Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Пути повышения энергоэффективности предприятий

В.Ф. Сивокобыленко, А.Н. Бурковский

 

Розглянуто основні шляхи підвищення енергоефективності роботи паливно-енергетичного комплексу Донбасу. Головна увага приділена питанню вдосконалення електричного приводу механізмів, що використовуються на електричних станціях та вугільних шахтах.

 

Основные задачи по развитию топливно-энергетического комплекса Донбасса сводятся к увеличению добычи угля до экономически оптимальных объемов с минимальными затратами, рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов при производстве электроэнергии на электростанциях, минимизации потерь в сетях при передаче электроэнергии потребителям.

 

Повышение экономичности угледобычи в Донбассе (в части снижения энергозатрат на каждую тонну добываемого угля) может быть достигнуто за счет: совершенствования систем электроснабжения, применения наиболее прогрессивных технологий и комплексов с использованием новейшего электрооборудования, обладающего повышенной надежностью и безопасностью, и высокими энергетическими показателями.

 

Современные мировые темпы развития электромашиностроения ставят задачу дальнейшего повышения энергетических показателей общепромышленных и взрывозащищенных электродвигателей.

 

Анализ работ по разработке и изготовлению асинхронных двигателей (АД) различных типов в развитых странах демонстрирует, что наиболее актуальным направлением в последние годы было создание АД с повышенным на 2-3% коэффициентом полезного действия по сравнению со стандартными двигателями, что обосновано тем, что увеличение при этом стоимости АД быстро окупается за счет снижения эксплуатационных затрат из-за меньшего потребления электроэнергии[1].

 

Такие серии двигателей уже начали выпускать фирмы Brook Hansen (Великобритания) и АВВ. Использование таких АД дает большой эффект в виде экономичности электроэнергии (в Великобритании на сумму около 120 млн.фунтов стерлингов[2]),а также ,что весьма важно, позволяет существенно улучшить экологическое состояние страны, за что эта работа получила Королевскую премию по вопросам экологии[2].

 

Быстрая и эффективная работа по внедрению таких АД в Великобритании (серия W) стала возможной благодаря выполнению государственной программы по этому вопросу несколькими фирмами.

 

Учитывая чрезвычайную актуальность этого вопроса, Объединенный центр исследований Европейской электротехнической комиссии (Италия) закончил разработку данных по КПД (EuroDEEM) для двигателей [3]. Считается, что если все электроприводы в ЕС будут иметь повышенный КПД, то будет достигнута ежегодная экономия электроэнергии, которая тратится на питание АД, на1/3[3]. Еврокомиссия наметила установить минимальный уровень КПД для АД, которые будут выпускаться в ЕС (исходя из уровня EuroDEEM) .

 

На протяжении последних двух-трех лет идут дискуссии м. основными производителями АД в ЕС по этому вопросу (большинство фирм проигрывают в этой конкурентной борьбе, т. к. не готовы к выпуску таких АД).

 

При создании АД с повышенным КПД необходимо решить ряд важных вопросов, в первую очередь - вопрос снижения стоимости материалов. Первые двигатели серии W фирмы Brook Hansen имели стоимость на 25-40% больше стандартных двигателей (поэтому плохо продавались). Чтобы избежать существенного повышения стоимости, в новых двигателях устанавливают новые обмотки, используют новые электротехнические стали с мизерными потерями (специально разработанные), улучшают аэродинамику, что позволяет уменьшить размеры вентиляторов и снизить шум [4].

 

Весьма актуальной является проблема разработки и организации выпуска (или обеспечения электромашиностроительных заводов за счет закупок) новых типов электротехнических сталей с уменьшенными потерями.

 

Другим путем повышения энергетических показателей взрывозащищенных и общепромышленного типа АД является применение в роторах с короткозамкнутой клеткой меди вместо алюминия (это позволяет повысить КПД порядка на 1%).

 

Еще одним резервом по повышению технических показателей закрытых и взравозащищенных АД является совершенствование их систем воздушного охлаждения, что может позволить снизить удельную металлоемкость на 8-12% и повысить КПД на 0.2-0.4%.

 

Существенный эффект по энергосбережению в угольной промышленности может быть достигнут при применении повышенного напряжения в приводах добычных машин(1140 В вместо 660 В), и при использовании регулируемого привода вентиляторов главного проветривания шахт.

 

Задачи повышения энергоэффективнности работы электростанций заключаются:

 

- в обеспечении надежной и бесперебойной работы всех агрегатов;

 

-в снижении затрат топливных ресурсов за счет применения оптимальных режимов работы генерирующего оборудования;

 

- в снижении потерь энергии при работе электростанции;

 

-в рациональном использовании тепловых отходов при производстве электроэнергии;

 

-в поиске путей сбора и дальнейшего использования тепловых потерь электротехнического и технологического оборудования.

 

Для обеспечения бесперебойной работы генерирующего оборудования электростанций помимо обеспечения надлежащей работоспособности электрических генераторов и турбин важной является и задача нормального функционирования двигателей собственных нужд.

 

На каждой тепловой электростанции в системе собственных нужд используются двигатели различных типов в диапазоне мощностей .от 200 до 8000 кВт и напряжением 380 и 6000 В. эти двигатели в основном отработали свой ресурс и обеспечить нормальную работу механизмов (и технологических циклов) представляется весьма затруднительным. Поэтому весьма актуальной на ближайшие годы является проблема разработки, изготовления и обеспечения электростанций страны двигателями собственных нужд, обладающими современным уровнем энергетических показателей и надежности.

 

Для решения задач повышения эфф. работы топливно-энергетического комплекса необходимо производственным предприятиям (шахтам, электростанциям) изыскивать средства для проведения работ по созданию нового высокоэффективного оборудования и решения всех перечисленных вопросов по энергосбережению путем заключения договоров с проектными организациями; инновационными центрами, заводами изготовителями.

 

Учитывая, что энергоемкость продукции, выпущенной в Украине в 1996-1999гг. , в 2-6 раз превышала энергоемкость аналогичной продукции передовых стран мира [5], не менее важным вопросом энергообеспечения страны, в том числе Донбасса, является вопрос эффективного снижения энергетических затрат в промышленности

 

Литература

 

РЖ.(ЭМТ). Электрические машины и трансформаторы , 1998, №5 ,5И Стандартизация взрывозащищенных двигателей (Франция).

 

РЖ. (ЭМТ). 199 №11,11И37 .Современные достижения и тенденции в проектировании и производстве асинхронных двигателей (Англия).

 

РЖ. (ЭМТ). 1998,№11.11И Более точная база данных по КПД двигателей в Европе (Англия).

 

РЖ (ЭМТ). 1998, №11.11И4 Проект стоимостью двенадцать миллионов фунтов стерлингов даст дешевые двигатели с высоким КПД.(Англия).

 

Киричок А.С. Пути повышения энергоэффективности в машиностроении Донбасса. Машиностроение и техносфера на рубеже 21 века. Сборник тр. 7 н/т конф. ДГТУ, Донецк 2000 г. , с. 47-50.

 



Новая страница 1. Заботы и будни Авдеевского коксо. Российская Федерация Администрац. Что продается в системах теплосн.

На главную  Энергетические ресурсы 





1.0004
 
Яндекс.Метрика