Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Энергоэффективность и законодательство в Российской Федерации

Думы Российской Федерации

 

С началом экономических реформ в России, когда перестали действовать плановодирективные программы энергосбережения, крайне не желательно сказать, что государство не уделяло внимания экономичности топливно-энергетических ресурсов. Поиски новых механизмов, сочетающих государственное, в первую очередь, нормативно-законодательное регулирование с рыночными методами экономического стимулирования энергосбережения, велись постоянно. Был принят соответствующий закон об энергосбережении, разработана Энергетическая стратегия России до 2002 г. Эти документы сыграли свою роль в решении проблем топливно-энергетического комплекса страны, но на данный момент энергосбережение остается по-прежнему неэффективным.

 

Конечно, как и в любой отрасли, в ТЭК есть и объективные первопричины потерь энергоресурсов. Например, специалисты знают, что 10 % электроэнергии теряется при ее транспортировке по линиям электропередачи, и здесь ничего сделать уже никак нельзя, это физика.

 

Но в России экономика остается слишком затратой. На единицу выпускаемой продукции тратится гораздо больше электричества, газа, дизельного топлива, чем в любой другой Западной стране. Мы весьма медленно внедряем новые технологии, позволяющие уменьшить эти потери. Возьмем, например, электроэнергетику — производную от нефти и газа. на данный момент многие наши тепловые станции оснащены турбинами с низким коэффициентом полезного действия. Они пожирают колоссальное количество топлива. Нынешнее производство, и отечественное, и зарубежное, готово поставлять энергетикам парогазовые установки, которые повышают КПД до 64 %. Но они стоят дорого, и не каждая станция может себе позволить их купить.

 

За рубежом, особенно в Европе, где запасы энергоресурсов практически исчерпаны, не жалеют денег на то, чтобы сберечь добытую электро- и тепловую энергию, и государственная политика стимулирует энергохозяйства, фирмы и предприятия на внедрение энергосберегающего оборудования.

 

Кризис в экономике нашей страны затронул все отрасли промышленности. Система энергопотребления стала нестабильной. Поэтому последнее десятилетие прошлого века характерно тем, что потери электроэнергии возросли, а из-за ненормативных колебаний напряжения ее качество ухудшилось. Эти скачки нанесли и продолжают наносить огромный вред электротехническому оборудованию коммунального хозяйства. Оно быстрее изнашивается, становится ненадежным, потери возрастают. Чтобы избежать всего этого, необходимо достичь синхронности в работе турбин, вырабатывающих электроэнергию, и ее потреблении заказчиками.

 

Существует понятие реактивной мощности, съедающей электроэнергию. на данный момент в России есть предприятия, выпускающие энергетические управляемые реакторы, которые могут в автоматическом режиме стабилизировать все потоки электроэнергии и бороться с реактивной мощностью, сокращая потери. Но предприятиям нужны стимулы для внедрения реакторов, которые стоят дорого. И неслучайно реструктуризация единой энергетической системы (ЕЭС) ставит задачу сделать топливно-энергетический бизнес прозрачным. Чтобы у производителей электроэнергии, сбытовиков, транспортировщиков была своя статья себестоимости. И, главное, надо заставить генерирующие компании работать в условиях рынка по рыночному. Здесь одного их желания мало. Поэтому в Госдуме разработан новый закон об энергосбережении. Ныне действующий закон оказался рамочным, не несущим в себе нужную нагрузку. В нашем новом законе четко определены и «пряники» рачительным хозяевам, и «кнуты» для тех, кто не считается с насущной необходимостью бережно относиться к энергоресурсам.

 

К сожалению, представление этого закона в Госдуме мы пока притормозили, но по технической причине. Дело в том, что Правительство РФ внесло пакет законопроектов об электроэнергетике, в котором много места отведено реструктуризации РАО «ЕЭС России» и, конечно же, энергосбережению. В свете этих законопроектов в нашем законе об энергосбережении меняется одна статья. Иначе он в чем-то будет альтернативным, а мы бы не хотели создавать проблемы для прохождения основного документа, значит закона об электроэнергетике. Как только он пройдет в первом чтении, мы сразу внесем на рассмотрение и закон об энергосбережении с необходимыми изменениями. Наш комитет поставил перед собой задачу в течение работы Госдумы третьего созыва провести закон об энергосбережении в жизнь. В целом такой закон усиливает роль энергонадзорных организаций. Кто хочет работать над энергосбережением, тому закон будет помогать, а кто не хочет — того будет принуждать. Предприятия должны направлять большую часть прибыли на модернизацию, обновление оборудования. все - таки дело не только в потерях энергоресурсов, но так же и в экологической безопасности таких предприятий. Поэтому мы дали государству мощные рычаги для регулирования всех этих вопросов.

 

Кроме того, не надо забывать, что все, что утекло на пути от генерирующей компании к потребителю, в целом ложится на всех налогоплательщиков. Стоимость потерь закладывается в тарифы на электричество. Поэтому так важно, чтобы большая энергетика также работала в условиях рынка, чтобы у нее проявились конкуренты. И новый закон об электроэнергетике поощряет приобретение предприятиями своих энерговырабатывающих установок, обусловливает не дискриминационный выход на магистральные сети, легче говоря, разрешает продавать излишки добытого продукта. Кроме того, реструктуризация РАО «ЕЭС России» направлена на то, чтобы покончить с безобразием в ценообразовании. все - таки разница в тарифах превышает все допустимые пределы. Так, например, на севере за электричество платят в десять раз больше, чем на юге!

 

В последнее время все чаще стали высказы­ваться мнения о том, что Россия в силу своего северного географического положения, суровых климатических условий, пространственных размахов, большой удаленности источников углеводородного топлива от энергопотребляющей инфраструктуры заведомо обречена быть неконкурентоспособной на мировом рынке. Некоторые даже пытаются обосновать северным характером России необходимость политики изоляционизма, отказа от идеи интеграции России в мировое сообщество. С подобными высказываниями можно согласиться лишь в одном — если мы быстро не найдем правильных решений в энергетической сфере, сама логика событий действительно может привести к необходимости вновь наглухо закрывать неконкурентоспособную страну и жить здесь своим «натуральным хозяйством».

 

Суровый климат нашей страны изменить никак нельзя, мы вынуждены тратиться на теплозащиту своих жилищ и производственных корпусов больше, чем в других странах. Но шанс, несмотря ни на что, добиться конкурентоспособности, у нас есть, и он, прежде всего, в энергосбережении.

 

По разным оценкам ученых, газа, нефти, угля осталось на 60-100 лет. Пока наука ищет альтернативные источники тепла и света, мы должны экономить энергоресурсы. Русские люди отличались самопожертвованием во имя детей и внуков, поэтому эффективное энергосбережение ради будущих поколений нам под силу.

 

Россия располагает достаточным потенциалом энергосберегающих технологий и достаточным ко­личеством людей, которые способны их разрабатывать и внедрять. Для того чтобы этот потенциал заработал, нужны хорошие, современные законы, создающие необходимые экономические условия, стимулирующие энергосбережение, воспитывающие население, в том числе руководителей, промышленников и предпринимателей, в духе подлинной энергетической культуры, которая должна быть свойственна каждому, кому выпало жить в XXI веке.

 



О катаклизмах. Compressed Air & Vacuum Technolo. ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ В УЛЬЯНОВСКО. Оптимизация энергобаланса меткомбината на основе Программно.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0105
 
Яндекс.Метрика