Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Рынок квот на выбросы парниковых газов

Обычно, когда пишут о рынке квот на выбросы парниковых газов, то концентрируются на вопросах, лежащих на поверхности: кто будет покупать российские квоты и по какой цене, не слишком ли строги ограничения Европейского Союза на торговлю и, наконец, когда на рынок вернется Америка? Рассуждая на эти темы, обычно приходят к не весьма оптимистичным выводам – на данный момент цены низки, покупатели пока не становятся в очередь, что происходит в Америке ­ не ясно и вообще Киотский протокол не оправдывает возлагавшихся на него надежд. В этой аналитической статье мы предложим более глубокий взгляд на Киотский протокол и на установленные им квоты, которыми Россия щедро наделена.

 

Киотский протокол установил квоты на выбросы парниковых газов для развитых стран. Россия – одна из них. Ее квота на период 2008-2012 гг. составляет примерно 15 млрд. тонн СО2 эквивалента. Плюс к этому Россия может увеличить свою квоту за счет проектов, связанных с лесовосстановлением, лесоразведением и устойчивым лесопользованием. При рациональном управлении этим новым ресурсом России хватит его с избытком, чтобы покрыть нужды отечественного производства в выбросах парниковых газов. При нормальном сценарии развития российской экономики «профицит» углеродного бюджета составит 3-4 млрд. тонн СО2 эквивалента. Квота России за пределами 2012г. – предмет отдельных переговоров, которые начнутся в недалеком будущем. Кроме России, только Украина и некоторые страны Восточной Европы хорошо обеспечены этим ресурсом, в то время как страны ОЭСР испытывают некоторый дефицит углеродного бюджета. Это обстоятельство определяет их положение как покупателей на рынке квот – это хорошо известный факт. Мы хотим отметить, что есть и другие, более глубокие последствия. Дефицит квот приводит к удорожанию энергоемких производств в странах ОЭСР, а значит, благодаря Киотскому протоколу российские производители получают конкурентные преимущества на рынках этих продуктов. Различные рынки связаны м. собой и обладание «киотской» квотой принесет российскому бизнесу доходы на том или ином звене воспроизводственной цепочки.

 

Сопряженные рынки

 

Экономические эффекты от вступления Киотского протокола в силу не сводятся лишь к прямым доходам от торговых операций на рынке квот на выбросы парниковых газов. Подавляющая часть доходов от Киотского протокола реализуется через перенос стоимости квоты на российские товары, потребляемые как внутри страны, так и идущие на экспорт. Российская энергетика, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт, сельское и лесное хозяйство получают конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными производителями. Причина этого заключается в том, что зарубежные производители будут испытывать дефицит квот, а российские получат их в необходимом объеме с учетом перспектив экономического развития.

 

Российское государство само вправе определить, как распорядиться квотами и как их раздать отдельным товаропроизводителям. Россия может поддерживать экспорт ряда товаров, не вступая в противоречие с правилами ГАТТ и ВТО.

 

Отдельного внимания заслуживает газовая отрасль. Европейский Союз делает ставку на увеличение доли природного газа в энергобалансе. Если Россия не будет демпинговать на европейском рынке «голубого топлива», то газовая отрасль может существенно выиграть на резком повышении цен на природный газ после вступления Киотского протокола в силу, которое произойдет сразу после того, как Россия его ратифицирует.

 

Профицит российского бюджета выбросов создает уникальные возможности для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом рынке. Но эти преимущества весьма легко потерять, если не относится к квотам как к новому природному ресурсу, имеющему ценность не только и не столько из-за того, что его можно продать на углеродном рынке, а потому, что от обеспеченности этим ресурсом зависит успешность функционирования экономики страны в целом. Стоимость нового ресурса (квот на выбросы) переносится на стоимость товаров и услуг. И если на данный момент формирующийся рынок квот не сулит колоссальных доходов, то не надо делать поспешных выводов, а посмотреть, как обладание этим ресурсом повлияет на положение российского бизнеса на сопряженных традиционных рынках, например, электроэнергии, целлюлозы, алюминия, газа и т. п.

 

Политика использования квот на выбросы

 

Как природный ресурс бюджет выбросов (квота) должен быть объектом политики оптимального использования на долгосрочную перспективу. стоимость квот, как невозобновимого ресурса, будет определяться альтернативными издержками их использования. Такой подход включает в себя гораздо больше, чем простые спекуляции о цене квоты в ближайшем будущем. Чтобы сделать адекватные выводы на этот счет, следует принять во внимание деятельность на связанных рынках и последствия для здоровья населения. Предварительная оценка стоимости российского бюджета выбросов ПГ составляет сотни миллиардов долларов США только в первый бюджетный период (2008-2012 гг.). Чистая экономическая стоимость будет несколько ниже, учитывая необходимые управленческие затраты.

 

Из вышесказанного следует три важных вывода:

 

Бюджет выбросов ПГ России – новый природный ресурс, требующий разработки национальной политики для его устойчивого и эффективного использования; Основная ценность бюджета выбросов парниковых газов России образуется не от операций на мировом углеродном рынке, а от внутреннего потребления и операций на рынках других товаров и услуг (природный газ, электричество и др.); Прямая оценка стоимости природного ресурса должна основываться на альтернативной стоимости квот на выбросы парниковых газов. Учитывая неопределенности углеродного рынка и «погоню за рентой» некоторых российских и международных трейдеров, Россия должна следовать весьма консервативной политике на мировом рынке квот на выбросы парниковых газов, по крайней мере, в течение нескольких ближайших лет. В то же время внутренняя политика должна стимулировать инициирование технологических инноваций и обеспечивать защиту окружающей среды на национальном и региональном уровнях.

 

Стратегия бизнеса

 

Бизнес и государство в целом должны позаботиться о рациональном использовании квоты. Для этого, как минимум, эту квоту надо определить. Первый шаг на пути определения квоты – аккуратная инвентаризация выбросов. Опыт РАО «ЕЭС России» тому подтверждение. Следующий шаг – независимая оценка инвентаризации и регистрация выбросов. Затем – переговоры с государством о выделении квоты.

 

Обращаясь к опыту зарубежных компаний, например, «Бритиш Петролеум» можно порекомендовать следующее. Компания добровольно берет на себя обязательство по ограничению выбросов и тем самым устанавливает свой бюджет. Далее регистрирует его и регистрирует верифицированные результаты ежегодного мониторинга. Когда придет время установления квот правительством, компания сможет представить документированные подтверждения сокращений выбросов, полученных благодаря реализации соответствующих проектов. В конечном итоге, такие добровольные действия направлены на то, чтобы решить наиболее важный вопрос, волнующий бизнес, правительство, общественность: как преодолеть барьер на пути инвестиций в российские «углеродные» проекты, как максимально задействовать потенциал малозатратных мероприятий на благо климата, экономики страны и ее населения. Обладание квотой (пусть даже пока и условное) повысит капитализацию компаний, а значит, повысит ее возможности по привлечению инвестиций.

 



RAND CORPORANION и проблема ГОЭЛ. Проблемы рационального использов. НЕДАШКОВСЬКИЙ Ю. Современная теплоизоляция для инженерных систем.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0037
 
Яндекс.Метрика