Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Энергосбережение — это учет

— Алексей Семенович, каковы основные программы по энергосбережению, реализуемые Комитетом в настоящее время?

 

— В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга N 49, принятым так же в октябре 1997 года, ежегодно составляются и утверждаются программы по энергосбережению в городском хозяйстве Петербурга, и отчеты об их исполнении представляются в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. В настоящее время реализация энергосберегающих программ приобретает дополнительную значимость, так как позволяет не только уменьшить расход энергоресурсов, но и значительно снизить бюджетные ассигнования на энергопотребление. Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в 2000 году составил около 100 млн. рублей, или 80 тыс. тонн условного топлива.

 

Основные направления нашей работы — адресные программы по установке приборов учета потребления тепла по организациям бюджетной сферы; по внедрению преобразователей частоты на насосных станциях и котельных ГУП ТЭК СПб и ГУП Водоканал СПб; реконструкции ЦТП с установкой пластинчатых теплообменников; реконструкции инженерных коммуникаций с использованием современных энергосберегающих технологий; реконструкции встроенных и пристроенных котельных. Основная программа, которую в настоящее время ведет наш комитет в области энергосбережения, — введение адресного учета энергопотребления. базовой рычаг энергосбережения — это инициирование действий по энергосбережению на местах, будь то предприятия или жилой фонд: чем выше будет установлен тариф, тем больше будет предприятие или частное лицо экономить тепло и горячую воду. У нас в Петербурге установлен норматив в 150 литров горячей воды на человека и 220 л холодной воды, а в западных странах этот норматив соответственно в 2 и 3 раза меньше.

 

— Каков процент выполнения программы по установке приборов учета?

 

— Адресная программа учета потребления тепла реализуется с 1998 года. В ее основе — постановление Правительства Российской Федерации N 588, предписывающее оснастить к 2003 году приборами учета всю бюджетную сферу. В 1998 году было установлено около 300 приборов, в 1999 — 102 В 2000 году планировалось установить 620 приборов, но мы смогли превысить эту цифру и установили 629 устройств. Если в 2001 году мы, согласно плана, установим так же около 300 приборов, то выйдем на оснащение 75% предприятий бюджетной сферы. Кроме бюджетных организаций, приборы учета тепла устанавливают и многие ЖСК, банки, производственные предприятия. Приборный учет позволяет перейти к оплате не по расчетному показателю теплопотребления, но за реально полученное тепло.

 

— Кто производит приборы учета?

 

— Наиболее современные образцы оборудования производятся западными фирмами. но решение мы должны принимать не только исходя из качества, но и цены, а изделия Шлюмберже, Камструп, Данфосс при всем их качестве и всемирном авторитете производителей стоят значительно дороже отечественных продуктов. Кроме того, их внедрению препятствует наша открытая система теплоснабжения, поэтому, прежде чем рекомендовать прибор для использования, мы требуем предоставить данные о работе прибора в открытой системе. В последнее время появились и качественные российские приборы учета. В реестр государственных поставщиков занесены изделия НПО Взлет, Вымпел, Энергия. В настоящее время свои предложения сделали 16 фирм.

 

— А достаточно ли современны отечественные приборы?

 

— Основные требования к приборам — долговечность и надежность. Сертификационные испытания показывают, что отечественное оборудование вполне способно работать, в том числе в открытой системе горячего водоснабжения. Но есть так же одно важное требование — принцип. возможность интеграции приборов в единую информационную систему, позволяющую автоматически вести учет энергопотребления. Поэтому в конкурсной документации мы требуем, чтобы прибор мог передавать информацию по модему, что позволит в будущем автоматизировать учет тепла, автоматически регулировать режим сетей.

 

— Если установка приборов выгодна, то почему эта программа не приобрела массового характера?

 

— Действующий Закон об энергосбережении Российской Федерации носит декларативный характер и требует новой редакции. В редакции 1996 года этот документ провозглашает вечные истины — что надо рачительно расходовать энергию, заниматься энергосбережением. Но статей прямого действия — кто за что отвечает, кто чем занимается — в этом законе нет. Несколько лет назад мы подготовили свой региональный вариант Закона об энергосбережении, в котором был разработан механизм заинтересованности предприятий в энергосбережении. Было подготовлено положение о фонде энергосберегающих технологий, в котором предполагалось аккумулировать средства на внедрение энергосберегающих мероприятий. В 1997 году был принят закон Санкт-Петербурга О внебюджетном фонде энергосбережения. но этот закон также оказался декларативным: не были разработаны методы пополнения этого фонда, кроме добровольных пожертвований. фонд создан не был, и в настоящее время указанный закон отменен, так как он противоречит бюджетному кодексу Российской Федерации.

 

Недавно разработан вариант попр * к федеральному закону, где предусмотрены статьи прямого действия. Эти поправки составлены по предложениям региональных органов власти.Оптимальный механизм пополнения фонда энергосберегающих технологий — это аккумулирование части сэкономленных средств от оплаты коммунальных платежей. Сэкономленные средства должны возвращаться в распоряжение бюджетной организации, которая их сэкономила — появится реальный механизм поощрения экономных хозяйственников.

 

— Несомненно, поощрение будет действенной мерой. А применимы ли карательные меры в отношении предприятий, которые не стремятся к энергосбережению или задерживают оплату?

 

— Законодательством карательных мер практически не предусмотрено — все взаимоотношения определяются в рамках договоров о поставках ресурсов. Нет статей прямого действия — нет и административной ответственности поставщиков и потребителей за нарушения в режиме. И, сколько бы мы ни выходили в федеральные органы, ничего в этом отношении не делается. Все меры могут быть приняты в рамках договоров на поставку тепловой энергии.

 

— Одна из важнейших проблем российской экономики — сокращение лимитов газа при дефиците других видов органического топлива. Ваш комментарий к этой проблеме в Петербурге?

 

— Для каждого региона разрабатывается так называемое трехстороннее соглашение м. поставщиком ресурсов, транспортирующей организацией и представителями потребителя. Сколько именно газа требуется Петербургу — в том числе промышленным предприятиям, жилому фонду, котельным и генерирующим предприятиям необходимо лимитов, подсчитывает и определяет наш Комитет. Могу сказать, что резервов на обрезание лимита для Петербурга нет. При этом должен отметить, что в 2000 году нам удалось увеличить лимит на 144,2 млн. куб. м.

 

Ведется проработка программ по постоянному или аварийному переводу части тепловых и генерирующих предприятий на другие виды топлива. Правда, о переходе городских котельных на уголь как непрерывный вид топлива речь идти не может — это вредно для экологии. Переход на твердое топливо, в частности местный торф, возможен разве что для котельных Ленинградской области.

 

На наш взгляд, в Петербурге более перспективно внедрение комбинированной выработки тепловой и электроэнергии, позволяющее снизить себестоимость отопления. Это так называемая комбинированная схема — внедрение мини-ТЭЦ. В частности, у нас есть предложения по поставке таких установок от КировЭнергомаш, дочернего предприятия АО Кировский завод. В настоящее время совместно со специалистами этого предприятия разрабатывается технико-экономическое обоснование по переводу квартальных котельных и ТЭЦ на комбинированную схему выработки энергии, прорабатывается вопрос о механизме сбыта выработанной электроэнергии.

 

Кроме того, анализируется принцип. возможность внедрения в зонах массового жилищного строительства тепловых насосов, изготавливаемых ОАО Тепломаш, где в настоящее время имеется дефицит тепловой мощности (это участки Шувалово-Озерки, севернее Муринского ручья, севернее улицы Новоселов, Урицк). Реализуется пилотный проект по модернизации чугунных секционных котлов с повышением КПД, продлением ресурса эксплуатируемого оборудования (ул. Добролюбова, д. 1 . В полном объеме выполнены работы по оснащению и замене водомерных узлов и установки приборов учета отпущенной питьевой воды в домах жилищного фонда и бюджетной сферы Петербурга, что позволило сократить в целом по городу потребление холодной воды с 3 млн. куб. м до 2,5 млн. куб. м.

 

Беседовал Николай Давыдов

 



США. Перфоманс контрактинг як джерело. Теплопотери в жилом фонде России. RAND CORPORANION и проблема ГОЭЛ.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0047
 
Яндекс.Метрика