Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Киотский протокол

Сергей Николаевич, Киотский протокол вступил в силу. МЭРТ на днях обнародовал план сокращения выброса парниковых газов, то есть, к 2010 году добывающим предприятиям предписано сократить потери газа на 47 млрд. кубометров, энергетикам повысить эффективность использования топлива на 8%, муниципалитетам увеличить вдвое темпы обновления сетей теплоснабжения и природоохранным ведомствам добиться повышения на 15-25% темпов воспроизводства лесов. Понятно, что все эти меры требуют определенных усилий и затрат. Андрей Илларионов говорит, что меры, которые нужно применять в рамках реализации Киотского протокола, приведут к существенным потерям и замедлению темпов роста экономики. С Вашей точки зрения, реализация Киотского протокола – тяжелое бремя или же, напротив, положительный фактор и стимул к развитию? Однозначно - второе. Я внимательно отслеживаю последние выступления Андрея Николаевича и меня удивляет последовательность в его выступлениях и комментариях. Я бы не хотел сильно дискутировать с ним, потому что не раз высказывал свою точку зрения на этот счет. Мне трудно определить в рассуждениях г-на Илларионова, просто ли это неправильные трактовки некоторых данных или незнание Киотского протокола как такового, потому что до сих пор часто можно встретить в его высказываниях, что «Китай и Индия даже не подписали Киотский протокол, хотя они являются сторонами Киотского протокола». Развивающиеся страны не имеют обязательств по Киотскому протоколу! В работах уважаемого советника Президента набор незначительных с первого взгляда неточностей выстраивает в целом неправильную картину в отношении Киотского протокола. Киотский протокол мог быть ограничителем какого-то роста только в одном случае: если бы этот рост был экстенсивным, шел по сценарию business is usual, то есть, все наши тепловые электростанции, как имели на десятки процентов КПД ниже западного, так и имели бы, а все наши производства не задумывались об энергосбережении, о ресурсосбережении и точно также относились бы к нелегальным рубкам леса и т.д. Только в таком случае Киотский протокол мог гипотетически этот рост ограничить. Но такой экономический рост сейчас тоже невозможен. Мы не можем говорить ни о каком удвоении ВВП, исходя из предположения, что экономический рост должен осуществляться такими методами. Рост возможен только в том случае, если будут внедряться энергоэффективные технологии, если в ЖКХ будет налаживаться порядок: будут сокращаться утечки тепла, газа, воды и т.д. Киотский протокол – механизм достижения удвоения ВВП. Он является стимулом для развития правильной системы ведения экономики, с помощью которого возможно достижение заветной цели удвоения ВВП. Энергоэффективность производства в том состоянии, в каком она есть, в три раза ниже аналогичного производства в развитых странах. Понятно, что при этом говорить о бесконечном раскручивании и развитии по такому сценарию просто физически невозможно. В таком случае Киотский протокол дает методологический инструментарий для приведения нашей перекошенной и неправильной экономики в нормальное состояние. Сейчас не только Илларионов, но и Немцов высказывается о том, что Киотский протокол плох и что он ограничивает рост российской экономики. Надо подписаться под этими словами – Киотский протокол может ограничить рост России по грязному сценарию, да и то с сильной натяжкой, потому что такой грязный рост невозможен. Что здесь более тревожно? Господа высказываются и высказываются (история рассудит, не так долго ждать), но есть риск другого свойства, признаки которого тоже сейчас стали появляться, поскольку в Министерстве экономического развития и торговли все подсчитано. За исключением господ Илларионова и прочих никто не сомневается, что в первый период обязательств 2008-2012 г.г. Россия не выходит за рамки выбросов. За каждый год этого периода она не должна превышать уровня выбросов 1990 года. Похоже, что при любом сценарии, даже самом отвратительном и грязном, этого не случится. У наших министерств и ведомств возникает соблазн, что если нам ничего не грозит, то и делать ничего не надо. Давайте, просто этот документик иметь в виду, положим его под сукно и забудем про него. А придет время договариваться о следующем бюджетном периоде, будем думать. А специальных политик и мер, которые должны проводиться по Киотскому протоколу, особенно не будем придерживаться. Придет время менять оборудование на тепловой станции, и поменяем, все равно это будет оборудование, поддерживающее Киотский протокол, что-то будет делаться. Это большой риск, потому что Киотский протокол дает шанс сейчас перестроить экономику, то есть, весьма плавно без каких-то серьезных стрессов, без серьезных трудностей использовать эту схему, инструментарий, предложенный протоколом, для перестройки экономики на нормальные цивилизованные рельсы. Президент говорит о том, что надо уходить от исключительной направленности нашей экономики только на ресурсодобывающую зависимость, надо развивать новые технологичные производства, надо создавать технопарки. Киотский протокол и является всем этим. Многие в Киотском протоколе видят только механизмы гибкости: торговля квотами, проекты совместного осуществления. Но он гораздо шире, выгода от него может быть не в том, сколько мы продадим квот или переуступим квот в рамках проектов совместного осуществления, но и в том, что этот инструментарий позволит нам приступить к перестройке экономики. Меры, о которых говорит МЭРТ, посильны для российской экономики? Они вполне посильны. Эти ориентиры не взялись с чистого листа, энергетическая стратегия России, которая год-два назад была одобрена промышленностью, уже содержала эти позиции. Это не весьма афишировалось, но сейчас настало время об этом говорить. Схема реформирования РАО ЕЭС, против которого с таким ожесточением выступает г-н Илларионов, по силе кампании сравнима с кампанией, которую он ведет против Киотского протокола. Эта реформа позволяет добиться вышеназванных цифр. Что касается лесного хозяйства, там труднее, потому что у нас в рамках той самой замечательной административной реформы практически на года была заблокирована деятельность Рослесхоза – органа, который должен заниматься инвентаризаципей лесов и т.д. С лесом будет потруднее, у нас весьма сильна традиция нелегальных рубок и мы можем видеть каждый день решение правительства о переводе земель лесного фонда в нелесной фонд и т.д. Что касается энергетических цифр, то другого пути нет. Экономика будет «падать», если не предпринимать меры, которые позволят достигнуть цифр озвученных МЭРТом. У нас была миссия МВФ, который дал рекомендации такого же плана. Зависимость экономики от простого решения – качай нефть – путь ведущий в никуда!

 



Старая энергетика отдыхает. Киотский протокол. Строим ЭКОДОМ Как улучшить свои. Новая концепция эффективного кондиционирования воздуха в телекоммуникационных и компьютерных помещениях.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.006
 
Яндекс.Метрика