![]() | |
![]() ![]() |
На главную Энергетические ресурсы Записка о составе нормативной ба
§ изложения собственной позиции на требуемый объем нормативной и методологической базы развития энергосбережения в бюджетной сфере Украине (уровни государства, области, муниципалитета, организаций и учреждений бюджетной сферы);
§ инициации создания рабочей группы по подготовке и реализации проекта (проектов) Разработка, защита и адаптация нормативной и методологической базы энергосбережения в бюджетной сфере Украины.
Материалы записки адресованы А. Копцу, В. Гершковичу, А. Праховнику, А. Пономаренко, А. Суходоле, не претендуют на истину в последней инстанции и носят предварительный характер.
Энергосбережение в бюджетной сфере потенциально соблазнительно по причине большого объема спроса на услуги ЭСКО - причем оплата этих услуг может осуществляться за счет денежных средств, которыми на данный момент бюджеты всех уровней оплачивают нерациональные затраты и потери энергоресурсов. Можно предположить, что 25% энергозатрат бюджетной сферы (Указ Президента Украины №662/9 , составят 250 млн. $ ежегодно. Это и есть денежное выражение потенциала спроса на этом сегменте рынка для ЭСКО.
Два года действия Указа не привели к повышению спроса на эффективное использование энергии в бюджетной сфере, а его выполнение (в части снижения энергозатрат на 25% к 2004 году) пока обеспечивается снижением лимитов на энергопотребление.
Недостатки существующего положения хорошо описаны в работах [1-4], предложений по радикальному изменению положения дел пока нет.
В основе настоящей записки находится идея о том, что создав, испытав и внедрив в течение года нормативно-методологическую базу развития энергосбережения в бюджетной сфере на основе (рыночных механизмов, создания стимулов, создания соблазнительного климата - выбрать нужное - все это синонимы одного и того же) можно объединить силы и под эгидой и руководством Госкомэнергосбережения выполнить работы, включающие:
а) разработку и согласование документов, их утверждение и юридическую легализацию;
б) сбор мнений, дополнений и предложений по загодя выбранной базе (например, 10 городов, 5 гособладминистраций, все профильные управления и собственно школы, больницы, вузы и т.д. - 50 компетентных субъектов).
в) внедрение новой базы в выбранных регионах Украины.
2.Общая часть
Три основные положения проекта:
§ отмена системы лимитирования расхода энергоресурсов, установление нормативного энергоснабжения и фиксированных нормативов на денежное обеспечение энергозатрат (с учетом попр * на тарифы и инфляцию);
§ ввод в действие новой формулы энергосбережения, создающей привлекательный климат для инвестиций на возвратной основе - 70% экономичности за 10 лет гарантируется государством как база для расчетов с участниками реализации энергосберегающих проектов;
§ обязательность энергоаудитов бюджетных организаций;
Эти положения (на основе Указа) должны быть введены в действие Постановлением КМУ (и детализированы отдельными приложениями на уровне руководящих материалов).
Семь дополнительных положений:
§ ежемесячный мониторинг фактически получаемой экономии с отражением результатов в бухгалтерской и статистической отчетности;
§ стимулирование руководителей и персонала бюджетных учреждений и организаций эффективному использованию энергоресурсов;
§ создание гарантий возврата инвестиций в энергоэффективность бюджетной сферы, в т.ч., на основе залога имущественных прав;
§ ввод в действие основных положений энергосервиса на основе энергетических контрактов, где оплата за оборудование и услуги осуществляется из фактически получаемой экономии;
§ создание аккумулирующих фондов на возобновляемой (револьверной) основе для финансирования проектов энергоэффективности;
§ создание механизма контроля целевого использования бюджетных средств;
§ создание механизма мониторинга эфф. выполнения программы энергосбережения с дифференциацией по регионам и по секторам бюджетной сферы;
Эти положения также должныбыть введены в действие (на основе Указа) Постановлением КМУ и детализированы в приложениях к нему на уровне руководящих материалов. Прилагаю, для примера;
§ Главы из руководства по энергоменеджменту Калифорнийской Энергетической Комиссии:
а) Как работать с энергоаудитором; при оценке проектов энергоэффективности;
б) Как работать с энергосервисной компанией;
в) Энергетический учет - Ключевой Инструмент Управления Энергетическими Затратами
г) Как финансировать проекты энергоэффективности общественного сектора
§ Руководство по процедурам Стандартного перфоманс-контракта для больших проектов не-жилищного характера штата Калифорния;
§ Перфоманс-контракты в штате Техас (руководящие принципы для учреждений высшего образования и агентств);
§ Руководство по энергетическим перфоманс-контрактам штата Южная Каролина;
§ Структура Контракта и его необходимые Элементы;
§ Общий договор о предоставлении энергосервисных услуг
§ Программное соглашение стандартного перфоманс-контракта, не относящегося к жилому сектору;
§ Типовое соглашение энергоменеджмента;
§ Типовый Энергетический Перфоманс-Контракт
3.Номенклатура разрабатываемых нормативно-методических материалов
§ Постановление КМУ О развитии энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины;
§ Приложения к Постановлению:
а) Руководящие материалы по нормированию энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий.
Пособие для руководителей организаций бюджетной сферы Как правильно определить нормативы энергозатрат и сформировать бюджет.
б) Руководящие материалы по разработке схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере при расчетах из фактически получаемой экономичности в будущие периоды.
Пособие для руководителей финансовых отделов и управления Как готовить и контролировать выполнение программ и проектов энергоэффективности в бюджетной сфере.
в) Руководящие материалы по проведению энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере.
Пособие для руководителей бюджетных учреждений и организаций Как работать с энергоаудитором.
г) Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).
Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.).
Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в коммунальных предприятиях,
Руководящие материалы по организации системы мониторинга экономичности энергоресурсов в казенных предприятиях.
Пособие Как организовать учет экономичности платежей за энергоресурсы.
д)Положение о премировании на систематической основе руководителей и персонал в учреждениях и организациях бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятиях.
е)Руководящие материалы по созданию в регионах и муниципалитетах механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе.
Пособие Как получить инвестиции или кредит на реализацию энергосберегающего проекта в учреждениях здравоохранения, культуры, народного образования, социальной сферы.
Пособие Как работать со страховой компанией и банком при подготовке и реализации энергосберегающих проектов в бюджетной сфере.
ж)Положение об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, и коммунальным и казенным предприятиям (проект прилагаю).
Пособие Как работать с энергосервисной компанией при реализации проектов энергосбережения в бюджетной сфере городов и регионов Украины.
Пособие Как финансировать и развивать муниципальные проекты энергосбережения.
Пособие Как подготовить энергетический контракт.
з)Руководящие материалы по созданию и управлению региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы.
Пособие для инвесторов Как инвестировать капитал в проекты энергосбережения бюджетной сферы.
и)Положение О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере городов и регионов Украины.
к)Руководящие материалы для обеспечения систематического мониторинга экономичности бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере Украины.
4.Нормативная и методическая база
на региональном и муниципальном уровнях
§ Положение об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области.
§ Проект Постановления областного Совета народных депутатов N-ской области Об энергетической политике и эффективном использовании топливно-энергетических ресурсах на территории N-ской области.
§ Проекты распоряжений губернатора (мэра):
а) О вводе в действие нормативов энергетических затрат для организаций и учреждений бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий .
б) О вводе в действие схем финансирования проектов энергоэффективности в бюджетной сфере с расчетом из фактически получаемой экономичности в будущие периоды.
в)Об обязательности проведения энергетических обследований и энергетических аудитов в бюджетной сфере.
д)О вводе в действие системы премирования на систематической основе руководителей и персонала учреждений и организаций бюджетной сферы, коммунальных и казенных предприятий.
г)О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в организациях бюджетной сферы (облздравотдел, гороно и др.).
О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы (садиках, школах, больницах, вузах и др.),
О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в коммунальных предприятиях.
О создании системы мониторинга экономичности энергоресурсов в казенных предприятиях.
е)О создании механизмов гарантий возврата вложенных средств в развитие энергосберегающих проектов при их финансировании на возвратной основе.
ж)Об организации услуг энергосервиса организациям и учреждениям бюджетной сферы, и коммунальным и казенным предприятиям.
з)О создании и управлении региональными и муниципальными аккумулирующими фондами энергосбережения для бюджетной сферы.
и)О порядке надзора и контроля целевого использования бюджетных средств при подготовке и реализации проектов энергоэффективности в бюджетной сфере.
к)Об обеспечении систематического мониторинга экономичности бюджетных ассигнований при реализации программ и проектов энергосбережения в бюджетной сфере.
л) Об энергетическом паспорте здания.
м)О подготовке и переподготовке руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы по программе энергоменеджмента.
§ Пособия
Обуч. основам энергоменеджмента руководителей организаций и учреждений бюджетной сферы;
Подготовка проектов энергосбережения в системе здравоохранения;
Подготовка проектов энергосбережения в системе народного образования;
Подготовка проектов энергосбережения в системе высшего образования;
Подготовка проектов энергосбережения в системе культуры;
Подготовка проектов энергосбережения в системе социальной сферы;
Подготовка проектов энергосбережения в системе дошкольных учреждений;
Подготовка проектов энергосбережения для коммунальных предприятий;
Подготовка проектов энергосбережения на казенных предприятиях
5.Программа оценки и адаптации разработанных документов
Проекты документов будут разработаны, но необходимо предусмотреть:
§ их оценку потребителями этих документов;
§ стимулирование активного участия муниципалитетов и гособладминистраций в их апробации;
§ сбор предложений и отзывов от учреждений и организаций бюджетной сферы.
На промежуточном этапе необходимо издать и раздать экспертам не менее 50 экземпляров каждого документа и провести семинары по их оценке с участием представителей из городов и регионов Украины, и заинтересованных ведомств.
Также необходимо планировать юридическую оценку соответствия подготовленных документов.
И это нужно сделать не за деньги технической помощи, а за наши, украинские, деньги из бюджетных ассигнований на энергосбережение.
Перечень литературы
1.А.В.Праховник. Иншеков Е.Н. Анализ препятствий энергоэффективности в Украине и системная стратегия их преодоления.
2.А.Копець. Основні перешкоди для розробки та впровадження проектів, спрямованих на підвищення ефективності використання енергії в містах України. Проект звіту.
3.В.Степаненко. Энергосбережение в бюджетной сфере городов и регионов Украины.
4.И.А.Башмаков. Энергоэффективность: от риторики к действию. Москва, 2001.
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Энергетические ресурсы 0.0044 |
|