Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Концепция развития работ по энер

И.В. Кузник, генеральный директор ЗАО ИВК Саяны,
М.Ю. Тиунов, главный инженер ЗАО ИВК Саяны,
В.А. Брюханов, зам. генерального директора по науке ЗАО ИВК Саяны, Москва
Социально-экономическая обусловленность концепции

 

Энергосбережение представляет собой многогранную, имеющую большое общественное и государственное значение проблему. От успеха решения ее зависят экономическое состояние страны и ее населения, сохранение природных ресурсов страны и здоровья будущих поколений граждан Российской Федерации.

 

В энергосбережении ключевую роль играет учет энергоресурсов. Статья 11 Федерального Закона Об энергосбережении (№ 28-ФЗ от 03.04.9 гласит: Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету....

 

В настоящее время не удается добиться высокой результативности в организации учета энергоресурсов по простой причине: в стране отсутствуют финансово-экономические структуры, по-настоящему заинтересованные в организации и ведении учета энергоресурсов, готовые инвестировать средства в создание и эксплуатацию систем учета. Этот вывод вытекает из анализа реального положения дел в области учета и энергосбережения.

 

В учете, безусловно, заинтересовано государство и общество в целом. но попытки рассматривать государство как главный и единственный субъект, на который следует возложить все бремя забот об учете энергоресурсов, противоречат законам рыночной экономики. Да и на данный момент оно не располагает даже минимально-необходимыми средствами для наведения порядка в деле учета энергоресурсов.

 

Предприятия, производящие и про 1000 дающие энергоресурсы, заинтересованы (как и любые другие предприятия) прежде всего в увеличении прибыли. Добиться этого они могут только тремя способами: снижение себестоимости продукции; увеличение стоимости единицы производимой продукции; увеличение количества реализуемой продукции.

 

Реализация первого способа предполагает решение предприятиями ряда непростых управленческих и организационно-технических проблем, и по этой причине первый способ не пользуется популярностью среди производителей энергоресурсов. К тому же работы по снижению себестоимости фактически предполагают значительные первоначальные затраты.

 

Второй способ также не работает, поскольку государство жестко контролирует тарифы на энергоресурсы.

 

Остается третий способ - увеличение количества продаваемых потребителям энергоресурсов, и этим фактически широко пользуются производители. При этом производителей мало беспокоит, кто оплачивает явно расточительное потребление энергоресурсов, удельные показатели которого в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Следовательно, производители и поставщики не могут рассматриваться как союзники государства в деле учета потребления энергоресурсов.

 

Конкретные выводы можно сделать и в отношении потребителей энергоресурсов. Их условно можно разделить на две группы.

 

К первой группе следует отнести тех, кто потребляет больше энергоресурсов, чем то количество, которое фактически ими оплачивается. Эта группа весьма многочисленна, но потребители, относящиеся к ней, экономически не заинтересованы в учете энергоресурсов.

 

Вторую группу составляют потребители, которым - в силу разных причин - приходится платить больше, чем за то количество энергоресурсов, которое они фактически потребляют. Эта группа потребителей заинтересована в объективном и достоверном учете. По существу, заботами и усилиями только этой группы потребителей в настоящее и поддерживается определенный уровень работ по энергосбережению в стране, именно они, заботясь о своих законных интересах, объективно защищают интересы общества в целом.

 

Вместе с тем потребителей второй группы крайне не желательно рассматривать как активных союзников государства в деле организации учета энергоресурсов. Во-первых, они представляют собой достаточно неоднородный и плохо организованный (в аспекте энергосбережения) конгломерат юр. и физ. лиц. Во-вторых, многие из них сами по себе не в состоянии справиться со всем объемом сложных в техническом отношении задач, с которыми неизбежно приходится сталкиваться при организации учета потребления таких, например, энергоресурсов, как теплота и горячий теплоноситель.

 

Специалисты предприятий не имеют, четкого и ясного представления о физ. и технических основах измерений и учета. Не могут сформулировать основные технические требования к системе учета тепла и теплоносителя. И не владеют информацией о современном парке средств измерений, используемых в системах учета.

 

по организации учета энергоресурсов можно сделать следующие выводы: не задействованы экономические механизмы; нет системной, концептуальной основы; низка эффективность работ; не выбраны союзники и проводники политики государства в деле учета энергоресурсов.

 

концепции

 

В основу концепции положен опыт работ по сбережению и учету энергоресурсов, проводимых в западно-европейских странах. Здесь давно и с успехом действуют так называемые билинговые компании (чтобы лишний раз не засорять русский язык, их можно называть расчетно-измерительными компаниями или сокращенно - 1000 РИК), специализирующиеся на измерениях и учете энергоресурсов, извлекающие из этих работ соответствующие прибыли и инвестирующие значительные средства в совершенствование систем учета энергоресурсов, в обеспечение их высокой надежности и точности. В качестве примеров можно привести такие широко известные компании, как Raab Karcher, Techem и Mesa. На путь создания таких компаний уже встал ряд восточно-европейских стран (Польша, Литва, Латвия).

 

Основная цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность РИК, может быть сформулирована следующим образом. Получ. и предоставление (продажа) объективной и достоверной информации о потребляемых энергоресурсах на всех уровнях их учета. Без такой информации, основанной на результатах измерений, энергосбережение теряет под собой всякую основу и превращается лишь в лозунг. Сберечь можно только то, что учитывается.

 

Деятельность РИК должна носить коммерческий характер и быть полноценным бизнесом, приносящим финансовую прибыль его организаторам и опосредованную пользу обществу.

 

РИК должны будут, руководствуясь экономической целесообразностью, решать следующие основные задачи: интенсивный поиск и привлечение инвестиций для создания, технического оснащения и монтажа систем учета; обслуживание действующих систем учета и их постоянное совершенствование; ведение документооборота м. энергоснабжающими предприятиями, потребителями энергоресурсов и финансовыми управлениями, - документооборота, отражающего динамику потребления энергоресурсов, представляющего собой массив данных, на основе которого могут решаться задачи оптимизации энергопотребления.

 

В первую очередь именно на РИК должна быть возложена ответственность за соблюдение действующего российского законодательства в области учета потребления энергоресурсов, в частности соблюдения требований таких федеральных Законов, как Законы Об обеспечении единства измерений и О защите прав потребителей.

 

Одним из важных направлений деятельности РИК должно быть внедрение новых государственных стандартов, регламентирующих вопросы измерений параметров продаваемых энергоресурсов. Так, например, при активном привлечении РИК должныбыть решены проблемы соблюдения действующего законодательства при измерениях и учете количества теплоты, потребляемой в системах теплоснабжения и подлежащей оплате потребителями.
Практическая реализация концепции

 

Создание в Российской Федерации разветвленной сети РИК и привлечение их к работам по учету энергоресурсов предполагает решение определенного круга правовых и организационно-технических задач. В первую очередь должныбыть проработаны следующие вопросы юридического характера: правовой статус РИК (права и обязанности РИК по отношению как к производителям, так и потребителям энергоресурсов); порядок предоставления юридическим лицам права выступать в качестве РИК; порядок государственного и (или) общественного контроля за деятельностью РИК; порядок и формы взаимодействия РИК с производителями и потребителями энергоресурсов, порядок оформления двусторонних и трехсторонних договоров на куплю-продажу энергоресурсов с участием РИК; формы финансовой ответственности РИК перед производителями и потребителями энергоресурсов и виды финансовых гарантий, обеспечиваемых РИК; защита инвестиций РИК в организацию и функционирование систем учета.

 

Проработка и решение перечисленных выше вопросов на федеральном уровне возможны лишь после апробации концепции на уровне отдельных городов и регионов. На первом этапе должен быть накоплен определенный объем материала, свидетельствующего о жизненности концепции и той пользе, которую может дать ее практическая реализац 1000 ия. В связи с этим в настоящее время администрации городов и регионов должны самостоятельно решать организационно-технические и правовые вопросы создания и функционирования РИК. При достаточно серьезной и юридически грамотной проработке этих вопросов на городском и региональном уровнях в отечественном энергосбережении начнет оформляться класс субъектов нового вида хозяйственной деятельности, которые будут объективно заинтересованы: в создании систем учета энергоресурсов; в их постоянном техническом совершенствовании; в экономически обоснованном расширении функций учета, решаемых при посредничестве РИК.

 

Как следствие этой заинтересованности начнется и будет неуклонно нарастать в будущем цикл инвестирования средств в работы, связанные с реализацией на практике требований статьи 11 Федерального Закона Об энергосбережении.

 

Реалистичность, жизненность предлагаемой концепции, ее востребованность подтверждаются рядом фактов.

 

Организации, которые в большой степени являются аналогами РИК, функционируют в сфере электроснабжения (в виде различного рода энергосбытов, включенных в системы электросетей), в крупных телефонных компаниях, обслуживающих, к примеру, международную телефонную связь.

 

В отечественной энергетике растет число организаций, которые фактически уже решают задачи, рассмотренные выше в качестве типовых задач РИК. Характерным примером является компания Мытищенские теплосети.

 

Стихийный цикл появления организаций и предприятий, которые с некоторой натяжкой уже на данный момент можно называть расчетно-измерительными компаниями, должен быть поддержан городскими и региональными администрациями. В отдельных городах и регионах администрации должны разработать планы организационно-технических и финансовых мероприятий по созданию РИК.

 

цикл создания РИК получит весьма важный, если идея их создания и привлечения их к учету энергоресурсов будет поддержана на уровне органов государственного управления. В частности, успех в реализации предлагаемой концепции во многом будет зависеть от поддержки работ по созданию РИК со стороны Министерства энергетики и Министерства экономики Российской Федерации. Вместе с тем начало работ по созданию РИК не следует откладывать до того времени, когда такая поддержка будет получена.

 

Очень важно развертывание уже в ближайшем будущем работ по созданию РИК на городском и региональном уровнях и накопление данных, свидетельствующих о существенном улучшении дел с учетом потребления энергоресурсов в тех городах и регионах, в которых начали функционировать расчетно-измерительные компании.

 

Обмен опытом в создании РИК м. администрациями различных городов и регионов позволит выявить характерные общие тенденции и подготовить фактический материал, необходимый для принятия в будущем правовых решений относительно РИК на федеральном уровне.

 

Источник: http://teplopunkt.ur.ru/

 



Правительство Свердловской облас. К вопросу использования газовых котельных в качестве источника теплоснабжения или электрической энергии. ГАЛУЗЕВІ МЕТОДИЧНІ МАТЕРІАЛИ. Белорусская ветроэнергетика - ре.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0129
 
Яндекс.Метрика