Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Киотский протокол

И.Лупальцов

 

Киотский протокол - международное соглашение в путях и способах сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли на 5% за первый период обязательств 2008-2012 годов.

 

Ставя исключительно благородную и понятную всем экологическую цель, Киотский протокол, дополненный Марракешскими договоренностями, является по своей сутижестким финансово-политическим инструментом, способным довольно эффективнорегулировать развитие национальных экономик.

 

Доказать это можно только добравшись до подлинных, на мой взгляд, причин, которые и привели к появлению этого документа.

 

Официальная причина возникновения Киотского протокола - глобальное потепление.

 

Не будем останавливаться на дискуссии вокруг влияния антропогенных выбросов парниковых газов на глобальное потепление. Отметим только, что в этом вопросе мнения ведущих ученых мира разделились и количество аргументов за и против примерно одинаково. Это, как минимум, в свою очередь, означает отсутствиеубедительных научно обоснованных доказательств у обеих сторон.

 

Что же могло привести в движение колоссальные финансовые и людскиересурсы? Джентльменам поверили на слово?

 

Давайте так же раз возвратимся к благородной цели Киотского протокола - снизить на 5% и т.д. Пять процентов - довольно точная цифра. А там, где есть цифры - появляется учет. А там, где есть учет - есть контроль.

 

Посмотрим пункт 1 статьи 2 Киотского протокола: ...сторона (читай - Украина) ....осуществляет в соответствии со своими национальными условиямитакую политику и меры как:...постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и пошлин, и субсидий, .....во всех секторах - источниках выбросов парниковых газов... Или там же : ....стороны предпринимают шаги для распространения своего опыта и обмена информацией о... политике и мерах, включая разработку способов повышения их сопоставимости, транспарентности (прозрачности) и эффективности....

 

На этом требования к национальной политике не ограничиваются. Марракешские договоренности требуют:

 

a) национальные кадастры парниковых газов (ПГ);

 

b) прогнозы выбросов ПГ;

 

c) политику, меры и оценку их последствий;

 

d) оценку воздействия и адаптацию;

 

e) исследования и систематическое наблюдение;

 

f) просвещение, подготовку кадров и информирование общественности;

 

g) передачу экологически безопасных технологий;

 

h) национальные сообщения и национальные планы действий в области климата;

 

i) национальные системы для оценки выбросов ПГ;

 

j) условия учета в связи с целями, сроками и национальными реестрами;

 

k) обязательства по представлению докладов;

 

l) проекты совместного осуществления и торговлю выбросами.

 

К каждому из этих пунктов есть также свои требования. Как в матрешке. Например, чтобы участвовать в торговле выбросами (углеродными единицами), Украине необходимо соответствовать следующим требованиям приемлемости:

 

а) являться Стороной Киотского протокола (ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО НА на данный момент ВЫПОЛНЕНО);

 

b) рассчитать и зарегистрировать в соответствии с решением -/СМР.1 (Условияучета установленных количеств) установленное количество углеродных единиц согласно пунктам 7 и 8 статьи 3

 

с) создать национальную систему для оценки антропогенных выбросов из источников и антропогенной абсорбции поглотителями всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 и требованиями, содержащимися в принятых согласно ему руководящих принципах;

 

d) создать национальный реестр в соответствии с пунктом 4 статьи 7 и требованиями,содержащимися в принятых согласно ему руководящих принципах;

 

е) ежегодно предоставлять самый последний требуемый кадастр в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 и требованиями, содержащимися в принятых согласно им руководящих принципах, включая национальный доклад в кадастре и общую форму представления докладов. Для первого периода действия обязательств оценка качества, необходимая для целей определения права использовать механизмы, ограничивается теми частями кадастра, которые касаются выбросов парниковых газов из источников/категорий секторов, перечисленных в приложении А к Киотскому протокола, и представленным ежегодным кадастром поглотителей;

 

f) представлять дополнительную информацию об установленном количестве в соответствии с пунктом 1 статьи 7 и требованиями, содержащимися в принятых согласно ему руководящих принципах, и производить любые прибавления к установленному количеству и вычеты из него во исполнение пунктов 7 и 8 статьи 3, в том числе для деятельности согласно пунктам 3 и 4 статьи 3, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 и требованиями, содержащимися в принятых согласно ему руководящих принципах. (Уф, нелегок текст оригинала из Марракеша, точно жарко там было)

 

А чтобы участвовать, например, в проектах совместного осуществления необходимо выполнить дополнительно следующее:

 

а) назначить координационный центр по утверждению проектов во исполнение пункта 1 а) статьи 6;

 

b) утвердить свои национальные руководящие принципы и процедуры утверждения проектов во исполнение статьи 6, включая рассмотрение замечаний, высказанных заинтересованными кругами, и мониторинг и проверку.

 

Можно на этом остановиться. Все остальное, вместе с вышеперечисленным, коротко характеризуется как требования предоставления информации и требования создания источников информации. В соответствии с международными стандартами.

 

Пора складывать кубики. Учет, контроль, прозрачность. Запрет протекции национального производителя с помощью налоговых льгот и субсидий. Запрет протекции национального производителя с помощью таможенных пошлин. Полная информация о всех деталях производственных циклов. Все это называется по-ихнему, по-джентльменски, равными конкурентными условиями.

 

Готова к этому украинская промышленность?

 

Зато теперь понятно, кому и для чего нужен Киотский протокол.

 

Как джентльмены, например, раньше боролись с дешевой сталью из Украины? Квоты вводили, пошлинами закрывались, антидемпинговые расследования инициировали.

 

Трудновато, правда, было доказывать прогрессивной общественности, что это рыночные методы честной конкурентной борьбы. Да и эффект локальный. Ну, не продаст Украина свою сталь в Германию и Великобританию. Зато продаст в Бразилию или Аргентину. А это тоже джентльменам как серпом по пальцам- свою сталь туда уже не засунешь. И каждый раз бегать из Лондона или Берлина в Аргентину и обратно кулуарно договариваться - утомительно. Да и не уследишь за всеми.

 

Помимо Бразилии и Аргентины так же стран 50 наберется, для которых стоимость украинской стали является главным аргументом в сравнении с качеством стали европейской.

 

Как джентльмены будут бороться с украинской сталью теперь?

 

Легко, красиво и весьма по-рыночному. При этом поддержка прогрессивной общественности гарантирована.

 

У Вас есть наш экологический сертификат, подтверждающий, что для производства одной тонны стали вы не вышли за наши, тьфу, международные нормативы выброса СО2? Нет? Безобразие! И это в то время, когда все прогрессивное человечество борется с глобальным потеплением!

 

Отдыхайте, никто не купит вашу экологически грязную сталь. А если кто-нибудь попытается все-таки купить эту экологически грязную украинскую сталь - тот просто экологический подонок и мерзавец, не думающий о светлом будущем человечества. Правда, Бразилия? Правда, остальные 50 потенциальных покупателей? Помните, вы ж за экологию и это ваши подписи стоят под Киотским протоколом.

 

Стоят подписи. Более 170-ти стран стоят подписи. И нет кроме них никаких покупателей на Земле вообще. Правда, красиво?

 

Не нужно, наверно, говорить о том, что сталь можно заменить любым экспортным украинским товаром.

 

Так что же так же ожидает в недалеком будущем украинскую промышленность?

 

Исследования, проведенные CARBON TRUST, показали, что присущая каждому сектору промышленности потенциальная степень незащищенности в рамках обязательств по Киотскому протоколу определяется тремя факторами: ЕГО ЭНЕРГОЕМКОСТЬЮ, СПОСОБНОСТЬЮ ПЕРЕЛОЖИТЬ ВОЗРОСШИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЦЕНЫ ТОВАРОВ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ СОКРАЩЕНИЯ УГЛЕРОДНЫХ ЭМИССИЙ. ЭНЕРГОЕМКОСТЬ.

 

В Украинской промышленности доминируют третий и четвертый технологические уклады высокой энергоемкости. Их доля в промышленном производстве составляет 95%. Основу этих укладов составляют металлургическая, химическая, легкая промышленность, топливно-энергетический комплекс, большинство отраслей машиностроения. Помимо высокой энергоемкости промышленности, есть серьезная проблема с техническим состоянием энергетики Украины.

 

Как утверждают специалисты, разработавшие Энергетическую стратегию Украины до 2030 года, в период с 1990-го по 2000 год установленная мощность электростанций уменьшилась приблизительно на 5% за счет вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС и другого оборудования, как производство электроэнергии сократилось фактически на 43% от 298,5 млрд. кВт.ч. в 1990 году до 170,7 млрд. кВт.ч. в 2000-му. При этом производство электроэнергии на АЭС и ГЭС за этот период изменилось несущественно. Основное падение ее производства состоялось на ТЭС (больше чем в 2,5 раза) и только за их счет можно увеличить объемы производства электроэнергии, обеспечив ее общие объемы, по меньшей мере, на уровне объемов1991 года. Это означает, что каждый дальнейший процент роста объемов производства электроэнергии будет сопровождаться ростом прямых выбросов СО2-эквивалента, так же как и рост объемов промышленного производства.

 

На конец 2000 года свыше 95% энергоблоков отработали свой расчетный ресурс(100 тыс. часов), больше половины из них находятся в эксплуатации свыше 200 тыс. часов. В 2005 году частица оборудования со сроком эксплуатации 30 и больше лет составляет около 80%.

 

Происходит дальнейшее интенсивное срабатывание основного оборудования ТЭС, обусловленное использованиям низкокачественного (непроектного) топлива на множественных блочных электростанциях и работой базовых ТЭС в сменных режимах через недостаток маневровых мощностей в ОЕС, и значительным уменьшением средств и ресурсов на восстановление оборудования. В наиболее критическом состоянии находится оборудование ТЭС Донецко-Днепровского и Западного регионов через сжигание на них угля значительно низшего качества, чем это предусмотрено проектом.

 

ВЫВОД 1: Энергоемкость украинской промышленности и производство электроэнергии на украинских ТЭС не отвечают современному мировому техническому уровню. Устарелые технологии середины 20-го века и дальнейшая эксплуатация оборудования ТЭС без проведения реконструкции, технического переоснащения, внедрения новых технологий может привести к необратимому циклу деградации энергетики и промышленности Украины.

 

Согласно прогнозам того же CARBON TRUST, до 2012 года стоимость промышленной электроэнергии только в Евросоюзе может увеличиться до 40% вследствие использования гибких механизмов Киотского протокола. Ожидается, что это приведет к проблемам в энергоемких отраслях самого Евросоюза, не говоря уже об Украине.

 

СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕЛОЖИТЬ ВОЗРОСШИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЦЕНЫ ТОВАРОВ ЗАВИСИТ ОТ ДВУХ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ:

 

* Чувствительности цены к изменению спроса.* Характера конкуренции.

 

Это тоже понятно. Повысится в Украине отпускная стоимость на электроэнергию с 30 до 60 копеек за кВт.ч - сколько ни ходи по базару - дешевле не найдешь. Промышленность крякнет, но покупать будет. Это и означает, что энергетика переложила свои издержки на промышленность. А вот промышленности уже труднее. Она может переложить свои издержки только на покупателя, что уже зависит от уровня конкуренции в той или иной отрасли. Конкуренция в мире

 

жесткая, качество наших товаров известное. В общем, для множественных предприятий это будет последний кряк.

 

ВЫВОД 2: украинская промышленность практически не имеет возможностей перекладывать издержки на цены товаров.

 

принцип. возможность СОКРАЩЕНИЯ УГЛЕРОДНЫХ ЭМИССИЙ.

 

Гибкость механизмов Киотского протокола как раз и заключается в том, что при невозможности снизить выбросы путем внедрения дорогостоящих энергосберегающих технологий на собственных предприятиях, можно закрывать свои обязательства по выбросам углеродными единицами.

 

Эта, без преувеличения, гениальная идея уже обозначила рождение нового рынка,сравнимого по своим объемам с мировым фондовым рынком.

 

Кстати, где место Украины на мировом фондовом рынке? Это для ясности направления движения.

 

Следует отметить, что принцип. возможность сокращения углеродных эмиссий будет напрямую зависеть от национального распределения квот на выбросы среди украинских предприятий. Если это будет сделано грамотно - появятся экономические стимулы для реальной модернизации промышленности. Если как обычно - станем территорией-заповедником.

 

ВЫВОД 3: будущее украинской промышленности, так же, как и экономики в целом, пока полностью зависит от Минприроды, которому поручено координировать имплементацию механизмов Киотского протокола, в том числе - разработку национального плана распределения квот на выбросы СО2-эквивалента.

 

Хотелось бы так же несколько слов сказать о двух мифах, блуждающих в горячих головах клинических энтузиастов Киотского протокола.

 

Первый миф - о золотом дожде новых суперсовременных технологий.

 

Во-первых, не стоит путать НОВЫЕ технологии с новыми экологически безопасными технологиями. Во-вторых, никто не собирается нам передавать даром даже их. В-третьих, на на данный моментшний день большинство экологически безопасных технологий экономически нерентабельны и требуют дотаций. В- четвертых, в силу экономической нерентабельности за ними не стоит очередь. Бери - не должен и без Киотского протокола, лишь бы деньги были.

 

При этом бесспорно и то, что благодаря грамотному использованию финансовых механизмов Киотского протокола, украинские предприятия должны получить дополнительные стимулы для внедрения энергосберегающих и экологически безопасных технологий.

 

Мощь современного государства на данный момент определяется информационными и ядерными технологиями, биотехнологиями, развитием фундаментальной науки, технологиями производственных циклов, космическими технологиями и многим другим.

 

Об этом даже слова нет в Киотском протоколе.

 

Второй миф - о волшебной целительной силе проектов совместного осуществления для отечественной экономики.

 

Не хотелось в этой аналитической статье останавливаться на проектах совместного осуществления - они достойны отдельного серьезного разговора, который так же впереди. Но пару слов все-таки сказать нужно.

 

Лицам, отягощенным излишним оптимизмом в этой области, которые уже услышали звон, но так же не поняли, где он, будет полезно узнать, что не все проекты, реально снижающие выбросы СО2 можно оформить как проекты совместного осуществления.

 

Как минимум, необходимо доказать, что проект не есть business-as-usual и соответствует принципам дополнительности. Говоря русским языком, необходимо, прежде всего, доказать, что без оформления и продажи углеродных единиц проект является НЕРЕНТАБЕЛЬНЫМ ПО СВОЕЙ СУТИ.

 

Джентльмены не дураки и модернизация украинской промышленности не является, мягко говоря, их целью.

 

Во избежания недоразумений должен подчеркнуть: механизм проектов совместного осуществления обязательно должен использоваться для привлечения инвестиций в Украину и занять достойное место в комплексной государственной программе развития углеродного рынка.

 

Отказываться от проектов совместного осуществления просто глупо и никто из находящихся в здравом уме, надеюсь, не собирается этого делать.

 

Однако, сводить государственную политику по формированию углеродного рынка Украины ТОЛЬКО к проектам совместного осуществления недальновидно. Так же как и выдавать их за философский камень для экономики.

 

Существуют более эффективные пути получения дополнительных углеродных единиц для предприятий Украины. Так что же будем делать с Киотским протоколом? Ныть и жаловаться на тяжелое социалистическое наследие в свободное от работы на джентльменов время, наблюдая окончательную деградацию украинской экономики?

 

Есть другие предложения. Осознать серьезность проблем. Просчитать возможные последствия этих проблем для украинской экономики. Разработать эффективные способы для компенсации негативных последствий механизмов Киотского протокола на экономику Украины. Научиться, наконец, зарабатывать деньги при помощи финансовых механизмов Киотского протокола и все-таки привлечь реальные инвестиции в экономику Украины.

 

Тем более, все это давно известно и просчитано теми же джентльменами. Почему бы ни использовать их экологическое оружие (я уверен, что это синоним словосочетания Киотский протокол) ДЛЯ БОРЬБЫ ЗА ПОДЪЕМ украинской экономики? Тем более, все шансы дляэтого у нас пока есть.

 

желаете торговать углеродными единицами? Нет проблем, будем торговать (если правительство поторопится).

 

желаете покупать их у нас по 4 евро и перепродавать по 20 евро? Есть проблема. Мы и сами можем найти по 100 000 тысяч евро для каждого проекта и оформить без каких-либо дополнительных обязательств углеродные единицы на свои компании. А вам, если возникнет необходимость, продадим их уже по нормальной рыночной цене.

 

желаете участвовать в проектах совместного осуществления? Да, участвуйте на здоровье, если это выгодно предприятиям Украины.

 

При этом именно государству нужно срочно позаботиться об альтернативе иностранным инвесторам - СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КАРБОНОВЫХ ФОНДОВ.

 

Только национальный инвестор в рамках регулируемой государством конкурентной среды способен извлечь максимальную прибыль для Украины от торговли углеродными единицами. Уточню, что под национальным инвестором я понимаю буквально резидента Украины. Что касается его капитала - зеленый свет международным финансовым институтам, чем больше - тем лучше. Главное, от конкуренции м. инвесторами за проекты снижения выбросов парниковых газов, в первую очередь, выиграют именно украинские предприятия за счет объективного роста первичной цены на углеродные единицы.

 

Углеродные единицы можно сравнить с финансовым продуктом. Мы и должны торговать ими как продуктом, а не как полуфабрикатом. И максимально оставлять в своей стране добавочную стоимость. И платить с этого налоги. И содержать на эти налоги СВОИХ детей и пенсионеров, а не джентльменских.

 

Сможет наше правительство установить выгодные для Украины правила игры с инвесторами мирового углеродного рынка - отлично, пойдут инвестиции. Не сумеет - смотри выше про территорию-заповедник.

 

Хотелось бы акцентировать внимание на следующем: Киотский протокол - серьезный финансово-политический инструмент, с помощью которого развитые страны могут контролировать и регулировать развитие экономики Украины в своих интересах.

 

Украина может и должна развивать свою экономику только в собственных интересах.

 

ЕСЛИ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМЕННО ЭТИМ, ТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЯЗАНО ДО КОНЦА ГОДА ЗАКОНЧИТЬ РАЗРАБОТКУ И ОБЕСПЕЧИТЬ УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДОЙ ЕДИНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УГЛЕРОДНОГО РЫНКА УКРАИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА НА ОСНОВЕ ДЕТАЛЬНОГО НАУЧНОГО АНАЛИЗА И СПЕЦИФИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ.

 

Все документы, так или иначе касающиеся государственного регулирования вопросов, затрагиваемых Киотским протоколом, должны предварительно обсуждаться общественностью в средствах массовой информации.

 

По моему глубокому убеждению, Минприроды, как единый координатор, по ОБЪЕКТИВНЫМ причинам не справится со всем комплексом проблем, связанным с выполнением обязанностей Украины по созданию инфраструктуры для полноценной имплементации механизмов Киотского протокола.

 

Обусловлено это, в первую очередь, реорганизацией самого министерства и огромным количеством серьезных вопросов, которые этому министерству необходимо решать в рамках действующего законодательства и без Киотского протокола.

 

Тем более, как искренно признался представитель Минприроды на встрече с общественностью 20.05.05, на данный момент исключительно проблематикой Киотского протокола в министерстве реально занимаются 3 ЧЕЛОВЕКА. Оставим это без комментариев.

 

Вот почему, актуальным, на мой взгляд, является не только распределение обязанностей м. министерствами согласно их компетенции, но и создание специализированного центрального органа исполнительной власти с широкими соответствующими полномочиями.

 

При этом было бы неплохо явить общественности чиновников, несущих персональную ответственность за то, что произойдет с промышленностью и экономикой после 2008 года.

 

Так же было бы неплохо назвать конкретные сроки исполнения каждого пункта обязательств Закона Украины, который называется Киотский протокол. Неоценимую помощь правительству здесь могли бы оказать народные депутаты.

 

Со своей стороны, могу предложить для обсуждения ряд первоочередных мер:

 

- рассмотреть вопрос создания специализированного центрального органа исполнительной власти с широкими соответствующими

 

полномочиями при Кабинете Министров Украины (варианты: структура при Президенте Украины, при Секретариате Национальной безопасности);

 

- рассмотреть вопрос создания компетентной специализированной управленческой инфраструктуры (отделы, управления, департаменты) во всех центральных органах исполнительной власти и местного самоуправления;

 

- укомплектовать штат созданной управленческой инфраструктуры профессионалами, имеющими высшее специальное образование в сфере энергетики, теплофизики, промышленной химии, промышленной экологии.

 

- провести срочный анализ всех отраслевых программ модернизации и развития Минтопэнерго, Минпромполитики, Минагрополитики и Минтранса, а так же промышленных предприятий всех форм собственности на предмет выявления проектов, потенциально способных дать реальные сокращения выбросов парниковых газов, которые можно оформить как дополнительные углеродные единицы. Создать отраслевые реестры таких проектов.

 

- разработать на ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ циклОВ национальный план распределения квот на выбросы СО2-эквивалента для предприятий;

 

- подготовить законодательную базу для развития эмиссионной торговли в Украине и создания отраслевых карбоновых фондов.

 

- срочно утвердить временный, максимально упрощенный порядок регистрации и государственной поддержки для проектов совместного осуществления, категорически запретив при этом прямые или косвенные гарантии углеродными единицами из государственного актива Украины. Естественно, все обязательства Украины по созданию инфраструктуры для реализации механизмов Киотского протокола должныбыть выполнены правительством Украины в полной мере и в надлежащие сроки.

 

Теперь попробую сформулировать основную мысль этой статьи: ДЛЯ протекции ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ ОТ РЯДА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА, УКРАИНЕ НУЖНА КОМПЛЕКСНАЯ, НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГЛЕРОДНОГО РЫНКА, КАК МИНИМУМ, ДО 2012 ГОДА. В РАЗРАБОТКЕ ТАКОЙ ПРОГРАММЫ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВСЕ ОРГАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ, АКАДЕМИЯ НАУК, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. БЕССИСТЕМНОЕ ВЫДЕРГИВАНИЕ НА ПОВЕСТКУ ДНЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ

 

ВОПРОСОВ ТИПА ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА, ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ МЕЛЬЧАЙШИХ НЮАНСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ МЕХАНИЗМОВ КИОТСКОГО

 

ПРОТОКОЛА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КАЖДОГО СЕКТОРА УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ, ДОБРОМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕ ЗАКОНЧИТСЯ.

 



Детандер-генераторные электроста. Проблема энергоаудита и энергопаспортизации промышленных объектов 1. Новая страница 1. Новости от энергетика.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0054
 
Яндекс.Метрика