Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Энергетические ресурсы Введение
Этот сборник материалов подготовлен членом АЭСКО, энергосервисной компанией «Экологические Системы» г. Запорожье, увидел свет благодаря помощи Альянса за энергосбережение (США) и приурочен к проведению Круглого Стола по теме «Развитие энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины», который проводят совместно Ассоциация энергосервисных компаний, Госкомитет по энергосбережению Украины, Ассоциация городов Украины и Альянс за энергосбережение 8 ноября 2001 г. в Институте энергосбережения и энергоменеджмента, г. Киев. Этот сборник издан тиражом 30 экземпляров, а его материалы не содержат технических новинок, инженерных решений, рекламы энергоэффективного оборудования и технологий. Он не содержит быстрых и полностью готовых решений, не предназначен для руководителей-практиков и в нем нет картинок. Зато много скучных приказов, постановлений, законов и т.д.
Опасный крен в сторону технократизма в украинском энергосбережении, попытки решения всех проблем установкой счетчиков и крышных котельных привели к забвению законодательную и нормативную базу энергосбережения в Украине, уже 6 лет не создаются дееспособные экономические механизмы стимулирования энергосбережения.
Выпуск этого сборника - это попытка выправить опасный крен, показать за деревьями отдельных успехов лес настоящих проблем, систематизировать подходы к созданию новой нормативно-правовой базы энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины на рыночных основах и создать новую индустрию 21 века - индустрию энергосервиса, индустрию ЭСКО.
Открывает сборник раздел по Российской Федерации, начинающийся с доклада руководителя департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России Б.П. Варнавского. Этот доклад интересен во многом, но особенно двумя акцентами: высший приоритет в Энергетической стратегии России отдан энергоэффективности; в федеральной программе «Энергоэффективная экономика России» приоритет отдан бюджетной сфере и жилищно-коммунальному хозяйству; весьма показателен в докладе принцип выбора базовых регионов России по энергосбережению - готовность самих регионов: «...Это - нормативная база, которая создана в области или в регионе, это - защищенность статей бюджета, в которых выделяются соответствующие деньги на энергосбережение, это - наличие конкретных проектов, разработанных до уровня ТЭО–». Интересен также принцип финансирования - 20% средств выделяется из федерального бюджета, а 80% должны дать сами города и регионы.
Показательным также является «Решение объединенной коллегии министерств жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики; строительного комплекса; промышленности и науки; сельского хозяйства и продовольствия и правления энергетической комиссии по вопросам внедрения энергосберегающих технологий в народно-хозяйственном комплексе Подмосковья» (г.Москва, 12 апреля 2001 г.). Ясно просматривается интеграция усилий на долгосрочную (2001-2005 г.г.) перспективу.
так же один материал - Закон Сахалинской области «Об энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области» от 2 декабря 1998 г. Мы приводим этот документ потому, что Сахалинская область приняла его относительно недавно (1998 г.), и в его тексте содержится опыт множественных регионов России. Многие области Украины могут только мечтать о таком нормативно-правовом акте.
«Организация стимулирования энергосбережения в бюджетных организациях» - так называется короткий материал Е.С.Ставровского, А.Ю. Костерина, Е.В. Кутумовой, (г. Иваново, Ивановский ГЭУ). Короткий, но ключевой - пока в бюджетной сфере не будет создано стимулов для сбережения энергии, воз и поныне будет там, где сейчас.
Ряд законодательных актов: «Постановление № 47 от 15.02.99 г. губернатора Челябинской области «О мерах по энергосбережению на объектах социальной сферы, финансируемых из областного бюджета»; «Постановление № 320 от 03.06.96 г. главы администрации Челябинской области «Об утверждении нормативно-правовых актов по реализации закона области «Об энергосбережении и повышении эфф. использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области»»; «Постановление № 313 от 31.10.97 г. главы администрации Томской области «О подготовке и переподготовке кадров в области энерго- и ресурсосбережения»»; «Постановление № 155 от 02.06.97 г. администрации Томской области «О введении обязательного энергетического обследования на территории Томской области»»; «Постановление № 832 от 8 июля 1997 г. правительства Российской Федерации «О повышении эфф. использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»»; «Закон Иркутской области РФ №37-оз от 28 июля 1999 года «О фонде энергоресурсосбережения жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы»; «Постановление №659-п от 13 августа 1996 года правительства Свердловской области «Об организации демонстрационных зон высокой энергетической эфф. на областных учреждениях здравоохранения»» помогут нам понять преобразования, происходящие в развитии энергосбережения бюджетной сферы Российской Федерации.
«Приказ № 10 от 16.02 2001 г. департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России «О проведении обязательных энергетических обследований на предприятиях и в организациях»» мы приводим не случайно - принятие аналогичного решения в Украине давно назрело.
весьма интересен и показателен материал с сайта «ВЕСЬ ГОРОД» - раздел IY подрубрики «Инженерные Системы» - «Экономический механизм системы теплоснабжения».
Статья Вагина Г.Я. и Фитасова А.Н. (Нижегородский ГТУ) «Экономия энергии в организациях бюджетной сферы» знакомит нас с первыми энергоаудитами в России, а материал «Программно- методическое обеспечение энергоаудита бюджетных организаций» демонстрирует хороший пример для Украины.
И так же одна статья из Мурманской области с интересным названием «Не дать себе замерзнуть» (Елена Овчинникова, агентство финансовой информации «КОНСУЛЬТАНТ») рассказывает нам о проблемах жилищно-коммунальной реформы РФ. И так же раз мы убеждаемся в абсолютном подобии проблем с энергосбережением в бюджетной и жилищно-коммунальной сферах наших стран.
Завершает российский раздел 2 выступления: «Политика формирования тарифов с позиции энергосбережения» (А.Ф.Задернюк - председатель федеральной энергетической комиссии России) и «Возможности действующей нормативно-правовой базы для организации энергосбережения как бизнеса в энергопроизводящих компаниях и у потребителей. Ее недостатки и пути совершенствования» (А.П.Ливинский - заместитель руководителя департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Миноптэнерго России).
Это индикативные выступления, подводящие (вместе с выступлением Б.П.Варнавского) итоги I-й фазы развития энергосбережения в России. За словами о необходимости государственного регулирования (кто спорит - знать бы меру) видно признание будущего за индустрией энергосервиса и рыночными механизмами развития энергосбережения - и это не может не придавать силы нам, в Украине. Время силового понуждения к энергосбережению, лозунговых законов, недееспособных, но властных структур и воровитых фондов уходит в прошлое и в Украине, и в России.
Украинский раздел сборника начинает статья Федоренко С.В. и Сотника И.Н. (Сумы) «Оценка эфф. инвестирования в энергосбережение на муниципальном уровне. Эколого- экономический подход». весьма показательный анализ причин на данный моментшней незаинтересованности муниципальных властей в развитии энергосбережения. Кто получит выгоды от реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере? - здесь кроется ответ на многие вопросы. И так же - незаслуженное забвение экологических аспектов программы энергосбережения на данный момент и методика оценки выгод инвестирования - основная цель этой статьи.
Материал из Интернета - «Электроэнергетика. Мировые цены». Мы видим, что нашей Украине так же далеко до развитых стран (в платежах за электроэнергию). И не весьма понятно - хорошо это или плохо. Похоже, что настоящие повышения цен на энергоресурсы так же впереди.
Выступление на конференции «Муниципальное энергосбережение (Севастополь, 6-11 августа 2001 г.)» «Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины» и статья «Финансирование энергосбережения - практический опыт ЭСКО» (Степаненко В.А., г. Запорожье) посвящены бюджетной сфере - анализ основных проблем, интенсивный поиск решений и подготовка программы наступления, необходимость объединения сил в украинском энергосбережении. Проведение Круглого Стола - это так же один шаг в подготовке реализации широкомасштабной программы совместных действий в разных городах и областях Украины.
Указ Президента Украины № 662/99 от 16 июня 1999 г. «Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами» поставил перед нами задачу - снизить энергопотребление и уменьшить бюджетные затраты на 25% к 2004 году. Ключевым в Указе является первый пункт - простой проверкой можно выявить, что Кабмином Украины не выполнен ни один из 6 ключевых положений этого пункта Указа. Не хотят, или не могут (не умеют) - вот ключевой вопрос, на который нужно ответить 2 года спустя после выхода Указа.
Ниже мы приводим Постановление КМ Украины №2183 от 30 ноября 1999 года « Про скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами». И, для примера, 2 распоряжения председателя гособладминистрации Запорожской области: распоряжение № 336 от 01.07.99 г. «Про організацію виконання Указу Президента України від 16.06.99 р. № 662/99 «Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами»»; распоряжение №657 от 30.12.99 г. «Про внесення змін та доповнень до розпорядження голови обласної державної адміністрації від 01.07.99 р. №336»
Чем помогло указанное Постановление развитию энергосбережения в бюджтеной сфере городов и регионов Украины - ответ ясен. Мы (Украина), потеряли 2 года, а бюджет, например, Запорожской области, потерял 100-130 млн. гривен, оплативших избыточное энергопотребление бюджетных учреждений.
И так же 2 документа: Наказ №78 від 15.06.99 р. Держкоменергозбереження «Про затвердження Порядку організації та проведення енергетичних обстежень бюджетних установ, організацій та казенних підприємств» з додатком «Порядок організації та проведення енергетичних обстежень бюджетних установ, організацій та казенних підприємств», затверджений 15 грудня 1999 року за № 871/4164; Наказ № 1123-2000-п від 21.06.2000 Держкоменергозбереження «Про затвердження Положення про матеріальне стимулювання колективів і окремих працівників підприємств, організацій та установ за економію паливно-енергетичних ресурсів у суспільному виробництві» з додатком «Положення про матеріальне стимулювання колективів і окремих працівників підприємств, організацій та установ за економію паливно-енергетичних ресурсів у суспільному виробництві», затверджене 10 липня 2000 р. за № 1126-2000-п.
Россия и Беларусь уже два года проводят обязательные энергоаудиты предприятий всех видов собственности - Украине также необходим подобный порядок, хотя бы, для бюджетной сферы. Выполнение Указа Президента Украины №662/99 в принципе невозможно без полного энергоаудита всех субъектов бюджетной сферы. Сколько денег пропадает, сколько нужно затратить, когда эти деньги вернутся? - и так же на много вопросов отвечает энергоаудит.
Фрагмент отчета по энергоаудиту больницы «Расчет экономической эфф. мероприятий» приведен для примера. Интересен вывод: «...Простой срок окупаемости программы составляет 2.7 года, ежегодная экономия затрат составляет 38.7 тыс. долл. США, начиная с 2000 г–. ...». Очевидно, что полный срок окупаемости (принимаемый банком), будет около 3.5 лет. Мы вступаем в период среднесрочных (2-5 лет) проектов энергоэффективности и именно этим фактором должна определяться новая стратегия программ энергоэффективности в бюджетной сфере.
В отличие от периода краткосрочных проектов (наведение элементарного порядка, установка счетчиков, пересмотр договоров на энергоснабжение и т.д.) в период среднесрочных проектов НУЖНЫ ДЕНЬГИ. И пора нам всем осознать, что Запад с деньгами нам не поможет, искать деньги на энергосбережение нужно в своей стране.
так же одна статья Степаненко В.А. «Партнерство энергосервисных компаний и коммерческих банков при подготовке и реализации проектов энергосбережения». Вера автора в то, что деньги на энергосбережение Украины есть в Украине непоколебима. Жаль, что подобных примеров пока немного.
ЭСКО «Экологические Системы» из Запорожья подготовила проект распоряжения председателя гособладминистрации по запуску программы энергосбережения в бюджетной сфере региона. По сути, это пакет документов, детализирующий основные положения Указа Президента Украины №662/99 - «Проект распоряжения главы гособладминистрации Запорожской области «О практическом выполнении Указа Президента Украины от 16.06.99 р. № 662/99» и «Положение об организации услуг энергосервиса для учреждений бюджетной сферы, финансируемых полностью или частично из областного и местных бюджетов».
Ряд интересных материалов из Львова - консультант Альянса за энергосбережение и президент Львовского центра муниципального развития Анатолий Копец рассказывает: «Приклад виконання енергоефективних поліпшень шкільної будівлі, а також аналізу споживання теплової енергії із застосуванням сучасних методик та технологій»; «Організація обліку та аналізу використання енергії в бюджетних установах міста»; «Основні перешкоди для розробки та впровадження проектів, спрямованих на підвищення ефективності використання енергії у містах України»; и предлагает: «Проект положення про організацію відновлюваного фінансування енергоощадних проектів за рахунок коштів місцевого бюджету». И в заключительном разделе нашего сборника мы приводим краткое описание программы MUNEE - проекта Агентства США по международному развитию (USAID) и Альянса за энергосбережение США (ASE). Материалы взяты с сайтов участников программы MUNEE из России и Болгарии.
Оглавление
Доклад руководителя Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России Б.П.Варнавского
Решение объединенной коллегии министерств жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики; строительного комплекса; промышленности и науки; сельского хозяйства и продовольствия и правления энергетической комиссии по вопросам внедрения энергосберегающих технологий в народно-хозяйственном комплексе Подмосковья.
Закон Сахалинской области «0б энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области»
Постановление Администрации Челябинской области №47 от 15 февраля 1999 г. «О мерах по энергосбережению на объектах социальной сферы, финансируемых из областного бюджета»
Постановление Администрации Челябинской области № 320 от 03.06.96 «Об утверждении нормативно- правовых актов по реализации закона области «Об энергосбережении и повышении эфф. использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области.»»
Постановление Администрации Томской области №313 от 31.10.97 г. «О подготовке и переподготовке кадров в области энерго- и ресурсосбережения»
Постановление Администрации Томской области №155 от 02.06.97 «О введении обязательного энергетического обследования на территории Томской области»
Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 8 июля 1997 г. «О повышении эфф. использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»
Закон Иркутской области №37-03 от 28 июлю 1999 г. «О фонде энергоресурсо-сбережения жилищно- коммунального хозяйства и социальной сферы»
Постановление Правительства Свердловской области № 659-п от 13 августа 1996 года «Об организации демонстрационных зон высокой энергетической эфф. на областных учреждениях здравоохранения»
Приказ Министерства энергетики Российской Федерации и Департамента государственного энергети- ческого надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор) №10 от 16 февраля 2001 г. «О проведении обязательных энергетических обследований на предприятиях и в организациях» Приложение Положение об аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора
Программно-методическое обеспечение энергоаудита бюджетных организаций.
Елена Овчинникова. Не дай себе замерзнуть Аутсайдеры поневоле
Ливинский А.П. Возможности действующей нормативно-правовой базы для организации энергосбережения как бизнеса в энергопроизводящих компаниях и у потребителей. Её недостатки и пути совершенствования
Федоренко С.В., Сотник И.Н. Оценка эфф. инвестирования в энергосбережение на муниципальном уровне. Эколого-экономический подход. Введение
Степаненко В.А. Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины Актуальность проб
Постанова №2183 від 30 листопада 1999 р. Кабінет Міністрів України «Про скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами»
Розпорядження Голови обласної державної адміністрації Запорiзької областi № 336 вiд 01.07.99 «Про організацію виконання Указу Президента України від 16.06.99 р. № 662/99 «Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами»
Розпорядження Голови обласної державної адміністрації Запорiзької областi № 657 вiд 30.12.99 «Про внесення змін та доповнень до розпорядження голови обласної державної адміністрації від 01.07.99 р. № 336»
Наказ Державного комiтету України з енергозбереження № 78 від 15.09.99 «Про затвердження Порядку організації та проведення енергетичних обстежень бюджетних установ, організацій та казенних підприємств»
Додаток Порядок організації та проведення енергетичних обстежень бюджетних установ, організацій та казенних підприємств
Додаток Положення про матеріальне стимулювання колективів і окремих працівників підприємств, організацій та установ за економію паливно-енергетичних ресурсів у суспільному виробництві Загальні положення
Степаненко В.А. Партнерство энергосервисных компаний и коммерческих банков при подготовке и реализации проектов энергосбережения Партнерство, которого так же нет
Копець А. Організація обліку та аналізу використання енергії в бюджетних установах міста
Документ (pdf-версия, 1.4Mb)
МЕТОДИКА проведения энергетическ. Место у киотской. Инженерные решения высотных жилы. Материалы совещания энергоаудито. На главную Энергетические ресурсы 0.0029 |
|