Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Организация услуг по измерению п

А. С. Вербицкий, О. С. Степанов, фирма «Ценнер-Водоприбор»

 

Задачи реформы коммунального хозяйства не могут быть решены без изменения принципов финансирования любых энергосберегающих мероприятий, в том числе установки счетчиков тепла и воды. В последние годы администрациям регионов и городов стало ясно, что достаточного объема средств для оплаты работ по энергосбережению нет ни в бюджетах городов, ни у населения. Так как число необходимых счетчиков весьма велико, то для решения проблемы их массовой установки не может быть использован традиционный путь бюджетного финансирования работ по установке счетчиков. Известно, что практически ни одна федеральная или региональная программа энергосбережения, предусматривавшая финансирование работ по установке счетчиков тепла и воды, не была выполнена полностью из-за дефицита бюджетов. Только в Москве может потребоваться более 100 тыс. счетчиков холодной и горячей воды для установки на вводах водопроводных сетей в здания и более 6 млн. счетчиков воды для установки в квартирах (общие затраты более 200 млн. долларов).
Выход один – привлечение банковских кредитов, выполнение работ по установке счетчиков, а затем возврат кредитов за счет регулярных платежей потребителей. Это значит, что установка счетчиков тепла и воды становится не инвестиционным проектом, а услугой, для предоставления которой должны создаваться специализированные организации. Существующая нормативная база позволяет предоставлять услуги по установке, ремонту и техническому обслуживанию счетчиков тепла и воды (Общероссийский классификатор ОК 002-93, раздел 04, коды услуг 042204, 04240 .
Отказ от установки счетчиков за счет ограниченных средств региональных и городских программ энергосбережения и переход к оказанию новых услуг означает, что специализированная организация, предоставляющая услуги, за счет собственных средств и/или привлеченных кредитов выполняет все работы по установке счетчиков, держит их на своем балансе. Специализированная организация накапливает амортизационные отчисления на своевременное полное восстановление приборов, обеспечивает достоверность измерений, поверяет, ремонтирует и/или заменяет счетчики. Плата за услуги производится по тарифам, которые должны регулироваться органами местного самоуправления, как и в случае любых других коммунальных услуг.
Требуются гарантии своевременных платежей за услуги, что может быть обеспечено, например, безакцептным списанием платы за услуги со счетов получателей услуг (бюджетных и жилищных организаций). Полезно использовать и другие гарантии, например, средства специальных гарантийных (залоговых) фондов, создаваемых теми российскими и зарубежными фирмами, которые хотят расширить применение своей продукции.
Переход к предоставлению услуг весьма привлекателен для бюджетов городов. Например, для типовой школы (1 000 учеников) годовая плата за тепло составляет в Москве 13–14 тыс. долларов, но после установки счетчиков снижается до 7–8 тыс. Тариф на услугу по измерению потребления тепла и воды в такой школе составляет не более 2 тыс. долларов в год (включает и возмещение в течение 5 лет затрат на закупку и установку приборов). Это значит, что только по одной школе установка счетчиков обеспечивает ежегодное снижение бюджетных затрат на 3–5 тыс. долларов (суммарно, на оплату тепла и воды, и услуги по измерениям).
Услуги по измерениям потребления холодной и горячей воды полезно предоставлять и населению, устанавливая счетчики в каждой квартире строящихся и эксплуатируемых жилых зданий. Гражданский кодекс (ст. 54 предусматривает, что при энергоснабжении граждан обязанность обеспечивать измерение потребления тепла и воды возлагается на жилищные организации, которые несут ответственность за отопление и водоснабжение квартир. Очевидно, что собственных средств для выполнения этой обязанности у жилищных организаций нет, но ничто не мешает и в этом случае привлекать специализированные организации для оказания услуг по установке и обслуживанию квартирных счетчиков воды. на данный момент население – самый надежный плательщик за коммунальные услуги. Граждане будут надежно оплачивать и новые услуги, т. к. при установке счетчиков снижается суммарная плата за все коммунальные услуги (особенно, в квартирах пенсионеров, где зачастую потребление воды в 3–4 раза ниже, чем то, которое используется при расчете ст * платежей).
Установка счетчиков воды в квартирах позволяет вводить дифференцированные тарифы на холодную и горячую воду. При низком удельном потреблении воды (например, ниже 150 л/сут. на одного человека) можно устанавливать пониженный тариф; выше потребление – выше тариф. Это позволяет органам местного самоуправления снижать жилищные субсидии – выплачивать их только , когда потребление воды ниже установленного социального норматива. Система тарифов на тепло и воду должна быть разработана так, чтобы жилищные организации (покупатели ресурсов на вводе в каждый дом) были бы экономически заинтересованы в снижении их потребления, своевременном устранении любых утечек и потерь. После установки счетчиков в квартирах будет появляться заинтересованность и самих граждан в приобретении за свой счет водосберегающего оборудования (например, регуляторов расхода воды, рекомендованных для применения СНиП 2.01.04-85* и позволяющих снизить потребление воды на 25–30%).
Для эффективного использования счетчиков воды, установленных в квартирах, требуется введение такого тарифа на горячую воду (руб./м3), который учитывает не только стоимость холодной воды, но и тепла использованного на ее нагрев. Примеры введения таких тарифов в ряде городов показывают, что они равны
6–9 руб./м3 и экономия горячей воды весьма выгодна потребителям. Для примера – в Москве в средней квартире (50 м2, проживает 3,5 чел.) платежи по установленным ставкам за горячую и холодную воду составляют около 300 руб./мес. (январь 2002 года), а при переходе к 100% оплате тепла и воды, при выравнивании тарифов для населения и других потребителей эти платежи могут возрасти и до 600–700 руб./мес. Если тариф на обслуживание двух счетчиков воды в квартире составит 25–30 руб./мес., а фактическое оплачиваемое потребление снизится в 2 раза (статистика демонстрирует, что это вполне реально для 40–50% квартир), то общие платежи (за воду и за обслуживание счетчиков) в квартире снизятся примерно на 3–3,5 тыс. рублей в год. Указанный тариф на обслуживание счетчиков обеспечивает и их техническое обслуживание, и проверку правильности снятия показаний счетчиков, и периодические поверки для контроля точности измерений, и своевременную замену (при необходимости за счет создаваемого ремонтного фонда) специализированной организацией без дополнительных платежей населения.
Переход к предоставлению услуг по установке и обслуживанию счетчиков тепла и воды специализированными организациями позволит решить и ряд проблем, связанных с выбором типов счетчиков тепла и воды. Если установлен тариф на услуги таких организаций, то вопрос о типе счетчиков должен решаться так, чтобы минимизировать себестоимость услуг (максимизировать прибыль). Этого можно добиться, выбирая приборы с наиболее высокой надежностью (при этом снижаются затраты на ремонты и замены приборов) и минимальной ценой. Специализированные организации должны будут сами решать проблемы оптимизации требований к счетчикам тепла и воды для снижения затрат на организацию измерений потребления тепла и воды, для разделения функций измерения потребления энергоресурсов и функций контроля качества работы наружных и внутренних систем отопления и водоснабжения жилых зданий. Чем успешнее будут решаться указанные проблемы, тем большее число потребителей сможет получить новые услуги.
Главная задача специализированных организаций – обеспечение достоверности учета потребления тепла и воды, а задача поставщиков и потребителей этих ресурсов – контроль достоверности измерений. Для этого уже имеются согласованные с Госстандартом методики, например – методика выборочной поверки квартирных счетчиков горячей и холодной воды (МИ 2293-9 , методика определения среднеинтегральной погрешности измерения (ГОСТ 8.156, МИ 1592-9 количества воды. на данный момент, контролируется лишь погрешность измерения отдельных расходов, но для оценки достоверности коммерческих расчетов требуется знать именно погрешность измерения количества, т. е. суммы изменяющихся во времени расходов тепла или воды. Используя указанные методики, можно успешно решать многие практические задачи и одновременно снижать затраты на контроль достоверности измерений.
Следует указать и так же одну сферу предоставления услуг – распределение тепла, использованного для отопления жилых зданий, м. арендаторами, собственниками или нанимателями различных квартир. При однотрубных и двухтрубных системах отопления с вертикальными стояками в большинстве российских зданий невозможно устанавливать теплосчетчики в квартирах, но европейский опыт демонстрирует, что для указанных целей могут использоваться специальные, простые и дешевые, устройства – распределители тепла (РТ). Такие устройства (например, испарительного типа) устанавливаются специализированной организацией на каждом нагревательном приборе. В течение отопительного сезона под действием температуры на поверхности нагревательного прибора и температуры воздуха в помещении происходит испарение специальной жидкости в открытой ампуле РТ, и объем испарившейся жидкости пропорционален суммарному потреблению тепла в каждом помещении жилого здания. Если принять, что сумма показаний всех РТ в здании соответствует общему количеству тепла, измеренного теплосчетчиком на вводе в здание трубопроводов системы отопления, то это тепло можно распределить м. квартирами пропорционально показаниям РТ в каждой квартире. Методика такого распределения требует специальной информации о нагревательных приборах, о характеристиках распределителей, требует специального программного обеспечения. Поэтому РТ должны являться собственностью специализированных организаций, которые и выполняют распределение тепла по согласованным Госстандартом методикам выполнения измерений, аттестованным в соответствии с требованиями ГОСТ 8.563-96 (устанавливается предельная погрешность распределения тепла и обеспечивается выполнение нормативных требований). распределение тепла также становится услугой, договоры на выполнение которой должны заключаться жилищной организацией со специализированными организациями. Целесообразно, чтобы это были бы те же организации, которые предоставляют услуги по установке и обслуживанию домовых счетчиков тепла и воды, а также квартирных счетчиков холодной и горячей воды.
Появление множественных специализированных организаций (имеющих лицензии, сертификаты соответствия качества услуг установленным нормам и пр.) создаст конкуренцию на рынке услуг по установке и обслуживанию счетчиков тепла и воды, по распределению тепла м. квартирами, что ведет к снижению стоимости услуг. Соответственно будет расширяться объем работ по энергосбережению, при этом органы местного самоуправления будут освобождены от малоуспешных попыток привлечения кредитов или выделения средств в составе своих бюджетов.
Массовая установка счетчиков тепла и воды на вводах в здания, установка квартирных счетчиков горячей и холодной воды (только в Москве Ценнер-Водоприбор установил уже более 100 тыс. таких счетчиков) требуют разработки новых нормативных документов. Эти документы должны регламентировать как правила предоставления новых коммунальных услуг (услуг по установке и обслуживанию счетчиков тепла и воды), так и правила оплаты тепла и воды по показаниям счетчиков. Не секрет, что многие из установленных счетчиков на данный момент или не обслуживаются, или их показания не используются при расчетах за тепло и воду (население продолжает платить по нормам и ставкам, которые только в редких случаях соответствуют фактическому потреблению). Без новых правил оплаты тепла и воды практически не внедряются прогрессивные системы их оплаты, которые используют двухставочные тарифы (абонентская плата за подключение к системе отопления или водоснабжения здания плюс плата за ресурс) или дифференцированные тарифы, которые растут с увеличением удельного потребления воды. На практике возникает масса правовых вопросов (например, правомочны ли прямые расчеты за тепло м. населением и теплоснабжающими организациями), многие решения не стимулируют энергосбережение, а наоборот – лишают жилищные организации всяких стимулов для установки и использования счетчиков.
весьма важны и правила предоставления новых услуг. Эти правила должны определить требования к специализированным организациям, условия договоров на предоставление услуг, ответственность сторон, нормы качества услуг. Без таких правил, возможно, договора на услуги по установке и обслуживанию счетчиков тепла и воды будут заключаться с организациями, не имеющими соответствующей квалификации, опыта, оборудования, что будет только компрометировать идею.
Для организации новых услуг по измерению потребления тепла и воды в любом городе России требуется совсем немного – понимание местной администрацией возможностей предлагаемой схемы финансирования и организации работ по энергосбережению, и реальное желание проводить реформу ЖКХ. на данный момент мы можем утверждать – без счетчиков реформа невозможна, но и массовое применение счетчиков крайне не желательно обеспечить, не реформируя всю систему отношений потребителей, жилищных и ресурсоснабжающих организаций. Это кольцо проблем может разрешиться только в том случае, если предлагаемые новые услуги будут востребованы в городах России. Наша задача – обеспечить доступность услуг (низкие цены) и их высокое качество.

 

Источник: http://www.prom.ru

 



РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬС. Когда игра стоит свеч. Необходима Европейская энергетическая политика. Автоматизированный контроль и уч.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0031
 
Яндекс.Метрика