Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Рубрика подготовлена специалистами журнала

Ю. Б. Айзенберг, А.А.Прытков
ВНИСИ, Ассоциация Российский свет

 

Технико-экономическая стратегия Министерства электротехнической промышленности, руководившего светотехникой, заключалась в создании узкоспециализированных производств, в основном в зонах национальных республик с большим резервом свободной рабочей силы. Такие производства отличались полным технологическим ц. и по сути представляли собой натуральные хозяйства. В Риге (Латвия) было построено 3 завода, входящих в одно объединение, в Тернополе (Западная Украина) - объединение Ватра из 4 заводов (5,5 тыс. человек), в Армении - объединение Луис из 7 заводов (11,5 тыс. человек), в Киргизии (в Майлу-Суу) - крупнейший завод по производству ламп накаливания (450 млн. штук в год); в Азербайджане - 2 завода. Большие объединения были лишены гибкости технической политики, отличались длительным освоением новых продуктов.

 

Распад СССР привел к тяжелейшим последствиям для светотехнической промышленности. Более 60% производственных мощностей оказалось за рубежами России. Были нарушены все налаженные годами связи. Скачок инфляции и резкий рост цен на энергоносители, транспорт, материалы и услуги привел к быстрому росту цен в полном отрыве от продолжавшегося оставаться низким качества товаров.

 

Вместе с тем, 90-е годы характеризуются развивающейся демократизацией страны, созданием открытого общества, развитием банковской системы и конвертацией рубля, демилитаризацией конверсией экономики, массовой приватизацией. Одновременно происходила поляризация общества на слои населения с резко отличающимся материальным уровнем. Делались первые шаги к формированию свободного рынка.

 

Открытие границ, выравнивание цен привело к быстро возрастающей экспансии зарубежных светотехнических фирм, изделия которых во множественных случаях отличаются более высоким качеством, рекламным обеспечением, соблазнительностью упаковки. При этом спрос на отечественные товары резко падает, остро прогрессирует импорт ( 1- .

 

Разлаженный общегосударственный экономический механизм, разрыв традиционных связей предприятий, резкое возрастание налогового пресса при отсутствии оборотных средств в виде живых денег (замененных бартером приводят в конце 90-х годов к практическому параличу российской светотехнической промышленности, остановке или частичной работе ряда заводов росту импорта. Так, выпуск бытовых светильников снизился более чем в раз, а импорт возрос в 17 раз и в основном (на 80-90 %) из стран Дальнего зарубежья. Объем производства ламп 1990 г. снизился в 2 раза и только организационные мероприятия, объединившие предприятия в ассоциацию (ранее корпорацию) Российский свет, остановили дальнейший спад производств ламп, а с 1995 г. осуществляется прирос их выпуска. Импорт ламп с 1994 г. возрастает не такими резкими, как у светильников, темпами (в 1,3 раза к 1997 г.), но удельный вес его остается весьма высоким. Наибольшую активность в это период проявили крупнейшие международные концерны GE, Philips, Siemens (Siteco), Osram, 3M. Эти фирмы разработали долговременную стратегию завоевания российского рынка. Узловым моментами этой стратегии стали приобретение и переоснащение в ближних к СССР странах заводов, ориентированных на поставку своей продукции в нашу страну. Так, GE приобрело заводы Тунгсрам в Венгрии, Philips - заводы Pilam Pola в Польше. В Москве были организованы представительства фирм с выставочными залами и складами, создана сеть российских дилерских фирм, ведется проектирование крупных осветительных установок, изданы каталоги на русском языке, проводится систематическая рекламная кампания. В результате за 1994-1997 гг. объем продаж фирмы GE возрос в 20 раз, фирмы Philips в 13,2 раза.

 

Весьма энергично на российском рынке приблизительно по той же схеме действуют фирмы Германии (Trilux, BJB, Vossloh-Schwabe, Norka, Hofimeis-ter, Thorn, Narva, IBV, Alanod, Faustig, Wega, bps, Wila и др.), Австрии (Zumtobel, Tridonic, Orion, Bacalovitz, Kalrnar, Gebr. Molitz, Eglo и др.), Италии (Artemide, Begelly, Luce Plan, Sothis), Испании (Leds, Mariner, Indalux, J-Vila, G-Light, Electrolamp и др.). На российский рынок вышли также крупные оптовые компании (например, Codital, IBV), а ряд зарубежных фирм создали собственную широкую торговую сеть (Brumberg, Artemide, Sonlux).

 

Распределение рынка московского региона м. основными импортерами приведено в табл. 5.

 

Заинтересованность западных фирм в российском рынке определяется прежде всего его огромными масштабами. По оценке фирмы GE емкость рынка составляет около 400 млн. американских долларов в 2000 г. В 1994- 1995 гг. она реализовывалась только на треть (табл. .

 

Большую роль для развития контактов российских и зарубежных фирм сыграли выставки Интерсвет, организуемые ежегодно фирмой Ost-West-Partner совместно с ВНИСИ и Светотехническим обществом, и ежегодные выставки в Интерэлектро и ряд региональных выст * с демонстрацией светотехнической продукции в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге.

 

Одновременно с крупными и технически передовыми светотехническими западными фирмами на российский рынок пришли и множественные мелкие, неквалифицированные фирмы, особенно из Объединенных Арабских эмиратов, Малайзии, Тайваня, Турции и других восточных стран, реализующих несертифицированную и часто низкокачественную, хотя и более дешевую продукцию. Эту продукцию, к сожалению, продвигает на российский рынок недавно созданный рекламный журнал Мир света, принадлежащий одной из фирм Объединенных Арабских эмиратов.

 

На неустановившемся, нецивилизованном светотехническом рынке возникают часто абсурдные ситуации. Так, например, лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, в том числе не имеющие собственного производства (Австралия, Новая Зеландия, Лихтенштейн). При этом мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично. В табл. 7 показана для примера ситуация на рынке с тремя группами ламп: зеркальными накаливания, галогенными и автомобильными.

 

На рынке большую роль продолжает играть черный недекларированный импорт, в том числе создаваемый челноками.

 

Важно отметить также ряд новых факторов, возникших за последние годы и имеющих большое влияние на рынок [6].

 

В качестве первого из них необходимо упомянуть создание разветвленной сети частных коммерческих фирм. Только в Москве и московском регионе их насчитывается около 1900 (±10 (Табл. , что в 8-10 раз больше, чем было 5-6 лет тому назад, Эти фирмы, среди которых есть и крупные, такие как Точка опоры, Терна, Модуль, Блик и др., завязали прочные связи с зарубежными производителями, работают с ними на основе доверия, хорошо чувствуют потребности рынка и гибко на них реагируют. Некоторые из коммерческих фирм, не имея поддержки со стороны промышленности, продолжающей так же во многом работать без острого чувства рынка, организуют собственные, пока сборочные, производства, в основном светильников для общественных и производственных объектов.

 

Важным знаковым явлением, не получившим, однако, пока существенного развития, было создание совместных производств ВНИСИ-Шредер и ВНИСИ-Диеталь. Совместное производство, как одна из высших форм сотрудничества с зарубежными партнерами, с большим трудом прокладывает себе дорогу. И связано это, прежде всего, с нестабильностью экономической ситуации в стране, высокими налогами, неплатежноспособностью базовой массы населения и большинства фирм. Вместе с тем надо предполагать, что организация совместных производств (joint-inventory) в ближайший период будет быстро прогрессировать, создавая основу для инвестирования западного капитала в светотехническую промышленность и ускоренного подъема технического уровня ее продукции.

 

Основой программы развития российской светотехники должны быть, прежде всего, организация крупномасштабных производств: компактных люминесцентных ламп; энергоэффективных тонких люминесцентных ламп типа Т5; металлогалогенных ламп с керамическими горелками; электронных пускорегулирующих аппаратов; современных патронов для люминесцентных ламп различных типов. Потребность в этих изделиях определяется миллионами и десятками миллионов штук в год и именно создание совместных производств в этих направлениях представляется основополагающим.

 

Производства второго уровня необходимы для выпуска современных световых приборов (светильников и прожекторов), и прежде всего отсутствующих специальных продуктов: для больниц; для школ; для эвакуационного и аварийного освещения; встраиваемых светильников с КЛЛ; взрывозащищенных светильников с РЛВД; прожекторов заливающего света с МГЛ и НЛВД; светильников отраженного света с КЛЛ и МГЛ для жилых помещений, гостиниц и офисов. Пустующей нишей на российском рынке является сервис осветительных приборов и установок, оперативное выполнение заказов.

 

Остро необходима структурная перестройка действующего производства в направлении снижения доли промышленных светильников при значительном росте производства приборов для общественных и коммерческих зданий, резкое увеличение выпуска светильников с КЛЛ, ГЛН и МГЛ за счет сокращения объемов производства светильников с ЛН и ДРЛ.

 

Важнейшей перспективой является продвижение рынка из Москвы и Санкт-Петербурга в районы Поволжья, Урала, Сибири, севера и юга страны, при этом необходимо выравнивание ассортимента, снятие перенасыщенности элитного сегмента рынка, существующего в Москве. С учетом миграции населения в центральные районы России из Средней Азии, Закавказья и Прибалтики усилился спрос на светильники средней цены при европейском качестве продуктов.

 

Требуется принятие разносторонних мер для сокращения серого и черного рынка низкокачественной продукции.

 

Выполнение такой программы требует проведение скоординированных и целенаправленных действий. В этой связи многое будет зависеть от эфф. действий таких организаций, как Ассоциация Российский свет, ВНИСИ, ВНИИИС, Торговой светотехнической ассоциации, московского Дома света.

 

Список литературы Литюшкин В.В., Шахпарунянц Г.Р., Прыткое АЛ. Проблемы российской светотехники на современном этапе. Пути сотрудничества с зарубежными странами. Светотехника. 199 № С. 8-1 Голембиовский С.А., Шемелт Ю.А. Российский рынок светотехнической товарной продукции бытового и офисного назначения. Взгляд изнутри. Светотехника. 199 № С. 39-43; №6, С. 38-4 Кламан В. Рынок светильников на данный момент и завтра: точка зрения Artemide. Светотехника. 199 № С. 26-2 Прыткое А.А. Светотехническая промышленность России в рыночных условиях. Светотехника. 199 № С. 19-2 Шахпарунянц Г.Р. Итоги и задачи развития светотехники. Светотехника, 199 № С. 1- Пугачев Б.Л. Отдельные закономерности торговли бытовыми светильниками на российском рынке. Светотехника. 199 № С. 14-19
Источник: www.lta.ru/marketing/06_99_page2.shtml

 



Регламент создания АСКУЭ потребителей. Факелы ценою в миллиарды. Введение. Автоматизированная система коммерческого учета и отключения электроэнергии у бытового потребителя.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0238
 
Яндекс.Метрика