Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергетические ресурсы Европейская стратегия надежного энергообеспечения по материалам Biomass: An Energy Resource for the European Union Зеленая книга О европейской стратегии надежного энергообеспечения (Green Paper Towards a European Strategy for the Security of Energy Supply), опубликованная Европейской Комиссией в 2001 году, породила беспрецедентные за последние 30 лет дебаты об энергетической политике cтран Старого света. В большинстве стран-членов Европейского Союза эти дебаты возродили к жизни былые дискуссии о выборе национальной энергетической политики. Зеленая книга вызвала огромный интерес и в третьих странах, например в США (при разработке плана Буша в области энергетики), в Японии и России.
Заглядывая на 20-30 лет вперед, Зеленая книга обращает внимание прежде всего на структурные изъяны, и геополитические, социальные и экологические проблемы энергоснабжения Европейского Союза, особенно в отношении обязательств, вытекающих из Киотского протокола. Интересно, что так же до событий 11 сентября в Зеленой книге настойчиво подчеркивалась необходимость включения вопросов безопасности энергетических объектов в концепцию обеспечения надежности энергоснабжения.
Однако было бы неправильно (во всяком случае чересчур банально) считать, что вопрос надежного энергообеспечения европейских потребителей сводится лишь к решению проблемы сокращения импортной зависимости и роста объемов добычи энергоресурсов в пределах ЕС. Повышение надежности энергоснабжения требует разработки и реализации широкого спектра политических инициатив, направленных на диверсификацию источников пост * энергии и технологий ее производства, не игнорируя при этом геополитический контекст и связанные с ним проблемы.
Не дожидаясь окончания дебатов по поводу реализации предложенной в Зеленой книге энергетической стратегии, Еврокомиссия подготовила ряд предложений, которые уже приняты Советом Европы и Европарламентом. В частности, в прошлом году была утверждена Директива по производству электроэнергии из возобновляемых источников, согласно которой страны-члены Европейского Союза берут на себя обязательства по существенному увеличению производства и потребления электроэнергии, производимой из возобновляемых источников, и гарантируют осуществление мероприятий, которые будут способствовать проникновению на энергетический рынок зеленого электричества. Согласно Директиве, 22% электроэнергии, которая потребляется в Европейском Союзе, должно производиться из возобновляемых источников энергии. Директивой предусматривается создание эффективного законодательства, необходимого для достижения существенного энергосбережения в зданиях, строениях и сооружениях - это весьма актуальный вопрос, поскольку на этот сектор приходится порядка 40% совокупного потребления энергии в ЕС. При наличии условий для экономного использования энергии и повышения эфф. ее потребления, реализация данного предложения создает возможности снижения энергопотребления этом секторе на 22%.
Директива поможет достичь эту цель путем разработки общей для всего Европейского Союза методологии проведения расчетов и егулярного обновления нормативов минимизации энергопотребления для новых и существующих зданий, строений и сооружений. Эта методология (вместе с дополнительными нормативами и схемами аттестации и сертификации) должна быть принята всеми странами членами ЕС. Наряду с указанными мероприятиями, предстоит усовершенствовать контроль и надзор за установками обогрева и охлаждения.
Помимо этого Европейская Комиссия внесла предложения по регуляторной и фискальной политике поддержки использования биотоплива, реализация которой обеспечит рост его доли в общем объеме производства энергии с 2% в 2005 году до 5,75% в 2010 году. В более отдаленной перспективе предполагается существенный прогресс в сфере альтернатив традиционному топливу, что позволит сократить долю потребления бензина и дизельного топлива дорожным транспортом на 20% уже к 2020 году.
Реализация предложений, содержащихся в Директиве по производству электроэнергии из возобновляемых источников, создаст условия для ограничения роста спроса на энергию в Европейском Союзе, обусловленного увеличением энергопотребления домашними хозяйствами и сферой услуг. Этот рост оценивается в странах Европейского Союза примерно в 2-4% за год в период до 2010 года, а в странах-кандидатах на вступление в ЕС - в 3-6%. В области транспорта (на долю которого приходится 32% общеевропейского потребления энергии и 28% выбросов углекислого газа) усилия по сокращению энергопотребления играют ключевую роль. Ощутимый вклад в достижение этой цели позволят внести рекомендации Белой книги ЕС в области транспортной политики(Transport Policy White Paper). Среди них возрождение былого величия железнодорожного транспорта, инвестирование в развитие трансевропейских транспортных сетей и коридоров, гармонизация налогов на топливо для участников рынка промышленной продукции. Эти предложения гармонично дополняет проект Директивы ЕС о введении платы за пользование транспортной инфраструктурой, который предусматривает, что к 2004 году цены на услуги различных видов транспорта должны адекватно отражать их полную стоимость с позиции общества в целом (то есть с учетом расходов на защиту окружающей среды, восстановление и развитие транспортной инфраструктуры и пр.).
Широкую дискуссию среди европейских специалистов вызвали содержащиеся в Зеленой книге предложения относительно нового подхода к проблеме запасов нефти. Суть предложения по формированию стратегических резервов нефти сводится к гармонизации действий стран-членов Европейского Союза в период возможных топливных кризисов. Здесь уместно напомнить, что уже в 2004 году Евросоюз в своем расширенном варианте будет потреблять более 20% добываемой во всем мире нефти. В результате геополитическая неопределенность в сочетании с непостоянством цен на нефть породили необходимость совершенствовать организацию накопления запасов нефти и координацию их использования. Аналогичная дискуссия сейчас ведется и в отношении стратегических запасов природного газа.
На этом фоне актуальной становится необходимость углубления диалога м. ЕС и нефтегазодобывающими странами с целью достижения большей прозрачности европейского рынка и заключения взаимовыгодных договоров на поставку энергоносителей.
Такой диалог необходим и самим странам-поставщикам для усиления их внутренней стабильности.
Уже начата реализация проектов в сфере повышения надежности путей транспортировки энергоносителей, протекции инвестиций в их добычу, и других крупных проектов, представляющих общий интерес. есть надежда, что этот диалог позволит наметить оптимальные пути выполнения долгосрочных договоров о поставках энергоносителей и соглашений о долевом распределении продукции.
Усилия по стимулированию создания и использования новых и возобновляемых источников энергии, занимающих в настоящее время в энергетическом балансе Европейского Союза всего лишь 6%, к сожалению пока так же слишком недостаточны, поскольку экстраполяция сложившихся тенденций указывает на то, что без принятия чрезвычайных мер их доля вырастет к 2030 году всего до 9%. Содержащееся в Зеленой книге предложение финансировать новые и возобновляемые источники энергии за счет традиционных пока что вызывает среди европейцев крайне слабый отклик.
В этой связи в центре внимания европейской общественности остаются проблемы ядерной энергии. Беспокойство по поводу глобального потепления изменило былое отношение к ограничениям в энергоснабжении ЕС и, в первую очередь, к ядерной энергетике. Особенно важным для дальнейшей судьбы ядерной энергетики стал тот факт, что ее использование (совместно с возобновляемыми источниками) для производства электроэнергии, и внедрение энергосберегающих технологий открывают широкие возможности для снижения выбросов парниковых газов, образующихся в результате сжигания ископаемых видов топлива. В результате, сокращение эмиссии парниковых газов может превысить объем, эквивалентный 300 млн. т углекислого газа в год, что составляет примерно половину объема выбросов транспортных средств на дорогах Европейского Союза. В рамках Европейской программы предотвращения изменения климата (European Climate Change Programme), Еврокомиссия уже разработала комплекс мероприятий, выполнение которых может снизить выбросы парниковых газов на 122-178 млн. т в пересчете на углекислый газ. Чиновники ЕС уверяют, что решения о введении моратория и даже о поэтапной ликвидации ядерной энергетики, принятые некоторыми странами-членами Европейского Союза, не окажут влияния на способность этого объединения выполнить свои обязательства, вытекающие из Киотского протокола, поскольку в соответствии с существующими планами последствия этих решений начнут проявляться только после 2012 года. но тотальный отказ от ядерной энергетики в средне и долгосрочной перспективе означает, что 35% электроэнергии должно будет производиться на основе возобновляемых и традиционных энергоресурсов, что впринципе нереально. Поэтому спектр возможных вариантов надежного энергообеспечения стран-членов ЕС в будущем должен быть максимально широким и не ограничиваться даже предубеждениями в отношении возможного нарушения суверенитета некоторых членов Европейского Союза. Кроме того, вариант развития ядерной энергетики остается открытым для тех стран-членов ЕС, которые не приняли по данному вопросу окончательного решения. Тем более что на данный момент изменение отношения к этой сфере энергетики происходит не только в Европе, но и в Японии, США, Канаде и других странах мира. базовой вывод, который можно сделать из этой дискуссии, состоит в том, что будущее ядерной энергетики зависит от того, будет ли найден ясный и недвусмысленный ответ на вопрос: как безопасно перерабатывать и транспортировать радиоактивные отходы? Не случайно две трети респондентов, проведенного в октябре-ноябре 2001 года по заказу Еврокомиссии обследования-опроса экспертов под названием Евробарометр, считают, что ядерная энергетика должна оставаться одним из вариантов производства электроэнергии при условии, что будет найдено приемлемое решение проблемы безопасного обращения с радиоактивными отходами. и в
Следует отметить, что вопросы безопасности функционирования ядерной энергетики в последнее время стали рассматриваться в Европе в качестве обязательной темы межгосударственных переговоров. В частности, Европейская Комиссия настояла на том, чтобы страны-кандидаты на вступление в ЕС, эксплуатирующие ядерные реакторы некоторых устаревших типов, которые не подлежат модернизации за приемлемую цену, взяли на себя обязательство скорейшего вывода их из эксплуатации в соответствии с четким графиком. Еврокомиссия считает, что эти обязательства следует рассматривать в качестве необходимого предварительного условия вступления в ЕС.
Помимо этого ЕС намеревается установить для всех своих членов окончательные сроки ввода в эксплуатацию более эффективных по сравнению с существующими систем хранения радиоактивных отходов.
В качестве перспективных путей достижения этой цели европейскими депутатами называются: диверсификация пост * энергоносителей и развитие соответствующей инфраструктуры, возобновляемые источники энергии, когенерация (совместное производство электро и тепловой энергии).
В этой связи Европарламент активно поддержал инициативу по созданию электростанции, работающей в режиме безэмиссионного сжигания угля.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник: tek.web-standart.net
Экономические итоги 2006 года дл. Энергоаудит. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ. Проект подготовлен инициативной. На главную Энергетические ресурсы 0.0036 |
|