Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Основы формирования концепции создания муниципальных микрорайонов высокой энергоресурсной эффективности

Спиридонов В.Е., Галко В.И., Костецкий Н.Ф., Успенский А.С.,

 

Хотин В.А., Спиридонов Т.В.

 

Межрегиональная инвестиционная строительная коммунальная компании

 

(ЗАО МИСКК, Москва)

 

Многие путают разные понятия – энергосбережение и ограничение потребления энергии из-за невозможности ее покупки в необходимом количестве. В то же время термин «энергосбережение» – не самый подходящий для российских условий, т.к. подразумевает снижение теплопотребления любыми методами и с любыми затратами. В наших же условиях главное – это не экономия энергии, а экономия финансовых средств. Гораздо более правильный термин – «энергоэффективность», характеризующий эффект от использования единицы энергии.

 

Рост цен на тепловую энергию и топливо; ограничения в подаче газа; ухудшение режимов теплоснабжения; недостаток средств, массовые жалобы населения – вот те факторы, которые заставляют заниматься энергосбережением.

 

изучим основные положения концепции создания муниципальных микрорайонов высокой энергоресурсной эфф. (ММВЭЭФ).

 

Началу работы по повышению энергоэффективности способствует фактор, отсутствующий в западных странах. Этот фактор обусловлен тем, что для внедрения первоочередных мероприятий, дающих наибольшую экономию, не надо никаких средств, а достаточно ввести в реальную практику экономические стимулы для всех участников цикла выработки, транспортировки и потребления энергии. Важно обеспечить, чтобы стимулы действовали не только для организации целиком, но и для каждого ее работника.

 

Можно сравнить два варианта.

 

Первый – обеспечение государственных инвестиций в энергосбережение на условную сумму 1 млрд. рублей. Второй – проведение работ по росту энергоэффективности с обеспечением экономичности на ту же сумму. Реальный срок окупаемости затрат по замене котлов, горелок, установке частотно-регулируемого привода по первому варианту 3-4 года (мы не рассматриваем программы установки теплосчетчиков, не дающие реальной экономичности энергии, а позволяющие правильно распределить оплату за потребленное тепло), т.е. через несколько лет государство сможет вернуть свои деньги для выполнения дальнейших мероприятий.

 

По второму варианту персоналу предприятий теплоснабжения необходимо уменьшить потери тепла в течение всего отопительного сезона на 20 Гкал/ч и, если хотя бы треть сэкономленных средств будет направлена на дополнительную оплату труда, успех будет гарантированным. Обыкновенная ручная регулировка может дать колоссальные результаты.

 

При сравнивании вариантов выбор очевиден, но почему-то все программы энергосбережения сводятся к техническим вопросам замены оборудования и полной автоматизации циклов. Человеческий фактор ниразу не учитывается. Применение любых, самых высокоэкономичных технических устройств не дает никакого эффекта, если обслуживать их будет никак не заинтересованный в технических результатах персонал. Учет же того фактора, что новое энергосберегающее оборудование является на порядок более сложным в эксплуатации (особенно после истечения гарантийных сроков), предопределяет принцип. возможность его применения только при организации качественной эксплуатации квалифицированным высокооплачиваемым персоналом.

 

Конечно, потенциал организационных мероприятий не бесконечен, но их выполнение позволит обеспечить запуск «револьверного» механизма для финансирования мероприятий, требующих первоначальных инвестиций. Для этого в законе об энергоэффективности должныбыть определены – порядок мониторинга энергосберегающих проектов, методы выделения из общего бюджета сэкономленных средств, порядок формирования фондов для концентрации этих средств и направления их расходования.

 

II. Все проекты замены оборудования, реконструкции и нового строительства должны рассматриваться с позиции общих затрат, приведенных к году эксплуатации. Это выявит преимущества более дорогого энергоэффективного оборудования по сравнению с дешевым, но неэкономичным и недолговечным. Минимизация приведенных затрат будет иметь огромный общенациональный эффект.

 

При экспертизе технических условий, выдаваемых ресурсоснабжающими предприятиями, требования по увеличению мощности источников тепла, увеличению диаметров тепловых сетей и производительности оборудования тепловых пунктов должны рассматриваться только при наличии альтернативных вариантов уменьшения тепло- энергопотребления за счет проведения энергосберегающих мероприятий. Причем, даже если средства, необходимые для уменьшения энергопотребления уже подключенных потребителей, окажутся больше средств, необходимых на расширение энергоисточников, это не означает, что должен быть выбран вариант производства большего количества энергии, т.к. кроме средств застройщика могут быть использованы средства существующих потребителей энергии, в частности муниципалитетов, т.к. для них это может оказаться весьма выгодным вариантом снижения издержек на энергосбережение с частичным сторонним финансированием. Могут быть привлечены внешние кредиты, возвращаемые из сэкономленных средств не за 3-4 года, а за гораздо меньшие сроки, т.к. кредитуется только часть затрат.

 

Ограниченные финансовые возможности застройщиков заставляют их выбирать из возможных вариантов энергообеспечения вариант с самыми низкими первоначальными капитальными затратами, несмотря на большие издержки в будущем. Кроме простого надзора за уровнем энергоэффективности применяемого оборудования, должныбыть разработаны меры экономического стимулирования энергоэффективности, вплоть до прямого государственного товарного кредитования или лизинга энергосберегающего оборудования. Кроме очевидных преимуществ роста энергоэффективности, это позволит дать толчок к развитию отечественных производств энергосберегающего оборудования. Эта схема может работать не только для крупных потребителей, но и для индивидуальных застройщиков для стимулирования их к приобретению более дорогостоящих, но и более экономичных индивидуальных теплогенераторов с частичной оплатой из будущей экономии.

 

III. В настоящее время действует норма сохранения уровня финансирования энергообеспечения объектов бюджетной сферы при проведении мероприятий по энергосбережению на срок окупаемости плюс один год.

 

Если исходить из принципа, что экономия энергии не самоцель, а главное – это экономия средств на всех уровнях, то необходимо, во-первых, ограничить срок окупаемости небольших проектов (учитывая на данный моментшнее энергорасточительное состояние объектов) максимум двумя годами. Бюджетное финансирование после проведения энергосберегающих мероприятий в первый год сохранять на уровне фактических затрат плюс 80% от экономии, на второй и третий год – 50% и 30% соответственно. Но зато органы власти должны нести юридическую ответственность за выплату этих средств.

 

При бюджетном финансировании энергосберегающих мероприятий все должно ограничиваться разовым поощрением исполнителей.

 

IV. Так как каждому жителю отстаивать свои интересы в муниципальных, арбитражных и других органах весьма затруднительно, упорядочить этот цикл можно только через создание ТСЖ и им подобных объединений жителей одного или группы домов.

 

Товарищество от имени жильцов будет заключать договоры с коммунальными сервисными компаниями на обслуживание внутренних систем отопления. Эти компании будут зависимы не от администрации, а от потребителей коммунальных услуг, будут выполнять их заказ на минимизацию расходов, используя для этого не только технические методы, но и штрафные санкции к ресурсосберегающим предприятиям.

 

По соглашению с несколькими ТСЖ коммунальным сервисным компаниям могут передаваться на обслуживание не только внутренние системы зданий, но и местные котельные, тепловые пункты и другие сети.

 

V. В перспективе стоимость электроэнергии должна расти более быстрыми темпами, чем стоимость тепловой энергии. Кроме энергетического КПД есть эксергетический. При эксергетическом подходе эффективность цикла сжигания топлива при температуре в две тысячи градусов для получения горячей воды с температурой 40-80 градусов составляет только несколько процентов. Осознание этого в развитых странах привело к изменению энергетической стратегии – сжигание топлива должно использоваться для циклов, требующих высокой температуры, -- производство электроэнергии, расплав металла и т.д., а теплоснабжение должно максимально использовать тепловые сбросы ТЭЦ, промышленных предприятий и коммунального сектора с использованием тепловых насосов.

 

В несколько раз более высокая стоимость киловатта электрической энергии по сравнению с киловаттом тепловой энергии будет способствовать массовому внедрению МиниТЭЦ и предотвратит использование электроэнергии на цели отопления.

 

Стоимость питьевой воды должна быть значительно повышена, это будет стимулировать жителей к установке водосчетчиков с итоговым уменьшением платежей за воду. Одновременно это снизит затраты на теплоснабжение и будет способствовать уменьшению утечек из тепловых сетей, т.к. их подпитка осуществляется, в основном, водопроводной водой.

 

VI. Должен быть ускорен цикл создания благоприятных условий для создания новых частных ТЭЦ, не обязательно больших, а и МиниТЭЦ и даже МикроТЭЦ на один дом. Если вопрос доступа к электрической сети этих ТЭЦ решается, то вопрос ценообразования даже не прорабатывается. Поэтому РАО «ЕЭС России», защищая свои интересы, готово покупать электроэнергию от мелких производителей по цени трети стоимости электроэнергии на ФОРЭМе, нарушая при этом антимонопольное законодательство.

 

Строительство ТЭЦ в зоне действия котельных, либо реконструкции котельных в ТЭЦ, чрезвычайно выгодны и государству (повышение энергетической безопасности страны, рост энергоэффекивности), и инвестору (низкая себестоимость выработки энергии позволяет даже при невысоких тарифах получать стабильную прибыль). Пока же РАО «ЕЭС России» с одной стороны стращает всех предстоящей катастрофой из-за массового выбытия энергетических мощностей, с другой, не пускает в общую электрическую сеть сторонних мелких производителей электроэнергии, выдвигая чрезмерные технические требования.
Стратегия

 

Главный стратегический путь решения задачи реконструкции и модернизации жилищно-коммунального комплекса России – это комплекс мер по созданию муниципальных микрорайонов высокой энергоресурсо эфф. на которых определяются характеристики энерго- и ресурсопотребления, отрабатываются энергосберегающие технологии и мероприятия, создаются системы учета ресурсов с отработкой договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. И далее они тиражируются на всей территории того или иного муниципалитета или поселения.

 

При этом в зависимости от численности населения будет определенная специфика в проектно-архитектурном решении построения ММВЭЭФ:

 

· для сельских поселений от 2000 до 20000 человек

 

· для городских поселений от 10000 до 100000 человек

 

· для крупных муниципальных образований

 

С учетом серьезных преобразований в области реконструкции и модернизации жилищно-коммунального комплекса Москвы мы ставим перед собой задачу отработать технологию создания ММВЭЭФ на базе административных округов столицы. Это в первую очередь СВАО и ЮАО. При этом мы во многом должны опираться на уже полученный опыт создания зон высокой энергоэффективности, как в самой Москве, так и за ее пределами (ЦАО, примеры Русдем, Куркино и т.д.). При этом мы предполагаем сделать большой шаг вперед за счет того, что в отработку будут приняты микрорайоны в которых проживает не менее 4000 человек, со зданиями различного назначения, как жилых, так и социальных ( .

 

1.

 

Схема типового микрорайона для создания ММВЭЭФ

 

Основные потери ресурсов в таких микрорайонах приходятся на потери в сетях, плохой теплозащите ограждающих конструкций зданий, включая окна, а так же из-за низкой материальной ответственности населения и коммунальных служб за расходование ресурсов.

 

Архитектура построения ММВЭЭФ нам представляется в виде детской пирамидки, которую можно собрать только надев все кольца, при этом самое большое кольцо – это тепло; далее вода, лифтовое хозяйство, приборы, АСКУЭ, и т.д. Осью этой пирамиды служит реконструкция (санация) зданий с расширением полезных площадей за счет дополнительных этажей и расширение площадей застройки. Как мы наблюдаем последнее особенно интересно для частных разработчиков.
Основные параметры ММВЭЭФ

 

10 - 100 зданий разного предназначения

 

приблизительно 4000 жильцов

 

2-3 учреждения социальной сферы

 

объем отапливаемых помещений – около 950000 куб.м.

 

нагрузка отопления/с учетом резерва – 15.9/ 25.0 Гкал/ч

 

Расчетная нагрузка ГВС/с учетом резерва – 5.0/7.0 Гкал/ч

 

Максимальная теплоплотность территории – 1.2 Гкал/га

 

Нагрузка по водопотреблению – зависит от площади зданий.

 

Нагрузка по водоотведению – зависит от площади зданий.

 

1 Нагрузка по слаботочным объектам – зависит от площади зданий.

 

1 Отразить все потребление

 

1 Суммарный расчет энергопотерь строений

 

1 Суммарный расчет энергоресурсных потерь от сетей

 

1 Отопление от 3-4 центральных тепловых пунктов

 

Созданный нами продукт ММВЭЭФ должен тиражироваться по всей стране. В своей работе мы опирались на передовые технологии, такие как программное обеспечение ЕЕ4 для моделирования системы в зданиях, сетевое картирование Zulu, санационные технологии зданий и сетей по методу микротоннелирования и полимерного чулка и т.д.

 

Кроме того, мы должны опереться на современные методы управления этими микрорайонами, их объектами недвижимости. Для этих целей создаются коммунальные сервисные компании (КСК). Такие уже созданы в Москве (Коком-Столица), Краснодаре (Эско), в Рязане, Туле, Саратове.

 

Технология их создания и управления ими детально отработана Межрегиональной инвестиционной строительной коммунальной компанией и утверждена на Координационном Совете Госстроя России.

 



Анотація національної програми. С зависимостью Европы от импорта. Газ в топках котлов гореть не до. Система автоматизированного сбор.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0115
 
Яндекс.Метрика