Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Энергорынок нуждается в финансов

Президент ООО «Укрэнергоконсалтинг» Александр Сагура: «Энергорынок нуждается в финансово и технологически мощной сбытовой инфраструктуре»

 

«Укрэнергоконсалтинг» активно сотрудничает со многими отечественными облэнерго по различным направлениям их деятельности. По мнению президента ООО «Укрэнергоконсалтинг» и председателя Совета оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) Александра Сагуры, неэффективная работа энергосбытовой инфраструктуры не только влечет за собой миллиардные убытки для отрасли и ее потребителей, но и стопорит рыночные реформы в отрасли. Для решения этих проблем облэнерго, лидирующие по своим экономическим показателям, и ведущие специалисты отрасли, предоставляющие консалтинговые услуги, должны поделиться своим опытом с остальными энергопоставщиками

 

— Консалтинговая фирма, предоставляющая услуги облэнерго, — сравнительно новое явление в отечественной энергетике. Это украинское ноу-хау или общемировая практика?

 

Вмировой энергетике использование услуг консалтинговых центров — общераспространенное явление. Как пришли к этому мы? Я бы начал с предыстории. Реструктуризация электроэнергетики по функциональному принципу, про­веденная в середине девяностых, предусматривала последующую ско­рую приватизацию областных энергопоставляющих компаний. Предполагалось, что одновременно будут совершенствоваться конкурентные механизмы в энергорынке, и будет повышаться роль Совета оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) как договорного объединения участников. но в силу объективных экономических причин приватизация облэнерго была остановлена на полпути, а рыночные преобразования в электроэнергетике застопорилмсь. Отрасль оказалась в «подвешенном» состоянии. С одной стороны, полноценный самоорганизующийся рынок электроэнергии с четко струк­турированными группами собствен­ников и адекватной нормативно-пра­вовой базой так и не был создан. С другой, бывшее Минэнерго с исчезновением планово-распределитель­ной экономики утратило прежние рычаги административного влияния. На каком-то этапе это привело к тому, что внутриотраслевые связи м. субъектами оказались разорванными, а облэнерго остались в изоляции. Отрасль погрузилась в информационный вакуум. Отсутствовала научно-методологическая поддержка энергокомпаний со стороны органов госуправления, отсутствовал обмен опытом м. самими субъектами. Поэтому возникновение «Укрэнерго-консалтинга» в 2002 году являлось попыткой создания для энергопоставщиков центра методологической и экспертно-консультативной помощи. Потребность в такой структуре назревала давно, и идея была поддержана как акционерами, так и менеджерами. В нашу фирму были приглашены лучшие специалисты отрасли из 10 регионов страны.

 

Первыми нашими клиентами стали семь облэнерго, среди которых есть как приватизированные, так и государственные компании. Это «Запорожье-», «Львов-», «Полтава-», «Прикарпатье-», «Сумы-», «Тернополь-» и «Черниговоблэнерго». С каждой из них мы имеем пакет договоров по различным направлениям услуг: обеспечению 100%-ных расчетов, ликвидации сверхнормативных потерь, возврату старых долгов потребителей, и по ряду других услуг технического, финансового и юридического характера. Следует сказать, что идея создания консалтингового центра себя оправдала. Все семь компаний уже давно обеспечивают 100%-ные расчеты с оптовым рынком, а «Полтава-», «Сумы-» и «Черниговоблэнерго» лидируют в рейтинге крупнейших энергокомпаний по экономическим показателям. Им, в ча­стности, удалось полностью ликвидировать сверхнормативные потери электроэнергии. Остальные компании планируют покончить со «сверхнормативом» к концу этого года.

 

— Почему контракты были подписаны именно с этими семью облэнерго?

 

Эти компании можно отнести к облэнерго так называемой «первой волны приватизации». Различные доли их уставных фондов оказались под контролем одной группы акционеров. На каком-то этапе акционеры осознали, что успешная работа энергокомпаний возможна только при профессиональной методологической поддержке. По инициативе этих акционеров и родился «Укрэнергоконсалтинг».

 

Однако наша фирма является самодостаточной, и мы не замыкаемся на работе с семью облэнерго. Отдельным направлением для нас является участие в совершенствовании нормативно-правового поля в энергетике. С этой целью «Укрэнергоконсалтинг» аккредитован как официальный консультант при НКРЭ и парламентском комитете по ТЭК. Много внимания наша фирма уделяет изучению мирового опыта. В частности, весной этого года наши специалисты и менеджеры семи облэнерго в ходе поездки в Германию детально изучали особенности устройства германского энергорынка, и опыт работы тамошних дистрибьюторов. По мере накопления опыта и знаний мы расширяем круг клиентов, считая, что нашего потенциала достаточно для обслуживания большего количества клиентов.

 

Наиболее волнующей проблемой для энергопоставщиков является, конечно же, проблема сверхнормативных потерь электроэнергии, которые служат базовой причиной убытков. Поэтому наиболее востребованной для них является именно наша помощь в борьбе с потерями электричества. Формы нашего сотрудничества с облэнерго могут быть разнооб­разными. Весной этого года, к примеру, «Укрэнергоконсалтинг» провел энергоаудит в «Волынь-» и «Донецкоблэнерго», по результатам которого для компаний были разработаны комплексные планы действий по ликвидации сверхнормативных потерь. Теме «сверхнорматива» было также посвящено несколько научно-практических конференций, которые мы провели для разных компаний.

 

Помимо сотрудничества с украинскими предприятиями, «Укрэнергоконсалтинг» пытается выйти на международный рынок: ведутся переговоры с энергокомпаниями России и Беларуси.

 

— В июне состоялось открытое заседание Межведомственной комиссии по реализации Концепции функционирования и развития ОРЭ. На заседании, в частности, речь шла о том, что отечественные облэнерго можно разделить на две группы. Одни компании стабильно обеспечивают 100%-ную оплату и приближают уровень сверхнормативных потерь к нулевой отметке. Другие же остаются по своим показателям хроническими аутсайдерами и тянут отрасль вниз. Чем можно объяснить подобный раздел?

 

В цикле работы с различными компаниями мы пришли к интересному выводу: результаты работ облэнерго по борьбе с теми же сверхнормативными потерями зависят не от специфики предприятия и даже не от размера тарифа на передачу электроэнергии. В основе всего лежит морально-психологический фактор. А именно— насколько руко­водители компании осознают степень важности проблемы, в каком психологическом состоянии находится трудовой коллектив и насколько он мотивирован, присутствует ли в компании корпоративный дух, представляет ли она собой сплоченную единую команду, нацеленную на достижение общего результата. Мы, как консалтинговая компания, можем подготовить для облэнерго системный план снижения потерь электричества, который бу­дет включать в себя полный комплекс организационных, финансо­вых и технических мероприятий. но если у руководителей и у трудового коллектива предприятия отсутствуют должная мотивация и настрой, план не будет реализован.

 

— Представители Минтоп­энерго заявляют, что розничный тариф на электроэнергию мож­но «оптимизировать» путем сни­жения тарифов на передачу для облэнерго. Означает ли это, что расценки на услуги энергопоставщиков завышены?

 

Если мы хотим и дальше те­рять в энергосистеме каждый пятый киловатт-час, если мы хотим, чтобы энергосбытовый сектор продолжал дестабилизировать работу ТЭКа, а реформы в отрасли оставались делом далекого будущего, можно сэкономить на сбытовой инфраструктуре. Мне кажется, что попытки решить те или иные проблемы энергетики за счет облэнерго основаны на стереотипах, которые выработались у отраслевых руководителей в годы бар­терной экономики. остро стоял вопрос физической выживаемости энергосистемы. В условиях тотального безденежья главной задачей являлась поставка дефицитного топлива на электростанции. Об электропередающей инфраструктуре или потерях в сетях никто не думал, а об облэнерго вспоминали только как о злостных неплательщиках.

 

Однако времена изменились, и на данный момент энергетика должна начинаться от потребителя. Потом уже следуют электросети и поставщики, оптовый рынок и генерация. С принятием Концепции функционирования и развития ОРЭ мы задекларировали курс на создание в Украине конкурентного энергорынка, отвечающего принципам Европейской Энергетической Хартии и соответствующим директивам Евросоюза. Краеугольным принципом этих документов является правило, согласно которому потребитель должен иметь свободу выбора поставщика. на данный момент в западноевропейских странах потребитель может покупать электроэнергию не только у соседней энергокомпании, но даже в другой стране., энергопоставляющие компании во множественных странах Европы могут выходить на оптовый рынок и свободно выбирать себе продавца. И если мы хотим внедрить в Украине аналогичную конкуренцию на розничном и оптовом рынках электроэнергии, нам не обойтись без технологически развитой сбытовой ин­фраструктуры. Это когда облэнерго сможет гарантировать своему потребителю стабильные поставки качественного товара в требуемых объемах, когда в энергосистеме будут присутствовать современные системы и приборы учета электроэнергии, которые позволят точно просчитать потоки электроэнергии в почасовом режиме, начиная с маги­стральных ЛЭП и заканчивая каждым потребителем.

 

Что же мы имеем на на данный момент в Украине? Постоянные отключения сотен населенных пунктов из-за непогоды, нерациональную структуру электросетей, износ оборудования более чем на 50%, а также отсутствие точного учета электроэнергии, когда руководители множественных облэнерго не знают даже баланса перетоков в собственной компании. О каком рынке с подобной базой может идти речь?

 

Что касается доли услуг облэнерго в розничном тарифе, то она у нас ниже среднемировых показателей, которые колеблются на уровне 40%. Ниже мировых и сам размер тарифов на передачу. Мы проанали­зировали результаты выполнения инвестиционных программ в семи облэнерго в 2003 году. Так вот, при существующих расценках на услуги поставщиков говорить о возможнос­ти модернизации электросетей в значительных объемах не представ­ляется возможным. Речь можно вести скорее о замедлении цикла старения инфраструктуры. Не следует забывать, что в отечественную энергетику не вкладывали денег более 10 лет. Все наше энергетическое хозяйство требует больших инвести­ций, и перетягиванием одеяла проблему здесь не решить.

 

— Почему же многие облэнерго не выполняют инвестиционные программы, преду­смотренные в тарифах на передачу электроэнергии?

 

Я бы не стал всех энергопоставщиков «грести под одну гребен­ку». У семерки компаний, с которыми мы сотрудничаем, проблем с реали­зацией инвестиционных планов не возникает. Да, программы периоди­чески приходится пересматривать на что имеются объективные первопричины: меняются цены, меняются условия поставщиков оборудования. Од­нако изменения в инвестиционных направлениях наши компании четко согласуют с НКРЭ, и никаких претен­зий со стороны регулирующего ор­гана к ним не возникает. Думаю, что благополучно обстоят дела с реали­зацией инвестпрограмм и во множественных других облэнерго, в частности, приватизированных.

 

Что касается компаний, допускающих срывы в выполнении инвестобязательств, базовой причиной этого является финансовая разбалансированность предприятий вследст­вие недостаточно эффективного сбо­ра средств с потребителей и тех же сверхнормативных потерь. все - таки «сверхнорматив» — это ничто иное, как прямые убытки компании. Как известно, розничный тариф складывается из оптовой цены и платы за услуги по передаче и по­ставке электричества. Так вот, каждый потерянный для облэнерго киловатт-час — это недополученный доход за собственные услуги плюс наращивание долга перед госпред­приятием «Энергорынок». Всего в Украине в 2003 году утеряно сверхнорматива 9 млрд. кВт-час, что озна­чает 1,8 млрд. грн. прямых убытков энергопоставщиков. Кроме того, компания в случае высоких сверхнормативных потерь и низких расчетов подпадает под действие штрафных санкций НКРЭ в ви­де понижающих коэффициентов. В результате облэнерго работает с постоянным дефицитом оборотных средств, что выливается в сокращение капвложений и срыв инвестпрограмм и что,, не поз­воляет компании снизить потери. Получается замкнутый круг.

 

— Насколько поможет решить энергосбытовые проблемы создание НАК «Энергетическая компания Украины»?

 

Задачи, которые стоят перед НАК как в секторе генерации, так и в сфере энергопост * , очевидны. Мне кажется, что успех решения этих задач будет во многом зависеть от мотивации персонала и профессио­нализма той команды, которая при­дет в НАК. Олег Викторович Дубина отличается умением «сплачивать ряды» для достижения серьезных целей. Думаю, что «Энергетическая компания Украины» имеет неплохие перспективы.

 

Павел КЛИМЕНКО (Инвестгазета № 28 (45 от 13.07.04г.)

 

Источник: http://chernigivoblenergo.com.ua

 



Будем строить экодом. Проект. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ Р. Деловая Германия.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0111
 
Яндекс.Метрика