![]() | |
![]() ![]() |
На главную Энергетические ресурсы Закон Республики Беларусь
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в цикле деятельности юр. и физ. лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эфф. использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.
Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
ГЛАВА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
· энергосбережение - организационная научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физ. лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в цикле их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;
· топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике;
· вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического цикла в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом цикле;
· эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;
· рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эфф. использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;
· показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учётом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами;
· нетрадиционные и возобновляемые источники энергии -источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твёрдых бытовых отходов;
· пользователи топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц или предпринимателей без образования юридического лица, и другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топлинно энергетические ресурсы;
· производители топливно-энергетических ресурсов -субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.
Статья Законодательство об энергосбережении
· Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из настоящего Закона и иных актов Законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.
Статья Субъекты отношений в сфере энергосбережения
Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:
добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;
производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, и приборов учёта, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эфф. использования и экономичности топливно-энергетических ресурсов;
реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;
информационное обеспечение юр. и физ. лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Статья Международное сотрудничество в сфере энергосбережения
Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом.
Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями;
участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения;
приведение показателей энергоэффективности; предусмотренных нормативными документами по стандартизации Республики Беларусь, в соответствие с требованиями международных стандартов.
ГЛАВА 2.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Статья Основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
· осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
· разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
· приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
· создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность пройд-водителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, и в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
· повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
· осуществление государственной экспертизы энергетической эфф. проектных решений;
· создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в цикле использования топливно-энергетических ресурсов;
· реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
· информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
· обуч. производственного персонала и населения методам экономичности топлива и энергии;
· создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Статья Государственное управление в сфере энергосбережения
Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.
Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, и иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья Учёт топливно-энергетических ресурсов
Весь объём добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учёту.
Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учёта их расхода, и порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным
газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Статья Программы энергосбережения
Для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.
Порядок разработки и утверждения этих программ определяется Правительством Республики Беларусь.
Статья Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения
Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения осуществляется в рамках государственных и межгосударственных научно-технических программ, и инновационных проектов по важнейшим направлениям создания и внедрения новых энергосберегающих технологий,оборудования и материалов.
Формирование и реализация государственных научно-технических программ и инновационных проектов в сфере энергосбережения, их финансирование осуществляются в установленном законодательством порядке.
Статья 1 Нормы расхода топлива и энергии
Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии.
Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических циклов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.
Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.
Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения
Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации энергопотребляющей продукции, работ и услуг, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать нормы и правила, регламентирующие рациональное использование топливно-энергетнческих ресурсов и их экономию, и не должны нарушать положения, установленные актами законодательства Республики Беларусь.
Показатели эфф. добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации топливно-энергетических ресурсов включаются в соответствующие нормативные документы.
В Национальной системе сертификации Республики Беларусь при обязательной сертификации продукции, работ и услуг обеспечивается контроль за соответствием энергопотребляющей продукции (в том числе энергосберегающей), работ и услуг, и топливно-энергетических ресурсов требованиям эффективного энергопотребления, установленным нормативными актами.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации в части показателей энергоэффективности, подтверждается путём обязательной маркировки указанного оборудования.
Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.
Государственный метрологический надзор за средствами и методами измерений, работы по стандартизации и сертификации и сфере энергосбережения организует и проводит республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном законодательством порядке.
Статья 1 Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов
Государственный надзор устанавливается за:
· рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
· осуществлением пользователями и производителями топлив-ио-эисргс! ичсских ресурсов мер по экономичности этих ресурсов;
· соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.
Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.
Порядок осуществления государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Государственная экспертиза энергетической эфф. проектных решений
Государственная экспертиза энергетической эфф. является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.
Государственной экспертизе энергетической эфф. подлежат следующие проектные решения:
· проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения административно-территориальных единиц и населённых пунктов;
· энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию) существующих предприятий, зданий, сооружений;
· проекты нормативно-технических актов, строительных норм и правил, документация на создание и приобретение новых энергоёмких техники, технологий и материалов.
Основными задачами государственной экспертизы энергетической эфф. являются оценка соответствия проектных оешений тоебованиям ноомативных документов по станлартизации в части показателей энергоэффективности, и определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.
Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эфф. устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций
Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эфф. использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.
Порядок проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций определяется Правительством Республики Беларусь.
Статья 1 Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-знергетических ресурсов
Государственное статистическое наблюдение за объёмами и структурой потребления топливно-энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит республиканский орган государственного управления по статистике и анализу совместно с республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.
Статья 1 Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения
Высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, и учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке специалистов в области энергообеспечения должны предусматривать соответствующие курсы по энергосбережению.
Статья 1 Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению
Информациомное обеспечение деятельности по энергосбережению осуществляется путём:
· широкого обсуждения республиканских и региональных программ энергосбережения;
· координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
· создания на территории отдельных административно-территориальных единиц специальных энергоэффективных зон;
· организации выст * энергоэффективных технологий и оборудования;
· представления пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
· пропаганды эффективного использования топливно-энерге-тических ресурсов через средства массовой информации.
ГЛАВА 3.
Статья 1 Источники финансирования
Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физ. лиц, направляемых добровольно на эти цели, и других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 1 Республиканский фонд «Энергосбережение»
В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создаётся республиканский фонд «Энергосбережение».
Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счёт поступлении в виде:
· платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов;
· экономических санкций за:
- несвоевременную установку приборов учёта расхода топливно-энергетических ресурсов;
- использование топлива, электрической и тепловой энергии без утверждённых в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг);
- нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;
· добровольных взносов юр. и физ. лиц (в том числе в иностранной валюте);
· других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Средства указанного фонда расходуются на:
· осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
· долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение;
· участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения;
· предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению;
· осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
· проведение государственной экспертизы энергетической эфф. пооектных решений;
· разработку нормативных документов по стандартизации и других нормативно-технических актов, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов;
· проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций;
· долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учёта, контроля и регулирования энергопотребления;
· создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физ. величин топливно-энергетических ресурсов;
· подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения;
· организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
· осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь.
Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.
Статья 2 Экономическое стимулирование энергосбережения
Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путём производства и потребления продукции с лучшими показателями против предусмотренных государственными стандартами), могут предоставляться льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата постапляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов.
В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, и других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 4.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Статья 2 Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 5.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2 Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Совету Министров Республики Беларусь в трёхмесячный срок принять меры по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.
Президент Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко
Закон опубликован 20 августа 1998 года.
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Энергетические ресурсы 0.0028 |
|