так и международная заставит решить эту проблему при определенном государственном побуждении. Поэтому проблему повышения энергоэффективности следует считать тактической.

 

Развитие энергетического потенциала России в наступающем столетии имеет стратегический характер и без объединяющей роли государства не может быть обеспечено в силу фундаментальной наукоемкости. Последнее требует изменения ряда акцентов в программе ЭС-2020.

 

Основы энергетической стратегии программы ЭС-2020 приведены на 1.

 

1

 

Программой прогнозируется возможное увеличение установленной мощности электростанций за 20 лет в 1,5 раза (324,3 ГВт) при благоприятных условиях развития экономики. Данная оценка не является критической. Существующий промышленный потенциал России может обеспечить и более высокие темпы развития энергетики.

 

Важнее другое, что структура мощностей не соответствует требованиям энергетической безопасности, устойчивого развития экономики и грядущей технологической эволюции.

 

Гидроэнергетика. на данный момент гидроэнергетика имеет низшую себестоимость электроэнергии [1]. При установленной мощности 44,6 ГВт обеспечивается выработка 165,2 ТВт.ч электроэнергии. Этого продукта достаточно для ускоренного саморазвития гидроэнергетики. Полным противоречием этому является намеченный рост установленной мощности ГЭС за 20 лет всего до 50,2-52,4 ГВт. Индустриальные страны мира, прежде всего, фактически полностью исчерпывали весь свой возобновляемый гидроэнергетический потенциал.

 

В России реализация уже разработанных проектов гидростроительства может стать основой увеличения установленной мощности до 82,4 ГВт, что позволит сократить строительство КЭС и высвободит 25 млн ту.т топлива для экспорта, сократит выброс СО2 фактически на 50 млн т. Для целевого развития гидроэнергетики необходимо создание государственной компании Гидроэнерго, задачей которой должно стать не только производство электроэнергии, но и развитие научно-технологической инфраструктуры.

 

Атомная энергетика. Программа ЭС-2020 ориентируется на рост атомной энергетики за 20 лет в пределах 27,4-53,6 ГВт при выработке 163,5-330,2 ТВт.ч. Опыт кризисных лет показал, что совершенный интеллектуальный потенциал, высокоразвитая промышленная инфраструктура придает атомной энергетике характер основы государственной энергобезопасности.

 

Неограниченные перспективы развития высоких технологий [2] позволяют отнести атомную энергетику к безальтернативным источникам энергии. Поэтому наивысший уровень развития атомной энергетики программы ЭС-2020 является наименьшим допустимым.

 

АЭС следует полагать замещающими для всех видов ТЭС углеродного топлива. Для реализации последнего необходимо создание и реализация национальной программы развития перспективных технологий атомного энергетического комплекса.

 

Рассредоточенная энергетика является основой привлечения коммерческих инвестиций на переходном этапе развития энергетики до 2020 г. Малая капиталоемкость, высокая экономическая эффективность обеспечивают соблазнительность частных вложений при условии государственных гарантий рынков сбыта [3].

 

Конкуренция в электроэнергетики в общепринятом понимании невозможна в силу особенности товара - совпадение момента производства и потребления. Поэтому тарифное регулирование в электроэнергетике должно быть сродни валютному регулированию.

 

Попутная рассредоточенная энергетика (ПРЭ) требует фактически в два раза меньше первичных энергоресурсов по сравнению с самыми совершенными КЭС. Поэтому частная ПРЭ, замещая, например, 35 ГВт КЭС и 35 ГВт ТЭЦ, позволит высвободить для экспорта более 20 млн ту.т топлива. С учетом развития ГЭС следует ожидать снижение установленной мощности КЭС до 35 ГВт и менее ( .

 

Высоким потенциалом энергосбережения обладает электрификация котельных централизованного теплоснабжения [4]. В свете этого обстоятельства развитие мощностей ТЭЦ по-видимому не потребуется.

 

Дивергенция теплоснабжения на данном этапе позволит ограничиться в целях экономичности финансовых ресурсов реконструкцией существующих мощностей ТЭЦ.

 

предлагаемые изменения ЭС-2020 высвобождают не менее 45 млн ту.т для экспорта и соответствующего дополнительного финансирования программ энергетического развития.

 

Инвестиции. Современный уровень энергетики России гарантирует финансовое обеспечение саморазвития. Естественно, амортизационных отчислений (8%) недостаточно для инвестирования стратегического преобразования отрасли с использованием накоплений за 15 лет ( .

 

Однако, если учесть, что существующие мощности ГЭС и АЭС поставляют энергию стоимостью 0.8 и 2 ц/кВт.ч соответственно, а ТЭС будут использовать в большой доле инвестиции на коммерческой рассредоточенной основе, то уже при тарифе 3 ц/кВт.ч профицит позволяет без привлечения иностранных инвестиций решить задачи ЭС-202 (Оценка проведена без учета нарастающей мощности ГЭС и АЭС.)

 

2

 

государственное тарифное регулирование с учетом прогресса в образе жизни России на каждом стратегическом этапе балансирует программу инвестиций.

 

Научно-техническая политика. Программа ЭС-2020 строится на основе использования перспективных научных достижений и технологий. но она не содержит целевых национальных научных программ развития технологий на период до 2020 г., которые исключали бы свободу трактовки и произвольное изменение стратегии мониторингом. Поэтому национальные программы развития высоких технологий должныбыть обязательным приложением энергетической стратегии.

 

Стратегия предназначена для реализации грядущими поколениями специалистов. Преемственность поколений является основным условием осуществления стратегии. В XXI веке система образования, ее качество, будут определять экономическое процветание. Всеобщее бесплатное образование с государственной сертификацией становится самым выгодным вложением бюджетных инвестиций не только в силу высокой известной отдачи в цикле трудовой деятельности специалистов, но и высокого образовательного оброка при иммиграции из России. Поэтому любые трудные условия переходного периода не должны препятствовать восстановлению самой передовой бесплатной высшей школы, созданной в СССР.

 

Литература:

 

Фотин В.П. Электропередачи постоянного тока и свободный рынок электроэнергии.

 

Фотин В.П. Электрификация теплоснабжения.

 

Фотин В.П. Перспективы атомной энергетики.

 

Фотин В.П. Рассредоточенная энергетика.

 

Источник: http://www.vei.ru

 



Либерализация газового рынка Германии. Русская энергетическая загадка. Детандер-генераторные электроста. Россия.

На главную  Энергопотребление 





0.011
 
Яндекс.Метрика