Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Энергетические ресурсы

Ю. В. Сахарнов - Председатель Правления МАРЭК

 

Уважаемые коллеги!

 

Позвольте от имени Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий – одного из организаторов нынешнего форума - приветствовать участников Межрегиональной Конференции и выразить глубокую признательность Губернатору Саратовской области Дмитрию Федоровичу Аяцкову, Правительству Саратовской области за подготовку и надежду на ее успешное проведение.

 

Вопросы государственного регулирования тарифов на энергетические ресурсы, являющиеся предметом нашей межрегиональной Конференции, следует рассматривать в русле целей и задач, которые определены Планом Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.

 

Необходимость проведения Конференции вызвана быстро изменяющимися экономическими условиями развития государства, требованиями эфф. развивающихся секторов реального производства. Экономические и социальные сдвиги в стране возможны только вследствие активной экономической политики руководства регионов и воздействия государства на формирование правовой базы финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, привлечение капитала на общероссийский рынок, поддержки инновационной стратегии на федеральном и региональном уровнях.

 

Раскрыть имеющийся производственный и научно-технический потенциал – это кардинальная задача и решимость российских промышленников и предпринимателей. Юбилейный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), прошедший 6 октября с.г. в г. Москве, подтвердил этот настрой. Необходимо радикально обратиться к хозяйственной модели, строящейся на сугубо региональном подходе, который бы ни в коей мере не сдерживал автономное развитие региональной экономики, на максимально органичном развитии тех экономических потенциалов, которые более всего соответствуют данному региону и принципам максимальной эффективности. В противном случае, как это имеет место, многие сектора промышленности предоставлены сами себе и обречены на деградацию и вымирание.

 

Межрегиональная ассоциация региональных энергетических комиссий, осуществляя в соответствии с Уставом решение задач разработки и реализации единой тарифной политики на федеральном и региональном уровнях, нормативно-методических основ цикла регулирования естественных монополий топливно-энергетического комплекса для повышения эфф. производства и потребления энергетических ресурсов, обобщая опыт регионов, способствующий наращиванию скорости реформирования экономики, перехода всех регулирующих органов на профессиональную основу, подготовила и провела в конце 1 квартала т.г. совместно с РАО ”ЕЭС России”, при участии ФЭК России, других заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций Конференцию с рассмотрением вопросов теплоснабжения и формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию от ТЭЦ регионов России.

 

Были обсуждены узловые проблемы и принципы: тенденций развития потребительских рынков и федерального (общероссийского) оптового рынка энергии и мощности и новой концепции теплофикации как составной части единого электроэнергетического комплекса России; формирования и регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, транспорт и распределение тепла от ТЭЦ и котельных; энергосберегающей и тарифной политики в электроэнергетике; введения многоставочных тарифов и организации коммерческих измерений; организационно - правовых вопросов регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию и стоимости услуг по передаче энергии по тепловым сетям.

 

В связи с этими проблемами возникла необходимость рассмотрения ценовой политики, сложившейся в последние годы в газовой отрасли, которая не стимулирует ее развитие, увеличение добычи газа и развитие внутренней сети газораспределения. С 1 октября 1996 г. по 1 ноября 1999 года внутренние оптовые цены на газ не изменялись, в то время как цены на нефтепродукты значительно возросли. Только за 1999 год они увеличились более чем в 3 раза. В результате этого газ постоянно обесценивался, при действующих регулируемых государством ценах он оказался самым дешевым энергоносителем в стране, что привело к перекосам цен на взаимозаменяемые виды топлива. Соотношение цен на энергетический уголь, газ и мазут составляет в настоящее время в пересчете на условное топливо 1: 0,8 : 4,1 вместо экономически оправданного соотношения 1: 1,6: 1,7.

 

На протяжении последнего десятилетия добыча угля в России постоянно снижалась: с 396,3 млн.тонн в 1990 году до 249,1 млн.тонн в 1999 году (снижение составило 147 млн.тонн или 37%). Доля угля в общей структуре производства топлива за этот период снизилась с 23,5% до 18,3%, производство мазута упало фактически вдвое (на 48%). Добыча газа также снижалась, но более низкими темпами, в связи с чем удельный вес газа в общей структуре производства топлива за этот период вырос с 64,5% до 73,9%. Поэтому все топливо-потребление в этот период было ориентировано на увеличение использования газа. Эта тенденция заложена и в прогноз социально-экономического развития топливно-энергетического комплекса до 2002 года.

 

Итоговым результатом Конференции явились меры РАО “ЕЭС России” по экономичности природного газа, оптимизации топливного баланса и управления дочерними компаниями в этом направлении.

 

На межрегиональной Конференции в начале июня т.г. в г. Москве проанализированы вопросы ценообразования и формирования тарифов на энергетические ресурсы и проблемы обеспечения потребителей природным газом.

 

В работе конференции приняли участие руководители, ученые, специалисты газовой и электроэнергетической отраслей, крупных предприятий – потребителей газа и энергии, региональных энергетических комиссий субъектов Российской Федерации, Минэнерго России, МАП России, Федеральной энергетической комиссии России, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, МАРЭК, ОАО “Газпром” и других заинтересованных организаций. Заслушаны и обсуждены доклады по вопросам перспективного развития газовой и электроэнергетической отраслей промышленности, политики формирования цен и тарифов на газ и другие виды первичных топливно-энергетических ресурсов (мазут, уголь), повышения эфф. их использования и стимулирования объемов добычи газа, налоговой политики, привлечения инвестиций для развития и обеспечения устойчивой работы систем газоснабжения и энергетики, необходимости усиления работ в направлении газо- и энергосбережения, совершенствованию системы метрологического обеспечения измерений расхода и качества топливно-энергетических ресурсов, законодательной и нормативной базы государственного регулирования цен и тарифов, и другие вопросы.

 

Учитывая, что темпы экономического роста России в ближайшей перспективе в значительной мере будут определяться уровнем добычи и эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, сложившийся ценовой диспаритет на уголь, газ, мазут не стимулирует экономное и эффективное использование газа, вытесняет из топливного баланса уголь и мазут, разрушает рынок энергоносителей, отрицательно сказывается на финансовом состоянии газовой отрасли, сдерживает привлечение инвестиций.

 

Требуется коренное улучшение ценового и тарифного регулирования в топливно-энергетическом комплексе, обеспечение разработки на среднесрочную перспективу ежегодных топливно-энергетических балансов, включая отдельные балансы электроэнергии, газа, угля, и нефти в целом по России, отдельным экономическим районам и регионам, которые бы определяли государственную политику в использовании основных видов топлива.

 

Согласно решению Конференции МАРЭК обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации поручить Минэнерго России осуществлять координацию работы по совершенствованию законодательных и нормативных актов антимонопольного характера, разработать комплексную систему мер, направленную на приведение и поддержание экономически обоснованных ценовых соотношений на взаимозаменяемые топливно-энергетические ресурсы, разработать согласованные с администрациями субъектов Российской Федерации программы обеспечения газом на среднесрочный период.

 

Итоговым результатом стало решение Правительства Российской Федерации на заседании 5 октября 2000г. при утверждении Положения о Минэнерго России, в котором ему поручено координировать деятельность всех федеральных органов исполнительной власти в отраслях ТЭК.

 

МАРЭК обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о принятии федеральных законов:

 

- о создании межотраслевого внебюджетного инвестиционного фонда энергосбережения и развития предприятий ТЭК для разработки с участием предприятий машиностроения и оборонного комплекса новых технологий и техники;

 

-попр * к закону “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, к разделу “Энергоснабжение” Гражданского кодекса РФ в целях оказания правовой поддержки конкуренции поставщиков энергии;

 

- попр * к закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в целях создания механизма ограничения цен на альтернативные виды топлива;

 

Попр * к закону “О естественных монополиях” в части включения продуктопроводов углеводородного сырья, продуктов его переработки в перечень естественных монополий.

 

Работа в этом направлении продолжается.

 

Следует так же раз отметить, что создание МАРЭК было вызвано переходом региональных энергетических комиссий на профессиональную основу, подготовкой квалифицированных кадров по разработанной Ассоциацией Программе совместно с Российской Академией предпринимательства, организацией специализированной кафедры по вопросам государственного регулирования естественных монополий, подготовкой и переподготовкой кадров по разнообразным другим направлениям экономической деятельности. Не использовать этот потенциал в регионах, на предприятиях, акционерных компаниях было бы, на наш взгляд, не дальновидно.

 

Целесообразно обратить внимание участников Конференции, что вопросы накопления и обмена информацией, дискуссий по всему кругу затрагиваемых вопросов, выработка оптимальных предложений могут быть реализованы в полной мере в издаваемом МАРЭК журнале “Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация”.

 

Наша на данный моментшняя Конференции в г. Саратове должна рассмотреть 3 группы узловых вопросов:
- нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и природный газ и направления ее совершенствования, которая адекватно отвечала бы на все изменения и подчинялась логике экономического развития государства;
- совершенствование методических подходов к расчету тарифов, включая проблемы ценовых соотношений на энергоресурсы на внутреннем и внешнем рынках, диспаритета этих соотношений;
- опыт регионов по вопросам государственного регулирования тарифов и энергообеспечения.

 

В заключении необходимо отметить, что итоговая задача нашей Конференции – поставить энергетические ресурсы, весь имеющийся промышленный потенциал на службу повышения эфф. и модернизацию экономики Российской Федерации.

 

Спасибо за внимание, желаю успехов всем участникам Конференции.

 



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. Применение ТН на предприятиях пи. Оценочные расчеты в энергетике отопления помещений и сравнение со стандартами энергосбережения развитых стран. Опыт применения поршневых двигат.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0157
 
Яндекс.Метрика