![]() | |
![]() ![]() |
На главную Энергетические ресурсы Об энергосбережении
Закон Республики Молдова
N 1136-XIV от 13 июля 2000 года
(Monitorul Oficial N 157-159 от 21 декабря 2000 года)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон устанавливает основные принципы организации и регулирования деятельности в сфере энергосбережения в целях создания соответствующих организационных и экономических условий для эффективного использования энергетических ресурсов в цикле их добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, распределения и потребления.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья Основные понятия
В настоящем законе следующие понятия используются в значении:
энергосбережение - организационная, научная, практическая, техническая, экономическая и информационная деятельность, направленная на рациональное использование энергетических ресурсов в цикле их добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, распределения и потребления, на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых видов энергии;
энергосберегающая политика государства - административно-правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в сфере энергосбережения;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов, установленная нормативными актами;
энергетические ресурсы - совокупность всех первичных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в производственной деятельности и в быту;
вторичные энергетические ресурсы - носители энергии, получаемые в виде побочного продукта основного производства;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение максимальной эфф. использования энергетических ресурсов, экономически оправданной при существующем уровне развития техники, технологий и соблюдении требований охраны окружающей среды;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, водных потоков, биомассы и др.
Статья Области регулирования настоящим законом
Настоящим законом регулируются:
а) осуществление мониторинга и стимулирование эффективного использования энергетических ресурсов в цикле их добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, распределения и потребления;
b) разработка и внедрение эффективных технологий добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, распределения и потребления энергетических ресурсов, и современного топливо- и энергопотребляющего оборудования и установок, приборов учета, контроля и регулирования энергопотребления;
с) корреляция деятельности в области энергосбережения с деятельностью по защите окружающей среды;
d) финансовое обеспечение и реализация экономического механизма энергосбережения;
е) информационное обеспечение энергосбережения, подготовка и переподготовка кадров;
f) сертификация энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, строительных объектов, транспортных средств, другой энергопотребляющей продукции и объектов, и энергетических ресурсов;
g) стимулирование инвестиций в разработку и внедрение технологий и оборудования с минимальным потреблением энергии;
h) международное сотрудничество в области энергосбережения.
Статья Основные принципы государственной политики в области энергосбережения
Государственная политика в области энергосбережения основывается на следующих принципах:
а) приоритетность выполнения программ по энергосбережению;
b) обязательность проведения мероприятий по энергосбережению всеми юридическими лицами;
с) осуществление государственного контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов;
d) включение показателей энергоэффективности в национальные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства, бытовые машины и приборы, и на другие виды энергопотребляющих продукции и услуг;
е) обязательность энергетической экспертизы проектов строительства и реконструкции объектов, конструкций машин и аппаратов;
f) сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, экономическая заинтересованность в их эффективном использовании;
g) научное обеспечение работ по энергосбережению;
h) информационное обеспечение в сфере энергосбережения, подготовка и переподготовка специалистов в данной сфере.
Глава II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Статья Компетенция Правительства
Правительство:
а) определяет основные направления государственной политики в сфере энергосбережения;
b) утверждает национальные программы по энергосбережению, осуществляет контроль за их реализацией, организует научные исследования в данной сфере;
с) обеспечивает разработку, рассмотрение и принятие нормативных актов по вопросам энергосбережения и разработку проектов законодательных актов по данным вопросам для представления их Парламенту;
d) рассматривает и утверждает финансово-экономический механизм энергосбережения;
е) устанавливает порядок организации и деятельности органа, уполномоченного в области энергосбережения, и осуществляет надзор за его деятельностью;
f) осуществляет контроль за администрированием средств Национального фонда энергосбережения.
Статья Компетенция органа, уполномоченного в области энергосбережения
( Государство проводит единую энергосберегающую политику, касающуюся технических, экономических, научных, инвестиционных проблем, посредством органа, уполномоченного в области энергосбережения (далее - Уполномоченный орган), созданного при центральном отраслевом органе публичного управления.
( Уполномоченный орган является юридическим лицом, функционирующим на принципах хозяйственного самоуправления.
( Управление Уполномоченным органом осуществляется директором, который назначается центральным отраслевым органом публичного управления на конкурсной основе.
( Деятельность Уполномоченного органа финансируется из средств, полученных от оказания услуг, средств Национального фонда энергосбережения, других средств. Годовой бюджет данного органа утверждается центральным отраслевым органом публичного управления.
( Уполномоченный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и положением о нем, утвержденным Правительством.
( Уполномоченный орган:
а) разрабатывает проекты национальных программ по энергосбережению, обеспечивает их реализацию и осуществляет мониторинг деятельности по энергосбережению;
b) осуществляет контроль эфф. использования энергетических ресурсов;
c) проводит государственную экспертизу в области энергосбережения и энергетический аудит;
d) осуществляет совместно с хозяйствующими субъектами практическую деятельность по реализации мероприятий по энергосбережению;
e) согласовывает вопросы стандартизации и сертификации в данной области;
f) координирует проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок в области энергосбережения;
g) обеспечивает и осуществляет информационную деятельность в данной области;
h) координирует деятельность по подготовке и переподготовке кадров в области энергосбережения;
i) осуществляет международное сотрудничество в области энергосбережения;
j) выполняет иные функции, предусмотренные положением о нем.
( Уполномоченный орган гарантирует конфиденциальность коммерческой информации, получаемой при осуществлении своей деятельности от хозяйствующих субъектов.
Статья Программы по энергосбережению
( Государственная политика в сфере энергосбережения осуществляется на основе реализации национальных, местных и отраслевых программ по энергосбережению хозяйствующими субъектами и государственными учреждениями.
( В программах по энергосбережению должны предусматриваться конкретные мероприятия организационного, экономического, технического и другого характера, направленные на обеспечение эффективного использования и экономичности энергетических ресурсов.
Статья Стандартизация, сертификация и метрологический надзор в области энергосбережения
( Стандартизация в области энергосбережения осуществляется путем:
а) включения показателей энергоэффективности в национальные стандарты, и в нормативные документы на энергопроизводящее и энергопотребляющее оборудование и установки, приборы учета и контроля, строительные материалы, транспортные средства, машины и аппараты бытового назначения, другие виды продукции, потребляющие энергию;
b) разработки и введения в действие стандартов и технических условий, определяющих методологические, организационные и технические основы энергопотребления и энергосбережения;
с) установления требований к энергопотребляющим технологиям и оборудованию, норм потребления энергии и топлива, других требований и показателей;
d) включения в национальные стандарты параметров качества электрической, тепловой энергии и природного газа.
( Энергопотребляющая продукция любого назначения и энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствие их показателям энергоэффективности. Соответствие указанной продукции требованиям нормативных документов в части показателей энергопотребления подтверждается обязательным маркированием.
( В цикле добычи, производства, переработки, хранения, транспортировки, распределения и потребления энергетических ресурсов, и при их сертификации осуществляются метрологический контроль и надзор в отношении энергосбережения.
Статья Государственная экспертиза и аудит в области энергосбережения
( Государственная экспертиза и аудит в области энергосбережения являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов и государственных учреждений и осуществляются в соответствии с положением об Уполномоченном органе.
( Обязательному энергетическому аудиту один раз в 5 лет подлежат государственные учреждения и хозяйствующие субъекты независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, потребляющие ежегодно более 0,5 тысячи тонн условного топлива.
( В случае выявления в результате энергетического аудита наличия у хозяйствующих субъектов и государственных учреждений резервов повышения энергоэффективности они обязываются разработать и выполнить в конкретные сроки программы по энергосбережению, мониторинг которых осуществляется Уполномоченным органом.
( Государственной экспертизе в области энергосбережения подлежат:
а) проекты развития отраслей национальной экономики;
b) проекты снабжения электрической и тепловой энергией, природным газом, водой и другими ресурсами территорий и населенных пунктов;
с) проекты строительства и реконструкции объектов;
d) проекты создания и выпуска новых материалов, машин, механизмов и технологий;
е) проекты норм и правил в строительстве, других нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность в области энергосбережения.
( По результатам государственной экспертизы в области энергосбережения Уполномоченным органом дается заключение.
( Предписания, содержащиеся в заключении Уполномоченного органа, являются обязательными для исполнения.
Статья Научное обеспечение энергосбережения
Уполномоченный орган совместно с учреждениями и организациями, занимающимися вопросами энергосбережения, определяет тематику и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по энергосбережению, направленных, при обеспечении их финансовой поддержки на конкурсной основе из средств Национального фонда энергосбережения и других источников, на:
а) разработку национальных, местных, отраслевых программ по энергосбережению;
b) интенсивный поиск и внедрение научных разработок и изобретений в области энергосбережения;
с) вовлечение в энергобаланс и расширение области применения возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
d) создание новых энергосберегающих материалов, техники и технологий;
е) снижение материально-технических, трудовых, финансовых и других затрат при использовании энергетических ресурсов.
Статья 1 Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
а) предоставления производителям и потребителям энергетических ресурсов технической и экономической информации по вопросам их эффективного использования;
b) организации курсов, семинаров, конференций;
с) организации выст * , конкурсов с демонстрацией установок и оборудования высокой энергоэффективности;
d) введения в учебных заведениях технического профиля обязательных учебных программ по эффективному использованию энергетических ресурсов на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Глава III
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 1 Национальный фонд энергосбережения
( В целях финансирования наиболее эффективных программ и проектов по энергосбережению создается Национальный фонд энергосбережения.
( Администрирование Национального фонда энергосбережения осуществляется Уполномоченным органом в соответствии с положением о фонде, утвержденным Правительством.
( Средства Национального фонда энергосбережения образуются из:
а) ассигнований из государственного бюджета - в размере до 0,2 процента;
b) средств от применения экономических санкций за нарушения положений настоящего закона - в размере 20 процентов;
с) добровольных денежных взносов физ. и юр. лиц;
d) других источников в соответствии с законодательством.
( Контроль за отчислениями в Национальный фонд энергосбережения осуществляется органами Государственной налоговой службы.
( Для осуществления надзора за приоритетными направлениями использования средств Национального фонда энергосбережения центральный отраслевой орган публичного управления создает совет по надзору.
( Средства Национального фонда энергосбережения не подлежат налогообложению. Средства, не использованные в текущем году, остаются в распоряжении фонда для использования в следующем году.
Статья 1 Льготы хозяйствующим субъектам, осуществляющим меры по энергосбережению
( Отечественным производителям энергосберегающего оборудования, энергоэффективных технологий и аппаратов, приборов учета, контроля и регулирования потребления энергетических ресурсов, и запасных деталей к ним предоставляются льготы по налогу на доход, полученный от продажи указанных оборудования, технологий, аппаратов и приборов, в размере 50 процентов на срок не менее 5 лет и на этот же срок они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
( Перечень энергосберегающего оборудования, энергоэффективных технологий и аппаратов, приборов учета, контроля и регулирования потребления энергетических ресурсов, включая импортируемые, предусматривается в законе о бюджете на соответствующий год.
( Хозяйствующие субъекты, производящие электрическую энергию с установленной мощностью, не превышающей 20 МВт, вправе свободно реализовывать излишки электроэнергии по рыночным ценам. ( Хозяйствующим субъектам, осуществляющим меры по энергосбережению, предоставляются и другие льготы, устанавливаемые в законе о бюджете на соответствующий год.
Глава IV
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 1 Международное сотрудничество
( Сотрудничество Республики Молдова с другими странами в области энергосбережения осуществляется в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.
( Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
а) участие Республики Молдова в соответствующих международных проектах;
b) взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями и информацией с соответствующими организациями и учреждениями других стран и с международными организациями;
с) участие в международных семинарах, симпозиумах, конференциях по проблемам энергосбережения;
d) подготовка и переподготовка кадров;
е) согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных национальными стандартами, с требованиями международных стандартов;
f) взаимное признание результатов сертификации продукции и энергетических ресурсов по показателям энергоэффективности.
Глава V
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 1 Государственный контроль и надзор
( Информация о показателях и структуре потребления энергетических ресурсов, и о показателях энергоэффективности подлежит отражению в государственной статистике.
( Государственному контролю и надзору в области энергосбережения подлежит соблюдение норм и требований нормативных актов, нормативно-технических документов по энергосбережению и эфф. использования энергетических ресурсов всеми производителями, транспортниками, распределителями и потребителями этих ресурсов на территории Республики Молдова.
( Государственный контроль и надзор в области энергосбережения осуществляются Уполномоченным органом.
( Предписания по результатам проведенного контроля и надзора в области энергосбережения являются обязательными для исполнения.
Статья 1 Ответственность за нарушение настоящего закона
( Нарушение положений настоящего закона влечет ответственность в соответствии с законодательством.
( За расточительное расходование и прямые потери энергетических ресурсов к предприятиям, учреждениям и организациям Уполномоченным органом применяются санкции в соответствии с законодательством.
Глава VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16
Правительству:
а) в 3-месячный срок:
утвердить положение об органе, уполномоченном в области энергосбережения, и решить вопросы организации его деятельности;
обеспечить разработку и утвердить национальные программы по энергосбережению;
разработать и принять нормативные акты по исполнению настоящего закона;
утвердить стоимость услуг по проведению государственной экспертизы и аудита в области энергосбережения;
b) в 6-месячный срок представить Парламенту предложения:
по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;
по установлению ответственности физ. и юр. лиц за нарушение положений настоящего закона.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПАРЛАМЕНТА Думитру ДЬЯКОВ
Источник: http://www.cont.md/
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Энергетические ресурсы 0.0032 |
|