Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Энергетические ресурсы 

Закон Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 19 июня 1998 г. Одобрен Советом Республики

 

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в цикле деятельности юр. и физ. лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эфф. использо­вания топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются пра­вовые основы этих отношений.

 

Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

 

ГЛАВА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

· энергосбережение - организационная научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юриди­ческих и физ. лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в цикле их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;

 

· топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике;

 

· вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического цикла в результате недоисполь­зования первичной энергии или в виде побочного продукта ос­новного производства и не применяемая в этом технологическом цикле;

 

· эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законода­тельства;

 

· рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эфф. использова­ния топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;

 

· показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учётом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами;

 

· нетрадиционные и возобновляемые источники энергии -источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных во­достоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твёрдых бытовых отходов;

 

· пользователи топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зареги­стрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц или предпринимателей без образования юридического лица, и другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топлинно энергетические ресурсы;

 

· производители топливно-энергетических ресурсов -субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, за­регистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юр. лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

 

Статья Законодательство об энергосбережении

 

· Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из настоящего Закона и иных актов Законодательства Рес­публики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.

 

Статья Субъекты отношений в сфере энергосбережения

 

Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:

 

добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;

 

производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, и приборов учёта, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

 

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализирован­ных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эфф. использования и экономичности топливно-энергетических ресурсов;

 

реализацию мероприятий, связанных с развитием и примене­нием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;

 

информационное обеспечение юр. и физ. лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;

 

разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным исполь­зованием топливно-энергетических ресурсов.

 

Статья Международное сотрудничество в сфере энергосбережения

 

Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь и международным правом.

 

Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:

 

взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями;

 

участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения;

 

приведение показателей энергоэффективности; предусмотренных нормативными документами по стандартизации Респуб­лики Беларусь, в соответствие с требованиями международных стандартов.

 

ГЛАВА 2.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

 

Статья Основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения

 

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

 

· осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

 

· разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

 

· приведение нормативных документов в соответствие с требо­ванием снижения энергоёмкости материального производст­ва, сферы услуг и быта;

 

· создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность пройд-водителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, и в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

 

· повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

 

· осуществление государственной экспертизы энергетической эфф. проектных решений;

 

· создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопас­ного для населения состояния окружающей среды в цикле использования топливно-энергетических ресурсов;

 

· реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

 

· информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежно­го опыта в этой области;

 

· обуч. производственного персонала и населения методам экономичности топлива и энергии;

 

· создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбереже­ния.

 

Статья Государственное управление в сфере энергосбережения

 

Государственное управление в сфере энергосбережения осуще­ствляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.

 

Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответ­ствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, и иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

 

Статья Учёт топливно-энергетических ресурсов

 

Весь объём добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ре­сурсов подлежит обязательному учёту.

 

Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учёта их расхо­да, и порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным

 

газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

 

Статья Программы энергосбережения

 

Для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональ­ные программы.

 

Порядок разработки и утверждения этих программ определяется Правительством Республики Беларусь.

 

Статья Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения

 

Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения осуществляется в рамках государственных и межгосударственных научно-технических программ, и инновационных проектов по важнейшим направлениям создания и внедрения новых энерго­сберегающих технологий,оборудования и материалов.

 

Формирование и реализация государственных научно-технических программ и инновационных проектов в сфере энерго­сбережения, их финансирование осуществляются в установленном законодательством порядке.

 

Статья 1 Нормы расхода топлива и энергии

 

Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии.

 

Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических циклов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

 

Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.

 

Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии устанавливается Правительством Республики Беларусь.

 

Статья 1 Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения

 

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации энергопотребляющей продукции, работ и ус­луг, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать нормы и правила, регламентирующие рациональное использование топливно-энергетнческих ресурсов и их экономию, и не должны нарушать положения, установленные актами законодательства Республики Беларусь.

 

Показатели эфф. добычи, переработки, транспор­тировки, хранения, производства, использования и утилизации топливно-энергетических ресурсов включаются в соответствую­щие нормативные документы.

 

В Национальной системе сертификации Республики Беларусь при обязательной сертификации продукции, работ и услуг обеспе­чивается контроль за соответствием энергопотребляющей продук­ции (в том числе энергосберегающей), работ и услуг, и топ­ливно-энергетических ресурсов требованиям эффективного энер­гопотребления, установленным нормативными актами.

 

Соответствие производимого бытового оборудования требо­ваниям, установленным нормативными документами по стандар­тизации в части показателей энергоэффективности, подтверждает­ся путём обязательной маркировки указанного оборудования.

 

Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.

 

Государственный метрологический надзор за средствами и методами измерений, работы по стандартизации и сертификации и сфере энергосбережения организует и проводит республиканский орган государственного управления по стандартизации, метроло­гии и сертификации в установленном законодательством порядке.

 

Статья 1 Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

 

Государственный надзор устанавливается за:

 

· рациональным использованием топлива, электрической и те­пловой энергии;

 

· осуществлением пользователями и производителями топлив-ио-эисргс! ичсских ресурсов мер по экономичности этих ресурсов;

 

· соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, элек­трической и тепловой энергии.

 

Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республикан­ским органом государственного управления в сфере энергосбере­жения.

 

Порядок осуществления государственного надзора за рацио­нальным использованием топливно-энергетических ресурсов уста­навливается Правительством Республики Беларусь.

 

Статья 1 Государственная экспертиза энергетической эфф. проектных решений

 

Государственная экспертиза энергетической эфф. является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.

 

Государственной экспертизе энергетической эфф. подлежат следующие проектные решения:

 

· проекты программ развития отраслей экономики, схемы энер­госнабжения административно-территориальных единиц и населённых пунктов;

 

· энерготехнологическая часть технико-экономических обосно­ваний и проектно-планировочной документации на строи­тельство новых и расширение (реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию) существующих предпри­ятий, зданий, сооружений;

 

· проекты нормативно-технических актов, строительных норм и правил, документация на создание и приобретение новых энергоёмких техники, технологий и материалов.

 

Основными задачами государственной экспертизы энергети­ческой эфф. являются оценка соответствия проектных оешений тоебованиям ноомативных документов по станлартизации в части показателей энергоэффективности, и определе­ние достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.

 

Порядок проведения государственной экспертизы энергети­ческой эфф. устанавливается Правительством Респуб­лики Беларусь.

 

Статья 1 Проведение энергетического обследования пред­приятий, учреждений, организаций

 

Энергетическое обследование предприятий, учреждений, ор­ганизаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эфф. использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.

 

Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тыся­чи тонн условного топлива.

 

Порядок проведения энергетического обследования предпри­ятий, учреждений, организаций определяется Правительством Республики Беларусь.

 

Статья 1 Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-знергетических ресурсов

 

Государственное статистическое наблюдение за объёмами и структурой потребления топливно-энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит республи­канский орган государственного управления по статистике и ана­лизу совместно с республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

 

Статья 1 Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения

 

Высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, и учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров в программах по обуче­нию и подготовке специалистов в области энергообеспечения должны предусматривать соответствующие курсы по энергосбере­жению.

 

Статья 1 Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению

 

Информациомное обеспечение деятельности по энергосбере­жению осуществляется путём:

 

· широкого обсуждения республиканских и региональных про­грамм энергосбережения;

 

· координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

 

· создания на территории отдельных административно-тер­риториальных единиц специальных энергоэффективных зон;

 

· организации выст * энергоэффективных технологий и обо­рудования;

 

· представления пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбе­режения;

 

· пропаганды эффективного использования топливно-энерге-тических ресурсов через средства массовой информации.

 

ГЛАВА 3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

 

Статья 1 Источники финансирования

 

Финансирование мероприятий по энергосбережению осуще­ствляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридиче­ских и физ. лиц, направляемых добровольно на эти цели, и других источников в порядке, установленном законодатель­ством Республики Беларусь.

 

Статья 1 Республиканский фонд «Энергосбережение»

 

В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Бела­русь, создаётся республиканский фонд «Энергосбережение».

 

Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счёт поступлении в виде:

 

· платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) по­требления топливно-энергетических ресурсов;

 

· экономических санкций за:

 

- несвоевременную установку приборов учёта расхода топлив­но-энергетических ресурсов;

 

- использование топлива, электрической и тепловой энергии без утверждённых в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг);

 

- нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;

 

· добровольных взносов юр. и физ. лиц (в том числе в иностранной валюте);

 

· других платежей в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь.

 

Средства указанного фонда расходуются на:

 

· осуществление мероприятий и реализацию программ по энер­госбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

 

· долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобрете­ние лицензий на их внедрение;

 

· участие в организации международного сотрудничества в сфе­ре энергосбережения;

 

· предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реа­лизации ими мероприятий по энергосбережению;

 

· осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляе­мых источников энергии и вторичных энергетических ресур­сов;

 

· проведение государственной экспертизы энергетической эфф. пооектных решений;

 

· разработку нормативных документов по стандартизации и других нормативно-технических актов, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов;

 

· проведение работ по энергетическому обследованию предпри­ятий, учреждений и организаций;

 

· долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учёта, контро­ля и регулирования энергопотребления;

 

· создание, совершенствование и приобретение эталонных ус­тановок для воспроизведения и передачи единиц физ. величин топливно-энергетических ресурсов;

 

· подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбере­жения;

 

· организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

 

· осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Бела­русь.

 

Порядок поступления и использования средств республикан­ского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом опре­деляется Правительством Республики Беларусь.

 

Расходование средств республиканского фонда «Энергосбере­жение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

 

Статья 2 Экономическое стимулирование энергосбере­жения

 

Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путём производства и потребления продукции с лучши­ми показателями против предусмотренных государственными стандартами), могут предоставляться льготы в виде субсидий, до­таций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принад­лежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энерго­системы республики, то оплата постапляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов.

 

В целях стимулирования рационального использования топ­ливно-энергетических ресурсов осуществляется установление се­зонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электриче­скую и тепловую энергию, дифференцированных по времени су­ток и дням недели тарифов на эти виды энергии, и других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 4.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

 

Статья 2 Ответственность за нарушение законодатель­ства об энергосбережении

 

Юридические и физические лица, виновные в нарушении за­конодательства об энергосбережении, несут ответственность в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 5.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 2 Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Совету Министров Республики Беларусь в трёхмесячный срок принять меры по приведению законодательства Республики Бела­русь в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Республики Беларусь

 

А.Г. Лукашенко

 

Закон опубликован 20 августа 1998 года.

 



Применение альтернативных источн. Эффективность потребления энергии не означает сбережения энергоресурсов. Словарь терминов. Перечень нормативных и методичес.

На главную  Энергетические ресурсы 





0.0188
 
Яндекс.Метрика