Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Доклад В

“Энергоэффективность - основа конкурентоспособности экономики”

 

Потребность в обеспечении энергоэффективности диктуется новой энергетической стратегией РФ на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ и ФЦП “Энергоэффективная экономика”, в которой Томская область определена как базовый регион ее реализации. Основным стратегическим направлением политики государства в сфере энергетики провозглашается рост энергоэффективности за счет использования широкого спектра регулирующих и стимулирующих воздействий, обеспечивающих: структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, индустрии знаний и сферы услуг;

 

реализацию потенциала технологического энергосбережения.

 

Назову основные ориентиры роста энергоэффективности экономики России на период до 2020 года: это, прежде всего, двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП;

 

рост эфф. использования энергетических ресурсов, предполагающий опережение темпа роста ВВП в 6 – 8 раз по сравнению с темпом роста потребности в энергоресурсах;

 

это умеренный рост среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения при опережающем увеличении реальных доходов населения.

 

Существующий потенциал энергосбережения страны оценивается в 400 млн. тонн условного топлива или составляет порядка 40-45% текущего потребления энергии. фактически третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях, 35% в промышленности и 27% в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для реализации этого потенциала энергосбережения России потребуется не менее 15 лет.

 

При этом предусматривается, что перестройка структуры экономики и технологические меры экономичности энергии снизят энергоемкость ВВП на 26-27% к 2010 г. и до 55% к концу рассматриваемого периода. Половина прогнозируемого роста экономики сможет быть получено путем ее структурной перестройки без увеличения затрат энергии; так же свыше 20% даст технологическое энергосбережение, и только около трети прироста ВВП потребует увеличения расхода энергии.

 

В связи с этим работы по энергосбережению активно ведутся во всех регионах России. Из 16 регионов СФО в 6 действуют законы об энергосбережении, в 9 имеются областные целевые программы, в 14 действуют Региональный центры энергосбережения.

 

Хотел бы остановиться на практических результатах реализации программ энергосбережения на примере Томской области, как базовом регионе, и тех подходах, которые мы заложили в областную программу обеспечение энергоэффективности области на 2004 – 2008 гг.

 

Эффективность реализации мероприятий программ, которые реализуются в Томской области с 1997г. можно оценивать следующими показателями.

 

Удельное потребление энергоресурсов на единицу ВРП снижено в 2,6 раза. Темп роста ВРП значительно опережал рост потребления электроэнергии. А 2002г., который область закончила 9,1% роста ВРП, стал переломным - прирост потребления электроэнергии изменил знак и снизился на 1,12% по сравнению с 2001г.

 

Происходит ежегодное снижение потребления тепловой энергии, и потребления тепла на душу населения.

 

Это отрадные данные, однако, не удалось переломить тенденцию роста фактических потерь энергоносителей в инженерных сетях, не достаточно интенсивно проводится энергетическое обследование предприятий и организаций, и даже создание Центров энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и в учреждениях образования не позволило пока достичь нужного результата. Ларчик здесь открывается просто – нет экономического интереса, потому что в энергетике, в ЖКХ все потери перекладываются на кошелек потребителя, населения и бюджет. Например, в образовании за все безобразия пока по смете рассчитывается бюджет.

 

Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета потребляемого тепла, достигла 34,1%. Реализация губернаторской программы “Народный счетчик” приведет к обеспечению учетом тепловых систем всего муниципального жилого фонда.

 

Среди запланированных наиболее крупных мероприятий Программы: реализована разработка нормативно-правовых документов;

 

развернуто производство:

 

приборов учета тепловой энергии и их установка;

 

энергоэкономичных источников света на основе ламп ДНаТ;

 

произведена реконструкция систем освещения городов и создана система архитектурного освещения г. Томска к его 400-летию;

 

осуществлен проект оптимизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Томской области, и начата реализация целого ряда проектов в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и ЖКХ.

 

Основные недостатки, которые следует отметить: Несовершенство экономических механизмов энергосбережения. Вот что главное: растранжиривание энергии не сказывается на личном благополучии бюджетного руководителя, а в частной структуре все решается быстро, потому что платят из своего кошелька. В стране схема тоже плохо работает, потому что нет дефицита энергоресурсов. В Европе все заработало с начала 70-ых годов прошлого века, когда разразился энергетический кризис. капиталистический мир и стал подходить ко всему по существующим ныне показателям и параметрам энергоэффективности.

 

Нехватка квалифицированных специалистов в области энергосбережения, неразвитость специализированного энергосберегающего бизнеса.

 

Не созданы экономические агенты - энергосберегающие или энергосервисные компании, призванные профессионально реализовывать комплексные проекты по энергосбережению.

 

Недостаточное информирование и популяризация энергосбережения. Когда мы ведем газификацию в селах, приходится объяснять казалось бы очевидные вещи: что с приходом газа в каждый дом вместо трубы с горячей водой кратно снизятся расходы на коммуналку.

 

Жизнь показала острую необходимость пересмотра действующей Программы энергосбережения и принятия Программы обеспечения энергоэффективности на территории Томской области.

 

Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения. Программа одобрена Госэнергонадзором РФ, отмечена медалью ВВЦ и принята ГД ТО в марте нынешнего года.

 

Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП.

 

Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей и снизить в перспективе их долю до среднего по России значения - 50-60%, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25% и транспортного комплекса до 15-20%. При этом рост среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.

 

Для достижения поставленных целей необходимо устранить корневые первопричины недостаточной эфф. энергохозяйства, выявленные в результате анализа выполнения программы энергосбережения Томской области.

 

Реализация программ предполагает решение следующих задач: Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное
использование энергии

 

Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, а это прежде всего профессиональные коллективы, нацеленные на выполнение энергосберегающих проектов, имеющие соответствующие людские и материальные ресурсы. К таким организациям относятся энергосервисные компании (ЭСКО).

 

ЭСКО должны работать на договорной основе. В сфере ЖКХ они могут работать по договору подряда с жилищной управляющей компанией, в сфере промышленности (включая ТЭК, АПК) – на основе хоздоговора с конкретным предприятием или на основе договора с местными органами исполнительной власти.

 

Бизнес-проекты (целевые программы) в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемые из бюджетных источников, должны отбираться на основе конкурсов. Для организации конкурсов необходима, прежде всего, система приоритетов. На бюджетное финансирование могут претендовать в первую очередь проекты, имеющие большое социальное значение, и проекты, обеспечивающие в стратегическом плане энергетическую безопасность области.

 

Отраслевые программы, и программы отдельных предприятий и организаций, разрабатываемые на основании проведенных энергетических обследований, будут включаются в план мероприятий областной целевой программы распоряжением Губернатора Томской области по решению Координационного совета по энергосбережению за счет собственных средств предприятий и организаций.

 

Существенное снижение энергоемкости продукции, предполагаемое программой энергетической эфф. Томской области, позволит достичь требуемого роста ВРП, а снижение энергетической составляющей потребительской корзины – это один из путей борьбы с бедностью и улучшения условий комфортности проживания. Уверен, что это правильная стратегия для всех регионов Сибири.

 

Уважаемые коллеги! Позвольте так же раз искренне приветствовать вас на томской земле и пожелать успехов в работе Совета!

 

Источник: http://kress.tomsk.ru

 



Энергия на производстве. В близкой перспективе США и Кита. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А. Построение автоматизированных си.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0096
 
Яндекс.Метрика