Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Новый шаг правительства по стимулированию энергосбережения

Инна Грицевич
I. Задачи энергосбережения на объектах федеральной собственности

 

15 июня 1998 г. Правительство РФ приняло постановление О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России. Постановление стало очередным шагом в цикле реализации федеральной целевой программы Энергосбережение России, и совершенствования заложенных в ней экономических и организационных механизмов. Об основных характеристиках этой программы писалось в нашей публикации в выпуске 16 бюллетеня.
В соответствии с постановлением, федеральные органы власти должны в третьем квартале текущего года разработать и утвердить программы энергосбережения, исходя из рекомендаций, которые должно направить им Минтопэнерго.
Сложное общее экономическое положение в России, проблема дефицита средств в бюджете на самые важные социально-экономические цели делают актуальными любые способы снижения государственных расходов. Повышение эфф. использования энергии на объектах федеральной собственности может внести существенный вклад в экономию расходов.
В объектах федеральной собственности сосредоточен один из основных компонентов потенциала энергосбережения. На эти объекты обращено внимание в рассматриваемом постановлении, и в появившемся ранее в этом году отдельном постановлении правительства Об энергообеспечении федеральных бюджетных организаций. Число IBKIIX организации достигает 22 тысяч, обеспечение их энергией стоило в 1997 г. 21 млрд. деноминированных рублей. Наибольшая доля энергопотребления (90%) приходится на административные здания, объекты военного и другого специального назначения и образовательные учреждения.
При определении потребностей в топливе и энергии (лимитов) подведомственных организации и предприятий бюджетной сферы федеральным органам власти последним постановлением предписывается:
- устанавливать задания по экономичности энергетических ресурсов;
- при снижении расхода энергоресурсов в результате внедрения энергосберегающих мероприятий сохранять объемы финансирования на энергетические нужды на период, превышающий на I год срок окупаемости этих мероприятий.
Намерение правительства активно заняться энергосбережением на объектах федеральной собственности можно только приветствовать. В послании Президента РФ Федеральному Собранию Порядок во власти - порядок в стране в 1997 г. прямо выражалась идея, что органы государственной власти должны служить образцом государственного отношения к выполнению своих обязанностей для других организаций и граждан России. Бережливое расходование энергетических ресурсов является важной составной частью этих обязанностей.
Уже сделаны первые шаги в этом направлении, и у РАЭФ как головного органа, призванного координировать реализацию федеральных программ энергосбережения, имеются планы развития энергосберегающей деятельности, о которых сообщалось в предыдущем номере нашего бюллетеня. Отметим отрадный факт: в постановлении четко обозначен и конкретный стимул для выполнения задании по экономичности энергетических ресурсов бюджетными организациями.
В постановлении, однако, не сказано, кто именно на предприятиях должен проводить в жизнь задания по экономичности энергетических ресурсов, на какие средства должны проводиться эти мероприятия, как могут использоваться излишки финансов, которые появятся благодаря снижению платежей за энергоснабжение.
Большинство предприятий и организаций бюджетной сферы не имеют в штате специалистов - энергетиков и экономистов, которые смогли бы самостоятельно разработать и реализовать эффективные энергосберегающие программы. Это показали энергоаудиты двух федеральных медицинских комплексов, проведенные сотрудниками Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) по заказу РАЭФ (см. выпуск 19 нашего бюллетеня). Следовательно, предприятиям придется изыскивать дополнительные, не заложенные в их бюджете, средства на эти цели (а не только на новое оборудование), действуя в условиях хронического недофинансирования, когда нет денег даже на то, чтобы вовремя платить зарплату своим работникам. Возможно, излишки финансов, которые появятся благодаря снижению платежей за энергоснабжение, и будут использоваться частично для расчетов за услуги по реализации энергосберегающих мероприятий, и на переучивание персонала или на оплату выполнения им дополнительных функций и т.п.
Вообще, как следует из текста постановления, порядок формирования, консолидации и использования средств на энергосберегающие мероприятия так же предстоит разработать в III квартале.
Постановление предполагает внесение ФЭК изменений в порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и природный газ, в частности:
- в них должны учитываться затраты производителей и потребителей на энергосбережение и проведение энергоаудита;
- при снижении производителями-монополистами расхода топлива и энергии на собственные нужды в результате энергосберегающих мероприятий и, соответственно, затрат на его закупку в тарифе будет сохраняться прежний уровень этих затрат на период, превышающий на 1 год срок окупаемости этих мероприятий.
В последнем положении многое неясно, оно вызывает вопросы как принципиального, так и технического характера. Так, если производители-монополисты проводят энергосберегающие мероприятия у себя на производстве, то они получат двойной выигрыш: они вполне законно включат затраты на их проведение в тариф и добавят к ним разницу м. расчетными и реальными затратами на топливо. Получается, что они вознаграждаются за то, что они обязаны делать в силу своего статуса, в то время как цель регулирования - не позволять монополистам завышать затраты производства, включая затраты на топливо. При этом потребители наказываются завышением тарифов и, очевидно, имеют законное право оспорить взимание с них средств за непонесенные поставщиком затраты.
Не ясно, каким образом в тарифах собираются учитывать затраты потребителей на энергосбережение. И зачем это нужно? Достаточно, чтобы они получили выгоды от снижения счетов за энергоснабжение. Но такая принцип. возможность предусмотрена в аналитической статье 10 Закона об энергосбережении, освобождающей потребителей от возмещения расходов, понесенных энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергоресурсов стало следствием осуществления мероприятий по энергосбережению. Другое дело, что реализовать эту принцип. возможность фактически никому не удавалось.
Меры государственного регулирования должны или усиливать стимулы для энергосбережения, или снижать барьеры, препятствующие ему, в частности, контролируя затраты производителей-монополистов и поддерживая тарифы на экономически обоснованном уровне. Снижение тарифов ниже этого уровня по сути занижает эффективность инвестиций в энергосбережение, а не повышает. Из отечественной и зарубежной практики известны различные формы стимулов энергосбережения - налоговые льготы, компенсационные выплаты, сокращение суммы задолженностей, дифференцированные по времени тарифы и пр., и ситуации, при которых они оказываются эффективными.
Интересен и опыт финансирования поставщиком энергии энергосбережения у потребителей, например, в форме программ управления спросом, о выгодах которого давно говорится, в том числе и в нашем бюллетене, но такая принцип. возможность в постановлении не упоминается.
Вероятно, как обычно, нужно ждать появления ведомственных инструкций, чтобы понять, что конкретно имеется в виду в этом пункте постановления.
Наконец, в постановлении устанавливаются сроки для разработки (III квартал) и реализации (1998-2000 гг.) программы проведения обязательных энергоаудитов энергоемких предприятий и организаций, которые были введены так же аналитической статьей 10 Закона РФ об энергосбережении.
Последние два пункта постановления касаются развития массового образования и пропаганды в области энергосбережения во всех сферах экономики. Кое-что в этом направлении уже делается в отдельных регионах, были попытки разработки информационных материалов в рамках Российско-американского проекта по внедрению интегрированного планирования энергетических ресурсов в ряде южных регионов. Здесь имеется огромный опыт, накопленный в странах Западной Европы и Северной Америки, который можно легко адаптировать к Российским условиям. В ЦЭНЭФ собран богатый архив образцов таких образовательных и пропагандистских материалов и методик, дело за реальным желанием их использовать.
В целом появление очередного постановления правительства о мерах по стимулированию энергосбережения оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, оно подтверждает, что проблема повышения энергетической эфф. российской экономики остается в фокусе внимания федеральных органов власти, но, с другой, демонстрирует, как мало сделано в реализации потенциала энергосбережения - одного из важнейших ресурсов вывода российской экономики из кризиса и ее дальнейшего оздоровления.
II. Анализ опыта США по повышению энергоэффективности
на объектах федеральной собственности

 

В области проведения программ энергосбережения на некоммерческих объектах государственной собственности имеется достаточно большой международный опыт. Использование этого опыта может содействовать скорейшей разработке программ энергосбережения в России и их реализации с максимальной эффективностью. В частности, наибольший интерес для России представляет правительственная программа энергосбережения в США.
есть ряд предпосылок, делающих опыт США в осуществлении программ повышения энергоэффективности на объектах федеральной собственности особо полезным для России. Прежде всего следует отметить успешный характер этой деятельности на протяжении более двадцати лет, разнообразие ее направлений, широкие масштабы и комплексность. Кроме того, федеральная система государственного устройства, территориальная разбросанность объектов федеральной собственности, связанная с масштабами страны, схожи в обеих странах.
Как демонстрирует опыт США, повышение эфф. потребления энергии на объектах федеральной собственности может стать важным источником экономичности государственных средств.
Федеральные правительства в США и в Российской Федерации владеют огромным количеством объектов федеральной собственности гражданского и военного назначения. В США в 1995 г правительство израсходовало на свои нужды около 2% всей энергии, потребленной в стране, и затратило на эти нужды 8 млрд. долларов. В отличие от США, в России в федеральной собственности находится значительное число промышленных предприятий и объектов социальной инфраструктуры. Все это делает федеральное правительство РФ крупнейшим потребителем энергии в стране.
Для России проблема энергопотребления на объектах федеральной собственности и затрат бюджета на платежи за энергию в нынешнем виде возникла только в последние годы как результат циклов приватизации в экономике, включая систему энергоснабжения. Энергопотребление на объектах, оставшихся в федеральной собственности в России, в отличие от США, до сих пор не выделялось в отдельную статью в государственных расходах и не становилось объектом серьезного анализа.
В США программы повышения энергоэффективности на объектах федеральной собственности начали реализовываться с середины 1970-х гг. и были предусмотрены отдельным пунктом в Законе о национальной политике энергосбережения. Программы охватывали практически все федеральные министерства и агентства и включали три основных направления энергосбережения:
- здания и сооружения,
- энергоемкие виды деятельности,
- оборудование и транспортные средства.
Для этих программ была создана специальная законодательная база, изданы соответствующие постановления и ведомственные приказы, разработаны целевые показатели для каждого федерального агентства, в каждом из них назначены ответственные исполнители. В целях минимизации затрат из средств государственного бюджета разработаны и внедрены такие инструменты, как стандарты энергоэффективности для федеральных зданий, программы управления спросом, перформанс-контракты, привлекаются частные энергосервисные компании. Для сотрудников федеральных ведомств организуются курсы обучения энергоменеджменту, создаются необходимые стимулы. Регулярно публикуются отчеты о результатах реализации программ.
За 1975-1989 гг. в результате осуществления программ повышения энергоэффективности на объектах федеральной собственности в США было сэкономлено около 7 млрд. долларов при затратах на программы в 2,5 млрд. долларов. За 10 лет к 1995 г платежи федерального правительства за энергоснабжение снизились на 44,3%.
В силу существующих отличий по многим показателям (общая экономическая ситуация в России, структура федеральной собственности и пр.) попытки применения американского опыта без критического анализа и адаптации к российским условиям обречены на неудачу.
Поэтому первым шагом на пути использования опыта США в разработке и реализации программ повышения энергоэффективности на объектах федеральной собственности в России должен стать анализ и анализ этого опыта, сопоставление ситуации в области энергопотребления в обеих странах в целях выявления потенциальных ресурсов и приоритетных направлений энергосбережения, приемлемых механизмов реализации и т.д.
Анализ опыта США и его сопоставление с российскими условиями будут способствовать выбору наиболее перспективных направлений деятельности по энергосбережению на объектах федеральной собственности в России, разработке эффективных программ такой деятельности, оптимальных схем их организации и управления, при влечению источников финансирования, позволяющих минимизировать бюджетные расходы на их реализацию, и разработке методов стимулирования участников реализации программы, включая руководителей и работников объектов федеральной собственности.
ЦЭНЭФ разработал предложение и рабочую программу такого исследования и представил ее в Минтопэнерго.

 

Источник: energy.ivcnti.ru

 



Экономическая эффективность от в. О ходе выполнения Комплексной программы. Новая страница 1. Средства разработки MES-приложен.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0143
 
Яндекс.Метрика