Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

ТОВАРЫ

Часто задаваемые вопросы по идеологии формирования
законодательства о теплоснабжении

 

TechInvestLab.com

 

Версия 1.0

 

15.09.2003

 

Должны ли регламентироваться законодательством о теплоснабжении отношения, возникающие в связи с обслуживанием отдельных квартир в многоквартирном доме (помещений разных собственников в одном здании)?

 

Отношения, связывающие теплогенерирующую компанию, теплосетевую компанию и организацию, ответственную за эксплуатацию систем теплоснабжения в многоквартирном доме, существенно отличаются от отношений, связывающих эксплуатирующую организацию с владельцами отдельных квартир. Если отношения в цепочке поставщиков могут быть построены вокруг оборота специфического товара (товаров), отношения “внутри” здания неизбежно включают в себя элементы оказания разнообразных услуг, причём не только в связи с эксплуатацией систем отопления, но и в связи с эксплуатацией систем вентиляции, теплоизоляцией конструкций и т.п. В связи с особенностями разводки трубопроводов по квартирам организовать разумный оборот товара (товаров) является зачатую просто невозможно.

 

Однако сделки сторон, заключаемые “внутри” и “вовне” взаимосвязаны. Оборудование квартир находится в конечном счёте в распоряжении жителей, и регламентация их отношений с эксплуатирующей системы теплоснабжения организацией оказывает прямое влияние на возможности этой организации отвечать перед поставщиками тепла. Финансовые потоки от владельцев квартир через эксплуатирующую организацию и далее до теплоисточников также должны иметь общую правовую основу.

 

Поэтому необходимо разработать нормативы, касающиеся отношений “внутри” дома с не меньшей подробностью, чем отношения “вовне”, и обеспечить непротиворечивость этих норм. В какие именно законопроекты пойдут те или иные нормы – пока что не представляется принципиальным.

 

Оборот какого товара является наиболее подходящей основой для организации отношений субъектов в системах централизованного теплоснабжения?

 

В аналитической статье В.А. Малафеева “Что продается в системах теплоснабжения и как правильно это измерить ?” убедительно показано, что в системах центрального отопления “в качестве товара может использоваться сам теплоноситель, а его термодинамические параметры будут определять энергетическую ценность товара”. Более того, тепловая энергия (более правильно – теплота) может быть использована в качестве товара в системах ЦТ только в исключительных случаях: “теплота может быть измерена только при наличии на границе передачи энергии теплообменных аппаратов и при условии, что масса теплоносителя, отдающего (принимающего) энергию, остается постоянной и теплоноситель не отбирается из системы. Другими словами, на коммерческих сечениях СЦТ должны устанавливаться весьма дорогие теплообменные аппараты.”

 

Каким образом должны регламентироваться требования к договорам, заключаемым в сфере теплоснабжения?

 

Перечень основных видов договоров связан с перечнем видов деятельности (правоотношений) в сфере тепла, и тем самым должен быть включён непосредственно в текст закона.

 

Основной целью государственного регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения должен являться переход к долгосрочным договорам, позволяющим сторонам осуществлять планирование деятельности и развитие капиталоёмкой инфраструктуры. В соответствии с Конституцией РФ, ограничения на деятельность хозяйствующих субъектов могут быть установлены только законодательно, поэтому нормативы, ограничивающие свободу сторон требовать заключения краткосрочных контрактов, могут быть закреплены только в законе.

 

Особенности определения обязательных требований к качеству поставляемых товаров и услуг обсуждаются ниже, и из этого обсуждения также следует, что требования к договорам не могут быть установлены подзаконными актами.

 

Тем самым какие бы то ни было “типовые договора”, утверждаемые правительственными органами, могут носить только рекомендательный характер.

 

Должны ли требования к качеству поставляемых в теплоснабжении товаров и услуг определяться законодательно, административно, или договорами сторон?

 

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Законом “Об основах технического регулирования в РФ”, технические регламенты являются единственными документами, устанавливающими обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования - продукции, циклам и методам производства, эксплуатации и утилизации.

 

Статья Цели принятия технических регламентов

 

Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения:

 

защиты жизни, здоровья физ. лиц, в том числе их отдельных категорий, имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества;

 

охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных или растений.

 

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

 

Принятие технических регламентов осуществляется законами РФ (иные механизмы могут носить только временный характер), поэтому установление технических требований административными методами невозможно, а работа над законодательным установлением таких требований должна вестись в рамках отдельного законопроекта. Законодательство о теплоснабжении может содержать только отсылочные нормы к соответствующим общим, отраслевым и специальным регламентам.

 

В то же время хозяйствующие субъекты вправе определять в заключаемых м. ними договорах любые не противоречащие законодательству требования к товарам и услугам. Законодательство о теплоснабжении не может предписывать сторонам таких требований, но представляется вполне легитимным предписание сторонам в обязательном порядке включать в договора определённый состав таких требований.

 

Законодательство о теплоснабжении может содержать нормы вида:

 

Договор продажи теплоносителя регламентирует следующие параметры: Температуру теплоносителя и допустимые отклонения; Давление теплоносителя и допустимые отклонения; Химические параметры теплоносителя;

 

и т.п.

 

Одновременно с этим законодательство должно требовать от договоров определения санкций за нарушение установленных договорами параметров.

 

Введение таких норм не противоречит законодательству о техническом регулировании, обеспечивает единообразие договорной базы в теплоснабжении, и в то же время оставляет сторонам достаточную свободу для учёта климатических и технологических особенностей конкретных местных систем теплоснабжения.

 

Участники рынка тепла

 

Часто задаваемые вопросы по идеологии формирования
законодательства о теплоснабжении

 

TechInvestLab.com

 

Версия 1.0

 

08.09.2003

 

Должно ли новое законодательство регулировать отношения теплоснабжающих организаций с промышленными потребителями тепла?

 

Промышленные потребители тепла – один из самых проблемных клиентских секторов для поставщиков тепла. В последние годы платёжная дисциплина промышленных потребителей существенно улучшилась, методы воздействия на неплательщиков (ограничение отпуска и отключения) не вызывают социального резонанса, поэтому потенциально данный сектор может стать наиболее прибыльным. Именно за этот сектор разворачивается сейчас реальная конкуренция, но эта конкуренция разворачивается не м. разными поставщиками тепла, а м. поставщиком централизованного тепла и проектами самообеспечения через строительство потребителями собственных котельных. При государственной политике обеспечения доступности газа на внутреннем рынке по ценам ниже мировых, при общем богатстве России ископаемым топливом, промышленные потребители становятся разборчивы и не готовы жертвовать свей выгодой.

 

Поэтому энергетики на данный момент объективно заинтересованы в максимальной свободе рук при заключении договоров на обслуживание промышленных потребителей. Как и в любом конкурентном секторе, сохранить клиентов по промышленному теплу и приобрести новых можно только при наличии в арсенале энергокомпаний гибких систем скидок, возможности адаптировать условия обслуживания к специфическим ситуациям разных потребителей.

 

Законодательство о теплоснабжении должно содержать общие нормы, регламентирующие особенности правовых отношений м. производителями и любыми потребителями тепла – и промышленными, и жилищно-коммунальным сектором, и бюджетным сектором. но специальные нормы в законодательстве должны в первую очередь регламентировать отношения с потребителями в ЖКХ и с потребителями в бюджетном секторе. В интересах РАО “ЕЭС России”, иных производителей тепла, как и в интересах российской экономики в целом, освободить рынок промышленного тепла от лишнего государственного регулирования и максимально положиться в нём на свободу контрактных отношений.

 

Надо ли вводить понятие “квалифицированный участник системы теплоснабжения”?

 

Работающие в сфере теплофикации компании могут вступать друг с другом в различные по форме отношения. Тут и договора оказания услуг, и договора купли-продажи, и посреднические услуги (представление интересов), и управление имуществом. На многообразие основных форм накладываются разные дополнительные условия – долгосрочный характер отношений, вовлечённость множественных сторон, ответственность, гибкие тарифные планы или регулируемые государством тарифы, и т.д. Деятельность участников систем централизованного теплоснабжения связана со значительными экстерналиями –комплексным влиянием друг на друга лиц, вообще не связанных договорами, или же связанных договорами, но не способных предусмотреть в этих договорах всех аспектов взаимного влияния.

 

Участникам рынка потребуются значительные инвестиции для того, чтобы просто обеспечить принцип. возможность собирать полную информацию о своём производстве, потреблении, потерях, влиянии на систему в целом. Это и инвестиции в установку счётчиков, и инвестиции в системы мониторинга потерь, и затраты на энергоаудит. Очевидно, что не все заинтересованные лица смогут привести свои системы в соответствие с требованиями учёта, а некоторые категории участников (например, владельцы квартир в многоквартирных домах) вообще в обозримой перспективе не пойдут на такие траты. Поэтому в системах централизованного теплоснабжения придётся проводить разделение на участников, способных учитывать характеристики своего фактического участия в системе, и на участников, для которых законодательство устанавливает принципы приблизительной оценки объёма потреблённых товаров и услуг (наподобие количества проживающих для расхода воды, или метража для потребления тепла).

 

Квалифицированные участники должны руководствоваться в своей деятельности в основном заключёнными договорами, определяющими их права, обязанности и ответственность за возможные нарушения. В то же время неквалифицированные участники (а у них могут быть в управлении и сетевые, и даже генерирующие мощности) обязаны соблюдать специальные нормы в законодательных и подзаконных актах, направленные за защиту интересов тех лиц, которые не могут заключить с неквалифицированной стороной полноценного договора.

 

Со временем можно, разумеется, ожидать расширения круга квалифицированных участников, и распространения договорных отношений на всё большее число сторон. Так уже происходило в электроснабжении – в цикле технического совершенствования и удешевления счётчиков постепенно отмерла практика взимания платы от числа розеток и ламп, и современные горожане уже не помнят, что простой тройник когда-то не продавался в магазинах, и назывался “жулик”.

 

Зачем вводится новый участник рынка – управляющий теплоснабжением здания?

 

Теплоснабжение многоквартирных домов упирается в одну проблему: тепло не может быть продано владельцу каждой отдельной квартиры в отдельности. С учётом сложностей установки счётчиков, невозможности отключения неплательщиков и иных факторов, теплоснабжающие организации могут установить полноценные договорные отношения, с учётом и ответственностью, только с единым субъектом , представляющим дом целиком.

 

К сожалению, товарищества собственников жилья пока ещё не получили в России необходимого развития, поэтому законодательство о тепле должно предусматривать механизм появления субъекта, представляющего интересы жильцов в вопросах теплоснабжения дома. В целом выбор такого лица может быть аналогичен выбору эксплуатирующей организации, проводимому муниципалитетом. но должен быть создан механизм, позволяющий жильцам реализовать своё право выбрать организацию, управляющую теплоснабжением здания, самостоятельно, и только в случае отказа жильцов от такого права выбор может быть перепоручен муниципалитету.

 

Кто может быть управляющим теплоснабжением здания?

 

Следует ожидать, что управление теплоснабжением здания примет на себя та же организация, которая займётся эксплуатацией иных сегментов коммунальной инфраструктуры. Так, скорее всего, и будет в тех местах, где жители недостаточно сорганизованы и выбор в конечном итоге останется за муниципалитетом. но созданные уже ТСЖ или отдельные инициативные дома могут поручать эксплуатацию систем теплоснабжения одной организации, систем водоснабжения – другой, вывоз мусора – третьей и т.п. Существенным ограничением, которое предлагается установить законодательно, является предоставление управляющему теплоснабжением права заниматься также вопросами теплоизоляции и вентиляции здания, так как эти подсистемы непосредственно влияют на качество оказываемых им жильцам услуг.

 

Следует ожидать появления на рынке как эксплуатирующих организаций широкого профиля, так и специалистов только по теплу, которые вступят в конкуренцию за право обслуживать дома. При этом выбор будет как в руках жильцов, так и в руках муниципалитетов, если жильцы не воспользуются правом выбрать сами.

 

Для создания конкуренции и улучшения качества услуг следует установить минимум требований к кандидатам на управление теплоснабжением зданий. Нецелесообразно вводить какие-либо сертификацию или лицензирование этих видов деятельности. Обязанности управляющих должныбыть прописаны в законодательстве. Среди прочих обязанностей должно быть и обеспечение дома в целом приборами учёта, и составление для каждого дома индивидуального плана деятельности. Уровень первоначальных требований и долгосрочная окупаемость такой деятельности будут гарантировать отрасль от появления фирм-однодневок.

 

А для обеспечения ответственности управляющих теплоснабжением зданий перед массой розничных потребителей наилучшим инструментом является обязательное страхование ответственности, без которого они были бы не вправе осуществлять свою деятельность.

 

Цены на тепло

 

Часто задаваемые вопросы по идеологии формирования
законодательства о теплоснабжении

 

TechInvestLab.com

 

Версия 1.0

 

22.09.2003

 

Возможно ли дерегулирование цен на тепло?

 

Отопление домов и рынок промышленного тепла являются конкурентными секторами экономики. Уже на данный момент системы централизованного теплоснабжения столкнулись с конкуренцией со стороны децентрализованных систем разных масштабов. В конкурентной отрасли нет никаких оснований сохранять регулирование цен. В то же время дерегулирование цен в конкурентной отрасли в конечном итоге оказывается выгодным и для производителей, и для потребителей.

 

Может быть и возможно дерегулирование цен на производство тепла, но не следует ли оставить регулирование на монопольные услуги по передаче тепла?

 

Конкуренция в теплоснабжении развивается как по пути использования централизованных систем тепловых сетей альтернативными источниками, так и по пути создания локальных котельных, не нуждающихся в централизованной сети. Наличие сети в системах центрального отопления является конкурентным преимуществом, которое на свободном рынке позволит за счёт экономичности при вертикальной интеграции снижать цены для потребителей. Поэтому нет причин сохранять регулирование цен на услуги тепловых сетей.

 

Вы называете теплоснабжение конкурентной отраслью, в то же время на данный момент во множественных местах теплоснабжение монополизировано, а создание конкурирующих проектов требует времени – не успеют ли люди за это время отдать последние копейки и всё равно потом замёрзнуть?

 

Нет никаких оснований полагать, что при дерегулировании цен теплоснабжающие организации прекратят поставлять тепло. Это их бизнес, их способ зарабатывать деньги. По той же причине нет оснований полагать, что цены будут немедленно задраны до такого уровня, что люди перестанут платить, их отключат, и они замёрзнут. Такое поведение очевидно невыгодно поставщикам тепла – они ничего при таком поведении не заработают.

 

Конкуренция работает не только в тех случаях, когда конкуренты стоят в ряд на улице, и потребитель может в один день сменить поставщика. Если законодательство не запрещает конкурирующему поставщику выйти на рынок и переманить клиентов, сама угроза появления конкурента (пусть через год или два) не позволяет действующему продавцу выжимать из потребителей последние деньги.

 

Теплоснабжающая организация – не банк, который теоретически может собрать деньги и сбежать с ними. Плата за тепло поступает каждый месяц и небольшими суммами. Получить прибыль от владения активами в сфере теплоснабжения можно только в результате оказания услуг в течение значительного времени.

 

Тем не менее, предлагаемая тактика освобождения цен предполагает наличие переходного периода, предназначенного для запуска конкуренции на рынке тепла.

 

Как должен быть устроен переходный период к полному освобождению цен на рынке тепла?

 

Законодательно должна быть с самого начала реализации реформы чётко установлена дата освобождения цен. Полномочия по установке этой даты не могут быть переданы Правительству, например, с формулировкой “когда рынок будет к этому подготовлен”. Продолжительность переходного периода должна примерно равняться периоду реализации несложного проекта альтернативного теплоснабжения плюс один год. Нам представляется разумным продолжительность переходного периода в три-четыре года. Принципы регулирования цен на протяжении переходного периода описаны ниже.

 

В течение переходного периода должно быть обеспечено заключение долгосрочных договоров потребителей с теплоснабжающими организациями, на срок, превышающий продолжительность переходного периода. Эти договора должны содержать указания на цены (методики и формулы определения цен) тепла по окончанию переходного периода.

 

Тем самым теплоснабжающие организации будут вынуждены загодя продемонстрировать, как именно они собираются вести себя на дерегулированном рынке. Это даст принцип. возможность потенциальным конкурентам (конкурирующим проектам) оценивать коммерческие перспективы выхода на соответствующие рынки и осуществить необходимые инвестиции.

 

На протяжении переходного периода организация цикла заключения долгосрочных договоров, фиксации принципов ценообразования на свободном рынке, и принятие решений о реализации конкурирующих проектов должны происходить в рамках деятельности по разработке местных схем теплоснабжения.

 

Какая модель коммерческого функционирования систем централизованного теплоснабжения должна быть создана на протяжении переходного периода?

 

Конкретная коммерческая модель функционирования системы теплоснабжения зависит от конфигурации системы в каждом населённом пункте: какие активы принадлежат каким собственникам, кто представляет интересы ЖКХ и пр. Выбор м. моделью единого закупщика, прямыми договорами производитель-потребитель, и иными коммерческими альтернативами должен происходить в рамках деятельности по разработке местных схем теплоснабжения.

 

Федеральное законодательство должно содержать общие требования ко всем таким моделям: стандартные условия поставки товаров и услуг, обязательные требования к составу договоров, технические требования к оборудованию.

 

Какие принципы должныбыть положены в основу регулирования тарифов на протяжении переходного периода?

 

Подробное изложение предложений по тарифообразованию на переходный период содержится в меморандуме “ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ. Подходы к формированию” http://www.ice.ru/teploreform/10056 Законодательство должно устанавливать на переходный период ограниченный перечень тарифных планов (на выбор регулирующего органа – одно- и двуставочные тарифы), и требование к регулирующему органу на протяжении переходного периода устанавливать только предельные тарифы, дав принцип. возможность участникам рынка самостоятельно определять значение тарифов в установленных пределах.

 

Какой орган должен осуществлять регулирование тарифов на тепло на протяжении переходного периода?

 

На протяжении переходного периода федеральный орган тарифного регулирования должен утверждать единые методики определения тарифов. Эти методики, процедуры их применения и контролирующие это применение местные органы должныбыть включены в местные схемы теплоснабжения.

 

Возможен ли немедленный, с начала переходного периода, отказ от кроссубсидирования?

 

Отказаться от кроссубсидирования необходимо немедленно. Этот отказ должен иметь форму установления единых предельных тарифов на мощность, потребление и транспорт для всех видов потребителей (с учётом технологических различий в подключении и т.п.).

 

Однако установление конкретных тарифов в установленных пределах должно быть предоставлено участникам рынка, поэтому не исключено, что коммерческие переговоры приведут к разным тарифам даже для одинаковых потребителей. Это нормальная практика в ценообразовании на конкурентном рынке, которая, возможно, сохранится и после дерегулирования цен. Ограничителями ценовой дискриминации и связанного с ней кроссубсидирования будут на протяжении переходного периода предельные тарифы, а по его завершении – конкурентный рынок.

 

Пока сохраняется регулирование тарифов, законодательство должно обеспечивать прозрачность информации о ценах для разных потребителей, после освобождения цен эта информация должна перейти в разряд коммерческой тайны.

 

Бюджетные субсидии могут выделяться с учётом необходимости компенсировать потери потребителей, понесённые в результате отказа от принудительного кроссубсидирования. Субсидии должны направляться адресно потребителям с начала переходного периода.

 



Стеклопакеты XXI века. СНБ. Положение. Офис.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0135
 
Яндекс.Метрика