Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Теплоизоляция и экономия энергии Как стимулировать энергосбережение
На на данный моментшний день главной проблемой отечественного энергосбережения остается отсутствие экономического стимулирования. И хотя Госкомэнергосбережение неоднократно предпринимало попытки внедрения «экономического механизма энергосбережения», в силу ряда причин воз и ныне там. Впрочем, кое-что уже сделано: в тариф водоканалов введена так называемая инвестиционная составляющая, величина которой определяется соответствующим решением местных советов. Решения эти зачастую связаны с повышением тарифов, поэтому они однозначно непопулярны и нежелательны в канун выборов. А поскольку выборы у нас носят перманентный характер, то, по понятным причинам, мало где этот механизм был внедрен, а там, где это произошло, местным властям пришлось вести затяжные оборонительные бои местного значения.
В настоящее время для перевода энергосбережения в Украине в практическое русло подкомитетом по энергосбережению Верховной Рады Украины разрабатывается законопроект с рабочим названием «О деятельности в области энергоаудита».
В основу разрабатываемого закона положены адаптированные к энергоаудиту важнейшие положения Закона Украины «Об аудиторской деятельности». Так, в своей деятельности энергоаудиторы обязаны соблюдать этические стандарты и избегать конфликта интересов. Энергоаудиторские фирмы должны ограничиваться в своей деятельности только предоставлением услуг в области энергоаудита, экспертизы, консалтинга и бизнес-планирования в области энергосбережения. Допускается также участие энергоаудиторских фирм в создании на предприятиях служб энергоменеджмента, т. е. подразделений, которые занимаются вопросами энергосбережения на постоянной основе. Для обеспечения независимости энергоаудиторских фирм право решающего голоса в них (50% + 1 акция) должно принадлежать энергоаудиторам. Если энергоаудиторская фирма заключила дилерское или иное соглашение с фирмой — производителем оборудования, это должно быть указано в договоре на проведение энергоаудита (т.е. заказчик энергоаудита должен быть проинформирован о наличии такого соглашения). Так поступают, например, некоторые крупные зарубежные компании, которые создают в своем составе энергосервисные компании (ESCO), занимающиеся проведением энергоаудита. Правда, заключения таких ESCO не могут являться основанием для предоставления налоговых льгот.
Вопросы «конфликта интересов» и независимости энергоаудиторов особенно актуальны после серии корпоративных скандалов в США, когда, к примеру, при проведении финаудита компании ENRON аудиторская фирма Arthur Andersоn, кроме собственно финансового аудита, оказывала консалтинговые услуги по минимизации налогообложения, «оптимизации отчетности» и т.д. Стоимость консалтинга при этом многократно превышала стоимость аудита. В конечном итоге компания ENRON обанкротилась.
Во избежание «конфликта интересов» орган, занимающийся вопросами лицензирования и сертификации энергоаудиторской деятельности, не должен быть непосредственно подчинен Госкомэнергосбережению. В законопроекте во избежание возможных злоупотреблений достаточно подробно описаны процедуры проведения тендеров для определения исполнителей энергоаудитов и конкретные критерии принятия решений, которые максимально исключают «телефонное» и подобное «право».
По результатам хозяйственной деятельности предприятиям с учетом рекомендаций энергоаудита могут буть предоставлены налоговые льготы, что позволит воплотить в жизнь «экономический механизм энергосбережения» (о варианте такого механизма «ЗН» уже рассказывало).
Еще в Законе Украины «Об энергосбережении» предусмотрено создание фонда и принятие мер, стимулирующих энергосбережение. Но, к сожалению, схема реализации такого подхода в этом законе отсутствует. Попытки же применить в качестве механизма налоги и штрафы не нашли поддержки.
Впрочем, согласно предписаниям Госинспекции по энергосбережению за нерациональное использование энергоресурсов назначаются штрафные санкции. но более рациональным может оказаться предоставление налоговых и других льгот фирмам, внедряющим энергосберегающее оборудование и технологии. Правда, один и тот же тип оборудования и технологии в одном случае может привести к получению экономического эффекта, а в другом — нет. И эту проблему также надо решать. Поэтому в законопроекте предлагается предоставлять налоговые льготы только в случае, если в течение года предприятие не снизило объемов производства, уменьшив при этом долю затрат на энергоресурсы. Под льготное налогообложение подпадала бы часть прибыли, полученная за счет снижения затрат на энергоресурсы. Как ни странно, государству это позволит по меньшей мере не снизить налоговые поступления, а с учетом НДС и других налогов вследствие роста объемов производства доходы бюджета даже увеличатся. Льготы могли бы предоставляться на год, по окончании которого поступления от налогов существенно возрастут. Сэкономленные средства целевым назначением (например, через Госказначейство) использовались бы только на реализацию рекомендованных в отчете по энергоаудиту технических и организационных мероприятий. Если же мероприятия не дали ожидаемого эффекта, в следующем году предприятие не получит запланированного снижения расходов на энергоресурсы, а значит, и налоговых льгот.
Что это даст отечественному энергосбережению? Во-первых, таким способом заказы будут получать энергоаудиторы, предлагающие реальные проекты, в том числе и беззатратные (организационные) мероприятия. Будет простимулировано создание на предприятиях системы энергоменеджмента. Во-вторых, это приведет к уменьшению использования импортных энергоносителей и не будет провоцировать увеличение внешнего долга Украины по этой аналитической статье. В-третьих, предприятия будут заинтересованы в реализации именно быстроокупаемых (в течение года) проектов, что весьма важно при нынешнем дифиците дешевых кредитных ресурсов. В-четвертых, предприятиям будет выгодно переходить на выпуск неэнергоемких видов продукции, и будет стимулироваться структурная перестройка производства.
Хотелось бы, чтобы благодаря принятию законопроекта «О деятельности в области энергоаудита» появилась принцип. возможность проконтролировать энергетическую составляющую тарифов энергокомпаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Это поможет установить обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, и на воду, водоотведение, услуги городского транспорта и т.д. население, промышленность и сельское хозяйство не платили бы больше, чем действительно потребили, а предприятия, подпадающие под тарифное регулирование (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт) получили бы принцип. возможность нормально функционировать и развиваться.
Реформа ЖКХ призвана учитывать интересы всех категорий граждан России. Результаты экспертного опроса по проблемам реформирования ЖКХ городов Сибири и Дальнего Востока. Экономически эффективные окна. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ. На главную Теплоизоляция и экономия энергии 0.0034 |
|