Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Проблема энергоэффективности оте

Кризисные явления, наблюдаемые в последние годы в экономике страны, крайне негативно сказались на работе систем централизованного теплоснабжения. Резко снизилась эффективность комбинированной выработки электричества и теплоты, существенно возросли потери при транспорте теплоты, понизился технический уровень эксплуатации систем теплоснабжения городов. Эти и другие болевые точки современного отечественного теплоснабжения отражены в принятой Департаментом Госэнергонадзора концепции развития теплоснабжения [3]. Низкое качество теплоснабжения привело к массовому, нередко несанкционированному покрытию потребителями отопительной нагрузки от систем электро- и газоснабжения [4].

 

Попытки преодолеть трудности, обусловленные дефицитом топлива на теплоисточниках, путем снижения температуры сетевой воды (так называемого «недотопа»), дали в большинстве случаев, помимо сознательного ухудшения качества теплоснабжения потребителей, значительный перерасход топлива вместо ожидаемого снижения его затрат [5, 6].

 

О пользе зарубежного опыта

 

Для поиска путей реального снижения затрат топлива весьма полезно обратиться к зарубежному опыту экономичности топливно-энергетических ресурсов в системах теплоснабжения [7]. Наибольший интерес представляют меры, предпринятые зарубежными фирмами в период энергетического кризиса 1970-х годов. Организационные и технические меры, предпринятые энергоснабжающими компаниями западных стран и работающими по заказам этих компаний исследовательскими организациями, характеризовались решительностью, прагматизмом и высокой эффективностью. Предпочтение отдавалось поиску конкретных технических решений, дающих очевидный и значительный выигрыш в энергетической эфф. тепло-и электроснабжения.

 

В ФРГ, Дании, Нидерландах произошло радикальное изменение структуры теплогенерирующих мощностей. В полной мере был учтен позитивный опыт централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на ТЭЦ (теплофикации) в Советском Союзе. К началу 80-х годов в ФРГ эксплуатировались 135 ТЭЦ [8] с теплофикационными турбоагрегатами большой единичной мощности. Так, в Мангейме в 1982 г. были введены в эксплуатацию турбоустановки электрической мощностью 400 МВт с отопительными отборами пара тепловой мощностью 465 МВт. Развитию крупных систем централизованного теплоснабжения и ТЭЦ способствовала активная государственная поддержка.

 

Как в Западной Европе, так и в США и Японии в 1970-80 гг. построено значительное количество ТЭЦ с газотурбинными и парогазовыми установками.

 

Однако, в отличие от отечественной теплоэнергетики, в странах Западной Европы и США термодинамические преимущества теплофикации использовались не только при создании крупных ТЭЦ, но и при развитии мелких теплоисточников. Большое распространение получили компактные и относительно недорогие промышленные блок-ТЭЦ на базе дизелей и газовых двигателей.

 

Другим высокоэкономичным направлением развития мелких и средних теплоисточников стало широкое применение теплонасосных установок (ТНУ). Например, в Швеции введено в эксплуатацию более 100 тыс. ТНУ [9].

 

Существенный прогресс в энергосбережении достигнут за счет совершенствования систем транспорта теплоты.

 

Ускоренное развитие теплофикации и централизованного теплоснабжения обусловило строительство крупных и сверхкрупных, вплоть до региональных, систем транспорта теплоты в странах Западной Европы. Лидером в развитии этих систем стала в 1970-80-е гг. Дания. Протяженность теплопроводов Архуса составила 100 км, а Копенгагена - 157 км [10].

 

В отечественных системах теплоснабжения их укрупнение нередко сопровождалось ростом потерь теплоносителя и теплоты, удорожанием теплопроводов, понижением управляемости и надежности. и в нашей стране в последнее десятилетие стало вырабатываться скептическое отношение к крупным системам централизованного теплоснабжения и появился интерес к заведомо менее эффективным в термодинамическом отношении мелким автономным системам, главным достоинством которых является отсутствие протяженных тепловых сетей.

 

В системах централизованного теплоснабжения Дании, Швеции, Финляндии, а впоследствии и других европейских стран, укрупнение систем транспорта теплоты, напротив, происходило одновременно с радикальным повышением их надежности, снижением стоимости теплопроводов и потерь в сетях.

 

Впечатляющие достижения в этой области связаны прежде всего с массовым применением бесканальной бескомпенсаторной прокладки теплопроводов заводского изготовления со встроенными проводными системами обнаружения мест увлажнения теплоизоляции [11]. Наибольшее распространение получила конструкция теплопроводов с защитной трубой-оболочкой из высокоплотного полиэтилена и пенополиуретановой теплоизоляцией.

 

Затраты на эксплуатацию и ремонт теплопроводов этой конструкции многократно ниже, чем на эксплуатацию традиционных теплопроводов в каналах, благодаря существенному повышению надежности и уменьшению потерь теплоты и теплоносителя. Так, при эксплуатации новых теплопроводов достигается принятая в Дании предельная норма потерь сетевой воды до 1 м3 в сутки на жилой район, эквивалентный 300 условным отдельным домам [12]. Подпитка системы с такими утечками сетевой воды составила бы не более 10-20 т/ч в расчете на средний российский областной центр. Фактическая же величина потерь сетевой воды, например, в Ульяновске, обычно превышает 1000 т/ч.

 

В тепловых сетях произошло существенное снижение расходов электроэнергии на транспорт теплоносителя. Так, в тепловых сетях г. Хельсинки удельный расход электроэнергии на перекачку сетевой воды за 1975-1985 гг. снижен на 41 %. В первую очередь это достигнуто за счет снижения температуры обратной сетевой воды и соответствующего снижения расхода сетевой воды, и благодаря применению регулируемого привода сетевых насосов (в отечественных системах теплоснабжения в настоящее время наблюдается рост расходов сетевой и подпиточной воды и энергозатрат на ее перекачку [5]).

 

Значительная экономия энергоресурсов достигнута в теплоиспользующих абонентских системах. В Финляндии за счет энергосберегающих мероприятий удельное годовое теплопотребление зданий с 1973 по 1984 г. снизилось с 71,8 до 48,2 кВт.ч/м3, т.е. на 33% [13]. В Дании годовой расход энергоресурсов на нужды теплоснабжения за 1973-1983 гг. снизился на 20%.

 

Среди энергосберегающих мероприятий, осуществленных в абонентских системах, особо следует выделить 100 % автоматизацию теплопотребляющих установок и полный учет теплопотребления.

 

Принятые в промышленно-развитых странах Запада технические меры по энергосбережению на теплоисточниках, в системах транспорта теплоты и потребительских установках позволили радикально снизить затраты топливно-энергетических ресурсов на теплоснабжение населенных пунктов и промышленных предприятий при одновременном повышении уровня комфортности жилых, общественных и производственных зданий.

 

К сожалению, в большинстве отечественных систем теплоснабжения в настоящее время, несмотря на дефицит топлива и энергоресурсов, наблюдаются циклы, противоположные изменениям, происшедшим в период энергетического кризиса в западных странах: снижается экономичность использования теплофикационного оборудования на ТЭЦ, растут потери тепловой и электрической энергии в тепловых сетях, деградирует техническое состояние абонентских систем и резко ухудшается качество теплоснабжения [3-5]. Связано это прежде всего с тем, что энергетический кризис в нашей стране является частью общего политического и экономического кризиса.

 

Об эфф. теплоснабжения

 

Наш опыт работы в системах теплоснабжения ряда городов России убеждает, что и в самых трудных экономических условиях при осмысленной, целенаправленной технической политике возможно существенное повышение эфф. теплоснабжения. В основу этой политики, по нашему мнению, должны быть положены следующие направления.

 

Во-первых, необходима реализация комплекса технических решений по экономному расходованию тепла в абонентских системах. Здесь необходимо в полной мере использовать богатый зарубежный опыт, показавший, что существенного снижения расходов теплоносителя, тепловой и электрической энергии у потребителей можно достигнуть за счет строгого учета всех видов энергопотребления, автоматизации теплопотребления, снижению потерь тепла через наружные ограждения. Во множественных случаях целесообразна закупка импортного насосного и теплообменного оборудования, и оборудования для автоматизации и контроля теплопотребления, например, компактных тепловых пунктов. В возможно короткие сроки необходимо развитие собственного производства такого оборудования.

 

Во-вторых, должныбыть приняты неотложные меры по радикальному снижению потерь тепла и электроэнергии в тепловых сетях. В значительной мере здесь может быть использован зарубежный опыт. Основное внимание следует уделить повышению эфф. отечественного производства теплопроводов с использованием проверенных в зарубежной практике технических решений, например, коррозионно-устойчивых теплопроводов из чугуна [14], и разработке и реализации технологических решений по снижению расходов сетевой и подпиточной воды [5,15].

 

В-третьих, необходимо полностью использовать уже имеющиеся в отечественных системах теплоснабжения преимущества: широкое распространение термодинамически наиболее выгодной комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на ТЭЦ, высокую степень централизации теплоснабжения (в странах Запада к этому стремились именно в целях энергосбережения). Сказанное не исключает применения компактных и экономичных автономных источников теплоснабжения, в том числе импортных. Но применение автономных теплоисточников допустимо, на наш взгляд, с разрешения органов Госэнергонадзора при наличии технико-экономического обоснования, и только в тех случаях, когда их применение не приведет к увеличению потребления топлива в регионе по сравнению с теплофикационной выработкой теплоты. Перспективным направлением совершенствования теплоисточников является применение газотурбинных и парогазовых установок, позволяющее существенно повысить КПД ТЭЦ или организовать комбинированную выработку электричества и теплоты в котельных путем превращения их в малые ТЭЦ при минимуме капитальных затрат.

 

Наконец, в-четвертых, целесообразна разработка и реализация комплекса научно-технических решений, позволяющего привести эксплуатацию систем теплоснабжения в соответствие с современными требованиями. Существующие системы централизованного теплоснабжения проектировались, строились и эксплуатируются с учетом взглядов, сформировавшихся преимущественно в 30-50-е годы. К настоящему времени значительно изменились многие технические и экономические факторы, лежащие в основе концепции отечественного теплоснабжения. В связи с этим назрела необходимость существенной корректировки, а в ряде случаев и пересмотра целого ряда положений, в том числе фундаментальных для теплоснабжения, например, принципов выбора способов регулирования тепловой нагрузки [15]. Кризисные экономические условия делают эту работу так же более актуальной и безотлагательной.

 

Отмечу, однако, что проблема энергетической эфф. теплоснабжения является в настоящее время не столько научно-технической, сколько экономической и в так же большей мере -политической. Значительная часть технических составляющих проблемы порождена нерешенностью экономических и политических вопросов жизнеобеспечения страны. изучим в связи с этим влияние на энергетическую эффективность теплоснабжения самых крупных производителей и продавцов теплоты - энергетических компаний.

 

Об эфф. теплофикации

 

Энергетическую эффективность комбинированного производства и транспорта электричества и теплоты практически полностью определяют РАО «ЕЭС России» и региональные энергетические компании (АО-энерго) [17]. Эти же компании в значительной мере влияют на энергетическую эффективность работы потребителей энергии.

 

Энергетические компании и входящие в них предприятия на протяжении множественных десятилетий накопили огромный опыт энергосбережения. Особенно велик этот опыт на тепловых электростанциях, являющихся основой энергетики страны. Огромные достижения советской энергетики в энергосбережении обусловлены в том числе и широким применением теплофикации.

 

Критерием энергосбережения в энергетике в советское время (тогда энергосбережение называли борьбой за экономию топлива) являлось снижение удельных расходов топлива на отпуск электричества и теплоты. Удельные расходы топлива, наряду с надежностью обеспечения потребителей, были важнейшими показателями работы тепловых электростанций и энергосистем. За величину этих показателей руководство и персонал несли серьезную ответственность, в том числе материальную. Действовала эффективная система стимулирования работы по экономичности топлива.

 

Справедливости ради следует отметить, что иногда погоня чрезмерно усердных руководителей за увеличением теплофикационной выработки приводила и к негативным последствиям: сознательному ограничению рабочей мощности электростанций, излишнему отпуску теплоты потребителям (перетопу), особенно в переходные осенний и весенний сезоны. В целом же период развития энергетики, когда удельные расходы топлива на отпуск электричества и теплоты были главными показателями работы электростанций и энергосистем, был периодом реальной и весьма эффективной государственной политики энергосбережения в энергетике.

 

Радикально ситуация с энергосбережением изменилась при переходе энергетики на рыночные условия работы. Удельные расходы топлива отошли на десятый план и перестали быть критерием эфф. производства электрической и тепловой энергии. На любом рынке для продавца важнейшим показателем является прибыль. В погоне за ней едва ли продавец будет думать об удельных расходах топлива, энергосбережении и о прочих для него безделицах, вроде интересов государства, тем более что государство практически самоустранилось от соблюдения своих интересов в энергетике. Юридическая принадлежность контрольных пакетов акций РАО «ЕЭС России» и региональных энергетических компаний государству, к сожалению, не опровергает этого факта. Отдельные попытки представителей государства (А.Н. Илларионов, В.В. Кудрявый) заявить о необходимости соблюдения государственных интересов в РАО «ЕЭС России» лишь ярче высвечивают, кому реально принадлежит российская энергетика.

 

С переходом энергетики на рыночные рельсы сменился управленческий корпус энергетических компаний. На смену энергетикам-профессионалам к руководству множественных компаний пришли так называемые топ-менеджеры - люди, нацеленные на получ. прибыли любой ценой, и не потом, а сразу, но далекие от понимания простой для профессионалов мысли о тесной и неразрывной взаимосвязи в энергетике экономики и технологии.

 

изучим несколько примеров.

 

На Ново-Куйбышевской ТЭЦ-1, построенной в свое время для обеспечения технологическим паром крупного нефтеперерабатывающего завода, расход этого пара составлял в среднем 1500 т/ч. Производство работало непрерывно, паровые нагрузки покрывались от противодавленческих турбин, т.е. ТЭЦ по определению не могла быть неэкономичной.

 

Сейчас завод работает по-прежнему устойчиво, по-прежнему потребляет значительное количество пара. А вот на ТЭЦ расход этого пара составляет всего 20 т/ч - только для собственных нужд станции. Как это случилось?

 

Топ-менеджеры региональной энергетической компании, по их представлениям, - монополиста на рынке тепловой энергии, предложили предприятию покупать пар по цене, превышающей себестоимость в 3-4 раза (и это при практически полном отсутствии расходов на транспорт тепла, которые могли бы повысить стоимость, - ТЭЦ и завод разделены всего лишь забором). Руководство завода, поразмыслив, построило на своей территории крупную котельную, да так же поставило на ней небольшие противодавленческие турбины, т.е. построило собственную ТЭЦ. Поскольку заводская ТЭЦ оснащена современным оборудованием, стоимость тепла для завода стала в пять раз ниже установленной АО «Самараэнерго».

 

А что же Ново-Куйбышевская ТЭЦ-1 ? Она напоминает кладбище разбитых кораблей, поскольку большая часть оборудования стоит, средств на поддержание его в работоспособном состоянии у станции недостаточно. Технико-экономические показатели, в том числе удельные расходы топлива на отпуск электрической и тепловой энергии, из-за отсутствия теплофикационной выработки и увеличения доли собственных нужд существенно ухудшились.

 

На одной из крупнейших в регионе Тольяттинской ТЭЦ расходы отпускаемого на расположенные рядом со станцией заводы технологического пара снизились с 2500 т/ч до 450 т/ч по той же причине: из-за желания топ-менеджеров продавать тепло по цене, в три раза превышающей себестоимость.

 

Весьма показательно оперативное управленческое решение финансовых начальников энергетической компании, реализацию которого пришлось наблюдать в жарком июле прошлого года. Расположенный рядом с этой станцией завод, находящийся в достаточно крепком экономическом положении, по каким-то причинам несколько задержал перечисление в компанию средств за потребляемую энергию. Несмотря на то, что сомнений в оплате заводом долга не было, менеджеры распорядились существенно ограничить подачу технологического пара на завод, так сказать, для демонстрации силы. ТЭЦ лишилась теплофикационной выработки электроэнергии, для выполнения графика электрических нагрузок пришлось наращивать конденсационную мощность. Градирни из-за высокой температуры воздуха не справлялись с охлаждением циркуляционной воды, которая, можно сказать, «кипела» в конденсаторах турбин. Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии стремительно взлетели. Ущерб для компании от «демонстрации силы» превысил величину долга промышленного предприятия за потребленное тепло.

 

Таковы типичные примеры деятельности в энергетических компаниях менеджеров с менталитетом кассиров.

 

При переходе энергетики на рыночные условия было бы вполне естественным ожидать от производителей и продавцов стремления получить максимальную прибыль за счет снижения производственных издержек и себестоимости продукции, т.е., по существу, - за счет энергосбережения при производстве и транспорте энергии. но такой путь увеличения прибыли требует от руководителей компаний высокой квалификации, понимания сути основных технологических циклов в энергетике и, кроме того, - определенных инвестиций для реализации мероприятий по энергосбережению.

 

Гораздо легче для компаний увеличить прибыль за счет повышения тарифов. Эти тарифы в большинстве регионов не имеют какого-либо рационального обоснования, в частности, не основываются на независимом аудите энергетических компаний, - они «продавлены» через региональные энергетические комиссии менеджерами от энергетики. Именно непомерностью тарифов в большинстве случаев обусловлены неплатежи потребителей энергии. Полная несостоятельность тарифной политики в энергетике убедительно показана в [16].

 

Для выколачивания средств и политического давления на региональные власти используются различные приемы. В Ульяновске наиболее распространенная и часто приводимая в действие угроза руководства Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании (СМУ-ЭК) - отключение горячего водоснабжения (ГВС). В прессе как руководители компании, так и некоторые руководители города и области обычно объясняют этот шаг отсутствием средств на приобретение топлива для ГВС. Вторые делают такие заявления по незнанию, а первые - откровенно лгут.

 

Как же на самом деле влияет отключение централизованного ГВС на потребление топлива городскими ТЭЦ? Реальное снижение расхода топлива при отключении ГВС происходит лишь в котельных. На ТЭЦ его отключение приводит к противоположным последствиям. В Ульяновске кТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 подключены открытые системы теплоснабжения, позволяющие, как известно, в течение всего года использовать частично или полностью отработавший пар турбин для нагрева большого количества воды для горячего водоснабжения, т.е. производить электрическую энергию и теплоту наиболее экономичным способом. Отключение ГВС приводит не к снижению, а к существенному увеличению расхода топлива, поскольку отработавший пар турбин в этом случае приходится охлаждать в конденсаторах циркуляционной водой, теплота которой выбрасывается через градирни в атмосферу.

 

Так, в июне-июле 2001 г., когда СМУЭК впервые прибегла к длительному шантажу городских и региональных властей с помощью отключения ГВС, ежемесячный перерасход топлива на Ульяновской ТЭЦ-1 из-за снижения теплофикационной и увеличения конденсационной выработки электроэнергии составил от 4 до 8 тыс. тонн. Поскольку для шантажа руководству СМУЭК приходится перерасходовать значительное количество топлива, то с течением времени сила этого шантажа может только возрастать, поскольку оплату перерасходованного топлива надо снова «вытряхивать» из городских и региональных властей путем повышения тарифов.

 

Приведенные примеры характерны не только для Средней Волги. В настоящее время как на уровне жилищно-коммунальных абонентов, промышленных предприятий, так и на уровне регионов и государства деятельность энергетических компаний приводит к повышению энергетических затрат и не имеет ничего общего с энергосбережением. Более того, предлагаемые работающими на тепловых электростанциях профессионалами-энергетиками оригинальные технические решения, позволяющие существенно повысить эффективность топливоиспользования и снизить себестоимость вырабатываемой энергии, в большинстве случаев не находят поддержки в региональных компаниях и РАО «ЕЭС России».

 

О роли власти в энергосбережении

 

О роли власти в энергосбережении убедительно свидетельствует опыт развитых капиталистических стран по преодолению энергетического кризиса 1970-х годов. Успешное и быстрое преодоление кризиса стало там возможным только благодаря активным, продуманным и жестким, по существу - тоталитарным действиям государственных властей. В большинстве западных стран были осуществлены эффективные государственные программы энергосбережения, предусматривающие государственное планирование и финансовую поддержку из государственного бюджета. Государством предоставлялись финансовые льготы при реализации энергосберегающих мероприятий и применялись экономические санкции при несоблюдении государственных нормативов по снижению энергетических затрат. Никто там не сетовал на нарушение демократии, на нарушение рыночных законов - в тот период это было необходимо для безопасности стран Запада. О роли власти говорит также опыт выхода Америки из великой депрессии, когда меры предпринимались совсем не рыночные и совсем не либеральные.

 

В настоящее время положение в отечественном теплоснабжении и в энергетике в целом стало угрожающим для экономической безопасности страны. Исправление этого положения, в том числе реализация энергосберегающей политики во всех сферах экономики, возможно только при существенном усилении государственного влияния на деятельность энергетических компаний.

 

Действительные положительные сдвиги в энергосбережении появятся , когда их потребует сильная и ответственная государственная власть. Именно в руководстве энергетических компаний произойдет смена «политиков» и «топ-менеджеров» на профессионалов-энергетиков. Именно финансово-экономическая деятельность энергетических компаний, в том числе тарифообразование, будет прозрачной (вот уж где неуместна пресловутая «коммерческая тайна»). Именно государство создаст условия, при которых будут востребованы энергосберегающие научно-технические разработки.

 

В концепции развития теплоснабжения в России [3] справедливо отмечается, что роль государства должна заключаться не в контроле за теплоснабжением каждого населенного пункта, а в создании системы управления, гарантирующей высокую эффективность теплоснабжения.

 

В первую очередь в рамках этой системы государством должныбыть законодательно отрегулированы юридические отношения м. теплоснабжающими организациями и потребителями теплоты. Монопольное положение большинства теплоснабжающих организаций ставит поставщиков и потребителей теплоты в неравные условия. Производители и продавцы теплоты, навязывают потребителям тарифы на теплоту, порядок учета теплоты, режим теплопотребления и другие отражаемые и не отражаемые в договорах условия теплоснабжения. Возможности потребителей по защите своих интересов весьма ограничены.

 

Поскольку монопольное положение систем централизованного теплоснабжения носит объективный характер, интересы потребителей должныбыть надежно защищены федеральным законом о теплоснабжении [18].

 

Закон о теплоснабжении

 

Законом о теплоснабжении должен быть четко установлен приоритет потребителя при определении условий теплоснабжения, заключении договоров, и при возникновении судебных споров м. поставщиками и потребителями теплоты.

 

Законом должныбыть определены обязательные разделы договоров на теплоснабжение. В частности, такими обязательными разделами договоров должны являться требования к качеству теплоснабжения, порядок учета количества и качества теплоты, порядок тарифообразования, ответственность теплоснабжающей организации за поддержание качества теплоты.

 

В настоящее время договорами на теплоснабжение обычно оговаривается лишь количество поставляемой теплоты, что освобождает теплоснабжающие организации от ответственности за качество теплоснабжения. В водяных системах теплоснабжения широко практикуется недогрев сетевой воды до температур, установленных расчетным температурным графиком регулирования отпуска теплоты в зависимости от температуры наружного воздуха. Нередко температурные графики с ничем не оправданными «срезками» даже согласовываются теплоснабжающими организациями с городскими властями.

 

Системы теплоснабжения большинства промышленных предприятий и жилых зданий в свое время проектировались на основании технических условий, выданных региональными энергосистемами. Технические условия на проектирование служат обязательством энергосистем поддерживать заложенный в них температурный график теплоснабжения (150/70 ОС), т.е. определенное качество теплоносителя. Соблюдение технических условий обеспечивает жизнь и здоровье населения, сохранность и работоспособность промышленных предприятий. Правопреемниками региональных энергосистем ныне являются региональные энергетические компании. Ни они, ни городские власти не имеют права в одностороннем порядке изменять предусмотренный техническими условиями режим теплоснабжения. Очевидно, что эти изменения возможны лишь с ведома абонентов и при осуществлении инициатором изменений необходимых технических мероприятий, предотвращающих снижение качества теплоснабжения, или при компенсации им затрат на реализацию абонентами таких мероприятий.

 

Отмечу, что нарушения технических условий не могут быть оправданы даже неплатежами за потребленную энергию - проблема неплатежей должна решаться в установленном законом порядке через суд.

 

Особое место в законе должно быть уделено энергетической эфф. теплоснабжения, в частности, должныбыть установлены жесткие нормативы энергетических затрат на производство и транспорт теплоты - потребитель не должен оплачивать нерадивость производителей и поставщиков теплоты.

 

для преодоления кризиса, в котором находится отечественное теплоснабжение, в том числе для повышения его энергетической эффективности, необходимо решение комплекса взаимосвязанных политических, экономических, научных и производственных проблем. На решение этих проблем должныбыть направлены усилия как государства, так и всего многотысячного корпуса профессионалов-теплоэнергетиков.

 

Литература

 

Шарапов В.И. Без энергосбережения не может быть жилищно-коммунальной реформы // Новости теплоснабжения. 200 № 10.
Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети .М.: Энергоиздат. 1982.
Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. М.: Минэнерго РФ. 2002.
Шарапов В.И., Ротов П.В. Кто и как осуществляет на данный момент теплоснабжение городов // Новости теплоснабжения. 200 № 2.
Шарапов В. И. Особенности теплоснабжения городов при дефиците топлива на электростанциях // Электрические станции. 199 № 10.
Шарапов В. И. Истинные и ложные пути энергосбережения // Жилищное и коммунальное хозяйство. 1999.№ 11-12.
Шарапов В. И., Ротов П. В. О путях преодоления кризиса в работе систем теплоснабжения // Проблемы энергетики. Известия вузов. 200 № 5-6.
Rudig Wolfgang. Combined heat and power for districtheating // Phis. Technol. 198 № 3.
Persson Tina, Jander Lars. Stockholm - the sity of largeheat pumps//ASEAJornal. 198 № 2.
10.Winkens H.P. Surveying report of the Study Committeefor General Questions: District heating development situation and future possibilities in the Countries of UNICHALduring 1973 and 1982 // Fernwarme International 4thEdition. 1985.
11.Madsen Mads. 45 000 km of prefabricated pipes in Europe // Fernvarmen. 198 № 3.
12.Kristensen O. Watertreatment. Hjallerup: Hydro-XA/S. 1985.
13.Pirvola Likka, Kimari Rito. Specific district heat consumption in Finland // Energy Needs. Espect World EnergyConference. 13th Congress, Cannes. 1986.
14.Ковылянский Я.А., Умеркин Г.Х. О развитии бесканальных тепловых сетей в России // Электрические странции. 199 № 10.
15.Шарапов В.И., Ротов П.В. О регулировании тепловой нагрузки открытых систем теплоснабжения // Промышленная энергетика. 200 № 4.
16.Илларионов А.Н. реформы важнее ее темпов // Российская газета. 14 и 15 января 2003 г.
17.Шарапов В. И. Энергосбережение и энергетические компании (доклад на IV-й Российской научно-технической конференции «Энергосбережение в городском хозяйстве, энергетике, промышленности») //Энергосбережение и водоподготовка. 200 № 3.
18.Шарапов В. И. Доклад на Общероссийском совещании по проблемам теплоснабжения // Новости теплоснабжения. 200 № 7.

 

Источник: http://www.rosteplo.ru

 



Старая энергетика отдыхает. США. Перфоманс контрактинг як джерело. Теплопотери в жилом фонде России.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0152
 
Яндекс.Метрика