Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Размышления об энергосбережении

Предложения к стратегии энергоэффективности Украины

 

Предложены энергосервисной компанией ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ на международной конференции в Мисхоре, в мае 2005 года

 

Стратегия основана на достижении 2 глобальных целей, определяющих приоритетные направления развития экономики Украины на период до 2015 г.

 

Глобальная цель I

 

Уменьшение объёмов пост * энергоносителей из за рубежа к 2015 году на 80 % путём более эффективного использования энергоресурсов, что приведет к улучшению экономики, экологии и национальной безопасности

 

Цель Преобразование энергосистемы Украины в конкурентоспособную и энергоэффективную. Снизить до некритических величин зависимость экономики Украины от перебоев в поставках нефти и газа.

 

Стратегия Обеспечить модернизацию для создания конкурентоспособной и демонополизированной энергосистемы страны, учитывающую экологические улучшения и снижение выбросов парниковых газов.

 

Стратегия К 2015 г. добиться повышения эфф. использования природного газа - с 40% до 70%. Общая эффективность использования топлива должна достигнуть 80%.

 

Стратегия Повысить эффективность использования топлива в коммунальной и промышленной энергетике за счёт реализации программы внедрения когенерационных установок суммарной мощностью 5 000 МВт.

 

Цель Повышение энергоэффективности в базовых секторах потребления энергии – промышленность и жильё.

 

Стратегия Развитие энергоэффективных технологий в промышленном секторе. Обеспечить текущий прирост выпуска продукции в период до 2015 года при нулевом росте потребления энергии.

 

Стратегия Развитие энергоэффективных технологий в жилищном секторе.Снизить потребление энергии на 25 % от уровня 2005 года.

 

Цель Повышение энергоэффективности в бюджетной сфере.

 

Стратегия Повышение эфф. энергоиспользования в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, административных зданиях и казенных предприятиях. Снизить потребление энергии на 25 % от уровня 2005 года.

 

Стратегия Обеспечение поддержки учреждений бюджетной сферы во внедрении возобновляемых источников энергии и автономных источников тепла и электроэнергии, в том числе на основе когенерационных установок и тепловых насосов.

 

Глобальная цель II.

 

Способствовать диверсификации энергетического потенциала Украины для улучшения экологии и здравоохранения

 

Цель Увеличить потенциал экологически безопасного производства энергии.

 

Стратегия Для производства энергетических мощностей, превышающих уровень производства 1990 года, использовать новые технологии возобновляемой энергетики, позволяющие свести экологический риск к минимуму. Довести потенциал возобновляемой энергетики к 2015 году до 15% от существующего уровня.

 

Стратегия Способствовать развитию технологий утилизации сбросной энергии для замещения потенциала генерации тепла и электроэнергии.

 

Стратегия Стимулировать промышленный сектор к снижению выбросов парниковых газов и созданию собственных манёвренных энергоблоков, использующих сбросное тепло, попутные газы и другие виды местных топлив. Организовать и способствовать эффективной работе национальной системы торговли эмиссиями и реализации проектов совместного осуществления.

 

Цель Ускорить развитие региональных и муниципальных рынков тепловой и электрической энергии с экологически чистыми технологиями производства.

 

Стратегия Способствовать демонополизации муниципального энергетического сектора на основе внедрения рыночных механизмов, путём привлечения частного капитала для создания местных энергокомпаний, и за счёт регулируемой тарифной и инновационной политики.

 

Стратегия Способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций для модернизации коммунальной и промышленной энергетики на энергоэффективной основе путём создания долгосрочных гарантий возврата средств, вкладываемых в развитие инфраструктуры.

 

Цель Способствовать развитию открытых, конкурентоспособных международных энергетических рынков. Создать условия для функционирования экологически чистых, безопасных, эффективных энергетических систем.

 

Стратегия Сотрудничать с международными организациями по разработке механизмов, законодательно определяющих работу энергетических секторов.

 

Стратегия Использовать научный и технический опыт международного сотрудничества во избежание неэффективной деятельности энергосистем и потребителей.

 

Можно считать эти предложения тезисами доклада в Мисхоре, где я постараюсь более детально аргументировать эти предложения.

 

В своё время наш журнал опубликовал материал - Беглый взгляд на Энергетическую стратегию США (Энергетическая стратегия США была разработана Министерством Энергетики США и опубликована в апреле 1998 г. В нее входят 5 глобальных целей, определяющих приоритетные направления Энергетической стратегии США на период до 2010 г.)

 

Мне понравились принципы и прозрачность предложенной стратегии для США – её можно проверить в конце и можно сверять достигнутое каждый год для оценки продвижения к намеченным целям.

 

В своё время мне пришлось анализировать новую энергетическую стратегию Украины. Материалы готовили для доклада президенту и их обсуждали на ряде круглых столов. На один из них, в части оценки аспектов политики энергоэффективности был приглашён и я. Несколько месяцев анализа материалов энергетической стратегии других стран, обсуждения с коллегами, раздумья над ворохом статистических материалов привели меня к печальному выводу – энергетическая стратегия Украины на десятилетия вперёд была устроена по известной юмореске Райкина о пошивке костюма - “К пуговицам претензии есть?”

 

К пуговицам новой стратегии претензии предъявлять было нелегко – на их защиту дружно бросались авторы соответствующих разделов в ранге не ниже академика или членкора. Их поддерживал ведущий круглого стола, седой и уважаемый энергетик, ограничивая время моего выступления. И хорошо знакомые мне коллеги, принимавшие непосредственное участие в приготовлении винегретной стратегии, укоризненно поглядывали на меня – какая тебе разница, всё равно эту многотомную муть никто не будет смотреть.

 

Тогда мне стало на несколько минут по настоящему одиноко – я сравнивал стратегии других стран с предложенной стратегией для Украины, видел их разницу и безнадёжность своих попыток вернуть эти материалы для доработки, вспоминал историю с Законом об энергосбережении Украины и истории с другими законами и стратегиями.

 

Может быть поэтому потом мне пришла мысль о выборе прототипа для стратегии энергетической эфф. Украины – энергетической стратегии США. Диалектическое единство развития энергетического потенциала и уменьшения потребности в энергоресурсах, увеличение надёжности энергоснабжения и забота об экологии и здравоохранении – всё это нашло отражение в выборе глобальных целей энергетической стратегии США. В предложенном тексте эта аналогия заметна весьма сильно, сохранена даже стилистика перевода доступных для меня материалов. Время неумолимо

 

Время неумолимо отсчитывает цену всему сбывшемуся. Истекают первые десять лет политики украинского энергосбережения, пора подводить итоги и намечать новые рубежи. В немалой степени этот итог определяет момент самоопределения новой украинской власти, выбора её энергетической стратегии, незаангажированность, трудность и непредвзятость этого выбора. Я сознательно оттягивал выпуск журнала с темой ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРАВО. Но его выход в свет позволит со стороны взглянуть на достигнутое за эти 10 лет, сравнить с достигнутым в соседних и дальних странах. Нужен объективный мониторинг намеченного и несбывшегося. Журнал по прежнему непредвзято, по зеркальному отображает реальность и позволяет читателям судить о происходящем. К сожалению у нас нет доступа ко всем материалам в русскоязычном пространстве, почему то сайт Госкомитета по энергосбережению Украины сделал недоступными для пользования большинство окон с законодательной и правовой базой.

 

Вместо одного номера у нас получилось два - энергосбережение и право в Украине и в других странах, в основном, в России, нашего ближайшего соседа. Особенно интересны материалы из регионов и городов, где их конкретность росла по мере удаления от центра – так мне показалось при более детальном анализе. Хотя нормативную базу энергосбережения Москвы можно было бы ставить в пример.

 

В Украине началось обсуждение создания новой энергетической стратегии на период до 2030 года. Хотелось бы сказать, что стратегия энергоэффективности должна стать неотъемлемой частью этой новой стратегии. И хотелось бы начать всё сначала, пересмотрев ранее сделанное.

 

Я давно знаком и уважаю Виктора Жовтянского – есть за что. Но не могу принять его уверенности о том, что в правовом и нормативном поле энергосбережения Украины сделано фактически всё. Я считаю, что не сделано ничего, кроме груды недееспособных материалов, которые невозможно применить на практике и которые в силу запутанности стали основой для коррупции в сфере украинского энергосбережения.

 

К большому сожалению, начинать строить правовое и нормативное поле для Украины с рыночной экономикой нужно заново. И чтобы не строить мосты с нуля и ещё раз поперёк реки нужно смелее брать лучшее от других стран, то, что уже прошло обкатку временем, испытано бизнесом и принесло эффект. И нужно системнее и смелее учиться на своих и чужих ошибках – от их признания и применения мы в большей степени гарантированы от наступления на эти грабли ещё и ещё раз.

 

Может быть материалы наших выпусков журнала будут полезны и станут ступенькой для пересмотра сложившейся и запутанной ситуации в праве энергосбережения Украины.

 



Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований. СИМОНЕНКО П. Опросный лист. Новый закон об энергосбережении.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0082
 
Яндекс.Метрика