Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Система экономической мотивации жилищных организаций в энергосбережении

Оптимальным решением проблемы ресурсопотребления в жилищном фонде было бы обеспечение каждой семье технической возможности регулировать объем потребляемого ресурса (например, с помощью термостата на отопительной батарее*), измерять его реально использованное количество и платить по показаниям приборов. но традиционная однотрубная вертикальная система разводки тепловой энергии в наших многоквартирных домах делает ситуацию с поквартирным регулированием и учетом тепловой энергии не только экономически, но и технически нереализуемой.

 

Если в рациональном потреблении ресурсов будут заинтересованы жилищные организации, которые отвечают перед населением и собственником жилья (пусть в рассматриваемом случае это будут органы местного самоуправления) за состояние жилищного фонда, выход будет найден.

 

Задача формирования экономической заинтересованности принципиально важна для повышения эфф. работы жилищно-коммунального комплекса. Ее решение обеспечит:
- улучшение качества проживания;
- снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- инициирование цикла ресурсосбережения у поставщиков ресурсов;
- переориентацию расходов в жилищно-коммунальном секторе с текущих на капитальные.

 

Сложность решения поставленной задачи сопоставима с ее важностью. Возможно, из-за этого она и не решена в России.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

 

Создать систему мотивации можно с помощью экономических мер. Сокращение потребления тепловой энергии объектом недвижимости (жилым зданием) при обеспечении качества содержания (температуры в помещениях) должно обязательно приводить к росту доходов жилищной организации.

 

Формировать систему договорных отношений м. жилищными и теплоснабжающими организациями, основанную на пообъектном учете поставляемых ресурсов (тепловой энергии).

 

Договор должен формализовать отношения не только м. жилищной и ресурсоснабжающей организациями, но и м. собственником жилищного фонда (органом местного самоуправления, ТСЖ) и жилищной организацией.

 

ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

 

Итак, собственник жилищного фонда заключает договор с жилищной организацией на довольно длительный срок (5-10 лет). Выбор жилищной организации происходит на конкурсной основе.

 

В договоре определяются:
- задачи, которые собственник ставит перед жилищной организацией, связанные с качеством содержания жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг;
- сумма финансирования, определенная на стадии согласования договора для решения поставленных задач, и источники финансирования (например, платежи проживающего в доме населения и бюджетные ассигнования);
- внешние условия (инфляция, повышение стоимости энергоресурсов), от чего зависят изменения либо объемов финансирования, либо задач, поставленных собственником недвижимости перед жилищной организацией;
- система мониторинга (проводимого собственником) состояния жилищного фонда и последствий в случае не достижения определенных в договоре результатов.

 

В итоге договором м. собственником и жилищной организацией определяются задачи и условия финансирования жилищной организации на длительный период. Например, устанавливается, что доходы жилищной организации в течение 5 лет будут составлять 10 руб. в месяц на 1 кв. м жилых помещений (в на данный моментшних ценах). Они будут формироваться за счет платежей проживающего в доме населения (нанимателей и собственников жилья). Для выполнения принятых обязательств (надлежащее здания и придомовой территории, предоставление коммунальных услуг) жилищная организация либо приглашает подрядчиков, либо выполняет необходимые работы собственными силами. В случае предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, газо- и электроснабжение) жилищная организация заключает договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, которые обеспечивают поставку транспортируемых ими ресурсов через присоединенные к зданию сети.

 

В этом случае становится принципиально возможной следующая ситуация. Допустим, собственник жилищного фонда заключил с жилищной организацией договор на управление жилым зданием на 5 лет, площадь жилых помещений здания составляет 5000 кв. м, для отопления жилого дома на момент заключения договора требуется 1000 Гкал в течение отопительного сезона. На оплату отопления расходуется 6 руб. из выделенных 10 руб. на

 

1 кв. м в месяц. Если утеплить здание, тепловой энергии потребуется на 30 % меньше - 700 Гкал. Стоимость работ по утеплению - 200 тыс. руб. (вместе с выплатой процентов по займу), отопительный сезон длится 7 месяцев. Если жилищная организация привлечет заемные ресурсы (залоговым обеспечением должны служить будущие платежи потребителей услуг) и в течение летнего сезона проведет утепление здания, то за тепловую энергию нужно будет тратить не 6, а 4,2 руб. с 1 кв. м в месяц. Оставшиеся 1,8 руб. в течение 3,2 лет (200 000 : (1,8 х 7 х 500 = 3, будут направляться на возврат привлеченных средств, а в течение оставшихся 1,8 лет - формировать дополнительную прибыль жилищного предприятия (примерно 115 тыс. руб.).

 

у предприятия появляется экономическая заинтересованность в рациональном ресурсопотреблении, поскольку это увеличивает его прибыль. Важно, что в данном случае интересы предприятия совпадают с интересами собственника (дополнительное инвестирование в его недвижимость, вместо текущих расходов - капитальные затраты) и жителей дома (повысилось качество проживания). А главное, что по истечении 5 лет в условиях договора на управление жилым зданием будут фигурировать уже не 10 руб. на 1 кв. м в месяц, а 8,2 руб. (10-1, , что снизит расходы собственника на здания (в ТСЖ или муниципальном жилье снижаются размеры платежей жителей дома).

 

Предложенная схема проста. Задача состоит в том чтобы предпринимаемые на данный момент шаги концептуально не противоречили изложенной модели, а приближали к ее реализации.

 

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС

 

К сожалению, простых механизмов, побуждающих жилищные организации к теплосбережению, нет. Выделим основные задачи, которые следует решить, чтобы сформировать экономические механизмы ресурсосбережения:
- нужно знать реальные потребности каждого жилого дома в тепловой энергии;
- необходим пообъектный учет тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения;
- о ресурсосбережении можно говорить только в том случае, когда меньший расход тепловой энергии не будет ухудшать условия проживания населения (например, температура в жилых помещениях не понизится по сравнению с нормативной);
- в результате сокращения потребления тепловой энергии благодаря эффективной работе жилищной организации должны увеличиться собственные доходы жилищной организации и, как следствие, - доходы ее работников в среднесрочной перспективе должны снизить платежи населения.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

 

Цель подготовки такого паспорта - поэтапная работа по созданию энергетического баланса жилищного фонда, контроль за потреблением энергетических ресурсов, определение мероприятий по экономичности энергии.

 

В энергетический паспорт объекта должны войти следующие разделы: строительный; теплотехнический; электротехнический; водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; расход энергоресурсов по годам.

 

Разрабатываться он будет на первых этапах, возможно, путем систематизации нормативных показателей потребления того или иного ресурса в зависимости от конструктивных особенностей здания, условий его эксплуатации и т.д. Сопоставление данных о ресурсопотреблении различных зданий может дать исходную информацию для анализа ситуации, побудить к установке приборов учета ресурсов, определению задач ресурсосбережения, проведению энергоаудита зданий. но в целом составление энергетических паспортов зданий и проведение на их базе энергомониторинга - это лишь информационное обеспечение работы по ресурсосбережению. Безусловно, важно, чтобы в этой работе использовались современные компьютерные технологии. Собственнику жилищного фонда следует определить источники финансирования и исполнителя работ. Оправданно поруч. этой работы жилищной организации в рамках договора на управление жилищным фондом с дальнейшим обязательством поддерживать энергетический паспорт в актуальном состоянии.

 

В ряде городов России такая работа ведется, например, в Чебоксарах, где используется информационная система Энергомониторинг, разработанная ЗАО ЦДУ - информационные технологии.

 

ПООБЪЕКТНЫЕ ДОГОВОРЫ НА ПОСТАВКУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ответственность перед населением за предоставление коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и т. д.) в жилом помещении несет собственник (собственники) здания или жилищная организация, которой собственник поручил управление конкретным жилым зданием. Для обеспечения отопления или горячего водоснабжения жилого здания жилищная организация должна приобрести у ресурсоснабжающих организаций (например, у тепловой компании) определенное количество тепловой энергии путем поставки через присоединенные к зданию сети на основании договора купли-продажи.

 

В подавляющем большинстве случаев заключается договор на приобретение тепловой энергии для всего муниципального жилищного фонда либо один на жилищное предприятие. Очевидно, что в рамках таких договоров пообъектный учет потребления тепловой энергии не предусматривается.

 

В то же время создание механизмов ресурсосбережения требует пообъектного учета потребления тепловой энергии, поскольку это необходимый шаг к формированию заинтересованности жилищных организаций в рациональном ресурсопотреблении.

 

Пообъектные договоры позволяют обеспечить реальный контроль за потреблением тепловой энергии каждым жилым домом, создать механизмы экономического воздействия на теплоснабжающую организацию в случае недопоставки тепловой энергии или поставки ее в избытке.

 

Остановимся на ключевых позициях таких договоров теплоснабжения. Варианты договоров на теплоснабжение могут быть различными. но важно другое. Необходимо понять, что без экономической заинтересованности жилищных организаций в ресурсосбережении при современных системах теплоснабжения многоквартирных домов проблему рационального ресурсопотребления не удастся ни только решить, но и сдвинуть с мертвой точки. А для того чтобы такое решение состоялось, нужна последовательная и поэтапная работа.

 

*В аналитической статье проблема ресурсопотребления рассмотрена на примере теплоснабжения, которое занимает около 80 % в общем объеме пост * ресурсов в ЖКХ.

 

Источник: www.energosber.74.ru

 



Офис. ГОСТ Р 51541-99. Паспортизация систем теплопотребления. Компания Rockwool.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0078
 
Яндекс.Метрика