Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Теплоизоляция и экономия энергии Экономические и организационно-технические аспекты реализации проекта Департамент ТЭК администрации Нижегородской области Е. А. Зенютич Нижегородский региональный центр энергосбережения при НГТУ А. Ю. Ежов МП Тепловые сети, г. Семенов
На реализацию первоочередных энергосберегающих мероприятий в системах теплоснабжения десяти российских регионов постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. №1506 Об утверждении Соглашения м. Российской Федерацией и Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР) о займе для финансирования Проекта повышения эфф. использования энергии выделено 60 млн. долларов США. Структура займа
Направленность Проекта
Цели Международного проекта повышения эфф. использования энергии (далее Проект) определялись повышенной социальной и экономической значимостью теплоснабжения населения и промышленности, на которое в стране расходуется фактически вдвое больше топлива, чем на производство электроэнергии. Годовой потенциал энергосбережения по России оценивается в 120 - 150 млн. тонн усл. топл. Только за счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости менее 2,5 - 3 лет можно обеспечить годовую экономию топлива в размере не менее 30 - 35 млн. тонн усл. топл.
В настоящее время более 70 % фактических затрат на теплоснабжение населения дотируется из местных бюджетов. В ряде городов эти дотации вместе с платежами за энергоснабжение объектов социальной сферы формируют до 40 % расходных статей местных бюджетов.
Вместе с тем практикой ряда городов России доказано, что при ограниченных инвестициях на возвратной основе с умеренными учетными ставками можно существенно снизить нагрузку на местные бюджеты, и социальную напряженность, обусловленную повышением тарифов на тепловую энергию. При уменьшенных на 15 - 20 % затратах тепла и топлива обеспечивается повышенный уровень надежности и качества теплоснабжения за счет непроизводительных расходов тепла и топлива.
Соглашение о займе позволяет приступить к реализации целенаправленной политики энергосбережения в тепловом хозяйстве городов, базируясь на современном российском законодательстве и гарантиях, предоставляемых МБРР российским государством.
Одной из основных задач займа является апробация устойчивых финансовых и правовых механизмов энергосбережения с использованием, в том числе на возвратной основе, снижающихся по времени дотаций на эксплуатацию и развитие теплоснабжающих комплексов различной структуры и мощности.
Инициаторы проекта рассчитывают, что заём послужит катализатором в привлечении частных российских и зарубежных инвестиций.
Условия займа
В соответствии с соглашением базовой заемщик - Министерство финансов России - заключил договоры перекредитования средств займа с конечными заемщиками - исполнительными агентствами, в качестве которых по рекомендации органов исполнительной власти выступают, предприятия, производящие и распределяющие тепловую энергию (субзаемщики).
Заем предоставлен сроком на 10 лет при учетной ставке 10 % с льготным периодом 3 года, в течение которого осуществляется оплата только процентов по заимствованным суммам.
Указанные средства под контролем МБРР, Минфина и Минтопэнерго России должныбыть реализованы до 2000 г. в соответствии с утвержденными технико-экономическими обоснованиями инвестиций (ТЭО и бизнес-планами) энергосберегающих проектов.
Закупка товаров и услуг осуществляется на конкурсной основе (международный закрытый и открытый тендер или закупка) в соответствии с правилами МБРР.
К обязательным условиям предоставления субзаймов относятся: наличие договора поручительства м. администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и Минфином России; финансовая состоятельность и экономическая устойчивость исполнительного агентства, способного покрывать местные расходы по проекту за счет собственных средств и обеспечивать k погашения задолженности в размере не менее 1,2; наличие технически осуществимых энергосберегающих проектов с экономической и финансовой нормой прибыли не менее 20 и 10 % соответственно.
Факторы для отбора субзаемщиков
При рассмотрении предложений по кандидатам-субзаемщикам учитывались следующие факторы: Форма собственности теплоснабжающего предприятия.
администрации регионов отдают предпочтение муниципальным предприятиям, для которых они осуществляют регулирование тарифов на тепловую энергию и контролируют их деятельность. Масштаб системы теплоснабжения.
Мощность системы должна быть адекватна возможным инвестициям (5-8 млн. долларов США), реализация которых может существенным образом повлиять на экономические показатели ее функционирования. объекты с тепловой нагрузкой более 200 Гкал/ч не рассматривались. Технико-экономические характеристики системы.
Предпочтение отдается объектам с наибольшей себестоимостью отпуска тепла, при этом состояние объекта не должно требовать полной замены оборудования, стоимость которого превышает возможные инвестиции. Как демонстрирует опыт, городские теплоснабжающие организации в первую очередь заинтересованы в снижении расходов тепла, покупаемого у других владельцев.
Первоочередная реализация энергосберегающих мероприятий, как правило, осуществляется у потребителей с наибольшими дотациями из местных бюджетов.
Структурный анализ потенциала энергосбережения в действующих системах теплоснабжения демонстрирует, что за счет мероприятий со сроком окупаемости до 3 лет можно сократить расход тепла и топлива не менее, чем на 25 %. При этом до 70 % этого потенциала можно реализовать на тепловых пунктах (абонентских вводах) и системах отопления, горячего водоснабжения и вентиляции, 20 % относится к источнику теплоснабжения, 10 % - к тепловым сетям.
Вместе с тем непременное условие для реализации этих мероприятий - стабилизация гидравлического режима в тепловых сетях, обеспечивающая принцип. возможность функционирования локальной автоматики на тепловых пунктах, и исключение практикуемого в настоящее время отпуска тепла по отстающему зданию (стояку, радиатору).
Выявление этих абонентов и ликвидация дефицита тепла у них, в том числе за счет установки у них дополнительных теплоисточников, позволяет получить мультипликационный эффект экономичности энергии у всех присоединенных потребителей за счет снижения их перегрева. Первоочередные энергосберегающие мероприятия: автоматизация тепловых пунктов и оснащение их приборами учета тепла и горячей воды; внедрение частотно-регулируемого электропривода на насосном оборудовании тепловых пунктов.
Автоматизация циклов должна осуществляться с учетом особых свойств водяных систем теплоснабжения. Основные из них следующие: расчетный (проектный) дефицит тепловой мощности источников тепла и пропускной способности тепловых сетей, определяемых с учетом теплоаккумулирующей способности зданий; повышенная степень взаимозависимости присоединенных абонентов по расходу сетевой воды; недоотпуск тепла в наиболее холодные периоды года из-за дефицита топлива и опасности повышения температуры сетевой воды выше 130 - 135 °С; доступность оборудования тепловых пунктов и абонентских вводов к несанкционированному воздействию малоквалифицированного персонала жилищных организаций. С учетом указанных свойств важнейшими требованиями к локальной автоматике являются: взаимосвязанный принцип регулирования нагрузки отопления, горячего водоснабжения и вентиляции с ограничением суммарной нагрузки; принцип. возможность дистанционного введения ограничений по расходу тепла и устойчивость к этим ограничениям; минимальное воздействие на других (неавтоматизированных) потребителей.
Автоматизация тепловых пунктов создает предпосылки для проведения энергосберегающих мероприятий в системах инженерного оборудования присоединенных зданий. К ним в первую очередь относятся установка поквартирных счетчиков горячей воды, терморегуляторов на нагревательных приборах, экономичной водоразборной арматуры.
В зависимости от состава и состояния основного и вспомогательного оборудования котельных рассматриваются следующие основные варианты энергосберегающих проектов: отказ от их дальнейшего использования с переходом на автономные домовые теплоисточники; замена горелок и оснащение современными системами регулирования топочных циклов и отпуска тепла; использование систем доохлаждения отходящих газов, в том числе для увлажнения топочного воздуха и упаривания минерализованных стоков; дооснащение котельных теплофикационными установками на базе паровых турбин малой мощности и дизельных агрегатов; использование электроприводов с регулируемой частотой вращения.
Ограниченные инвестиции не позволяют, к сожалению, кардинально решать вопрос перекладки физически изношенных подземных теплопроводов.
Вместе с тем предпочтительна реализация следующих проектов: диагностика состояния металла и тепловой изоляции подземных теплопроводов с локальной перекладкой сетей; экспресс-наладка теплового и гидравлического режима; восстановление и очистка попутных дренажей; установка средств телемеханики; переход на график отпуска тепла с температурой воды в подающей линии выше 100 °С.
Последнее мероприятие при наличии подмешивающих насосов на тепловых пунктах позволит затормозить цикл наружной коррозии теплопроводов и сократить фактические тепловые потери за счет подсушки тепловой изоляции.
В целом за счет вышеперечисленных малозатратных мероприятий в рамках займа МБРР за 10 лет будет сэкономлено около 5,2 млн. тонн усл. топл. при общих платежах российских организаций в размере около 120 млн. долларов.
Участие Нижегородской области
Департаментом ТЭК администрации Нижегородской области при участии регионального центра энергосбережения (НИЦЭ) в течение 1996 г. проводилась работа по выбору заемщика и определению экономической эфф. от реализации проекта, и варианты его реализации и возврата кредита.
В результате предварительной проработки вопроса с районами области было предложено включить в эту схему Семеновское МП Тепловые сети с проектом по модернизации муниципальной системы централизованного теплоснабжения, в том числе: перевод 22 котельных г. Семенова с мазута и каменного угля на природный с частичной их ликвидацией и установкой блокмодульных котельных; замена изношенных теплопроводов на теплогидроизолированные в заводских условиях; установка приборов учета и регулирования тепла; установка системы телемеханики для управления работой котельных без персонала.
Проект такого договора был согласован со специалистами департамента финансов администрации области и НБД-Банка, которому предложено обслуживать Проект.
Возврат кредита намечено осуществлять за счет снижения себестоимости теплоэнергии при переводе котельных на газ, в том числе за счет повышения КПД системы, обеспечения регулирования теплопотребления, замены изношенных тепловых сетей на теплогидроизолированный теплопровод и сокращения обслуживающего персонала в результате применения средств телемеханики и АСУ ТП.
Намечаемый эффект Проекта. Реализация Проекта позволит: полностью вытеснить из топливного баланса г. Семенова 12,900 тыс. тонн мазута и 5,500 тыс. тонн каменного угля; снизить годовые выбросы в окружающую среду: СО на 146,1 тонн, SO2 на 947,2 тонн, NO2 на 33,0 тонн, летучей золы на 26,2 тонн, двуокиси ванадия (V2O на 4,0 тонн.
В результате выполнения намечаемых мероприятий ожидается получить экономию в размере 50 - 60 % от затрат бюджетных средств на теплоснабжение.
Есть так же одна особенность Проекта, касающаяся экологического аспекта. Как указано выше, по данным технико-экономического обоснования, подготовленного НИЦЭ, его реализация позволит не только сократить затраты на топливо в г. Семенове, но и снизить вредные выбросы в окружающую среду в объеме 1156 тонн в год. Это дает принцип. возможность в будущем использовать разрабатываемый Минтопэнерго России совместно с администрацией области механизм, где переуступка квот на выбросы парниковых газов (см. статью К. Л. Ефимова, О. В. Кащенко, Т. А. Косариковой в наст. журнале) рассматривалась бы как вид оплаты процентов или погашение части кредита.
Экологические проблемы, конечно, не являются главной целью проекта. Главные цели - это сбережения энергии, модернизация системы теплоснабжения и снижения финансовой нагрузки на районный бюджет на базе использования новых технологий.
Нормативно-правовое обеспечение Проекта.
Законодательное собрание области в соответствии с законом Нижегородской области Об энергосбережении приняло постановление, которым разрешило взять заем, и поручило губернатору области выступить гарантом возврата займа.
В соответствии с условиями договора о субзайме в Министерство финансов направлены технико-экономическое обоснование (ТЭО) и бизнес-план, разработанные специалистами Нижегородского регионального центра энергосбережения.
Администрация Нижегородской области для обеспечения реализации данного проекта также приняла ряд распоряжений: от 15.05.19 №601-р О реализации программы модернизации котельных г. Семенова с использованием займа МБРР; от 25.08.97 №1212-р Об организации работ по проекту модернизации котельных г. Семенова с использованием субзайма МБРР; от 25.11.97 №1785-р О графике проведения международных конкурсных торгов (МКТ) по проекту модернизации котельных г. Семенова с использованием субзайма МБРР, от 06.10.98 №1553-р О мерах по реализации программы модернизации котельных г. Семенова с использованием займа МБРР.
Департаментом ТЭК Нижегородской областной администрации совместно с администрацией Семеновского района проведен конкурс по выбору генерального проектировщика и генерального подрядчика. Ими стали Сантехпроект и Волгонефтехиммонтаж.
Для обслуживания проектов, финансируемых за счет субзайма Министерства финансов, в Москве создана группа реализации проекта (ГРП ЗАО Инвестэнергоэффект), которая осуществляет экспертизу необходимых технических и финансовых документов, ведет различную переписку по этим вопросам с МБРР и организует закупки оборудования в соответствии с Руководством МБРР по проведению международных конкурсных торгов.
Научно-техническое и методическое сопровождение поручено НИЦЭ.
Технические условия и требования к закупаемому оборудованию.
Условиями международных торгов предписано поставить модульные котельные, предназначенные для отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий.
Часть оборудования предполагалось получить в комплектно-блочном исполнении, смонтированным в технологические блоки на заводах поставщика, с комплектом соединительных элементов, необходимых для монтажа оборудования на месте эксплуатации.
Это оборудование котельных должно быть размещено в существующих зданиях котельных, которые находятся в удовлетворительном состоянии.
Проектом предполагается применение двух траспортабельных передвижных модульных котельных установок мощностью 3,5 и 2,5 МВт производства немецкой фирмы DHAL. Эти котельные первоначально используются для работы во временном режиме эксплуатации - с перемещением от одной стационарной котельной к другой по мере необходимости их отключения для перевода на природный газ.
Применение траспортабельных котельных обеспечивает получ. максимальной экономичности ресурсов за счет жесткого соблюдения графика модернизации системы теплоснабжения, не останавливая производства теплоэнергии и не дестабилизируя теплообеспечение потребителей в отопительный период. После завершения проекта траспортабельные котельные будут установлены для работы в стационарном варианте.
Продолжительность непрерывной работы закупленных котельных должна составлять не менее 216 суток в режиме отопления и 350 суток в режиме горячего водоснабжения.
Общие характеристики действующей системы теплоснабжения МП Тепловые сети г. Семенова.
Суммарная установленная мощность 22 котельных составляет 64 Гкал/ч при фактической теплопроизводительности не более 35 Гкал/ч.
КПД жаротрубных котельных агрегатов не превышает 40 - 60 %, автоматическое регулирование цикла горения и отпуска тепла отсутствует.
Подача тепла в дома осуществляется по 4- трубной схеме.
Отпуск тепла на отопление должен производиться в соответствии с графиком качественного регулирования, т. е. температура горячей воды должна быть 95 - 70 °C. Фактически график не выдерживается из-за плохого состояния оборудования котельных, дефицита топлива и перегруженности по теплу ряда котельных.
Термографированием помещений установлен недогрев зданий до нормативных величин.
Нагрев воды на горячее водоснабжение в котельных осуществляется через теплообменник или непосредственно в котлах. Температура горячей воды составляет 50 - 55 °C. В некоторых котельных установлены баки аккумуляторы горячей воды. Подпитка тепловых сетей производится водопроводной водой без деаэрации и умягчения в нарушение действующих норм.
Требования к закупаемому оборудованию.
Котельные должныбыть оснащены оборудованием и средствами автоматизации, обеспечивающими их работу в автоматическом режиме без постоянного обслуживающего персонала, должны допускать принцип. возможность программированного отпуска тепла и воды на отопление и горячее водоснабжение, иметь стандартные устройства сопряжения с дискретной системой телемеханики.
Предизолированные теплопроводы заводской готовности должныбыть изолированы полиэтиленом на пенополиуретановой основе и должны включать в себя трубы, арматуру, фасонные изделия, компенсаторы, подвижные и неподвижные опоры. Теплопроводы монтируются в наземном (на отдельно стоящих опорах) и в подземном (на некоторых отдельных участках) исполнении. Подземное исполнение предусматривает бесканальную прокладку теплопроводов в существующие каналы по песчаной подсыпке без устройства скользящих опор.
Система телемеханики должна состоять из пункта управления и контролируемых 20 пунктов и представлять собой территориально-распределенную систему информационно-диспетчерского управления, построенную по звездообразной схеме с центром в пункте управления. Информационный обмен м. пунктом управления и контролируемыми пунктами должен быть осуществлен с использованием радио-канала или выделенной телефонной линии.
Транспортабельная модульная котельная во временном режиме теплоснабжения
С 1997 г. по Проекту выполнены следующие мероприятия: введены 2 котельных (6 МВт) немецкого производства в 1-м квартале 1998 г.; осуществляется монтаж 6 единиц модульных котельных (32 МВт) индийского производства с вводом в октябре 1999 г.; планируется ввод 4 модульных котельных нижегородского производства до конца 1999 г. (12,8 МВт); находятся в изготовлении 8 котельных с поставкой до конца года и вводом во 2-м квартале 2000 г. (22,9 МВт); полностью осуществлена поставка 9,5 км предизолированных теплопроводов и выполнен их монтаж; в цикле изготовления находится система телемеханики для 20 котельных; подписаны контракты на закупку приборов и устройств для наладки теплогидравлического режима тепловых сетей и диагностики состояния теплопроводов и средств учета и регулирования систем отопления и горячего водоснабжения.
Все расходы по займу выполнялись прямыми платежами поставщикам оборудования со счета займа МБРР.
По состоянию на 1 сентября 1999 г. было подписано 6 контрактов на общую сумму 5,6 млн. долларов США, из которых израсходовано заемных средств в сумме 2,8 млн. долларов. При этом 4 контракта на сумму 3,3 млн. долларов США заключено с российскими производителями, что позволяет экономить на оплате таможенных пошлин.
Затраты по Проекту, выполненные российской стороной: 3,183 млн. долларов США - из областного бюджета, 2,213 млн. долларов - из районного бюджета и средств Тепловых сетей г. Семенова, 0,590 млн. долларов - из фонда ТЭК.
Завершение Проекта намечено на 2-й квартал 2000 г.
Благодаря четкому следованию требованиям СНиП, жесткой конкуренции и тщательному анализу (агресс. маркетинговому поиску) фирм-изготовителей котельного оборудования, по итогам международных конкурсных торгов, получена экономия средств субзайма МБРР в сумме 4 млн. долларов США, что позволяет закупить для нашей области дополнительно около 60 кал/ч мощности (котлов).
Источник: www-koi.innov.ru
Автоматизация вашего дома. ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. Отчего пробуксовывают реформы ЖКХ. принцип. возможность построения АСКУЭ на. На главную Теплоизоляция и экономия энергии 0.0084 |
|