Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Рабочая группа по Стратегии развития ТЭК

ТЭК: ситуация в отрасли, тенденции и проблемы развития

 

Цели развития ТЭК

 

Сценарии развития ТЭК

 

Механизмы реализации выбранного сценария: Ценовая, таможенная и налоговая политика Институциональные преобразования в отраслях ТЭК Энергосбережение

 

Этапы реализации мероприятий в рамках выбранного сценария развития
ТЭК: ситуация в отрасли, тенденции и проблемы развития

 

Топливно-энергетический комплекс страны представляет собой взаимосвязанно функционирующие электроэнергетическую, нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, газовую и угольную отрасли промышленности.

 

Электроэнергетика располагает около 700 электростанциями, суммарной установленной мощностью 215 млн. квт, из которых 150 млн. квт ТЭС, 44 млн. квт ГЭС и 21 млн. квт АЭС. В 1999 году произведено 845,4 млрд. квт.ч. электроэнергии, и 544,1 млн. Гкал теплоэнергии. Около 95% мощностей электростанций работают параллельно в едином режиме в составе ЕЭС России. Протяженность линий электропередач всех напряжений составляет 2500 тыс. км, из которых 30 тыс. км напряжением 500 кв. и выше. Транспорт электроэнергии отнесен законодательством России к сфере естественных монополий. Структура отрасли сформирована из 73 региональных энергообъединений (АО-энерго) и РАО ЕЭС России с дочерними структурами.

 

Нефтяная промышленность включает в себя 13 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, добывающих 87,7% нефти в стране, и 113 мелких компаний с объемом добычи 9,2% соответственно. Более 3 % добычи нефтяного сырья осуществляет ОАО Газпром. В 1999 году добыто 304,8 млн. т нефти и газового конденсата, из которых экспортируется около 40%.

 

В составе компаний работают 28 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью по первичной переработке 296 млн. т/год, имеющих загрузку 57 % (1999 г.). Имеются 6 заводов по производству смазочных материалов и 2 завода переработки сланцев. Магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов осуществляют соответственно АК Транснефть и АК Транснефтепродукт. Транспорт нефти отнесен законодательством России к сфере естественных монополий.

 

В газовой промышленности 92% добычи газа (1999 г.) осуществляется ОАО Газпром, около 5 % - нефтедобывающими компаниями. В 42 дочерних предприятиях ОАО Газпром 8 предприятий по добыче газа и 17 предприятий по его транспорту. В 1999 году добыто 590,7 млрд. куб.м. газа, из которого экспортируется около 35%. Протяженность магистральных газопроводов России - 151 тыс. км, количество компрессорных станций - 250 шт. с суммарной мощностью 40 млн.-квт. Имеется 21 подземное хранилище газа и 6 газоперерабатывающих заводов. Протяженность газораспределительных сетей - 378 тыс. км. Транспорт газа отнесен законодательством России к сфере естественных монополий.

 

В угольной промышленности имеются производственные мощности по добыче угля в размере 337 млн. т/год, загруженные фактически на 74% (1999 г.), в том числе на шахтах 130 млн. т/год и на разрезах 207 млн. т/год. В 1999 году добыто 249,1 млн. т угля. Количество шахт - 154 шт., разрезов - 75 шт., обогатительных фабрик -65 шт. Общее количество организаций в отрасли - 562, в том числе 507 акционерных обществ и 55 госпредприятий.

 

Тенденции и проблемы развития

 

Несмотря на ряд объективных трудностей, изложенных ниже, топливно-энергетический комплекс в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3% по первичным энергоресурсам и 23,7% по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50%.

 

За последние годы в ТЭК наблюдались негативные циклы, которые к 2000 году привели комплекс к положению, характеризующемуся следующими основными проблемами: серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы добывающих отраслей ТЭК, особенно нефтяной. За последние 7 лет объем геологоразведочных работ сократился в 3 раза, прирост разведанных запасов даже не компенсирует текущую добычу. В 1999 году этот прирост составил по нефти и по газу 65% и 37% соответственно от их добычи. Действующие нефтяные месторождения выработаны более чем на 50%, доля трудноизвлекаемых запасов достигла 55%. Обводненность добываемой нефти в целом по отрасли превышает 80%; продолжается дефицит инвестиций во всех секторах ТЭК. Объем инвестиций в 1999 году сократился в сопоставимом виде по сравнению с 1990 годом в 3,2 раза. Это не позволяет компенсировать естественное выбытие производственных мощностей ТЭК. И без того высокий износ основных фондов отраслей и большой их возраст продолжают увеличиваться. В 1999 году по некоторым оценкам износ оборудования по всем отраслям ТЭК превысил 50%. Все это при высокой капиталоемкости и инвестиционной инерционности ТЭК может в перспективе сделать энергетику фактором, ограничивающим темпы экономического роста; перекосы и диспропорции в ценовой политике привели к деформациям структуры спроса на энергоносители, не обеспечили производителям энергоресурсов условия для самофинансирования производственной деятельности, проведения активной инвестиционной политики; несовершенная налоговая политика привела к ситуациям, когда уровень налоговых изъятий не соответствовал результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций ТЭК в условиях колебания конъюнктуры цен на энергоносители. Законодательство о недропользовании не позволяет на практике применять продекларированные налоговые льготы для трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья; ТЭК продолжает играть основную роль в тарифном субсидировании предприятий и населения, в том числе является спонсором множества неконкурентоспособных предприятий и берет на себя функции государства по социальной защите (субсидированию цен и тарифов) населения; усугубляется научно-техническое отставание всех секторов ТЭК от мирового передового уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт составляет всего 6%, доля продукции нефтепереработки, получаемой по циклам, повышающим качество продукции, - 11%, энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях - неэкономично, в стране отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, крайне мало используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало. Все это снижает экономические показатели производства энергоносителей. Крайне низкой продолжает оставаться производительность труда; износ основных производственных фондов является причиной высокой аварийности, высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе; остается нестабильным финансовое положение производственных структур ТЭК. Главной причиной этого являются неплатежи за энергоносители, несовершенство налоговой системы и недостаточная экономическая эффективность производства; не сформировались зрелые рыночные структуры и конкурентный энергетический рынок. Производственная и организационная структуры ТЭК требуют реформирования в направлении развития реальных конкурентных отношений. Недостаточно обеспечивается прозрачность финансово-хозяйственной деятельности естественных монополий, что негативно сказывается на эфф. государственного регулирования их деятельности и развитии конкуренции в этой сфере; в стране сформировалась крайне высокая энергоемкость экономики, в 3,5 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран Запада. Основой такого положения являются сложившиеся так же до начала экономической реформы тяжелая энергоемкая структура промышленного производства и технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности. За годы реформы структурный фактор энергопотребления усугубился из-за вытеснения с внутреннего рынка малоэнергоемких отечественных отраслей (машиностроения, легкой и пищевой промышленности), а удельные энергетические затраты в сфере производства возросли из-за недогрузки мощностей. В результате за годы реформы удельная энергоемкость экономики, с учетом влияния падения ВВП, возросла так же на 21%. Все это приводит к непомерно высоким затратам общества на свое энергообеспечение и крайне негативно влияет на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; имеет место высокая нагрузка на окружающую среду от деятельности ТЭК. Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким. Топливно-энергетический комплекс - крупнейший загрязнитель окружающей среды, выбрасывающий 48 % всех вредных веществ в атмосферу страны, 27% загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов производства и до 70% общего объема парниковых газов. Такое положение контрастирует с развитием мировых экологических тенденций устойчивого развития, тяжело отражается на экологической обстановке множественных промышленных центров и городов страны; высокая зависимость нефтегазового сектора России и как следствие доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Колебания экспортных цен на нефть в 1997-1999 гг. в диапазоне от 60 до 180 долларов США за т, соответствующая динамика экспортных цен на природный газ при одновременных изменениях курса рубля к доллару (в 1998 г. - четырехкратном) сделали финансово-экономическое состояние этих отраслей и нестабильным, и полностью зависимым от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. В условиях, когда доля экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу, экономическое положение указанных отраслей и наполнение консолидированного бюджета оказались зависимыми и уязвимыми от мировой энергетической конъюнктуры, которая может формироваться влиянием различных политических и экономических интересов; совокупность негативных факторов в ТЭК сложилась в систему, угрожающую в целом энергетической безопасности России. Анализ факторов (параметры обеспеченности территорий энергоносителями, диверсификация топливно-энергетического баланса, доля собственных энергоресурсов в их потреблении, уровни энергопотребления и др.), характеризующих состояние энергетической безопасности в России, указывает на то, что подавляющее большинство территорий находятся в той или иной степени кризисной ситуации.

 

Необходимо обеспечить формирование мер, которые обеспечили бы стабильное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах страны.
Цели развития ТЭК

 

В соответствии с целями Программы развития России стратегия развития ТЭК должна быть ориентирована на достижение следующих основных целевых установок:

 

- Обеспечение внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы.

 

Топливно-энергетический комплекс является структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Главной целью развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Масштабы, направления и стратегия развития ТЭК должныбыть напрямую подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. крайне не желательно допустить, чтобы ТЭК стал фактором, ограничивающим предполагаемый экономический рост.

 

Для обеспечения прогнозируемого роста ВВП к 2010 году по сравнению с уровнем 1999 года в 1,87-1,43 раза, с учетом ожидаемого снижения энергоемкости ВВП в 1,7-1,35 раза. При этом добыча газа должна возрасти на 15,9-10,5 %, нефти - на 8,7-2,3% и твердых энергоносителей - на 33-0,4%. Производство электроэнергии в этот период потребуется увеличить на 34-16%.

 

- Обеспечение потребностей бюджетной системы

 

ТЭК является одним из основных источников наполнения бюджетной системы Российской Федерации, сохраняет высокую значимость для внешнеторгового баланса страны. Стратегия развития ТЭК должна предусматривать обеспечение фискальных потребностей бюджетной системы, с постепенным перераспределением налоговой нагрузки и снижением показателей ТЭК в структуре экономики страны. Прогнозируемая динамика спроса мирового рынка на энергоресурсы позволит сохранить экспортную конкурентоспособность российских нефти, нефтепродуктов и особенно газа.

 

- Устойчивое эколого-безопасное развитие на основе повышения эфф. использования топлива и энергии.

 

Стратегия развития ТЭК должна быть направлена на снижение энергоемкости производства и в целом затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эфф. использования топлива и энергии.

 

Стратегия развития ТЭК направлена на формирование системы мер, обеспечивающих стабильное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах страны, позволяющих ТЭК выполнить важнейшую инфраструктурную роль по обеспечению жизнедеятельности общества. При этом необходимо иметь в виду, что развитие ТЭК является существенным фактором развития ряда регионов страны и важным элементом внешнеэкономической политики России.
Сценарии развития ТЭК

 

Инерционный сценарий развития

 

на данный моментшнее состояние ТЭК, накопившиеся в нем проблемы, а именно серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы, острый дефицит инвестиций, научно-техническое отставание всех секторов ТЭК, высокий износ основных производственных фондов, вся совокупность негативных факторов может привести в целом к угрозе энергетической безопасности России.

 

При неблагоприятном сценарии развития, т.е. в случае сохранения настоящих негативных тенденций уже, в 2002-2003 могут возникнуть проблемы ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов, а в отдельных энергодефицитных регионах перебои в энергоснабжении могут возникнуть так же раньше.

 

Такое развитие ситуации может стать не только серьезным фактором ограничения экономического роста на первом этапе, но и не позволят создать необходимые условия для плавного перехода к этапу энергосберегающего развития.

 

Структурные изменения в экономике, которые последуют из этого сценария развития, могут носить непредсказуемый, кризисный характер, сопровождаться социальными потрясениями. Такой тип развития крайне не желательно характеризовать как устойчивый и отвечающий стратегическим интересам России.

 

Энергодоминирующий сценарий развития

 

В качестве альтернативного изучим сценарий развития ТЭК, позволяющий удовлетворить растущий спрос на топливно-энергетические ресурсы при сохранении настоящей удельной энергоемкости экономики, которая в 3,5 раза превышает показатели индустриально развитых стран. Такой сценарий потребует значительного увеличения объемов производства топливно-энергетических ресурсов.

 

При прогнозируемом росте ВВП к 2010 году по сравнению с уровнем 1999 года в 1,87-1,43 раза с учетом сохранения энергоемкости ВВП соответственно должны возрасти объемы добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов.

 

Этот сценарий потребует реализации мероприятий связанных, в первую очередь, с привлечением значительных инвестиций в отрасли ТЭК, сырьевую базу (ресурсный потенциал) и инфраструктуру. Необходимые показатели развития отраслей ТЭК могут быть достигнуты при значительном увеличении добычи газа, нефти и угля, что возможно только за счет вовлечения в разработку новых месторождений. По мере перехода к освоению все более дорогих ресурсов нефти и газа их стоимость будет расти и приближаться к ценам мирового рынка (с поправкой на стоимость транспортировки и плату за транзит), а возможно, и превышать их.

 

При сохранении сырьевого характера экспорта и высокой доли в экономике ресурсоемких производств прогнозируемый рост цен на потребляемые топливно-энергетические ресурсы приведет к неконкурентоспособности этих производств не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

 

Этот сценарий развития приведет к деградации научно-технического потенциала, значительному росту нагрузки на окружающую среду. Очевидно, что энергодоминирующий сценарий в долгосрочной перспективе экономически неоправдан и неприемлем.

 

Энергосберегающий сценарий развития

 

Энергосберегающий сценарий развития предполагает принцип. возможность экономического роста при сохранении (незначительном увеличении) настоящего уровня потребления топливно-энергетических ресурсов.

 

Развитие экономики по этому сценарию может быть обеспечено только за счет изменения структуры экономики в сторону менее энергоемких отраслей (высокотехнологичные отрасли, машиностроение, легкая и пищевая промышленности), сокращения доли ТЭК в промышленном производстве и использования всего имеющегося потенциала энергосбережения. В случае реализации такого сценария Российская Федерация сможет приблизиться к индустриально развитым странам по структуре экономики и показателям удельной энергоемкости.

 

Энергосберегающий путь развития может быть реализован за счет проведения следующих основных мероприятий: увеличение цен на топливно-энергетические ресурсы до уровня, стимулирующего проведение эффективных энергосберегающих мероприятий, государственная поддержка неэнергоемких отраслей, реализация организационных мероприятий по энергосбережению, ужесточение экологических нормативов, повышение общей инвестиционной соблазнительности российской экономики и т.д.

 

Этот сценарий развития в долгосрочном плане более предпочтителен. но в ближайшие годы (2000 - 2005 гг.) он не может быть реализован в полной мере, т.к. требует быстрого привлечения значительных инвестиций, и не вполне соответствует настоящей структуре российской экономики и обозначившимся направлениям ее роста.

 

Энергосберегающий сценарий развития может рассматриваться как стратегическая перспектива развития экономики.

 

Наиболее вероятный (предполагаемый) сценарий развития.

 

Рассмотренные выше сценарии являются теоретическими крайностями. Наиболее предпочтительный сценарий развития ТЭК в их разумном сочетании: надежное удовлетворение спроса растущей экономики как за счет увеличения объемов производства топливно-энергетических ресурсов, так и за счет снижения энергоемкости экономики, реализации имеющегося энергосберегающего потенциала.

 

Приводившийся ранее прогноз роста ВВП к 2010 году по сравнению с уровнем 1999 года в 1,87-1,43 раза может быть достигнут за счет увеличения объемов добычи и производства первичных ТЭР на 10,0-5,3% и обеспечения снижения удельной энергоемкости ВВП в 1,7-1,35 раза.

 

Такой сценарий развития является наиболее экономически эффективным, т.к. он позволит реализовать наименее капиталоемкие мероприятия по энергосбережению и по увеличению объемов производства топливно-энергетических ресурсов.

 

Переход от доминирующей роли ТЭК в экономике к преобладанию наукоемких ресурсосберегающих производств представляется безальтернативным в силу повышения значимости требований эколого-безопасного устойчивого развития.

 

Наметившийся и прогнозируемый в дальнейшем экономический рост на начальном этапе (2000-2005 гг.) будет обеспечен в основном за счет использования ранее созданного потенциала свободных мощностей с некоторой их модернизацией, имеющейся квалифицированной рабочей силы, и избыточных ресурсных предложений рынка. Предположительно на этом этапе будет иметь место низкая динамика структурных трансформаций в экономике и энергосберегающих тенденций, в том числе и по причине острого дефицита инвестиционных ресурсов.

 

На данном этапе Россия будет вынуждена развиваться инерционно по энергодоминирующему пути, опираясь на ТЭК и создавая необходимые инвестиционные и организационно-правовые условия перехода к последующему этапу более эффективного развития.

 

Благоприятные настоящие мировые цены на энергоносители должны обеспечить условия для снижения зависимости доходов государства от ТЭК, диверсификации экспорта на основе структурной перестройки экономики.

 

Прогнозы конъюнктуры мировых энергетических рынков в целом являются благоприятными для России и позволяют рассчитывать на сохранение или даже на небольшое увеличение экспорта энергетических ресурсов из России. В настоящей стратегии прогнозируется рост экспорта энергетических ресурсов к 2010 году на 19,0-15 %.

 

Нецелесообразно намечать в качестве стратегической установки значительное увеличение экспорта топливно-энергетических ресурсов как по причине нестабильности мировых энергетических рынков, так и по причине прогнозируемого удорожания добычи, производства и транспортировки российских энергоносителей.

 

По причине существенной доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в структуре внешнеторгового баланса и необходимости обслуживания внешнего долга страны объемы экспорта энергоносителей также не могут быть ниже обозначенных выше прогнозных показателей.

 

С учетом вышесказанного, данный сценарий развития фактически является безальтернативным. Говорить об альтернативности можно лишь в отношении применяемых механизмов и этапов их реализации.

 

Модели реализации выбранного сценария развития

 

В условиях крайне неустойчивого, кризисного состояния топливно-энергетического комплекса страны в широкомасштабных дискуссиях относительно будущей стратегии развития экономики фактически обсуждаются две возможные модели развития: планово-директивная модель; рыночная модель с элементами государственного регулирования.

 

3. Планово-директивная модель

 

Реализация данной модели в отношении ТЭК означает: разрушение сложившейся правовой базы и национализации всех предприятий комплекса; директивно устанавливаемые цены и тарифы на все виды энергоресурсов; фактическое изъятие доходов ТЭК в бюджет, перераспределение их в экономику и социальную сферу директивным способом.

 

Реализация данной модели приведет к ухудшению состояния предприятий, отсутствию стимулов для повышения эфф. производства, потребует масштабного бюджетного финансирования инвестиционной программы ТЭК и преодоления кризиса в отрасли.

 

Опыт применения данной модели в нашей стране уже существует, последствия его применения известны. Вероятность достижения бурного экономического роста, решения проблем, возникших в ТЭК в последние десятилетия, можно считать незначительной.

 

3. Рыночная модель с элементами эффективного государственного регулирования

 

Преодоление сложившихся негативных тенденций в ТЭК России, обеспечение потребностей растущей экономики и населения невозможно без широкомасштабного привлечения инвестиций. Требуемый размер инвестиций до 2010 г. оценивается специалистами в 180-200 млрд. долларов США. Обеспечить привлечение такого количества инвестиций за счет консолидированного бюджета и собственных средств предприятий комплекса невозможно, соответственно критически важным представляется обеспечение инвестиционной соблазнительности предприятий и проектов в топливно-энергетическом комплексе.

 

Для повышения инвестиционной соблазнительности ТЭК необходимо: cущественное реформирование налоговой системы; создание равных конкурентных условий для всех участников рынка; переход к конкурентным, рыночным механизмам ценообразования с сохранением государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий.

 

При этом необходимость эффективного государственного регулирования обусловлена следующими основными факторами: высокой степенью монополизации и необходимостью реализации структурных реформ; большой зависимостью социальной сферы от ТЭК; территориально-географическими особенностями страны и ее экономики; большой зависимостью бюджета и внешнеторгового баланса страны от ТЭК.

 

Выбор рыночной модели достижения основных целей и реализации выбранной стратегии развития ТЭК страны является фактически безальтернативным.
Механизмы реализации выбранного сценария развития

 

Ценовая, таможенная и налоговая политика

 

4. Ценовая политика

 

Цены на топливно-энергетические ресурсы являются теми равновесными параметрами, определяющими приоритеты развития ресурсной базы и энергетики, и факторами, стимулирующими проведение эффективных энергосберегающих мероприятий.

 

Для создания условий проведения экономически обоснованной ценовой политики необходимо преодолеть кризис неплатежей потребителей топливно-энергетических ресурсов, исключить неденежные формы расчетов за счет ужесточения условий потребления и ограничения пост * энергоносителей (2000 -2002 гг.), в том числе обеспечить безусловное исполнение обязательств бюджетов всех уровней в части расчетов бюджетополучателей за топливно-энергетические ресурсы (2000 г.).

 

На основе финансовой и организационной прозрачности естественных монополий в отраслях ТЭК необходимо довести регулируемые государством цены и тарифы до уровня, обеспечивающего покрытие всех обоснованных эксплуатационных затрат (2000-2001 гг.), с постепенным, не приводящим к ущербу конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, увеличением инвестиционной составляющей в ценах и тарифах (2000-2003 гг.).

 

Перекрестное субсидирование должно быть прекращено по завершении реформы жилищно-коммунального хозяйства (2003 г.). Цены на энергоносители для конкретных потребителей должны зависеть от затрат на распределение, объема и режима использования энергии.

 

В целях диверсификации структуры топливно-энергетического баланса, обеспечения безопасности и устойчивости энергоснабжения необходимо ликвидировать диспропорции м. ценами на различные энергоносители и привести их в соответствие с потребительским эффектом от их использования (включая экологические требования).

 

Цены на уголь, газ и мазут на внутреннем рынке страны соотносятся в пересчете на условное топливо как 1: 0,6 : 1,5 (1999 г.), т.е. обладающее наиболее высокими потребительскими св газовое топливо является наиболее дешевым. Такое положение противоречит практике мировых энергетических рынков, где это соотношение имеет вид 1 : 1,6 : 1,65 соответственно, и приводит к низкой конкурентоспособности угля и искажению структуры топливно-энергетического баланса.

 

С учетом изложенного, целесообразно путем увеличения регулируемых государством цен на газ довести упомянутое соотношение на внутреннем энергетическом рынке на первом этапе (2000 - 2006 гг.) до значений примерно 1 : 1,2 : 1,5, а впоследствии до соотношения 1 : 1,6 : 1,7, что позволит как сформировать необходимые объемы инвестиций в газовой промышленности, так и изъять в пользу государства часть дополнительной прибыли в отрасли для направления ее в том числе на адресную поддержку отдельных категорий потребителей и развитие инфраструктуры ТЭК. Увеличение налоговой нагрузки на ТЭК может быть использовано на снижение налогов в других отраслях промышленного производства.

 

Рекомендуемые выше ценовые соотношения являются ориентировочными, их необходимо дополнительно уточнять с учетом изменения пропорций в экономике.

 

Одной из целеполагающих установок ценовой политики в ТЭК должно стать прекращение тарифного субсидирования неэффективных предприятий.

 

Цены на энергоносители должныбыть дифференцированы по регионам страны с учетом затрат на транспортировку и диверсификации структуры топливно-энергетического комплекса. При этом в целях обеспечения энергетической безопасности конкретного региона возможен отказ от экономически эффективных решений в пользу более надежных.

 

С учетом падения добычи первичных топливно-энергетических ресурсов на разрабатываемых месторождениях и необходимости вовлечения в разработку новых месторождений, требующих значительных инвестиций, цены на топливно-энергетические ресурсы объективно будут расти с приближением в перспективе (2015-2020 гг.) к мировым ценам (за разницей транспортных расходов).

 

Посредством антимонопольного, налогового и таможенного регулирования (экспортные пошлины) необходимо обеспечить равную эффективность для организаций ТЭК внутреннего и внешнего рынков топливно-энергетических ресурсов.

 

Предлагаемые меры в части ценовой политики приведут к постепенному росту цен на основные виды энергоресурсов, что помимо других факторов станет самым мощным стимулом энергосбережения.

 

Рост цен должен сопровождаться созданием системы прямых адресных дотаций наименее обеспеченным слоям населения.

 

будет реализована стратегия постепенной интеграции России в мировые энергетические рынки с регулируемым отставанием цен.

 

Информация о направлениях и приоритетах ценовой политики должна быть широко освещена, что позволит сориентировать потребителей, потенциальных инвесторов на проведение энергосберегающих мероприятий, стимулировать структурную
перестройку промышленности и приход долгосрочных инвестиций в ТЭК.

 

4. Налоговая политика

 

В части налоговой политики государству необходимо осуществить следующие основные меры: обеспечение получения государством справедливой природной ренты и других необходимых платежей при добыче углеводородного сырья. Размер налоговых отчислений в бюджетную систему не должен зависеть от применяемых организациями нефтегазового комплекса различных схем оптимизации налоговой нагрузки; оптимизировать налоговую нагрузку на нефтегазодобывающие предприятия. Уровень налоговой нагрузки должен напрямую зависеть от условий недропользования, результатов финансово-хозяйственной деятельности и конъюнктуры цен; перейти к инвестиционно-ориентированной системе налогообложения. Необходимо перейти от фискально-ориентированной системы к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства в нефтегазовом комплексе, отражающему баланс интересов государства и производителей.

 

В целях совершенствования системы налогообложения в нефтедобывающей промышленности необходимо перейти на систему налогообложения, состоящую из трех основных составляющих: платежей за пользование недрами (роялти), налога на прибыль и налога на сверхприбыль при добыче углеводородов.

 

В ней будет исключена необходимость формирования акциза на нефть, а в перспективе и таможенных экспортных пошлин.

 

В данной системе налогообложения необходимо присутствие специального налогового режима при добыче углеводородов, извлекаемых из низкопродуктивных участков недр, обеспечивающего рентабельность их разработки, способствующего вовлечению в оборот бездействующего фонда скважин.

 

Требует постепенной отмены налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

 

Следует перенести часть налоговой нагрузки с производства нефтепродуктов в сферу их реализации с максимальным приближением к конечному потребителю, придать налогообложению экологическую направленность.

 

Система налогообложения в перспективе исключит необходимость взимания таможенных платежей при экспорте нефти и нефтепродуктов.

 

На основе институциональных преобразований в газовой промышленности необходимо перейти от настоящей системы налогообложения, при которой акцизы на газ уплачиваются организациями, осуществляющими оптовую реализацию газа, к системе, в которой основными налогоплательщиками будут организации, осуществляющие добычу газа.

 

Необходимо в перспективе отказаться от взимания акциза на газ и перейти к системе налогообложения, которая будет построена аналогично системе налогообложения нефтяной промышленности. Она должна состоять из трех основных составляющих: платежей за пользование недрами (роялти), налога на прибыль и налога на сверхприбыль при добыче углеводородов.

 

В целях выравнивания условий межтопливной конкуренции может быть рассмотрен вопрос о введении налога на использование энергоресурсов природного газа электростанциями, котельными.

 

4. Необходимые нормативно-правовые акты

 

Реализация указанных выше мероприятий требует принятия следующих законодательных и нормативно-правовых актов:

 

Законы Российской Федерации:

 

- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О недрах,

 

- О специальном налоговом режиме при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр,

 

- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об акцизах,

 

- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О дорожных фондах;

 

- специальная часть Налогового кодекса с учетом положений указанных законопроектов.

 

Институциональные преобразования в отраслях ТЭК

 

4. Общие принципы институциональных преобразований в отраслях

 

Институциональные преобразования в сфере топлива и энергии должныбыть направлены на развитие рыночных отношений и механизмов в сфере топлива и энергии, разделение потенциально конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.

 

В их основе будут лежать следующие основные принципы: Институциональные преобразования в отраслях ТЭК не должны приводить к потере объективных преимуществ существующих интегрированных систем топливо- и энергообеспечения: технологичной целостности, управляемости и надежности; Институциональные преобразования в отраслях ТЭК должны осуществляться при полной организационной и финансовой прозрачности. Необходимо законодательно установить порядок и перечень представляемой организациями ТЭК информации о своей финансово-экономической деятельности; Должен быть определен механизм представления интересов государства и организаций ТЭК на внешних энергетических рынках; Государственное регулирование естественных монополий в отраслях ТЭК помимо жесткого тарифного регулирования должно обеспечить открытый, недискриминационный, упрощенный доступ независимых потребителей и производителей к их услугам; Выделение потенциально конкурентных видов деятельности должно быть ориентировано на дерегуляцию этих сфер деятельности. При этом государство будет проводить активную антимонопольную политику в этих областях. В том числе будет осуществляться ценовое и тарифное регулирование участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, до достаточного увеличения на рынке доли независимых производителей (продавцов); Институциональные преобразования в каждой из отраслей ТЭК специфичны и индивидуальны, но при этом необходимо обеспечить согласованность проводимых мероприятий. Особенно это касается реструктуризации газовой промышленности и электроэнергетики; Институциональные преобразования в отраслях ТЭК должны способствовать развитию функциональной специализации, в том числе созданию высокотехнологичных, специализированных компаний, как оказывающих квалифицированные услуги участникам энергетических рынков, так и осуществляющих добычу (производство) топливно-энергетических ресурсов; Для обеспечения надежности и устойчивости топливо- и энергообеспечения на этапе становления энергетических рынков государство создаст контролируемые торговые площадки и операторов, при помощи которых будут осуществляться сделки на энергетических рынках, и будет поддерживаться связь с техническими операторами энергетических систем; Будут разработаны порядки лицензирования участников энергетических рынков на предмет соответствия, как необходимым техническим требованиям, так и коммерческой добросовестности.

 

На первом этапе (2000-2003 гг.) необходимо обеспечить разработку и принятие нормативно-правовой базы для проведения дальнейших институциональных преобразований в отраслях ТЭК.

 

4. Институциональные преобразования в электроэнергетике

 

Институциональные преобразования в электроэнергетике должны способствовать повышению эфф. производства, передачи и сбыта электрической энергии на основе единства сетевой и технологической инфраструктуры рынка электроэнергии, демонополизации потенциально конкурентных секторов производства и сбыта электроэнергии.

 

Для достижения вышеуказанных целей необходимо реализовать следующие основные мероприятия:

 

- Обеспечение финансовой и организационной прозрачности субъектов электроэнергетики;

 

Финансовая и организационная прозрачность - необходимые условия для проведения институциональных преобразований. Ее можно добиться только на основе преодоления кризиса неплатежей потребителей топливно-энергетических ресурсов, исключения неденежных форм расчетов за счет ужесточения условий потребления и ограничения пост * энергоносителей (2000-2002 гг.).

 

Необходимо прекратить практику перекрестного субсидирования и существенное сокращение перечня неотключаемых потребителей;

 

Требуется осуществить организационное и финансовое разделение монопольных и немонопольных (в том числе потенциально) видов деятельности;

 

Необходимо проведение независимого аудита финансовой и производственной деятельности по каждому виду;

 

- Создание необходимой правовой базы по разделению потенциально конкурентных (генерация и сбыт) и естественно-монопольных (транспорт, обеспечение системной надежности в ведение режимов работы) видов деятельности;

 

Необходимо осуществить серьезную переработку действующего законодательства (от Гражданского кодекса до специализированных законов);

 

Должны быть разработаны недискриминационные правила доступа к энергетическим сетям, правила работы конкурентных рынков, созданы системы органов, обеспечивающих эффективное функционирование этих рынков;

 

Государство создаст необходимую инфраструктуру конкурентных рынков, контролируемые торговые площадки и операторов, при помощи которых будут осуществляться сделки на энергетических рынках, и будет поддерживаться связь с техническими операторами энергетических систем.

 

- создание правил работы энергетических рынков. Правила работы энергетических рынков должны обеспечивать оптимальную загрузку энергетических мощностей, использование механизмов рыночного ценообразования.

 

- обеспечение условий для становления независимых производителей (продавцов) электроэнергии на основе открытых процедур выхода на энергетические рынки (регистрация, техническое и коммерческое лицензирование, доступ к сетям и т.д.).
- формирование системы государственных регулирующих органов. Федеральные регулирующие органы определяют правила выхода на энергетические рынки, и обязательные для применения региональными регулирующими органами правила формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, и процедур антимонопольного регулирования.
- организационно-хозяйственная реструктуризация РАО ЕЭС России (по сферам деятельности).

 

Будет создана сетевая компания и диспетчерская служба федерального уровня, подлежащие государственному регулированию как системообразующие элементы естественно-монопольных видов деятельности.

 

Организационно-хозяйственная реструктуризация должна учитывать степень развития сети, в том числе региональную специфику. Реструктуризация не должна привести к уменьшению управляемости контроля со стороны государства и РАО ЕЭС России, ущемлению интересов акционеров РАО ЕЭС России и его дочерних (зависимых) организаций.

 

- дерегулирование цен производителей и поставщиков электроэнергии.

 

Дерегулирование потенциально конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт) будет осуществлено на втором этапе институциональных преобразований, после принятия всей необходимой нормативной базы.

 

При этом государство будет проводить активную антимонопольную политику на конкурентных рынках (генерация и сбыт), в том числе будет осуществляться тарифное регулирование участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, до достаточного увеличения доли на рынке независимых производителей (продавцов).

 

в результате институциональных преобразований будет сформирован конкурентный рынок электрической энергии, создана основа для привлечения внешних инвестиций в электроэнергетику. Первоочередными для внешних инвестиций должны стать объекты, требующие значительных капитальных вложений (например, недостроенные объекты). Одной из форм привлечения инвестиций может быть и продажа РАО ЕЭС России своей доли в капитале генерирующей компании. При этом инвестором должно быть гарантировано неперепрофилирование объекта и обязательство осуществить капитальные вложения в определенных размерах, направлениях и сроках.

 

4. Институциональные преобразования в газовой промышленности

 

Целью институциональных преобразований в газовой промышленности является повышение эфф. функционирования и инвестиционной соблазнительности отрасли в условиях рыночной экономики и постепенной либерализации газового рынка с обеспечением интересов государства, газовых компаний и потребителей газа.

 

Для проведения институциональных преобразований в газовой промышленности необходима реализация следующих мероприятий: обеспечение финансовой и организационной прозрачности регулируемых организаций в газовой отрасли, ликвидация неплатежей и неденежных форм расчетов; совершенствование ценового и тарифного регулирования в газовой отрасли, разработка и утверждение Основ ценообразования на природный газ и услуги, предоставляемые организациями газовой отрасли, разработка методических положений по расчету тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и по местным газораспределительным сетям, введение соответствующих тарифов, единых для всех потребителей соответствующих услуг по транспортировке газа; разработка механизма экспертизы и контроля инвестиционных программ регулируемых организаций в газовой отрасли; разработка для целей регулирования системы учета и классификации затрат и форм предоставления информации для регулируемых организаций газовой отрасли; проведение сначала финансового, а затем организационного выделения (в рамках существующих структур в газовой отрасли) деятельности по магистральной транспортировке газа (от деятельности по его добыче, переработке, распределению и сбыту), и деятельности по транспортировке газа по газораспределительным сетям; создание условий для развития независимых структур по добыче и реализации газа, предоставление им, а также потребителям упорядоченного недискриминационного доступа к магистральным газопроводам и газораспределительным сетям; поэтапная либерализация деятельности прочих структур газового сектора (добыча, реализация), содействие развитию конкуренции и созданию нерегулируемого (по цене) рынка газа; создание системы процедур антимонопольного регулирования на этом рынке, в том числе предполагается сохранение ценового регулирования участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, до достаточного увеличения доли на рынке независимых производителей (продавцов) газа и введение ограничений на циклы вертикальной и горизонтальной интеграции; разработка правил работы газовых рынков, создание необходимой инфраструктуры, в т.ч. торговых площадок и операторов, при помощи которых будут осуществляться сделки и поддерживаться связь с техническими операторами газотранспортных систем, разработка правил эксплуатации ЕСГ в условиях развития газового рынка России; совершенствование системы лицензирования в газовой отрасли, разработка и утверждение типовых лицензий и лицензионных требований для всех категорий субъектов хозяйственных отношений в отрасли, в частности, введение лицензирования деятельности по оптовой закупке, оптовой и розничной продаже газа, предусмотрев запрет совмещения оптовой и розничной продажи газа с тем, чтобы исключить монопольный захват рынков газа.

 

Для реализации указанных направлений структурного реформирования и институциональных преобразований в газовой промышленности потребуется разработка и уточнение действующих нормативно-правовых актов как на уровне законов, так и актов федеральных органов исполнительной власти, в частности, совершенствование Правил поставки газа в РФ, Положения о доступе к магистральным газопроводам ОАО Газпром и Положения о доступе к газораспределительным сетям.

 

4.2.4.Институциональные преобразования в нефтяной промышленности

 

Институциональные преобразования в нефтяной промышленности направлены на развитие конкурентной среды, создание высокотехнологичных, специализированных компаний, осуществляющих добычу нефти из небольших месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами.

 

Государству необходимо обеспечить равную конкурентную среду в нефтяном секторе экономики, предусматривающую равный доступ на рынки сбыта продукции для всех производителей на основе установленных правил использования производственной инфраструктуры (внутрипромысловые и межпромысловые нефтепроводы, станции подготовки нефти, насосные станции), ликвидировать высокую степень монополизации рынка и его организационно-технических элементов.

 

Решением проблемы видится принятие правительством Российской Федерации программы развития открытой конкурентной среды и ограничения недобросовестной конкуренции в нефтяном секторе экономики. Реализация программы - одно из обязательных основных условий повышения инвестиционной соблазнительности в нефтяной промышленности.

 

Государство создаст гарантии равного, пропорционального для всех производителей доступа к экспортным возможностям с использованием естественной монополии - трубопроводного транспорта.

 

Принципы работы, предоставления услуг и перспективного развития трубопроводного транспорта должны найти свое отражение в законе О магистральном трубопроводном транспорте.

 

4.2.5.Институциональные преобразования в угольной промышленности

 

Структурные преобразования угольной промышленности страны были начаты в 1993 году через реализацию программы реструктуризации. на данный момент можно оценивать реальные результаты реализации программы реструктуризации убыточной и неэффективной отрасли: резко выросла производительность труда в отрасли, несмотря на закрытие 100 шахт и 2 разрезов, вырос объем добычи угля и поставки его потребителям, сложилась система рыночных цен на уголь, осуществлена приватизация наиболее перспективных предприятий, что позволило добиться роста частных капиталовложений в отрасль, сокращение занятого персонала (в 3-4 раза) сопровождалось в основном адресной социальной защитой и содействием в трудоустройстве, отработаны механизмы переселения безработных в другие регионы страны.

 

При всех положительных моментах не удалось избежать и масштабных социальных волнений (рельсовая война 1998 г.), которые объяснялись не неверностью выбранной стратегии, а ошибками правительства в ходе ее реализации и недостаточным финансированием программы.

 

Институциональные преобразования в угольной промышленности должны означать переход к следующему этапу государственной программы реструктуризации угольной промышленности, который предполагает: приватизацию рентабельных шахт и разрезов (50 % до конца 2000 года, остальные до конца 2001 года), продолжить дотирование по узкому ряду убыточных шахт и разрезов, безнадежно нерентабельные должныбыть закрыты с безусловным проведением мероприятий по социальной поддержке и реабилитации, в том числе за счет средств, полученных от приватизации угольной промышленности (до конца 2003 года), выделение среди убыточных потенциально рентабельных подразделений, выведение их на рентабельный уровень добычи (подготовка к приватизации) и приватизация (до конца 2002 года).

 

Завершение этого этапа реструктуризации угольной промышленности позволит сформировать конкурентный рынок угля, ликвидирует недобросовестных посредников и перепродавцов, повысит эффективность и инвестиционную соблазнительность угольной промышленности.

 

4. Необходимые нормативно-правовые акты

 

Реализация указанных выше институциональных преобразований в отраслях ТЭК требует принятия следующих нормативно-правовых актов.

 

Законы Российской Федерации:

 

О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации,

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О федеральных энергетических системах,

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О естественных монополиях, О магистральном трубопроводном транспорте, О снабжении электрической энергией в Российской Федерации, О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О лицензировании отдельных видов деятельности, О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии,

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О газоснабжении в Российской Федерации,

 

О предоставлении организациями ТЭК информации о своей финансово-хозяйственной деятельности.

 

Энергосбережение

 

Предлагаемые меры в части ценовой политики, в том числе ликвидация диспропорции цен на природный газ и уголь, приведут к росту цен на основные виды энергоресурсов, что помимо других факторов станет самым мощным стимулом энергосбережения.

 

В качестве эффективного инструмента энергосбережения может быть использовано введение налогов на потребление энергоресурсов. При этом необходимо предусмотреть систему преференций в виде прямых налоговых вычетов для организаций, осуществляющих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. Дополнительные налоговые поступления в данном случае могут быть использованы как на адресную поддержку наименее социально защищенных категорий потребителей, так и на реализацию энергосберегающих проектов.

 

Помимо инструментов ценовой и налоговой политики, стимулирующих рациональное использование топлива и энергии, для интенсификации энергосбережения необходимо проведение государственной энергосберегающей политики, включающей административные и экономические меры, направленные на эффективное использование энергии: установление норм, жестко регламентирующих стандарты энергопотребления и штрафные санкции за их невыполнение, правил учета и контроля энергопотребления, реализация системы организационных мер по энергосбережению в бюджетной сфере, обязательная сертификация энергопотребляющего оборудования, на основе аудита энергопотребления проведение реформы в жилищно-коммунальной сфере, направленной на энергосберегающее потребление, государственная поддержка научно-исследовательских работ в сфере энергосбережения, широкое распространение информации об энергосберегающих технологиях, оборудовании, стимулирование создания специализированных энергосервисных организаций, ориентация работы системы органов Госэнергонадзора на энергосбережение.
Этапы реализации мероприятий в рамках выбранного сценария

 

Увеличение объемов производства и добычи топливно-энергетических ресурсов может быть достигнуто за счет обустройства новых месторождений нефти и газа, ввода новых и обновления старых мощностей в электроэнергетике. Все это потребует значительных инвестиций в отрасли ТЭК. Объем необходимых инвестиций по разным прогнозам оценивается в размере от 180 до 200 млрд. долларов США.

 

Обеспечить необходимые объемы инвестиций за счет собственных средств организаций ТЭК невозможно, т.к. это требует значительного увеличения цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Резкое увеличение цен и тарифов на энергоресурсы на начальном этапе может привести к остановке наметившегося экономического роста.

 

в ТЭК есть настоятельная потребность во внешних источниках инвестиций.

 

Реализация вышеуказанных мероприятий ценовой и налоговой политики, институциональных преобразований в энергетическом секторе, безусловно, должна способствовать повышению эфф. работы и инвестиционной соблазнительности отраслей ТЭК.

 

Вместе с тем в начальный период (2000-2003 гг.) до улучшения общего инвестиционного климата в стране маловероятно ожидать сколько-нибудь значительного увеличения инвестиций в ТЭК. Предполагаемый эффект от роста инвестиции в виде увеличения объемов производства будет так же позже (по причине длительности инвестиционных периодов в ТЭК).

 

важнейшей задачей является определение плана мероприятий, которые необходимо реализовать на первом этапе (2000-2003 гг.), чтобы обеспечить потребности растущей экономики в топливе и энергии.

 

На первом этапе (2000-2003 гг.) необходимо реализовать следующие мероприятия:

 

- преодоление кризиса неплатежей, исключение неденежных форм расчетов (2000-2002 гг.), в том числе безусловное обеспечение расчетов бюджетополучателей за энергоресурсы (200 ;

 

- осуществление налоговой реформы в промышленности в целом и в ТЭК в частности (2000-200 ;

 

- прекращение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов (2000-200 ;

 

- доведение цен и тарифов до уровня покрытия всех обоснованных затрат с дифференциацией по режимам потребления (2000-200 ,с постепенным увеличением инвестиционной составляющей;

 

- обеспечение финансовой и организационной прозрачности монополий в ТЭК (2000 -2000 , разделение учета по видам деятельности;

 

- принятие нормативно-правовых актов по улучшению общего инвестиционного климата в России (2000-200 , в т.ч. Федеральные законы:

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации... О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об иностранных инвестициях, О концессионных договорах...,

 

Акты органов исполнительной власти для реализации федерального закона О СРП:

 

- создание необходимой законодательной и нормативной базы для реализации институциональных преобразований в электроэнергетике и газовой промышленности (2000-200 , в том числе создание условий для возникновения независимых производителей;

 

- организационная перестройка в РАО ЕЭС России и продолжение совершенствования структуры ОАО Газпром, направленная на повышение их эффективности;

 

- развитие конкурентных отношений в нефтяной промышленности (2000-200 ;

 

- завершение реструктуризации угольной промышленности (2000-200 ;

 

- совершенствование налогового законодательства в нефтяной (2000-200 и газовой (2001-200 промышленности;

 

- устранение межтопливной конкуренции путем увеличения цен на газ и/или введения налога на потребление газа (2002-200 .

 

Вышеуказанные меры не могут дать быстрого эффекта, поэтому на первом этапе весьма важно реализовать ряд организационных мер, направленных в первую очередь на энергосбережение и повышение эфф. использования имеющихся ресурсов (2000-200 : реализация системы организационных мер по энергосбережению в бюджетной сфере, в том числе жесткий мониторинг исполнения принятых решений; введение обязательных стандартов использования энергии и системы контроля за их соблюдением; реализация программ энергосбережения на муниципальном и региональном уровнях, в том числе предусматривающих элементы либерализации региональных энергетических отношений; введение системы стимулирования энергосбережения, в том числе через трансфертную политику; реализация программы энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере, включая введение обязательных нормативов использования топлива и энергии, элементов стимулирования; введение налогов на потребление энергоресурсов, предусматривающее систему преференций при их эффективном использовании; ориентация работы системы органов Госэнергонадзора на энергосбережение.

 

На первом этапе необходимо реализовать ряд мер на уровне организаций ТЭК при непосредственном участии органов исполнительной власти, направленных на эффективное использование имеющегося производственного и финансового потенциала (2000-200 : разработка и реализация планов, определяющих направления и очередность использования имеющихся собственных инвестиционных ресурсов РАО ЕЭС России, ОАО Газпром, ОАО Транснефть; выделение непрофильных направлений деятельности, прекращение их финансирования; разработка и реализация программы по использованию объектов незавершенного строительства, которые должны стать первоочередными направлениями привлечения внешних инвестиций; выведение из оборота неэффективных генерирующих объектов в электроэнергетике, максимальная загрузка наиболее эффективных объектов, реализация отраслевых программ, направленных на повышение эфф. использования ресурсов, с жестким мониторингом их исполнения со стороны управляющих компаний и государства.

 

На втором этапе (2004-201 с учетом корректировки по итогам первого этапа будут реализованы следующие мероприятия: продолжение институциональных преобразований в отраслях ТЭК, в том числе дерегулирование потенциально конкурентных рынков; привлечение внешних инвестиций в отрасли ТЭК; совершенствование налоговой системы в ТЭК; эффективное государственное регулирование естественных монополий в ТЭК; проведение антимонопольной политики в формировании и развитии энергетических рынков, в том числе тарифное регулирование участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, до достаточного увеличения доли на рынке независимых производителей (продавцов) газа; продолжение ценовой политики, направленной на устранение межтопливной конкуренции путем увеличения цен на газ и/или введения налога на потребление газа; дальнейшая реализация мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию энергии; продолжение реализации организационных мер, направленных на энергосбережение и повышение эфф. использования имеющихся ресурсов; эффективное использование имеющегося производственного и финансового потенциала организаций ТЭК.

 

В результате реализации намеченных мер в России сложится эффективно развивающийся топливно-энергетический комплекс, удовлетворяющий потребности растущей экономики в энергоресурсах, постепенно интегрирующийся в мировые энергетические рынки.

 



Константин Кравчук. Как заставить предприятия экономить. Взгляд из Германии на перспективное развитие систем ОВК. Энергосбережение.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0071
 
Яндекс.Метрика