Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Рекомендации парламентских слушаний на тему

8 февраля 2005 года

 

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Экспертного управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, Российской Академии наук и научной общественности, производственных объединений и предприятий, неправительственных экологических организаций, общественных экологических движений, средств массовой информации, и представители иностранных государств.

 

Участники парламентских слушаний отмечают:

 

В Российской Федерации в ноябре 2004 года принят Федеральный закон № 128-ФЗ О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в соответствии с которым Россия берет на себя обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период действия Протокола - с 2008 по 2012 год. Ратификация Протокола выдвигает необходимость приложения системных усилий по формированию и развитию законодательной основы, институциональной инфраструктуры и экономических механизмов, в совокупности обеспечивающих не только демпфирующий эффект в отношении обязательств по Протоколу, но и достижение определенных выгод для Российской Федерации.

 

Основные положения Киотского протокола, стимулирующие

 

структурное реформирование и экологически безопасное

 

развитие экономики

 

Решение задачи по определению условий и возможностей эффективной и сфокусированной на национальных интересах России реализации положений Протокола выдвигает необходимость учета следующих его положений.

 

Определенные Киотским протоколом обязательства Российской Федерации по разработке и осуществлению политики и мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение устойчивого развития, предусматривают:

 

повышение эфф. использования энергии и сокращение энергоемкости национальной экономики;

 

рациональное ведение лесного хозяйства и сохранение лесного фонда, балансирующего парниковых газов в атмосфере;

 

развитие устойчивых форм сельского хозяйства, адаптированных к изменениям климата;

 

научную разработку и практическое внедрение возобновляемых видов энергии и инновационных экологически безопасных технологий;

 

проведение протекционистской налоговой и бюджетной политики и применение рыночных инструментов в целях экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов со стороны промышленного и транспортного секторов экономики;

 

использование экологически безопасных способов удаления и переработки отходов.

 

В период действия принятых на период с 2008-го по 2012-й год обязательств совокупные антропогенные выбросы парниковых должны соотноситься с базовым уровнем 1990-го года для всех стран, включенных в приложение 1 Киотского протокола.

 

В целях запуска рыночного механизма регулирования отношений по сокращению выбросов ПГ для каждой из Сторон вводится понятие установленного количества выбросов ПГ, измеряемого по базовому году, и понятие сертифицированных единиц сокращения выбросов, которые могут передаваться Сторонами друг другу и прибавляться к установленному количеству. Например, в случаях, когда выбросы ПГ в период действия обязательств оказываются меньше установленного количества, то Сторона может добавлять разницу к установленному количеству на последующие периоды или выставлять ее на продажу.

 

Каждая Сторона за год до начала первого периода действия обязательств должна создать национальную систему по количественной оценке антропогенных выбросов и поглощенной эмиссии ПГ на основе методологий, базирующихся на установленных для всех Сторон руководящих принципах и подлежащих при необходимости пересмотру и корректировке. В качестве одного из базовых понятий вводится условное понятие потенциала глобального потепления, величина которого используется для пересчета в эквивалент диоксида углерода антропогенных выбросов и поглощенной эмиссии ПГ.

 

В целях выполнения своих обязательств любая Сторона реализует утверждаемые участвующими Сторонами проекты, направленные на сокращение выбросов и на поглощение эмиссий ПГ в любом секторе экономики. Передача или приобретение единиц сокращения выбросов осуществляется при обязательном условии их увязки с реализацией конкретного утвержденного проекта. Результаты реализации таких проектов, измеряемые единицами сокращения выбросов или поглощения эмиссий ПГ, обосновываются докладами Сторон.

 

Каждая Сторона, начиная с первого года периода действия обязательств, должна вести ежегодный кадастр антропогенных выбросов и поглощенных эмиссий ПГ. Информация о данных кадастра включается в национальное сообщение в качестве иллюстрации и демонстрации соблюдения обязательств. Периодичность представления этой информации, и порядок учета установленных количеств определяется Конференцией Сторон, которая рассматривает эти вопросы и принимает соответствующие решения в свете наилучшей имеющейся научной информации и сопряженной с ней технической, социальной и экономической информацией.

 

При выполнении обязательств каждой Стороной принимается во внимание, с одной стороны, общая, с другой стороны, дифференцированная ответственность и свои особые национальные и региональные приоритеты, цели и условия в области устойчивого развития.

 

Средством выполнения установленных Киотским протоколом обязательств служат разрабатываемые Сторонами национальные или региональные программы, удовлетворяющие критерию эфф. с позиции затрат и результатов в форме соответствующих количественных показателей, информации или моделей, которые отражают социально-экономические условия каждой Стороны.

 

В первую очередь эти программы касаются энергетики, промышленности и транспорта, и сельского и лесного хозяйства и сферы обращения отходов. Кроме того, программы могут быть направлены на внедрение адаптационных технологий и методов совершенствования территориально-пространственного планирования и размещения производительных сил.

 

В соответствии с Протоколом Стороны, относящиеся к категории развитых стран, через органы управления финансовым механизмом Конвенции предусматривают предоставление новых или дополнительных финансовых ресурсов для покрытия согласованных издержек и передачи технологий развивающимся странам, участвующим в Протоколе, при условии обоснованности потребности в адекватном и предсказуемом потоке средств.

 

В Протоколе определяется механизм чистого развития, целью которого является содействие в достижении конечных целей Конвенции и помощь Сторонам в соблюдении определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов ПГ.

 

В рамках механизма чистого развития для одних Сторон обеспечивается выгода от осуществления деятельности по проектам, приводящей к сертифицированным сокращениям выбросов ПГ, а для других Сторон открывается принцип. возможность использовать сертифицированные сокращения выбросов ПГ в целях соблюдения части их определенных количественных обязательств по сокращению и ограничению выбросов ПГ.

 

Особенности реализации положений Киотского протокола в РФ

 

Киотским протоколом предусматривается создание уникальных механизмов торговли квотами на эмиссии ПГ и реализация совместных программ, что в совокупности может принести России определенную выгоду. Запуск этих механизмов возможен только после обретения ими полноценного юридического статуса посредством принятия соответствующих федеральных законов.

 

В цикле международной передачи квот на эмиссии ПГ возрастает роль частного бизнеса, в то время как участие государственного сектора экономики и усилия правительства в регулировании выбросов ПГ имеют тенденцию к ослаблению. Эта тенденция обусловлена тем, что источником выбросов ПГ является промышленность, использующая ископаемое топливо, и доля негосударственного сектора в структуре промышленности продолжает возрастать. Для России Киотский протокол выгоден тем, что он берет за точку отсчета в качестве допустимого уровня выбросы 1990-го года, когда эмиссия ПГ со стороны отечественных предприятий была максимальной. И это для России означает больший по сравнению с другими Сторонами доступ к международным программам и фондам, которые следует использовать в целях решения проблем энергоэффективности, энергоснабжения и адаптации к климатическим изменениям.

 

Механизм протекции национальных интересов при соблюдении Российской Федерацией договорных обязательств может быть установлен посредством законодательного закрепления соответствующих количественных показателей и критериев, характеризующих экологическую, демографическую и социально-экономическую ситуацию в текущем периоде, и в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Важным аспектом протекции национальных интересов является решение проблемы перехода России к реализации стратегических реформ по переводу экономики страны на наилучшие существующие технологии. Это касается, прежде всего экологически грязных отраслей по добыче и первичной переработке природных ресурсов в топливном, металлургическом, химическом комплексах и других отраслях экономики, указанных в Протоколе. Для проведения таких радикальных эколого-экономических реформ потребуется привлечение значительных инвестиций, в том числе из зарубежных источников. По сути, ратифицировав Протокол, Российская Федерация взяла на себя обязательства гаранта по защите и целевому использованию привлекаемых инвестиций. А от лица Российской Федерации соответствующие органы государственной власти должны будут взять на себя функцию контроля динамики выбросов ПГ с тем, чтобы, во-первых, не допустить их роста, а во-вторых, чтобы повысить экологическую эффективность инвестиций, привлекаемых на технологическую модернизацию производственного сектора. Функцией органов государственной власти должно стать управление экологическими и социально-экономическими результатами инвестиционной деятельности, которые поддаются контролю и количественному измерению.

 

В решении климатических проблем возрастает роль атомной энергетики и использования в ближайшей перспективе инновационных технологий, основанных на быстрых нейтронах, открывающих принцип. возможность широкомасштабного получения энергии из атома и применения замкнутого ядерного цикла для решения проблемы ликвидации ядерных отходов.

 

В комплексе обязательных мер по реализации положений Протокола предусматривается разработка ряда федеральных законов, в том числе о государственном регулировании эмиссии и поглощения ПГ на территории Российской Федерации, о праве собственности на объемы сокращенной эмиссии ПГ, о формировании рынка квот на выбросы ПГ, и нормативных правовых актов о создании национальной системы мониторинга антропогенных выбросов и стоков ПГ.

 

Необходимость дальнейшего развития правовых основ для согласования интересов в области экологии и экономики требует безотлагательного принятия федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду, концепция которого ориентирована на применение технологических нормативов, характерных для наилучших существующих технологий. Экономическим инструментом аккумулирования дополнительных средств на реализацию превентивных природоохранных мероприятий, в том числе на внедрение наилучших существующих технологий, может стать система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению экологического ущерба. Это также потребует принятия специального федерального закона, содержащего нормы по экономической оценке компонентов окружающей среды и процедуре оценки разных видов экологического ущерба, ответственность по возмещению которого подлежит страхованию.

 

Большую часть мероприятий по снижению выбросов ПГ в отраслях экономики, кроме сельского хозяйства, предполагается выполнять в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года. В связи с этим требуется повысить социально-экологическую и экономическую эффективность реализации данной ФЦП с позиции соотношения затрат на отдельные мероприятия данной ФЦП и ожидаемых количественно измеримых результатов от планируемой инвестиционной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Такие мероприятия целесообразно включать и в другие программы, например в ФЦП Развитие гражданской авиационной техники… в целях повышения конкурентноспособности российской продукции на мировом рынке.

 

Необходимо провести уточнение размера средств, требующихся на обеспечение выполнения обязательств по разработке предупредительных мер по адаптации экономики к изменениям климата, созданию системы мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов и регистра учета и контроля перемещения единиц выбросов и сокращений парниковых газов, и на осуществление специальных мероприятий, обеспечивающих участие в механизмах гибкости Киотского протокола, поскольку имеющаяся оценка затрат на эти цели пока не подкреплена никакими расчетами, что снижает ее обоснованность и объективность.

 

Выполнение Киотского протокола должно способствовать структурной перестройке и модернизации, в первую очередь, российской энергетики, на долю которой приходится основная часть эмиссии парниковых газов.

 

Реализация в России положений Киотского протокола потребует создания национальной системы учета эмиссии парниковых газов и поглощения их лесами.

 

В научных кругах до сих пор отсутствует единое мнение по оценке степени влияния последствий хозяйственной деятельности на интенсификацию природно-климатических циклов и их экстремальных проявлений, оказывающих глобальное влияние на климат планеты. Это обусловлено тем, что антропогенное влияние на климат заключается не только в цикле выбросы - поглощение диоксида углерода (СО и других парниковых газов, но и в таких глобальных циклах, как оборот воды, как отражательно-поглотительная способность поверхности планеты по отношению к солнечной энергии, влияние вулканических аэрозолей и других естественных природных факторов.

 

Представляется целесообразным продолжить научные исследования в области влияния различных факторов антропогенного воздействия на климатические изменения и разработать научную концепцию глобального изменения климата.

 

Несмотря на то, что в первый период действия Протокола, это 2008-2012 годы, национальные интересы России ущемлены не будут, так как по самым пессимистическим прогнозам в этот период эмиссии СО2 со стороны России будут ниже, чем установленные на них Киотским протоколом лимиты, необходимо безотлагательно начать работу по формированию эколого-экономических, организационных и законодательных механизмов, обеспечивающих потенциал развития России на последующие периоды действия Протокола.

 

В соответствии с выше изложенным участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ следующее.

 

Президенту Российской Федерации

 

Предложить рассмотреть вопрос о формулировании в составе важнейших направлений внешней политики России, в том числе в международных соглашениях по РКИК, положений о признании статуса России как международного экологического донора и об учете вклада России в поддержание экологического баланса планеты.

 

Предложить предусмотреть в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации позиции по реализации протекционистской бюджетной и налоговой политики в сфере отношений, связанных с выполнением обязательств по Протоколу.

 

В качестве приоритетных направлений внутренней политики, связанных с решением проблем глобального изменения климата, обозначить инновационное развитие атомной энергетики и применение новых методов использования внутренней энергии атома для решения энергетических проблем.

 

Правительству Российской Федерации

 

Рассмотреть вопрос о включении начиная с 2005 года в ежегодные планы по разработке нормативных правовых актов специального раздела законодательства, обеспечивающего эффективную реализацию в Российской Федерации положений Протокола и выполнение обязательств по Протоколу.

 

Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона О государственной политике и экономическом механизме регулировании эмиссии и поглощения парниковых газов в Российской Федерации, в котором следует урегулировать вопросы о праве собственности на объемы сокращенной эмиссии ПГ, о создании рынка квот на выбросы ПГ, и принять иные нормативные правовые акты, связанные с формированием и функционированием национальной системы мониторинга антропогенных выбросов и стоков ПГ.

 

В указанном законе необходимо предусмотреть следующие важнейшие положения:

 

сформулировать принципы государственной политики в области эмиссии и поглощения ПГ;

 

определить полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации положений Киотского протокола;

 

установить порядок инвентаризации, ведения государственного кадастра ПГ и государственного регистра их эмиссии и поглощения для создания национальной системы оборота квот на эмиссию ПГ;

 

урегулировать отношения в области мониторинга, учета и государственного контроля выбросов ПГ, и закрепить экономический механизм по стимулированию сокращения эмиссии и увеличения поглощения ПГ;

 

использовать систему технологического нормирования ПГ, ориентированную на наилучшие существующие технологии и технологические (или технические) нормативы;

 

обеспечить страхование рисков в случае невыполнения обязательств по Протоколу;

 

уточнить процедуру независимой экспертизы проектов совместного осуществления.

 

Установить национальный резерв на эмиссию ПГ и определить в этом резерве специальную квоту для вновь построенных после 1990 года предприятий. Предусмотреть значительные льготы для новых предприятий при распределении квот на эмиссию ПГ.

 

В целях объективного и корректного проведения процедуры инвентаризации для установления количеств ПГ, составляющих квоты, провести ревизию соответствующих методик и обеспечить легитимность их применения.

 

Разработать и принять нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие меры по реализации вариантов соглашений в рамках Киотского протокола, в том числе проектов совместного осуществления, и организовать их реализацию в первую очередь в отраслях энергетики, жилищно-коммунального хозяйства.

 

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации должны регулировать:

 

процедуру инвентаризации ПГ;

 

создание и ведение национального кадастра выбросов ПГ;

 

ведение регистра сделок на рынке квот и реестра изменения квот;

 

систему учета, отчетности, контроля и верификации в области эмиссии и поглощения ПГ.

 

В первом полугодии 2005 года разработать формы национального регистра сделок и реестра изменения квот, и порядок взаимодействия субъектов, принимающих участие в использовании механизмов Киотского протокола.

 

Дополнить проект Комплексного плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в Российской Федерации Киотского протокола следующими положениями:

 

о правовом закреплении национальной системы переуступки прав на выбросы парниковых газов и ведения государственного реестра передачи прав на эмиссии ПГ м. российскими и иностранными юридическими лицами;

 

о порядке распределения разрешений на эмиссии ПГ м. хозяйствующими субъектами Российской Федерации, являющимися эмитентами ПГ;

 

о порядке ведения государственного реестра эмитентов ПГ и инвентаризации эмиссии ПГ со стороны предприятий.

 

Разработать и подготовить к подписанию межправительственные соглашения о сотрудничестве в области реализации проектов совместного осуществления со странами - основными участниками этих проектов: Данией, Испанией, Италией, ФРГ, Финляндией, Австрией, Нидерландами, Японией, Канадой.

 

Рассмотреть вопрос о подписании подобного соглашения с Европейским Союзом в целом.

 

При формировании проектов Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, и на среднесрочную и долгосрочную перспективу в качестве методологической основы шире использовать программно-целевой подход к прогнозированию, обеспечивающий концентрацию системных усилий для достижения конкретных целей по решению приоритетных задач в области экологоориентированной структурной реформы экономики, в сфере экологической модернизации производительных сил и при осуществлении других мер на уровне отраслей, производственных комплексов и отдельных предприятий в контексте обязательств по Протоколу.

 

В государственных прогнозах и соответствующих федеральных целевых программах в контексте решения проблем глобального изменения климата считать важнейшим направлением инновационное развитие атомной энергетики и интенсивный поиск новых методов использования внутренней энергии атома для решения энергетических проблем.

 

2.1 При формировании проекта федерального бюджета на очередной год обеспечить реализацию политики бюджетного протекционизма деятельности, служащей достижению конечных целей Протокола по сокращению эмиссий парниковых газов.

 

2.1 Составить перечень, провести оценку и разработать финансово-экономическое обоснование государственных функций, которые подлежат реализации в соответствии с положениями Протокола и, следовательно, закреплению в составе бюджетной классификации Российской Федерации.

 

2.1 Образовать при Правительстве Российской Федерации межведомственную комиссию по вопросам предотвращения негативных социально-экономических последствий в цикле выполнения Россией обязательств, налагаемых Протоколом, и установить обязанности и персональную ответственность ее членов в случае неэффективных действий или бездействия.

 

2.1 Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный в Российской Федерации за взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по реализации положений Киотского протокола.

 

2.1 Разработать механизм мобилизации финансовых ресурсов из государственных и негосударственных источников, в том числе иностранных инвестиций, на экологическую модернизацию производства и внедрение наилучших существующих технологий в целях создания резерва и определенного потенциала для экономического роста в последующие периоды действия Протокола.

 

2.1 Оказывать всемерное содействие внедрению отечественных инновационных проектов, обеспечивающих энергоэффективность, энергосбережение и представляющих собой экологически чистые производства и виды транспорта.

 

Федеральному Собранию Российской Федерации

 

Определить в качестве приоритетной разработку проекта федерального закона О государственной политике и экономическом механизме регулирования эмиссии и поглощения парниковых газов.

 

Оказать содействие в разработке и безотлагательном принятии проекта федерального закона О плате за негативное воздействие на окружающую среду, концепция которого основывается на применении системы технологического нормирования, ориентированной на показатели техногенного воздействия на окружающую среду, характерные для наилучших существующих технологий, обозначенных в Протоколе.

 

Обеспечить развитие законодательства в области атомной энергетики, в том числе регулирующего использование инновационных ядерных технологий замкнутого цикла в целях расширенного энергообеспечения и ликвидации ядерных отходов.

 

Инициировать разработку и принятие проекта федерального закона в области государственного регулирования системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению ущерба окружающей среде в Российской Федерации в целях создания механизма по

 

аккумулированию дополнительных средств на реализацию превентивных мероприятий, в том числе направленных на сокращение эмиссии ПГ и заявляемых к реализации в соответствии с проектами совместного осуществления, предусмотренными Протоколом.

 

В целях сокращения образования и повышения эфф. сферы переработки отходов рассмотреть вопрос о принятии проекта федерального закона в области обращения упаковки и упаковочных отходов, концепция которого содержит и национальный, и трансграничный аспекты решения проблемы и направлена на достижение целей, заявленных в Протоколе.

 

Российской Академии наук

 

Разработать методологические и методические подходы к оценке и учету вклада России в поддержание экологического баланса планеты.

 

Продолжить научные исследования в области влияния различных факторов антропогенного воздействия на климатические изменения и разработать научную концепцию глобального изменения климата.

 

Рекомендации подписаны:

 

Председателем Комитета Государственной Думыпо экологии В.А.Грачевым;

 

Председателем Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму В.Г. Драгановым;

 

Председателем Комитета Государственной Думы по международным делам К.И.Косачевым.

 



Записка. Балаковские минеральные удобрени. Энергосберегающие системы жилых. Российские металлурги раскрыли к.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0147
 
Яндекс.Метрика